Свободные экономические зоны России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной учебно-исследовательской работы является – на основе подбора, систематизации и обобщения данных разных источников выявить, как свободно экономические зоны влияют на темпы экономического развития отдельных стран и регионов. Определить перспективы развития данных зон в России.
Задачи.
Цель работы определяет ряд конкретных задач.
Обобщить зарубежный и отечественный опыт создания СЭЗ различного типа.
Классифицировать СЭЗ по определенным критериям.
Определить динамику движения и развития СЭЗ, как вглубь так и вширь.

Содержание работы

Введение
1. Глава 1. Свободные экономические зоны – как явление в мировой экономике……………………………1
История развития свободных экономических зон: экономическая мотивация и классификация……………………………………………………………………………………….1
Классификация имеющихся зон…………………………………………………………………...2
Предпринимательские зоны……………………………………………………………………2
Свободные экономические зоны……………………………………………………………….3
Свободные таможенные зоны………………………………………………………………….4
Зоны экспортного производства……………………………………………………………….4
2. Глава 2. Мировой опыт создания СЭЗ…………………………………………………………..6
2.1 Свободно экономическая зона Ирландии «Шеннон»…………………………………………….6
2.2 Свободно экономические зоны Китая (Китайской народной республики)……………………..7
2.3 Свободно экономические зоны Южной Кореи…………………………………………………11
2.4 Безналоговые страны и страны с льготным налогообложением………………………………..13
2.4.1 Безналоговые страны Европы…………………………………………………………………13
2.4.2 Особенности безналогового режима стран Карибского моря………………………………15
2.4.3 Европейские страны с льготным налогообложением……………………………………….16
3. Глава 3. СЭЗ России……………………………………………………………………………………………18
Заключение.

Файлы: 7 файлов

1-3.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

  Зоны такого типа являются  наиболее простыми видами организации  СЭЗ, которые требуют минимального  объема капиталовложений на их  создание.

 

Зоны экспортного производства.

 

Зоны  экспортного производства охватывают ограниченные участки таможенной территории страны, в пределах которых вводится льготный (по сравнению с общим) режим хозяйственной деятельности для предприятий вывозящих за пределы страны продукцию собственного производства, к которой относятся товары, в конечной стоимости которых величина стоимости, добавленной на территории зоны, составляет определенный размер.

  Главная цель таких зон это:

 создание  экспортного производства (часто  на местном сырье),

 получение  свободно конвертируемой валюты,

 организация  импортозамещающих производств,

  конверсии оборонных предприятий и др.,

Эти  зоны ориентированы в основном на внешнюю торговлю. В некоторых  источниках к этому виду относят  экспортно-производственные и экспортно-промышленные зоны, а также и зоны поощрения  экспорта. Предприятиям, расположенным в этих зонах, часто отводится роль узкоспециализированного объекта в рамках разорванного и территориально рассредоточенного по многим странам мира производственно технологического цикла изготовления определенной продукции транснациональных корпораций.

  Можно считать, что благодаря  этим зонам практически осуществляется  экспорт дешевой рабочей силы, причем без перемещения ее  в другие страны, что снимает  с этих стран ряд негативных  проблем, возникающих с присутствием  рабочих иностранцев. Использование  термина ''новое международное разделение труда'' может дать объяснения механизму функционирования таких зон. В этих зонах происходит достаточно выгодное на данном этапе соединение дешевой местной рабочей силы, часто достаточно дешевого местного сырья и капитала, поступающего в зону извне.

 

  Одна из первых зон экспортного  производства в 1965 году была  создана на Тайване, а к началу 1990 г. в развивающихся странах  насчитывалось уже около 300 функционирующих  зон экспортного производства. В  них было занято более 2 млн. человек, а объем экспорта составлял 15 млрд. долларов. При имеющихся недостатках эти зоны служат устойчивым источником валютных экспортных доходов. Так, в 1895 г. стоимость продукции зоны Маврикия составляла 46,3% стоимости всего национального экспорта.1

 Одна из точек зрения, заслуживающая внимания, стоит в том, что для различных стран, в том числе и для России, с ее огромным научно-техническим потенциалом, одной из приоритетных форм развития СЭЗ должны стать научно-промышленные парки.

