Российско-американские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:32, курс лекций

Описание работы

Начало освоения русскими северо-западного побережья Америки.
Русская морская экспедиция, возглавляемая В. Берингом, достигла острова Св. Лаврентия.. Начало русской миграции в Америку датируется концом 40-х гг. ХVIII в., когда россияне осваивали побережье Аляски и создали свое центральное поселение на острове Кадьяк. С этого времени и до того, как Аляска была передана США, число русских в Америке постоянно увеличивалоськие отношения

Файлы: 1 файл

РАО.docx

— 90.90 Кб (Скачать файл)

• 1969, 17 ноября, Хельсинки: начало переговоров между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений.

• 1971, 30 сентября, Вашингтон, подписаны:

• Соглашение между СССР и США о мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР-США;

• Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.

• 1972

• 11 апреля: подписано очередное Соглашение между СССР и США об обменах и сотрудничестве в научной, технической, образовательной, культурной и других областях.

• 22-30 мая: визит Никсона в СССР (первый официальный визит действующего президента США в Москву за всю историю отношений). Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с Р. Никсоном. В ходе встречи подписаны:

(Договор по ПРО;ОСВ-1;различные_соглашения_по_сотрудничеству.

• 18 октября, Вашингтон, подписаны_экономические_соглашения.

30 сентября 1971 г. в Вашингтоне  было подписано бессрочное советско-американское  Соглашение о мерах по уменьшению  опасности возникновения ядерной  войны между СССР и США. Это  был первый документ после  карибского кризиса 1962 г., в котором  фиксировались правила поведения  сторон в случае возникновения  «ядерной тревоги».

Во время второго визита президента Р.Никсона в Москву в июне 1974 г. специальным советско-американским протоколом число районов, разрешенных для размещения систем ПРО, было сокращено..

Во время визита Р.Никсона в Москву 29 мая 1972 г. был также подписан важный документ, называвшийся «Основы взаимоотношений между СССР и США». В нем было сформулировано 12 принципов, которыми намеревались руководствоваться оба государства в своих взаимоотношениях. В концептуальном отношении «Основы взаимоотношений СССР и США» были важнейшим документом, так как США впервые официально согласились с советской идеей мирного сосуществования, положительно отзываться о которой до тех пор американская сторона уклонялась.

Так, 22 июня 1973 г. в Вашингтоне во время пребывания в США Л.И.Брежнева было подписано бессрочное Соглашение о предотвращении ядерной войны.

Во-первых, соглашение 1973 г. было по смыслу более широким, чем  соглашение 1971 г.

Просчетом советской внешней  политики было решение о размещении ракет среднего радиуса в Европе. Принятое в середине 70-х гг., решение  дестабилизировало обстановку и  стратегическое равновесие. В ответ  на призыв Запада не размещать ракеты советское военное и политическое руководство, наоборот, объявило об их модернизации. В результате страна оказалась втянутой в изнурительную  гонку вооружений, что существенно  отразилось на социально-экономическом  развитии Советского Союза и на его  международном авторитете. На этом фоне наша традиционная политическая и общественная деятельность в пользу мира и разоружения потеряла свою убедительность. Тем более что  во второй половине 70-х - начале 80-х гг. СССР в той или иной форме принимал участие в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали, Йемене, вооружал «прогрессивные», с точки зрения советского руководства, режимы в Ираке, Ливии и ряде стран, не пользовавшиеся высокой репутацией.

Крупнейшей внешнеполитическое ошибкой советского руководства  стало вмешательство во внутриполитическую борьбу в Афганистане и оккупация  страны в декабре 1979 года. Навязывание  схем социально-политического развития было обречено на провал, затяжные военные  действия обескровливали и без того неэффективную советскую экономику. Большинство стран мира осудили  недальновидную, бездарную внешнюю  политику СССР.

  1. «Второе издание» Холодной войны.  
    Программа СОИ и СССР. 
    Новое обострение наступило в 1979 году в связи с вводом советских войск в Афганистан, что на Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. Обострение достигло пика осенью 1983 г., когда советскими силами ПВО был сбит южнокорейский гражданский авиалайнер. Президент США Рональд Рейган назвал СССР «империей зла».

В 1983 году США разместили на территории ФРГ, Великобритании, Дании, Бельгии и Италии баллистические ракеты средней дальности «Першинг-2»  в 5-7 минутах подлета от целей  на европейской территории СССР и  крылатые ракеты воздушного базирования. Параллельно в 1981 году в США началось производство нейтронного оружия «Ланс». Предполагали, что это оружие может быть использовано для отражения наступления войск Варшавского договора в Центральной Европе. США также начали разработку программы «звёздных войн»; обе эти широкомасштабные программы крайне беспокоили советское руководство, тем более что у СССР, не было средств для адекватного отпора в космосе.

