Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:04, реферат
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений.
TOC o "1-3" Введение......................................................................................... PAGEREF _Toc52090840 h 2
1. Теоретическая часть.............................................................. PAGEREF _Toc52090841 h 4
1.1 Теория малых групп................................................................ PAGEREF _Toc52090842 h 4
1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива........ PAGEREF _Toc52090843 h 5
1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп...... PAGEREF _Toc52090844 h 5
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. PAGEREF _Toc52090845 h 11
1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив.................. PAGEREF _Toc52090846 h 15
1.3.1 Основной принцип человеческого общения.................... PAGEREF _Toc52090847 h 15
1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений......... PAGEREF _Toc52090848 h 16
1.3.3 Проблема общности в социальной психологии.............. PAGEREF _Toc52090849 h 17
1.3.4 Проблемы социальной психологии................................. PAGEREF _Toc52090850 h 17
1.3.5 Понятие единства развития личности и психики человека. PAGEREF _Toc52090851 h 18
1.3.6 Типы конфликтов и их характеристика........................... PAGEREF _Toc52090852 h 18
1.4 Метод социометрических измерений..................................... PAGEREF _Toc52090853 h 19
1.4.1 История метода................................................................. PAGEREF _Toc52090854 h 19
1.4.2 Гипотезы, цели, задачи..................................................... PAGEREF _Toc52090855 h 20
2. Эмпирическая часть............................................................ PAGEREF _Toc52090856 h 20
2.1 Выбор методики..................................................................... PAGEREF _Toc52090857 h 20
2.2 Выбор испытуемых................................................................ 20
2.3 Реализация диагностических мероприятий........................... PAGEREF _Toc52090859 h 21
2.3.1 Ход исследования............................................................. PAGEREF _Toc52090860 h 21
Социоматрица............................................................................ PAGEREF _Toc52090861 h 21
Социограмма............................................................................. PAGEREF _Toc52090862 h 23
2.4 Анализ и обсуждение полученных результатов................... PAGEREF _Toc52090863 h 24
Обработка результатов............................................................. PAGEREF _Toc52090864 h 24
2.5 Выводы по исследованию...................................................... PAGEREF _Toc52090865 h 28
Заключение.................................................................................. PAGEREF _Toc52090866 h 30
Литература................................................................................... PAGEREF _Toc52090867 h 31
Под малой группой
понимается немногочисленная
Целесообразность исследования
групп очевидна, т.к. они являются
удобной моделью изучения
Лабораторные исследования
малых групп могут быть
И что ценно, в
лабораторных исследованиях
Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения.
Точно также малые
группы могут быть
Эта классификация
может быть наглядно
Группа
Условные
Реальные
Лабораторные
Естественные
Большие
Малые
Организованные
Не организованные
Становящиеся
Коллективы
Все, начиная с
рубрики “реальные
Традиционно в социальной
психологии изучаются
Иногда состав микрогруппы
и соответственно структура
Разнообразна структура
больших групп, в которые
* социальные классы;
* различные этнические группы;
* профессиональные группы;
* возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).
Реальная группа выбирается
в качестве объекта
“Соединение” процессов,
протекающих в группе и других
характеристик группы - до сих
пор не вполне решенная для
социальной психологии
Следует также подробно
остановиться на вопросах
Непосредственно общие качества группы:
Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).
Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.
Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
Интрагрупповая активность - мера
активизации групповой
Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.
Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:
направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
организованность - реальная способность группы к самоуправлению;
эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;
интеллектуальная
волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.
Проблема развития
группы никогда не ставилась
с целью выяснить разные
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.
Как уже было сказано ранее, коллектив – высшая форма развития малой группы. Но сам коллектив не возникает внезапно. Существуют различные формы коллективных отношений, которые проходят определенные этапы своего развития. Развитие коллектива проходит через следующий ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.
От кооперации до
коллектива группа проходит
Социальная коллективность
заключается в том, что,
Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В. Петровский считает при классификации групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).
Иерархия реальных
контактных групп может быть
представлена следующим
Диффузная группа - в
ней взаимоотношения
Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.
Корпорация - взаимоотношения
опосредуются личностно
Коллектив - взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).
В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности.
До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с нечленскими группами.
Как признание этого
факта - термин “референтная группа”,
впервые употребленный
Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.
Это достаточно подробно