Россия на международном рынке услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:04, реферат

Описание работы

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений.

Содержание работы

TOC o "1-3" Введение......................................................................................... PAGEREF _Toc52090840 h 2

1. Теоретическая часть.............................................................. PAGEREF _Toc52090841 h 4

1.1 Теория малых групп................................................................ PAGEREF _Toc52090842 h 4

1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива........ PAGEREF _Toc52090843 h 5

1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп...... PAGEREF _Toc52090844 h 5

1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. PAGEREF _Toc52090845 h 11

1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив.................. PAGEREF _Toc52090846 h 15

1.3.1 Основной принцип человеческого общения.................... PAGEREF _Toc52090847 h 15

1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений......... PAGEREF _Toc52090848 h 16

1.3.3 Проблема общности в социальной психологии.............. PAGEREF _Toc52090849 h 17

1.3.4 Проблемы социальной психологии................................. PAGEREF _Toc52090850 h 17

1.3.5 Понятие единства развития личности и психики человека. PAGEREF _Toc52090851 h 18

1.3.6 Типы конфликтов и их характеристика........................... PAGEREF _Toc52090852 h 18

1.4 Метод социометрических измерений..................................... PAGEREF _Toc52090853 h 19

1.4.1 История метода................................................................. PAGEREF _Toc52090854 h 19

1.4.2 Гипотезы, цели, задачи..................................................... PAGEREF _Toc52090855 h 20

2. Эмпирическая часть............................................................ PAGEREF _Toc52090856 h 20

2.1 Выбор методики..................................................................... PAGEREF _Toc52090857 h 20

2.2 Выбор испытуемых................................................................ 20

2.3 Реализация диагностических мероприятий........................... PAGEREF _Toc52090859 h 21

2.3.1 Ход исследования............................................................. PAGEREF _Toc52090860 h 21

Социоматрица............................................................................ PAGEREF _Toc52090861 h 21

Социограмма............................................................................. PAGEREF _Toc52090862 h 23

2.4 Анализ и обсуждение полученных результатов................... PAGEREF _Toc52090863 h 24

Обработка результатов............................................................. PAGEREF _Toc52090864 h 24

2.5 Выводы по исследованию...................................................... PAGEREF _Toc52090865 h 28

Заключение.................................................................................. PAGEREF _Toc52090866 h 30

Литература................................................................................... PAGEREF _Toc52090867 h 31

Файлы: 1 файл

меж отн.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

 

2.1             Выбор методики

 

    Методика диагностики  межличностных отношений и межгрупповых  отношений (социометрия) Дж. Морено  выбрана не случайно. Социометрическая  техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Именно такая цель поставлена в курсовой работе.

 

2.3  Реализация диагностических  мероприятий

2.3.1 Ход исследования

 

Социометрическая процедура

 

     Для того чтобы  использовать количественные характеристики  при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия.

 

     Существенное значение  для точности эксперимента имеет  число выборов, которыми располагают  испытуемые. Выборы могут быть  свободными ("Назови тех участников  коллектива, которых ты пригласил бы к себе на день рождения") и фиксированными ("Назови тех пять участников коллектива, которых ты бы пригласил к себе на день рождения").

 

     В обоих случаях  опрашиваемого обычно просят  установить последователь­ность  своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок выборов имеет при анализе характера и закономерностей межличностного общения. В группах до 10-15 человек более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше позволить делать 3-5 выборов.

 

     Социометрическая процедура  требует от экспериментатора  четкого определения критериев  выборов и их количества, исходя  из целей и задач исследования. Результатом этого является карточка  опроса. Её содержание составляет  обращение к испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по заполнению, перечень вопросов, гарантию сохранения тайны ответов, благодарность, шифр.

 

      Ход социометрических  исследований зависит также в  значительной мере от личности  экспериментатора, от его умения  войти в контакт с членами группы, объяснить им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо потратить определенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометрической разминкой.

 

Социоматрица

 

     Результаты ответов  переносят на так называемые  матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является основой для социометрического анализа. Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При исследовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавитного списка.

 

    

 

 

    Исходя из данных матрицы,  можно определить величину социометрического  статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных  данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного:

 

  

 

   

 

Ri+ - положительные выборы, полученные i-членом,

 

Ri- - отрицательные.