В ответ в ноябре 1983 года СССР вышел из проходивших в Женеве переговоров по евроракетам. Андропов заявил, что СССР разместит оперативно-тактические ракеты-носители ядерного оружия на территории ГДР и ЧССР и выдвинет советские атомные подводные лодки ближе к побережью США. В 1983—1986 гг. советские ядерные силы и система предупреждения о ракетном нападении находились в состоянии повышенной боевой готовности.

В1981 году советские разведслужбы  начали РЯН — наблюдение за возможной  подготовкой стран НАТО к началу ограниченной ядерной войны в  Европе. Тревоги советского руководства  вызвали учения НАТО «Able Archer» — в СССР опасались, что под их прикрытием НАТО готовится к запуску «евроракет» по целям в странах Варшавского договора. Аналогично в 1983—1986 гг. военные аналитики стран НАТО опасались, что СССР нанесет упреждающий «разоружающий» удар по местам базирования «евроракет».

Пришедший к власти в СССР в 1985 году М. С. Горбачёв с самого начала взял курс на улучшение отношений  с США и Западом, однако, поначалу он действовал в духе «разрядки» 70-х, выдвигались новые громкие мирные инициативы, но при этом внешняя  политика оставалась довольно жёсткой. В 1985-86 гг. произошли несколько советско-американских дипломатических скандалов, завершившихся  высылкой дипломатов с обеих сторон. Когда в мае 1986 года США только намекнули на возможность выхода из ОСВ-2, СССР заявил, что в этом случае примет «практические меры по недопущению  нарушения стратегического паритета».

Стратегическая оборонная  инициатива — объявленная Рейганом долгосрочная программа научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ. Основной целью СОИ - создание научно-технического задела для разработки широкомасштабной системы ПРОс элементами космического базирования, исключающей или ограничивающей возможное поражение наземных и морских целей из космоса. Программа выглядела настолько невероятной по своим целям и методам их достижения, что средства массовой информации  окрестили её программой «Звёздных войн.

Её конечные цели — завоевание господства в космосе, создание противоракетного «щита» США для надежного прикрытия  всей территории Северной Америки посредством  развертывания нескольких эшелонов ударных космических вооружений, способных перехватывать и уничтожать баллистические ракеты и их боевые блоки на всех участках полёта.

По мнению некоторых военных  специалистов, более точно передающим суть программы названием было бы «стратегическая инициативная оборона», то есть оборона, предполагающая выполнение самостоятельных активных действий, вплоть до нападения.

  1. Перестройка и советско-американские отношения. 
    В середине 1980-х гг. новое руководство СССР решило резко активизировать внешнюю политику, вырвать Советский Союз из международной изоляции. Были определены задачи: достижение всеобщей безопасности и разоружения; укрепление мировой социалистической системы в целом, социалистического содружества; укрепление отношений с освободившимися странами в целом, со странами «социалистческой ориентации; восстановление взаимовыгодных отношений с капиталистическими странами; укрепление международного коммунистического и рабочего движения.

Однако в 1987-1988 гг. в них  были внесены значительные коррективы. Активное участие в определении  и реализации принципов «нового  политического мышления» во внешней  политике СССР принимали министр  иностранных дел СССР Э.А.Шеварднадзе, А.Н.Яковлев, послы СССР и США.

НПМ во внешней политике явилось попыткой реализации «идей  перестройки» на международной арене. Основные принципы НПМ сводились  к следующему: отказ от вывода, что  современный мир расколот на две  противоположные общественно-политические системы — капиталистическую  и социалистическую и признание  современного мира единым, взаимозависимым; отказ от убеждения, что безопасность современного мира держится на балансе  сил двух противоположных систем, и признание баланса интересов  в качестве гаранта этой безопасности; отказ от приниципа пролетарского, социалистического интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими.

Новые приоритеты советской  внешней политики: деидеологизация  межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных  проблем, совместное строительство  «общеевропейского дома» и единого  европейского рынка, войти в который  планировалось в начале 1990-х гг.

Курс к безъядерному миру последовательно проводился в ходе советско-американских встреч на высшем уровне. Они были возобновлены в  ноябре 1985 г. и стали ежегодными. Встречи способствовали уничтожению образа врага, налаживанию всесторонних отношений и привели к подписанию договор по РСМД (ракетам средней и малой дальности,1987). Впервые был начат поворот от гонки вооружений к разоружению через уничтожение целого класса оружия. В июле 1991 г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Это был второй договор, предусматривавший ликвидацию части ядерного оружия.

