Российско-американские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:32, курс лекций

Описание работы

Начало освоения русскими северо-западного побережья Америки.
Русская морская экспедиция, возглавляемая В. Берингом, достигла острова Св. Лаврентия.. Начало русской миграции в Америку датируется концом 40-х гг. ХVIII в., когда россияне осваивали побережье Аляски и создали свое центральное поселение на острове Кадьяк. С этого времени и до того, как Аляска была передана США, число русских в Америке постоянно увеличивалоськие отношения

Файлы: 1 файл

РАО.docx

— 90.90 Кб (Скачать файл)

Что касается вождей Белого движения, то в своей внешнеполитической деятельности А. И. Деникин, А. В. Колчак и другие делали ставку на построение союзнических взаимоотношений с  Англией, Францией, позднее — с  США и Японией. Возглавившие Белое  движение представители императорского генералитета стремились к выполнению обязательств, принятых русским правительством перед Антантой ещё в годы Первой мировой войны (например, воссоздание  противогерманского и противобольшевистского Восточного фронта) и ожидали адекватного ответного шага со стороны западных стран в деле восстановления в России законного порядка и её территориальной целостности. И такое содействие со стороны держав Согласия русским генералам было обещано[5].

США и интервенция

В апреле 1919 года, в том  числе, исходя из поступавших в Главный  штаб армий Верховного Правителя  донесений от военных агентов  в Америке, Китае и Японии, колчаковская разведка располагала данными о том, что США, ведя борьбу с Японией на Дальнем Востоке, натравливают Китай как против Японии, так и против Белой Сибири и правительства А. В. Колчака. По мнению аналитиков белой спецслужбы, Америка с ее тенденциями мирового господства представляла наибольшую опасность для России. В этой связи Симонов предлагал «очень осторожно относиться к Америке», удалив «все лишнее с нашей территории», прежде всего Христианский союз молодых людей. Колчаковская разведка, конечно, не могла знать, что в 1919 г. государственный департамент США составил карту России, на которой за нашей страной оставалась лишь Среднерусская возвышенность, а все остальные территории должны были „отойти“ к США, Англии, Франции, Японии и другим „партнерам“ Америки.

В приложении к этой карте  говорилось: „Всю Россию следует разделить  на большие естественные области, каждая со своей особой экономической жизнью. При этом ни одна область не должна быть достаточно самостоятельной, чтобы  образовать сильное государство“[51]

Предугадывал устремления  США колчаковский разведчик капитан Титов, считавший необходимым пойти на некоторые уступки концессионного характера в отношении Японии, а также восстановить старые договоры с Китаем и Монголией. Однако, по мнению к.и.н. Кирмеля, донесения разведки вряд ли могли оказать влияние на политику А. В. Колчака, не скрывавшего своей антипатии к Японии и считавшего её врагом России и симпатизировавшего при этом США

Итоги Гражданской войны  в России:

• разгром всех антисоветских, антибольшевистских сил, поражение  Белой армии и войск интервентов;

• сохранение, в том числе  силой оружия, значительной части  территории бывшей Российской империи, подавление попыток ряда национальных регионов отделиться от Республики Советов;

• свержение национальных правительств на Украине, в Белоруссии и Молдавии, на Северном Кавказе, в  Закавказье (Грузии, Армении, Азербайджане), в Средней Азии, а затем в  Сибири и на Дальнем Востоке, установление там советской власти. Это фактически заложило основы созданного в 1922 г. федеративного  государства — СССР.

• Победа в Гражданской  войне создавала геополитические, социальные и идейно-политические условия  для дальнейшего укрепления большевистского  режима. Она означала победу коммунистической идеологии, диктатуры пролетариата, государственной формы собственности  и смела те тенденции, которые  вели Россию на западный путь развитии.

  1. Деятельность Американской администрации помощи (ARA) в голодающей России. 
    Американская администрация помощи (ARA) — формально негосударственная организация в США, существовавшая с 1919 года до конца 1930-х годов,  активную деятельность она вела до середины 1920-х.  
    Задачи
  • «остановке большевизма в странах Европы посредством продовольствия — поскольку большевизм — это голод и хаос (Вудро Вильсон)». 
  • квотированная продажа продовольствия и товаров, накопленных в США в качестве военных запасов, с целью избежания обрушения цен на него.

Наиболее известна своим  участием в оказании помощи Советской  России в ликвидации голода 1921—1923 годов, хотя фактически под ее эгидой действовало  до 15 различных религиозных, общественных и национальных организаций США.

