Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:04, реферат
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений.
TOC o "1-3" Введение......................................................................................... PAGEREF _Toc52090840 h 2
1. Теоретическая часть.............................................................. PAGEREF _Toc52090841 h 4
1.1 Теория малых групп................................................................ PAGEREF _Toc52090842 h 4
1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива........ PAGEREF _Toc52090843 h 5
1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп...... PAGEREF _Toc52090844 h 5
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. PAGEREF _Toc52090845 h 11
1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив.................. PAGEREF _Toc52090846 h 15
1.3.1 Основной принцип человеческого общения.................... PAGEREF _Toc52090847 h 15
1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений......... PAGEREF _Toc52090848 h 16
1.3.3 Проблема общности в социальной психологии.............. PAGEREF _Toc52090849 h 17
1.3.4 Проблемы социальной психологии................................. PAGEREF _Toc52090850 h 17
1.3.5 Понятие единства развития личности и психики человека. PAGEREF _Toc52090851 h 18
1.3.6 Типы конфликтов и их характеристика........................... PAGEREF _Toc52090852 h 18
1.4 Метод социометрических измерений..................................... PAGEREF _Toc52090853 h 19
1.4.1 История метода................................................................. PAGEREF _Toc52090854 h 19
1.4.2 Гипотезы, цели, задачи..................................................... PAGEREF _Toc52090855 h 20
2. Эмпирическая часть............................................................ PAGEREF _Toc52090856 h 20
2.1 Выбор методики..................................................................... PAGEREF _Toc52090857 h 20
2.2 Выбор испытуемых................................................................ 20
2.3 Реализация диагностических мероприятий........................... PAGEREF _Toc52090859 h 21
2.3.1 Ход исследования............................................................. PAGEREF _Toc52090860 h 21
Социоматрица............................................................................ PAGEREF _Toc52090861 h 21
Социограмма............................................................................. PAGEREF _Toc52090862 h 23
2.4 Анализ и обсуждение полученных результатов................... PAGEREF _Toc52090863 h 24
Обработка результатов............................................................. PAGEREF _Toc52090864 h 24
2.5 Выводы по исследованию...................................................... PAGEREF _Toc52090865 h 28
Заключение.................................................................................. PAGEREF _Toc52090866 h 30
Литература................................................................................... PAGEREF _Toc52090867 h 31
2.1 Выбор методики
Методика диагностики
межличностных отношений и
2.3 Реализация диагностических мероприятий
2.3.1 Ход исследования
Социометрическая процедура
Для того чтобы
использовать количественные
Существенное значение
для точности эксперимента
В обоих случаях
опрашиваемого обычно просят
установить последователь
Социометрическая процедура
требует от экспериментатора
четкого определения критериев
выборов и их количества, исходя
из целей и задач исследования.
Результатом этого является
Ход социометрических исследований зависит также в значительной мере от личности экспериментатора, от его умения войти в контакт с членами группы, объяснить им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо потратить определенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометрической разминкой.
Социоматрица
Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является основой для социометрического анализа. Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При исследовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавитного списка.
Исходя из данных матрицы,
можно определить величину
Ri+ - положительные выборы, полученные i-членом,
Ri- - отрицательные.
Индекс групповой "сплоченности", согласно социометрическим данным, определяется как отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному для данной группы их количеству.
Результаты
отношений испытуемых друг к
другу при ответе по данному
критерию могут быть
А В (А выбирает В)
А В (А отвергает В)
А В (А выбирает В в первую очередь и С - во
C вторую)
А В (взаимный выбор)
А (изолированный член)
А В (А выбирает В, но В не выбирает А)
А В (триада, "ядро")
С
А B C D E определенных
формах передачи
С
А
В
Е
В С (структура типа "звезда": при изоляции А
А группа перестает функционировать,
D Е распадается)
А - юноша, А - девушка.
Социограмма
Социограмма
наглядно показывает картину
эмоциональных тяготений
Имеется
около 30 индексов, которые, как
следует из социометрической
литературы, могут характеризовать
уровень межличностного
Упомянутые
индексы выводятся
Однако социометрический анализ может дать лишь самое общее описание этой коммуникативной сети. И его нельзя использовать для определения мотивов тех или иных выборов одних членов группы другими. Лежащая в основе социометрических исследований модель группы как эмоционально-психологического феномена не дает возможности осуществлять анализ межличностных отношений людей на основе определенных общественно определенных норм, ценностных ориентаций и оценок, сводя все к регистрации взаимодействий и взаимных эмоциональных оценок и влечений. При таком сугубо специфическом подходе целенаправленная деятельность группы и её членов просто не принимается во внимание, не являясь объектом исследования и изучения.
Внешняя
картина внутригруппового
В связи
с этим возникает важная
Благодаря
введению методической
2.2
Анализ и обсуждение
Обработка результатов.
Обработка результатов
социометрического изучения
Потом, соединив линиями
выбора участников, мы увидим
характер связей, особенности половых
дифференцировок, взаимных
Следующий этап работы – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:
а) социометрический статус человека
в системе межличностных
Статус определяется числом полученных им выборов. Участники могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 – «звезды»: 5 и более выборов,
2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,
3 – «принятые» - 1-2 выбора,
4 – «не принятые» - 0 выборов.
1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого участника в группе. Иными словами, насколько человек желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему остальные участники симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.
б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство участников группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе людей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства участников в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;
в) коэффициент взаимности (КВ) выражает характер отношений, существующий в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы участников, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. По величине показателя КВ можно отнести группу к одному из 4-х уровней взаимности: 1 - КВ = 15-20% (низкий), 2 - КВ = 21-30% (средний), 3 - КВ = 31-40% (высокий), 4 - КВ = 40% и выше (сверхвысокий);
г) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;
д) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого участника, в какой степени люди разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;
е) половая дифференциация взаимоотношений.
В результате проведенного
социометрического
Статусные категории каждого участника. В итоге: «звезды» - 4 человека, согласно приложению 2 это 4, 13 и 14 члены группы; «предпочитаемые» - 2 человека, согласно приложению 1 это 1, 5 члены группы; «принятые» - 7 человек, согласно приложению 1 это 6, 8, 10, 11, 12, 15 и 16 члены группы; «не принятые» - 3 человека, согласно приложению 1 это 3, 7 и 9 члены группы.
Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) - 25% . Мы получили средний уровень благополучия взаимоотношений, так как в группе количество участников имеющих неблагоприятный статус (3 и 4 статус являются неблагоприятными) больше на12 человек, чем участников, имеющих благоприятный статус (1 и 2 статус). Низкий УБВ означает неблагополучие большинства участников группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. Это подтверждает первую вспомогательную гипотезу, о том, что на формирование благоприятного психологического климата в данном танцевальном коллективе влияет то, что участников, имеющих неблагоприятный статус в группе больше.
Коэффициент взаимности
(КВ) - индекс групповой сплоченности,