Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:04, реферат
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений.
TOC o "1-3" Введение......................................................................................... PAGEREF _Toc52090840 h 2
1. Теоретическая часть.............................................................. PAGEREF _Toc52090841 h 4
1.1 Теория малых групп................................................................ PAGEREF _Toc52090842 h 4
1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива........ PAGEREF _Toc52090843 h 5
1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп...... PAGEREF _Toc52090844 h 5
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. PAGEREF _Toc52090845 h 11
1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив.................. PAGEREF _Toc52090846 h 15
1.3.1 Основной принцип человеческого общения.................... PAGEREF _Toc52090847 h 15
1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений......... PAGEREF _Toc52090848 h 16
1.3.3 Проблема общности в социальной психологии.............. PAGEREF _Toc52090849 h 17
1.3.4 Проблемы социальной психологии................................. PAGEREF _Toc52090850 h 17
1.3.5 Понятие единства развития личности и психики человека. PAGEREF _Toc52090851 h 18
1.3.6 Типы конфликтов и их характеристика........................... PAGEREF _Toc52090852 h 18
1.4 Метод социометрических измерений..................................... PAGEREF _Toc52090853 h 19
1.4.1 История метода................................................................. PAGEREF _Toc52090854 h 19
1.4.2 Гипотезы, цели, задачи..................................................... PAGEREF _Toc52090855 h 20
2. Эмпирическая часть............................................................ PAGEREF _Toc52090856 h 20
2.1 Выбор методики..................................................................... PAGEREF _Toc52090857 h 20
2.2 Выбор испытуемых................................................................ 20
2.3 Реализация диагностических мероприятий........................... PAGEREF _Toc52090859 h 21
2.3.1 Ход исследования............................................................. PAGEREF _Toc52090860 h 21
Социоматрица............................................................................ PAGEREF _Toc52090861 h 21
Социограмма............................................................................. PAGEREF _Toc52090862 h 23
2.4 Анализ и обсуждение полученных результатов................... PAGEREF _Toc52090863 h 24
Обработка результатов............................................................. PAGEREF _Toc52090864 h 24
2.5 Выводы по исследованию...................................................... PAGEREF _Toc52090865 h 28
Заключение.................................................................................. PAGEREF _Toc52090866 h 30
Литература................................................................................... PAGEREF _Toc52090867 h 31
+
+
+
+
-
+
+
+
-
-
-
-
+
+
+
+
-
-
Несовместимые
Согласованные
+
+
+
+
-
-
Идеальные
Влияние группы разного уровня на развитие, поведение личности в группах.
+ - положительное в личности и межличностных отношениях
- - отрицательное в личности и межличностных отношениях
¯ - поворот отношений в любую сторону
« - отношения.
Это пример взаимоотношений в микрогруппе - триаде. Они представлены близкими друзьями, молодыми семьями. Они наиболее часто встречаются в любой малой группе. Взаимоотношения парные всегда строятся с учетом отношений с другими, окружающими их людьми.
Исследователи,
Таким образом, в регуляции
эффективности
внегрупповые (физические и социальные)
внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)
внеличностные (однородность - разнородность по индивидуально-психологическим параметрам)
внутриличностные
(индивидуально-
Фактором, связывающим все перечисленные
системы, пронизывающим их, является
фактор общественной
1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив
1.3.1 Основной принцип человеческого общения
Отношения в группах по мере
их превращения в коллективы
закономерно изменяются. Сначала
они бывают относительно
Согласно интеракционистской теории личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств. Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создаёт для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отличается от коллектива и чем ближе она находится к корпорации, тем большие возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений.
1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности:
1. Фаза становления личности. Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.
2. Порождается обостряющимися
противоречиями между
3. Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.
1.3.3 Проблема общности в
Для индивида, входящего в группу, осознание того, принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы. Можно сказать, что "граница" группы воспринимается как граница этой психической общности. Главной чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого "мы-чувства". Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования "мы", в отличие от другого образования "они". "Мы-чувство" выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности к некоторой группе.
Специфика социально-
1.3.4 Проблемы социальной
Социальная психология
пользуется определением
1.3.5 Понятие единства развития личности и психики человека.
В жизни конкретного
человека как индивида, как
отдельного представителя человеческой
общности его личность и
1.3.6 Типы конфликтов и их
По направленности конфликты делятся на "горизонтальные", "вертикальные" и "смешанные". К "горизонтальным" относятся такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу. К "вертикальным" конфликтам относятся те из них, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и "вертикальные" и "горизонтальные" составляющие. По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Неконструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его. По характеру причин конфликты делятся на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые - субъективными.
1.4 Метод социометрических
1.4.1 История метода.
Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в коллективе. Основоположник социометрии известные американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал это метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по мнению Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристика которой во многом определяет не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.
Внедрение этого метода
в исследования советских психо
Вместе с официальной
или формальной структурой
Для социометрического
исследования важно, чтобы
1.4.2 Гипотезы, цели, задачи.
Основная гипотеза: ведущими
мотивами взаимоотношений в
Вспомогательная гипотеза
1: на формирование
Вспомогательная гипотеза
2: на формирование
Цель: измерение степени
сплоченности-разобщенности в
Наиболее общей задачей
социометрии является изучение
неофициального структурного
2.
Программа исследования