В ответ на просьбу Максима  Горького об оказании помощи России направленную в 1921 Гувер направил ответное открытое письмо в котором указал ряд обязательных условий которые необходимо выполнить.

20 августа 1921 года, АРА  подписало в Риге договор о  помощи с Литвиновым. Помощь АРА  предназначалась исключительно  для детей и больных, определяемых  АРА. Пищу в столовых могли  получать дети в возрасте до 14 лет, прошедшие медицинское  обследование и признанные голодающими.  Каждый ребенок, прикрепленный  к столовой АРА, должен был  иметь специальную входную карточку, на которой делались специальные  пометки о посещении столовой. Горячий обед выдавался в строго  определенное время. Порция должна  была быть съедена в столовой.

Американское судно «Феникс» с продовольствием прибыло в  Петроград 1 сентября 1921 года, а 6 сентября открылась первая столовая АРА в  Советской России — в Петрограде. Четыре дня спустя в Москве открылся питательный детский пункт.

19 октября с АРА подписывается  договор о продуктовых и вещевых  посылках.. Каждый живущий за пределами пораженной голодом страны, кто желал оказать помощь, покупал продуктовый купон за 10. Затем купон посылался по почте через АРА в страну голода, где АРА находила человека-получателя, которому предназначалась посылка. Получатель относил купон в ближайший склад АРА и обменивал его на продуктовую посылку. (Вещевая посылка стоила не 10, а 20 долларов).

22 декабря Конгресс США  после длительных дебатов одобрил  выделение 20 млн долларов для  закупки продуктов у американских  фермеров для советской России. Гуверу удалось убедить конгрессменов  принять решение о расширении  помощи.. Он смог убедить законодателей,  что помогать можно без официального  признания советского правительства.

30 декабря 1921 года в  Лондоне нарком внешней торговли  Л. Б. Красин от имени правительства  РСФСР подписал соглашение с  АРА о питании взрослого голодающего  населения. Реальная помощь со  стороны Американской администрации  помощи стала поступать в декабре  1921 г. — январе 1922 г.

20 и 24 января 1922 года Конгресс  США одобряет программу медицинской  помощи и порядок ее предоставления. Решение Конгресса о выделении  дополнительной помощи Советской  России (24 млн долл. на покупку  зерна и медикаментов) способствовало  расширению программы деятельности  в десять раз — до 10 млн чел., включая взрослых.

Медикаменты были получены из невостребованных военных запасов, так противотифозные наборы ранее  принадлежали Американской, Британской, Французской и даже Немецкой армиям.

К осени 1922 года АРА закупает белье и обувь невостребованную армией США для раздачи ее в  Советской России.

До конца 1922 года усилиями входящих в АРА организации была оказана помощь более 10 млн человек.

Программа АРА была прекращена к лету 1923 года — 4 июня АРА направило  письмо советскому правительству о  том что согласно ее данным продовольствия в СССР достаточно.

Помимо продовольственной  помощи АРА также оказывало помощь в налаживании медицины, вакцинации и борьбы с вспыхнувшими эпидемиями. Представительства АРА были открыты  в общей сложности на территории 38 губерний РСФСР.  
В пик активности на АРА работало 300 американских граждан и более 120 тысяч человек нанятых в советских республиках.

  1. Экономическое сотрудничество в годы непризнания. 
    На протяжении 20-х годов правительство США проводило политику, препятствующую установлению дипломатических отношений с СССР. Госсекретарь Хьюз в 1923 г. мотивировал, что Советское правительство аннулировало внешние займы и долговые обязательства, экспроприировало иностранную частную собственность ведет пропаганду и подрывную деятельность ради «свержения существующих правительств во всем мире». В ежегодном послании конгрессу президента США Кулиджа от 6 декабря 1923 г. содержались те же доводы в пользу отказа от признания и говорилось, что только пересмотр Советским правительством своей позиции по этим пунктам может создать условия для изменения политики США.

14 апреля 1928 г. в заявлении  госсекретаря Келлога, в антисоветском  духе, по существу были повторены  те же самые ультимативные  требования к СССР в качестве  платы за признание, что и  в рассмотренном заявлении Хьюза  18 декабря 1923 г. Полностью отвергался всякий положительный опыт ряда европейских стран в области развития политических и экономических отношений с Советским государством и проводилась мысль о бесперспективности любых переговоров для урегулирования спорных вопросов.

