Россия на международном рынке услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:04, реферат

Описание работы

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений.

Содержание работы

TOC o "1-3" Введение......................................................................................... PAGEREF _Toc52090840 h 2

1. Теоретическая часть.............................................................. PAGEREF _Toc52090841 h 4

1.1 Теория малых групп................................................................ PAGEREF _Toc52090842 h 4

1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива........ PAGEREF _Toc52090843 h 5

1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп...... PAGEREF _Toc52090844 h 5

1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. PAGEREF _Toc52090845 h 11

1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив.................. PAGEREF _Toc52090846 h 15

1.3.1 Основной принцип человеческого общения.................... PAGEREF _Toc52090847 h 15

1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений......... PAGEREF _Toc52090848 h 16

1.3.3 Проблема общности в социальной психологии.............. PAGEREF _Toc52090849 h 17

1.3.4 Проблемы социальной психологии................................. PAGEREF _Toc52090850 h 17

1.3.5 Понятие единства развития личности и психики человека. PAGEREF _Toc52090851 h 18

1.3.6 Типы конфликтов и их характеристика........................... PAGEREF _Toc52090852 h 18

1.4 Метод социометрических измерений..................................... PAGEREF _Toc52090853 h 19

1.4.1 История метода................................................................. PAGEREF _Toc52090854 h 19

1.4.2 Гипотезы, цели, задачи..................................................... PAGEREF _Toc52090855 h 20

2. Эмпирическая часть............................................................ PAGEREF _Toc52090856 h 20

2.1 Выбор методики..................................................................... PAGEREF _Toc52090857 h 20

2.2 Выбор испытуемых................................................................ 20

2.3 Реализация диагностических мероприятий........................... PAGEREF _Toc52090859 h 21

2.3.1 Ход исследования............................................................. PAGEREF _Toc52090860 h 21

Социоматрица............................................................................ PAGEREF _Toc52090861 h 21

Социограмма............................................................................. PAGEREF _Toc52090862 h 23

2.4 Анализ и обсуждение полученных результатов................... PAGEREF _Toc52090863 h 24

Обработка результатов............................................................. PAGEREF _Toc52090864 h 24

2.5 Выводы по исследованию...................................................... PAGEREF _Toc52090865 h 28

Заключение.................................................................................. PAGEREF _Toc52090866 h 30

Литература................................................................................... PAGEREF _Toc52090867 h 31

Файлы: 1 файл

меж отн.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

 

     Под малой группой  понимается немногочисленная по  составу группа, члены которой  объединены общей социальной  деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

 

     Целесообразность исследования  групп очевидна, т.к. они являются  удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности,  срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.

 

     Лабораторные исследования  малых групп могут быть приближены  к реальным жизненным условиям  двумя разными способами. Первый  способ идет по пути создания  экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает ис­следования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.

 

     И что ценно, в  лабораторных исследованиях малых  групп соблюдается обще - психологический  принцип подбора испытуемых: они  должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.

 

    Что же касается больших  групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной  психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного  поведения.

 

   

 

 

    Точно также малые  группы могут быть подразделены  на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.

 

    

 

     Эта классификация  может быть наглядно представлена  в виде схемы представленной  в учебнике Г.М. Андреевой «  Социальная психология, с. 194»:

 

 

 

Группа 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные 

 

 

 

 

 

Реаль­ные 

 

 

 

 

 

 

 

Лаборатор­ные 

 

 

 

Естествен­ные 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Боль­шие  

 

 

 

Малые

 

 

Орга­низованные 

 

 

 

 

 

 

 

Не организо­ванные 

 

Становя­щиеся 

Коллективы

 

 

 

 

     Все, начиная с  рубрики “реальные естественные  группы”, представляют объект исследования в социальной психологии.

 

     Традиционно в социальной  психологии изучаются некоторые  параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый  из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.

 

     Иногда состав микрогруппы  и соответственно структура отношений  в ней носят более сложный  характер. Например, в старших классах  школы нередко можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы - диады и группы -  триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.