 

Вывод: Свободно экономические  зоны развивались  достаточно быстрыми  темпами  в последние  десятилетия  20 –го  века, их  масштабы,   цели  и функции могут  быть различны, причем  со временем  они  могут  изменяться.

СЭЗ возникают  как в развитых странах, так и  в развивающихся, т.е. независимо  от  социально – экономического  развития. Свободные  Экономические Зоны  все  больше  становятся  инструментом  форсированного  подъема  экономики стран  и  отдельных  регионов и являются «островками» мировой экономики  на  национальных  территориях.  Для  их  формирования  и функционирования  важна  политическая  и  экономическая  стабильность,  уважение  к  частной  собственности,  законодательная  база, вообщем  то,  что  мы  называем «климатом  доверия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Мировой опыт создания СЭЗ.

 

Цели:

 На  конкретных  примерах  показать  вариотивность  имеющихся   свободных  экономических   зон в  странах  разного  социально-экономического  развития, в том  числе бывших  социалистических  странах  и  республиках  СССР.

Рассмотреть  и  проанализировать экономическое  «чудо»-безналоговые  страны и  страны  с льготным  налогообложением.

 

  Задачи:

Показать  динамику  развития Ирландской  СЭЗ  «Шеннон» за  последние  20-ть  лет.

Проанализировать  функции  и значение СЭЗ в развивающихся  странах  на  примере  Китая.

Выявить,  как СЭЗ  Южной  Кореи  способствуют  ее  экономическому  росту.

 Определить  значение СЭЗ в Польше - бывшей  социалистической стране и бывшей социалистической республике –Латвии.

 Обобщить  опыт безналоговых  стран и стран с льготным  налогообложением.

 Классифицировать  и  определить цели  оффшорных

компаний и оффшор-зон.

 

 

 

2.1. Свободно экономическая  зона  Ирландии «Шеннон»

Выгодное  географическое положение аэропорта  Шеннон на юго-западе Ирландии, способствовало использованию его для дозаправки самолетов, выполняющих трансатлантические рейсы Европа – Америка. Поэтому с 1935 года вокруг аэропорта стала создаваться разветвленная инфраструктура, увеличивающая пассажиро- и грузопоток через этот аэропорт, приносящая значительные прибыли региону. Развитие технического прогресса в авиации привело к увеличению дальности полета и трансатлантические рейсы стали выполняться беспосадочно. Аэропорт Шеннон потерял свое стратегическое значение.

  В столь неблагоприятной для аэропорта Шеннон ситуации правительство Ирландии решило создать на территории аэропорта первую в мире свободную беспошлинную зону Шеннон (1947 г.).

  Это решение оказалось весьма  удачным и впоследствии (1959 г.) правительство  Ирландии создает специальную организацию – агентство регионального развития в виде компании с ограниченной ответственностью, целью которого являлось увеличение пассажирских и транспортных потоков через аэропорт Шеннон, создание новых рабочих мест. Для реализации этой цели агентство регионального развития получило дополнительную землю в 600 га. Рядом с аэропортом, и на весь этот регион был распространен беспошлинный экспортно-импортный режим, где ставка налога на прибыль составляла только 10%, а территория получила название СЭЗ ''Шеннон''.

  Анализ работы агентства регионального  развития за 10 лет в СЭЗ ''Шеннон'' показал: 

 значительно выросли   грузо - и пассажиропотоки через  аэропорт Шеннон.  

 Созданы новые  промышленные предприятия.

 Увеличилось число  рабочих мест.

 

Вывод: деятельность агентства способствовала развитию СЭЗ ''Шеннон'', что привело к развитию запада Ирландии в целом.

 

  Такой положительный результат  работы был отмечен правительством  Ирландии, и 1968 году агентству  передаются полномочия по экономическому  развитию всего региона Шеннон, т.е. еще пяти графств. Ставятся дополнительные цели:

 

 Апробирование новых  моделей экономического развития;

 Привлечение иностранных  инвестиций;

 

    Согласно поставленным целям  агентство реализует:

 

 В 1978 году первый проект поддержки и развития малого и среднего местного бизнеса, получив от правительства необходимые средства, в рамках которого строятся производственные площади, офисы, предприятиям выделяются субсидии.

 В 1984 году как  продолжение проекта происходит становление Национального технологического парка, с помощью которого привлекаются в страну высокие иностранные технологии для создания на их базе высокотехнологичного отечественного бизнеса.