 

          Индекс  групповой "сплоченности", согласно  социометрическим данным, определяется  как отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному для данной группы их количеству.

 

          Результаты  отношений испытуемых друг к  другу при ответе по данному  критерию могут быть изображены  на социограмме, т.е. в виде  схемы, которая более наглядно, чем матрица выбора показывает суть структуры общения данной группы. Для передачи содержания взаимодействий  выбирающих друг друга членов принята следующая символика:

 

 

          А                В       (А выбирает  В)

 

 

 

 

 

 

 

          А                В       (А отвергает В)

 

 

          А                В       (А выбирает  В в первую очередь и С  - во

 

                   C                    вторую)

 

 

          А                В       (взаимный выбор)

 

 

                   А                (изолированный член)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          А                В       (А выбирает  В, но В не выбирает А)

 

 

          А                В       (триада, "ядро")

 

                   С                                   

 

                                                                                                                                                                   (Цепь при сотрудничестве и при

 

           А       B        C       D        E        определенных

 формах передачи 

 

                                                                информации; при изоляции или

 

                                                                      выпадении С цепь прерывается)

 

                            

С

 

 

 

                                                         

 

 

 

          А        В                   Е                               (расщепленная цепь)

 

 

                                D  

 

 

                          

 

 

В              С              (структура типа "звезда": при  изоляции А

 

        А                      группа перестает функционировать,

 

D              Е              распадается)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  А    - юноша,          А      - девушка.

 

Социограмма

 

        Социограмма  наглядно показывает картину  эмоциональных тяготений внутри  группы, для обнаружения которой путем наблюдений потребовалось бы длительное время.

 

          Имеется  около 30 индексов, которые, как  следует из социометрической  литературы, могут характеризовать  уровень межличностного общения  в группе и некоторые групповые  характеристики (сплоченность, интегративность, конфликтность и т.д.).

 

          Упомянутые  индексы выводятся исключительно  на основе анализа коммуникативных  связей в группе, и это не  может не вызвать к ним на­стороженного  отношения, так как количество  выборов, полученное тем или иным индивидом, еще ничего не говорит о природе этих выборов – в стороне остается мотивационная сторона выбора. Конечно, каждую группу и как коммуникативную сеть, возникающую в процессе взаимодействия и общения её членов.

 

          Однако  социометрический анализ может дать лишь самое общее описание этой коммуникативной сети. И его нельзя использовать для оп­ределения мотивов тех или иных выборов одних членов группы другими. Лежащая в основе социометрических исследований модель группы как эмоционально-психологического феномена не дает возможности осуществлять анализ межличностных отношений людей на основе определенных общественно определенных норм, ценностных ориентаций и оценок, сводя все к регистрации взаимодействий и взаимных эмоциональных оценок и влечений. При таком сугубо специфическом подходе целенаправленная деятельность группы и её членов просто не принимается во внимание, не являясь объектом исследования и изучения.

 

          Внешняя  картина внутригруппового взаимодействия  может рас­сматриваться как следствие невидимых глубинных отношений между членами группы, но социометрия не приближает нас к выяснению причин предпочтения и изоляции.

 

          В связи  с этим возникает важная социально  – психологическая задача, которая  должна быть включена в социометрическое изучение - выявление мотивационного ядра выбора в межличностных отношениях, т. е. выявление мотивов, по которым личность готова осуществлять эмоциональный (а также и любой другой) контакт с одними членами группы и отвергать других.

 

        Благодаря  введению методической процедуры  выделения мотивационного ядра  возникает возможность перейти  от исследования поверхностного  слоя общения к исследованию  более глубинных его пластов.  Под мотивационным ядром здесь  понимается система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочитаемости, проявляемой индивидами в социометрическом исследовании. Выявление мотивационного ядра предпочтительности оказывается полезным всякий раз, когда возникает вопрос, почему социометрическая картина в данной группе именно такова; почему такой –то член группы предпочитает такого – то; почему некоторая часть группы числится в категории "звезд", а другая – в категории "отверженных". Содержание мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных отношений может служить показателем того уровня, которого достигла данная группа как коллектив. На первых, начальных этапах развития вновь созданных групп при выборе партнера члены группы исходят из эмоционально – личностных симпатий, но затем по мере становления коллектива содержание мотивационного ядра изменяется – выборы обусловлены ориентацией не на внешние достоинства личности, а на её мо­ральные и деловые качества.