В 1987 г. в ходе переговоров  М.С.Горбачева с Р.Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. С 1989 г. по 1991 г. помощь просоветскому правительству Кабула Советский Союз оказывал главным образом в виде оружия, боеприпасов и проводольствия.

С 1987 года накал противостояния США и СССР начал резко снижаться, и за последующие 2-3 года конфронтация полностью сошла на нет. Однако ослабление противостояния было достигнуто во многом за счёт уступчивости советского руководства; в частности, не препятствовали объединению Германии. Старые предложения об одновременном роспуске ОВД и НАТО были забыты, после непродолжительных переговоров М.Горбачев и Э.Шеварднадзе согласились со включением бывшей ГДР в НАТО.

21 ноября 1990 года в Париже  была подписана так называемая  «Хартия для новой Европы»,  провозгласившая фактический конец  полувекового противостояния двух  систем и начало новой эры  «демократии, мира и единства».  Весной 1991 года были распущены  Организация Варшавского договора  и СЭВ. Были выведены советские  войска из Польши, Чехословакии  и Венгрии.

  1. Российско-американские отношения 1990-х годов.  
    Военно-техническое сотрудничество. 
    Первой и очень существенной проблемой российско-американских отношений в начале 90-х годов стал вопрос статуса обеих. Признавая Россию правопреемницей распавшегося Советского Союза, определенные круги в США пытались распространить на нее статус побежденного в холодной войне СССР, , а себя объявить победителем. При этом они как бы забывали о таких факторах, как ядерный и ракетный потенциал, геостратегическое положение, людские и природные ресурсы, промышленный, технический и технологический потенциал России, ее дипломатический престиж, статус постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника ОБСЕ, широко развитые связи почти со всеми государствами мира и т.д.

Надо, однако, отдать должное  американским государственным деятелям администрации, которые, желая извлечь  определенные выгоды из того, что США  стали единственной сверхдержавой  мира, все же понимали при этом невозможность  игнорирования России.

Развивающееся американо-российское сотрудничество сделало возможным  активизацию Совета Безопасности ООН  и МАГАТЭ, создание новых механизмов контроля за нераспространением оружия массового уничтожения, контроль за использованием плутониевого сырья. Было подписано также соглашение Группы поставщиков ядерных материалов по экспорту технологий двойного применения.

В январе 1992 г. НАСА обратились к администрации Буша с призывом провести с российским правительством переговоры относительно полномасштабного сотрудничества двух стран в области  освоения космоса, которое явилось  бы продолжением американо-советских  программ. Министр обороны США  Р.Чейни не исключал даже возможности обменов с Россией технологическими разработками в области СОИ. Сам факт появления такого заявления был свидетельством благоприятного отношения к России. Достижения российских ученых и специалистов были столь большими, что уже в конце марта 1992 г. Вашингтон отменил свой запрет на экспорт и импорт передовой технологии из России и в Россию. Вашингтон надеялся получить определенную степень контроля за развитием российских достижений в области ядерной энергетики и ракетостроения, предотвратить их продажу или утечку в другие, в том числе "недружественные" государства. Важным моментом оставалось также стремление американского руководства сэкономить собственные средства, применяя российские ракеты и ядерные установки для исследования космоса, создания атомных реакторов, снабжения их плутониевым горючим и т.п.

Налаживанием российско-американских деловых связей занялись в первой половине 90-х годов Совет по торгово-экономическому сотрудничеству СНГ-США (СТЭС), Американо-российский деловой совет и Американская торговая палата в России. Как отметил председатель Совета директоров СТЭС А.Вольский, американские предприниматели сдержанно относятся к идее расширения своего бизнеса в России и других странах СНГ.

Параллельно с экономическими отношениями между РФ и США, то в унисон, то вразрез с ними, развивались  и военные контакты. Важным эпизодом в создании атмосферы доверия  между двумя государствами стала  достигнутая ими в декабре 1994 г. договоренность "в принципе" об обмене в следующем году секретной  информацией о размерах и составе  их ядерных арсеналов.

Одновременно с достижением  этой договоренности, реализация которой  оставалась делом будущего, очевидно, в качестве жеста "доброй воли" российский самолет доставил на военную  базу в Алабаме образцы советского противовоздушного и противоракетного оборудования, которое представляла значительный интерес для американских специалистов.

Информация о работе Российско-американские отношения