Россия на международном рынке услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:04, реферат

Описание работы

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений.

Содержание работы

TOC o "1-3" Введение......................................................................................... PAGEREF _Toc52090840 h 2

1. Теоретическая часть.............................................................. PAGEREF _Toc52090841 h 4

1.1 Теория малых групп................................................................ PAGEREF _Toc52090842 h 4

1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива........ PAGEREF _Toc52090843 h 5

1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп...... PAGEREF _Toc52090844 h 5

1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. PAGEREF _Toc52090845 h 11

1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив.................. PAGEREF _Toc52090846 h 15

1.3.1 Основной принцип человеческого общения.................... PAGEREF _Toc52090847 h 15

1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений......... PAGEREF _Toc52090848 h 16

1.3.3 Проблема общности в социальной психологии.............. PAGEREF _Toc52090849 h 17

1.3.4 Проблемы социальной психологии................................. PAGEREF _Toc52090850 h 17

1.3.5 Понятие единства развития личности и психики человека. PAGEREF _Toc52090851 h 18

1.3.6 Типы конфликтов и их характеристика........................... PAGEREF _Toc52090852 h 18

1.4 Метод социометрических измерений..................................... PAGEREF _Toc52090853 h 19

1.4.1 История метода................................................................. PAGEREF _Toc52090854 h 19

1.4.2 Гипотезы, цели, задачи..................................................... PAGEREF _Toc52090855 h 20

2. Эмпирическая часть............................................................ PAGEREF _Toc52090856 h 20

2.1 Выбор методики..................................................................... PAGEREF _Toc52090857 h 20

2.2 Выбор испытуемых................................................................ 20

2.3 Реализация диагностических мероприятий........................... PAGEREF _Toc52090859 h 21

2.3.1 Ход исследования............................................................. PAGEREF _Toc52090860 h 21

Социоматрица............................................................................ PAGEREF _Toc52090861 h 21

Социограмма............................................................................. PAGEREF _Toc52090862 h 23

2.4 Анализ и обсуждение полученных результатов................... PAGEREF _Toc52090863 h 24

Обработка результатов............................................................. PAGEREF _Toc52090864 h 24

2.5 Выводы по исследованию...................................................... PAGEREF _Toc52090865 h 28

Заключение.................................................................................. PAGEREF _Toc52090866 h 30

Литература................................................................................... PAGEREF _Toc52090867 h 31

Файлы: 1 файл

меж отн.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

  

Несовместимые 

 

Согласованные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идеальные 

 

 

 

 

 

     Влияние группы разного  уровня на развитие, поведение личности в группах.

 

+ - положительное в личности  и межличностных отношениях

 

- - отрицательное в личности  и межличностных отношениях

 

 ¯ - поворот отношений в  любую сторону

 

« - отношения.

 

     Это пример взаимоотношений  в микрогруппе - триаде. Они представлены близкими друзьями, молодыми семьями. Они наиболее часто встречаются в любой малой группе. Взаимоотношения парные всегда строятся с учетом отношений с другими, окружающими их людьми.

 

     Исследователи, разрабатывающие  критерии отбора и комплектования малых групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей и отклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу»[4]. Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - коллектива. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.

 

     Таким образом, в регуляции  эффективности коллективистской  деятельности участвуют самые  разные системы факторов:

 

внегрупповые (физические и социальные)

 

внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)

 

внеличностные (однородность - разнородность по индивидуально-психологи­ческим параметрам)

 

внутриличностные (индивидуально-психологические особенности  членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки).

 

     Фактором, связывающим все перечисленные  системы, пронизывающим их, является  фактор общественной значимости, совместной деятельности группы  людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно  значимые и общественно ценные ориентации коллектива.

1.3 Теория  взаимоотношений личность - коллектив

1.3.1 Основной  принцип человеческого общения

 

 

    Отношения в группах по мере  их превращения в коллективы  закономерно  изменяются. Сначала  они бывают относительно безразличными  (люди,  не знающие или слабо знающие друг  друга, не  могут  определённо относится друг к другу),  затем могут становится конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться  в  коллективистские.  Всё это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого  индивиды, составляющие  группу,  не  могут измениться как личности.  У каждого человека есть  свои  положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой своей   стороной,  положительной или отрицательной,  он выступит  во взаимоотношениях с людьми,  зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включён в  данный момент времени.

 

    Согласно интеракционистской  теории личность, будучи внутренне   относительно устойчивой в своих  базовых  свойствах,  внешне может  проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств.  Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу,  тем более благоприятные условия она создаёт для проявления  лучших  сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отличается  от коллектива и чем ближе она находится к корпорации, тем большие возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений.

 

1.3.2  Личность и группа. Проблема  взаимоотношений.

 

       В самом общем  виде развитие личности можно представить  как  процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.  Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности: 

 

1.     Фаза становления  личности. Предполагает активное  усвоение действующих  в общности  норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.  Принеся с собой в новую группу всё, что составляет  его индивидуальность,  субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше,  чем освоит действующие в группе нормы(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами  деятельности, которыми владеют другие члены группы.

 

2.     Порождается обостряющимися  противоречиями между достигнутым  результатом адаптации - тем,  что субъект стал таким,  "как все" в   группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности,  её фиксации. 