 

 

2.2              Анализ и обсуждение полученных  результатов

 Обработка результатов.      

 

    Обработка результатов  социометрического изучения коллектива  осущест­вляем следующим образом:  в заготовленной социометрической  таблице (матрице)[6] мы фиксируем  выборы участников. Потом осуществляем  подсчет выборов, полученных каждым  участником и находим взаимные выборы, которые подсчитываем  и  записываем. Далее результаты экспериментов оформляем графически в виде социограммы[7] (карты групповой дифференциации). Вначале чертим четыре концентрические окружности. Юношей изобразим в виде треугольников, девушек в виде кружков. Размещение людей на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут находиться люди, получившие 5 и больше выборов – 1 группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора.

 

     Потом, соединив линиями  выбора участников, мы увидим  характер связей, особенности половых  дифференцировок, взаимных симпатий, явления «неразделенной любви».

 

     Следующий этап работы  – определение диагностических показателей социо­метрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:

 

а) социометрический статус человека в системе межличностных отношений.

 

        Статус определяется  числом полученных им выборов.  Участники могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

 

1 – «звезды»: 5 и более выборов,

 

2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

 

3 – «принятые» - 1-2 выбора,

 

4 – «не принятые» - 0 выборов.

 

1 и 2 статусная группы являются  благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого участника в группе. Иными словами, насколько человек желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему остальные участники симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

 

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство участников группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе людей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства участников в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;

 

в) коэффициент взаимности (КВ) выражает характер отношений, существующий в  группе. Он может быть показателем  действительной сплоченности, привязан­ности, дружбы участников, но может свидетельствовать  о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.  По величине показателя КВ можно отнести группу к одному из 4-х уровней взаимности: 1 - КВ = 15-20% (низкий), 2 - КВ = 21-30% (средний), 3 - КВ = 31-40% (высокий), 4 - КВ = 40% и выше (сверхвысокий);

 

г) индекс изолированности (ИИ).  Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;

 

д) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в  основе предложений каждого  участника, в какой степени люди разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;

 

е) половая дифференциация взаимоотношений.

 

     В результате проведенного  социометрического исследования  в танцевальном коллективе с  целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:

 

       Статусные категории  каждого участника. В итоге:  «звезды» - 4 человека, согласно приложению 2 это 4, 13 и 14 члены группы; «предпочитаемые» - 2 человека, согласно приложению 1 это 1, 5 члены группы; «принятые» - 7 человек, согласно приложению 1 это 6, 8, 10, 11, 12, 15 и 16 члены группы;  «не принятые» - 3 человека, согласно приложению 1 это 3, 7 и 9 члены группы.

 

      Уровень благополучия  взаимоотношений (УБВ) - 25% . Мы получили средний уровень благополучия взаимоотношений, так как в группе количество участников имеющих неблагоприятный статус (3 и 4 статус являются неблагоприятными) больше на12 человек, чем участников, имеющих благоприятный статус (1 и 2 статус). Низкий УБВ означает неблагополучие большинства участников группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. Это подтверждает первую вспомогательную гипотезу, о том, что на формирование благоприятного психологического климата в данном танцевальном коллективе влияет то, что участников, имеющих неблагоприятный статус в группе больше. 

 

    Коэффициент взаимности (КВ) - индекс групповой сплоченности,  выражает различный характер  отношений , существующих в группе. КВ - 34% (из 32 возможных 11 взаимных выборов), из чего следует, что данная группа относится ко 3-ому уровню взаимности (высокий уровень). Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о достаточной сплоченности группы, т.е. в группе практически нет деления на разобщенные группировки. В группе существует несколько лидеров и все взаимоотношения "завязаны" именно на них, причем существуют достаточно тесные связи между членами группы всех статусных образований, кроме последнего (тех участников, которые не получили не одного выбора, хотя и их выборы находят своего адресата во всех статусных уровнях). Причем мы заметили, что девушки и юноши не создают свои группировки обособлено друг от друга, то есть, не наблюдается половая дифференциация в группе (это видно на карте дифференциации[8]), что опровергает вспомогательную гипотезу 2.

Информация о работе Россия на международном рынке услуг