 

     Разнообразна структура  больших групп, в которые входят  малые:

 

*                     социальные классы;

 

*                     различные этнические группы;

 

*                     профессиональные группы;

 

*                     возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

 

     Реальная группа выбирается  в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная  команда или производственная  бригада. Иными словами, мы  сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависимости от типа деятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура коммуникаций, структура власти.                                    

 

     “Соединение” процессов,  протекающих в группе и других  характеристик группы - до сих  пор не вполне решенная для  социальной психологии проблема. Если последовательно идти по пути, заложенным исходным методическим принципом, то к групповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы.

 

     Следует также подробно  остановиться на вопросах общих  качеств группы и проблеме развития групп.

 

     Непосредственно общие  качества группы:

 

Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

 

Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовле­творенность группой, комфортность нахождения в ней.

 

Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.

 

Лидерство - степень ведущего влияния  тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

 

Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих  ее личностей.

 

Интергрупповая активность - степень  влияния данной группы на другие группы.

 

     Кроме этих качеств  рассматриваются еще и такие:

 

направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

 

организованность - реальная способность  группы к самоуправлению;

 

эмоциональность - межличностные связи  эмоционального характера, преобла­дающей эмоциональный настрой группы;

 

интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

 

волевая коммуникативность - способность  группы противостоять трудностям и  препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

 

     Проблема развития  группы никогда не ставилась  с целью выяснить разные уровни  этого развития, и, далее, вскрыть  специфику различных параметров  групповой деятельности на каждом  из этих уровней. Вместе с  тем без такого подхода картина развития группы не может быть полной. Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых процессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей система межличностных отношений и т.д. С точки зрения социальной психологии исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что общность психологии больших групп не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Вместе с тем, социальная психология в точном значении этого слова, без раздела о психологии больших социальных групп, вообще не  может претендовать на успех.[2] По утверждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение психологии больших групп не может считаться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственно межличностного общения в процессах формирования личности сами по себе эти группы не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок». Все эти и другие содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта. Ссылаясь на Дилигенского Г.Г. «этот опыт лишь «доведет» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения». Поэтому социально - психологический анализ больших групп можно рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида.

 

1.2.2 Социальная коллективность. Отношения  между индивидом и группой.

 

     Как уже было сказано ранее, коллектив – высшая форма развития малой группы. Но сам коллектив не возникает внезапно. Существуют различные формы коллективных отношений, которые проходят определенные этапы своего развития. Развитие коллектива проходит через следующий ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.

 

     От кооперации до  коллектива группа проходит уровень  автономизации, для которого характерно  довольно высокое внутреннее  единство по всем общим качествам,  кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней (моя группа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

 

     Социальная коллективность  заключается в том, что, объединяя  людей общими социальными и  производственными интересами, она  ставит высшей своей целью  создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Термин « Социальная психология» так обозначен Выгодским Л.С.: Психология, исследующая социальную обусловленность психики отдельного человека», «Коллективная» психология в его понятии, совпадает с традиционным «Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присуще всем другим членам данной группы». Только некоторая часть личной психологии может считаться принадлежностью данного че­ловека, и вот эту часть личной психологии в условиях ее коллективного проявления и изучает коллективная психология (психология войны и т. п.) В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социаль­ной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.

 

     Любое взаимодействие  людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В. Петровский считает при классификации групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

 

     Иерархия реальных  контактных групп может быть  представлена следующим образом:

 

     Диффузная группа - в  ней взаимоотношения опосредуются  не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

 

    Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только лич­ностно значимыми целями.

 

    Корпорация - взаимоотношения  опосредуются личностно значимыми,  но ас­социальным по своим  установкам содержанием групповой  деятельности.

 

    Коллектив - взаимодействия  опосредуются личностнозначимым и общест­венно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).

 

В них оптимально могут сочетаться  личные, коллективные и общественные цели и ценности.

 

     До сих пор мы  исходили из того, что группа  в целом ставит своей задачей достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от  части. В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с нечленскими группами.

 

     Как признание этого  факта - термин “референтная группа”,  впервые употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой[3].

 

     Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.

 

    Это достаточно подробно показывает  схема:

Информация о работе Россия на международном рынке услуг