 

3.     Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе  стремлением субъекта  быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны,  и потребностью общности принять,  одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности,  которые ей импонируют,  соответствуют её ценностям,  стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.

 

1.3.3 Проблема общности в социальной  психологии.

 

 

      Для индивида,  входящего в группу, осознание того, принадлежности к ней осуществляется прежде  всего  через  принятие этих  характеристик,  т.е. через осознание факта некоторой психической общности с  другими  членами  данной  социальной группы.  Можно сказать, что "граница" группы воспринимается как граница этой психической общности.  Главной чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого "мы-чувства".  Это означает, что универсальным принципом психического  оформления общности является различение для индивидов,  входящих в  группу,  некоторого  образования   "мы",  в отличие от другого образования "они".  "Мы-чувство" выражает потребность  отдифференцировать  одну  общность  от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности к некоторой группе.   

 

    Специфика социально-психологического  анализа группы именно здесь  и проявляется:  рассматриваются  выделенные средствами социологии  реальные  социальные группы, но  в них, далее, определяются  те их черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, т.е.  позволяют каждому её члену идентифицировать себя с группой.

 

1.3.4 Проблемы социальной психологии.

 

 

 

     Социальная психология  пользуется определением личности, которое даёт общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах,  личность,  с одной стороны,  усваивает социальные влияния и,  с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность. Отличие такого подхода от социологического  заключается  в  том,  что она выявляет,  каким образом сформировались эти социально-типические черты,  почему в одних  условиях  формирования личности они проявились в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты  вопреки  принадлежности личности к определённой социальной группе.  В большей мере, чем в социологическом подходе,  здесь принимаются в расчёт такие регуляторы поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений,  внутри которой наряду с их деятельностной  опосредованностью изучается и их эмоциональная регуляция. От общепсихологического отличается тем,  что социальная психология рассматривает поведение и  деятельность  "социально-детерминированной  личности"  в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность  группы, причины,  от  которых  зависит величина этого вклада в общую деятельность. Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании  личности  является  взаимоотношение личности с группой.

1.3.5 Понятие  единства  развития  личности и психики человека.

 

 

 

    В жизни конкретного  человека как индивида,  как  отдельного  представителя  человеческой  общности его личность и психика  представлены в неразрывном единстве. Индивид обладает психикой,  но в то же время индивид выступает как личность, являясь субъектом межчеловеческих, общественных по своей природе отношений. Детерминантой развития личности является деятельностно-посредствованный тип взаимоотношений,  которые складываются  у  человека  с  наиболее  значимой  для него группой (группами) в этот период.  Эти взаимоотношения  опосредствуются содержанием и характером деятельностей,  которые задаёт эта референтная группа,  и общения, которое в ней складывается.  Исходя из этого можно сделать вывод, что развитие группы выступает как фактор развития личности  в группе. В соответствии  с концепцией персонализации индивид характеризуется потребностью быть личностью, т.е. оказаться и оставаться  в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других  людей,  осуществлять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы,  и способностью быть личностью,  т.е. совокупностью индивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение  потребности  быть  личностью.

 

1.3.6 Типы конфликтов и их характеристика.

 

 

 

     По направленности  конфликты  делятся  на "горизонтальные", "вертикальные" и "смешанные".  К "горизонтальным"  относятся  такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу.  К "вертикальным" конфликтам относятся те из них,  в которых участвуют лица,  находящиеся в  подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены  и  "вертикальные" и "горизонтальные" составляющие.  По значению для организации конфликты делятся на конструктивные   и деструктивные. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда  оппоненты не выходят за рамки этических норм,  деловых отношений и разумных аргументов.  Неконструктивный конфликт возникает в двух случаях:  когда одна из сторон упорно и жестко  настаивает  на  своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;  когда один из оппонентов прибегает к нравственно  осуждаемым методам борьбы,  стремится психологически подавить партнёра,  дискредитируя и унижая его. По характеру причин конфликты делятся на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые - субъективными.

 

1.4 Метод социометрических измерений

1.4.1 История метода.

 

     Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в коллективе. Основоположник социометрии известные американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал это метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по мнению Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристика которой во многом определяет не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

 

     Внедрение этого метода  в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.[5]

 

     Вместе с официальной  или формальной структурой общения,  отражающей рациональную, нормативную,  обязательную сторону человеческих  взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и т.п. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия.

 

       Для социометрического  исследования важно, чтобы любая  структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях  проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

1.4.2 Гипотезы, цели, задачи.

 

     Основная гипотеза: ведущими  мотивами взаимоотношений в группе  являются деловые мотивы.

 

    Вспомогательная гипотеза 1: на формирование психологического  климата в группе влияет количество  участников, имеющих благоприятный статус в группе.

 

    Вспомогательная гипотеза 2: на формирование благоприятного  климата в группе влияет половая  дифференциация взаимоотношений.

 

   Цель: измерение степени  сплоченности-разобщенности в группе; выявление "социометрических  позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отверженный"; обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры

 

   Наиболее общей задачей  социометрии является изучение  неофициального структурного аспекта  социальной группы и царящей  в ней психологической атмосферы.  Так же задачами являются диагностика  межгрупповых отношений в целях  изменения, улучшения и совершенствования.

 

 

2.  

 

 

Программа исследования

Информация о работе Россия на международном рынке услуг