Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:04, реферат
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений.
TOC o "1-3" Введение......................................................................................... PAGEREF _Toc52090840 h 2
1. Теоретическая часть.............................................................. PAGEREF _Toc52090841 h 4
1.1 Теория малых групп................................................................ PAGEREF _Toc52090842 h 4
1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива........ PAGEREF _Toc52090843 h 5
1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп...... PAGEREF _Toc52090844 h 5
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. PAGEREF _Toc52090845 h 11
1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив.................. PAGEREF _Toc52090846 h 15
1.3.1 Основной принцип человеческого общения.................... PAGEREF _Toc52090847 h 15
1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений......... PAGEREF _Toc52090848 h 16
1.3.3 Проблема общности в социальной психологии.............. PAGEREF _Toc52090849 h 17
1.3.4 Проблемы социальной психологии................................. PAGEREF _Toc52090850 h 17
1.3.5 Понятие единства развития личности и психики человека. PAGEREF _Toc52090851 h 18
1.3.6 Типы конфликтов и их характеристика........................... PAGEREF _Toc52090852 h 18
1.4 Метод социометрических измерений..................................... PAGEREF _Toc52090853 h 19
1.4.1 История метода................................................................. PAGEREF _Toc52090854 h 19
1.4.2 Гипотезы, цели, задачи..................................................... PAGEREF _Toc52090855 h 20
2. Эмпирическая часть............................................................ PAGEREF _Toc52090856 h 20
2.1 Выбор методики..................................................................... PAGEREF _Toc52090857 h 20
2.2 Выбор испытуемых................................................................ 20
2.3 Реализация диагностических мероприятий........................... PAGEREF _Toc52090859 h 21
2.3.1 Ход исследования............................................................. PAGEREF _Toc52090860 h 21
Социоматрица............................................................................ PAGEREF _Toc52090861 h 21
Социограмма............................................................................. PAGEREF _Toc52090862 h 23
2.4 Анализ и обсуждение полученных результатов................... PAGEREF _Toc52090863 h 24
Обработка результатов............................................................. PAGEREF _Toc52090864 h 24
2.5 Выводы по исследованию...................................................... PAGEREF _Toc52090865 h 28
Заключение.................................................................................. PAGEREF _Toc52090866 h 30
Литература................................................................................... PAGEREF _Toc52090867 h 31
TOC o "1-3" Введение......................
1. Теоретическая часть...........
1.1 Теория малых групп............
1.2 Психологическая
1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп...... PAGEREF _Toc52090844 h 5
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. PAGEREF _Toc52090845 h 11
1.3 Теория взаимоотношений
1.3.1 Основной принцип
1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений......... PAGEREF _Toc52090848 h 16
1.3.3 Проблема общности в
1.3.4 Проблемы социальной
1.3.5 Понятие единства развития
личности и психики человека.
1.3.6 Типы конфликтов и их характери
1.4 Метод социометрических
1.4.1 История
метода........................
1.4.2 Гипотезы,
цели, задачи........................
2. Эмпирическая
часть.........................
2.1 Выбор методики......................
2.2 Выбор
испытуемых....................
2.3 Реализация
диагностических мероприятий...
2.3.1 Ход
исследования..................
Социоматрица..................
Социограмма...................
2.4 Анализ и обсуждение
Обработка результатов...................
2.5 Выводы по исследованию........
Заключение....................
Литература....................
Введение
Природа
межличностных отношений в
Вступая в
межличностные отношения
Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике малой группы. Это прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр. Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.
Анализ социальной
ситуации развития позволяет
раскрыть содержание
Эмоционально
– оценочные отношения
Исходя
из этого актуальность данной
темы определяется следующими
аспектами: наше внимание
Цель данной курсовой
работы - попытаться изложить
Курсовая работа имеет три гипотезы: одну основную и две вспомогательных. Основная гипотеза предполагает, что ведущими мотивами взаимоотношений в группе являются деловые мотивы. Первая вспомогательная гипотеза предполагает, что на формирование психологического климата в группе влияет количество участников имеющих неблагоприятный статус в этой группе. Вторая вспомогательная гипотеза предполагает, что на формирование психологического климата в группе влияет половая дифференциация взаимоотношений.
Курсовая работа состоит из двух частей: первая часть -теоретическая. В ней описывается актуальность выбранной темы, выдвигаются гипотезы. Вторая часть - эмпирическая, в ней проводится исследование, обрабатываются результаты, которые подтверждают или опровергают выдвинутые гипотезы.
1.
1.1 Теория малых групп
Теория малых групп
– направление
Исследования малых
групп подразделяются по
В последнее время
деление исследований малых
Исследования малых
групп носят прикладной
Исследования малых групп
чрезвычайно развиты в
1.2 Психологическая
1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп.
Проблема групп, в
которые объединены люди в
процессе своей жизнедеятельнос
Реальность общественных
отношений всегда дана как
реальность отношений между
«Группа - это некоторая
совокупность людей,
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Группы бывают: большими
и малыми, от двух человек и
более, условными и реальными.
Реальные группы делят на
Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.
Социальная психология
предпринимала многократные
Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.