Некоторая эволюция политики правительства США отмечалась в  сфере экономических отношений  с СССР. Поначалу правительство США  явно недооценило возможностей Советов в деле восстановления и роста народного хозяйства страны, и не видело особых выгод в развитии торгово-промышленных связей. По словам Г. В. Чичерина (январь 1925 г.), аргументом Хьюза служило утверждение, что будто Советская республика представляет в экономическом отношении пустое место. Г. Гувер, также повторял тезис об «экономической пустоте».

«Основой политики госдепартамента  в области торговли –  правительство США не должно ни поддерживать частные отношения и деловые связи в области торговли с Советским Союзом, ни вмешиваться в них». Однако политика «невмешательства» с Советским государством никогда в чистом виде не проводилась. К осени 1925 г., восстановление народного хозяйства СССР достигло весьма внушительных успехов, стабилизировалась его финансовая система, возрос внешнеторговый оборот, США начали пересмотр оценок экономических возможностей Советского государства как партнера в области коммерческих связй. Этому способствовал сдвиг в торговых отношениях двух государств: в 1924/25 хозяйственном году по сравнению с предыдущим 1923/24 г. торговый оборот между двумя странами, а также импорт СССР из США выросли примерно в 4 раза.  США  в  этом году вышли  на  первое  место  во  всем  импорте Советского Союза.

Правительство США стало  более благосклонно относиться к  инициативе американских фирм и обществ, заключавших сделки с советскими экономическими ведомствами. Однако политика непризнания по-прежнему отрицательно сказывалась на развитии хозяйственных связей. Это проявлялось, в частности, в линии госдепартамента по вопросу о кредитовании советских закупок в США.

Официальная  позиция  непризнания  находила  уродливое  проявление в подходе к предоставлению  кредитов советским внешнеторговым  организациям,   которое   реально   увеличило   бы   закупки   СССР   в   США   и принесло бы дополнительную прибыль американским бизнесменам.

Политика США в области  экономических связей с СССР формировалась  не только под воздействием тех установок, которыми руководствовались правительственные  ведомства, и прежде всего госдепартамент и министерство торговли. Важной была позиция финансовых и торгово-промышленных кругов в этом вопросе. По мере восстановления и роста народного хозяйства Советского государства, развития коммерческих связей с его внешнеторговыми организациями деловой мир США все с большим вниманием и интересом относился к такому сотрудничеству.

В 1925 г. расширились торговые отношения. Американская печать писала о широких закупках  оборудования «Амторгом, о заключении концессионного соглашения с А. Гарриманом на разработку марганцевого месторождения в Советской Грузии. Определенное впечатление на деловой мир произвели и все возрастающие закупки хлопка отделением ВТС.  Двойственность и колебания политики по отношению к СССР некоторых крупнейших представителей промышленного и финансового капитала США проявлялись даже чисто организационно.

В конце 1926 г. Американо-русская  торговая палата решила направить представителя. В январе 1927 г. с этой целью в Москву приехал Ч. Г. Смит. Он был принят М. М. Литвиновым, М. И. Фрумкиным, ознакомился с работой Госбанка, Главконцесскома, других экономических ведомств и создал постоянное представительство палаты в СССР. Деятельность Американо-русской торговой палаты имела значение и для координации части делового мира США в пользу нормализации политических и экономических отношений с СССР и для расширения связей между американскими банками, фирмами и советскими хозяйственными организациями.

По мере развития связей двух государств в области торговли, концессионного дела, науки и техники, активизации выступлений значительной части деловых кругов за экономическое  сближение с СССР правительству  США было все труднее доказывать целесообразность и правомерность  политики непризнания. Поэтому постепенно менялась аргументация госдепартамента  относительно политики правительства  США в области экономических  отношений с СССР. С 1925 г. была выдвинута  концепция «торговля без признания».

  1. Культурное взаимодействие периода непризнания.

 

  1. Установление дипломатических отношений между СССР и США. 
    Советский Союз и США подходили к нормализации двусторонних отношений с разных исходных позиций. Для СССР это было естественным политическим развитием, вытекавшим из теоретических положений, о необходимости мирного сосуществования двух противоположных социальных систем. Разразившийся мировой экономический кризис, который поразил наиболее сильно США, возникновение очагов войны в Европе и на Дальнем Востоке, поставили под удар американские внешнеэкономические и политические позиции. Сложилась новая внутриполитическая и международная обстановка. В этих условиях правящие круги США пошли на установление дипломатических отношений с Советским Союзом, не отказываясь в то же время от антисоветизма.

Следует указать на основные причины. Прежде всего вырос авторитет СССР. Шло развитие социализма по всему фронту и в городе, и в деревне. В стране была ликвидирована безработица.

Информация о работе Российско-американские отношения