Такая успешная работа агентства в промышленном развитии региона Шеннон способствовала тому, что в 1988 году ему передаются полномочия по развитию в регионе туризма и транспортной инфраструктуры.

  В настоящее время СЭЗ ''Шеннон'' – это высокоразвитый промышленный  центр в составе которого, в  основном высокотехнологичные предприятия, где действуют более 110 иностранных фирм и трудится более 6000 человек, с ежегодным экспортом более 1 млрд. долларов. Структура управления СЭЗ ''Шеннон'' представлена на рис № 1. [3. 126 c]

СЭЗ ''Шеннон'' является весьма привлекательной  для иностранных инвесторов и сегодня т. к. на всей территории СЭЗ:

 Гарантированный 10% налог на прибыль для промышленных фирм до 2010 года. 10% на прибыль фирмам работающим в сфере финансовых, дистрибьюторских, и консалтинговых услуг до 2005 года. [10. 2 c]

 Действует существующий в Ирландии договорной режим исключающий двойное налогообложение более чем с 20 странами мира.

 Отсутствуют какие-либо ограничения в репатриации прибыли.

 Успешный опыт создания функционирования и развития СЭЗ ''Шеннон'' способствовал тому что сейчас элементы льготного режима СЭЗ действуют уже на всей территории Ирландии. Практически вся территория Ирландии (площадь около 71 тыс. кв. км, население 3,5 млн. человек) для инвесторов стала СЭЗ, только с различной степенью льгот. [10. 2 c]

  Особенно много усилий по притоку иностранных инвестиций Ирландское правительство направляло в аграрный сектор экономики страны для преобразования его из довольно отсталого в высокоразвитый, для создания с стране высококачественной связи и телекоммуникаций, что важно для современного бизнеса. Правительство Ирландии постоянно занимается вопросами укрепления стабильности иностранной валюты и снижения уровня инфляции. Результат этой работы следующий:

 В Ирландии весьма низкий уровень инфляции среди стран  ЕС – прибыль на единицу вложений почти в два раза выше, чем в других странах ЕС, и составляет 25%.

  Сегодня в Ирландии работает  более тысячи зарубежных компаний  и из них 370 американских.

Вывод. За последние 20 лет Ирландия превратилась в одну из высокоразвитых стран Европы и этому способствовала кропотливая работа ее правительства по привлечению иностранных инвестиций, которая имела комплексный подход, т. е. учитывала практически все факторы. 

 

 

 

2.2. Свободно экономические зоны  Китая (Китайской народной республики).

 

  В конце 70-х годов в результате  начатой экономической системы  в  Китае отказались от волюнтаризма  в управлении национальной экономикой, административные методы управления  были резко сокращены и заменены  экономическими.

  Было заявлено о создании впервые в мире свободных экономических зон в стране с социалистической ориентацией. Было признано, что руководство могло использовать опыт создания СЭЗ как экспериментальную базу в реорганизации национальной экономики в ходе проведения реформы экономической системы в Китае. Если эксперименты, которые практически реализовались в СЭЗ, закончатся положительно, то их в случае необходимости можно будет распространить на другие регионы страны. А если будет отрицательный результат, то он ограничится только пределами зон и не получит дальнейшего распространения, и поэтому существенно не повлияет на экономическую ситуацию в КНР. Согласно теоретическим разработкам китайских ученых, СЭЗ создавались в малоосвоенном приморском поясе страны; процесс их формирования предусматривал три этапа общей продолжительностью 20-25 лет.

  Мотивация создания СЭЗ в приморских  районах Китая базировалась на  следующих основных принципах:

 

 В каждой зоне должен находиться и может быть создан крупный  порт, обеспечивающий самостоятельный  выход СЭЗ на внешние рынки.

 Зона должна быть максимально удобно расположена  по отношению к крупнейшим финансово-экономическим  мировым центрам данного региона, т.е. городам Японии, а также Сингапуру  и Гонконгу.

 Зона должна располагаться  на относительно свободных территориях с невысокой плотностью населения (для осуществления новых объектов промышленного строительства и размещения большого числа новых работающих) и в наиболее развитых районах имеющих достаточную сырьевую и энергетическую базу и трудовые ресурсы.

Основные  этапы, которые должны были пройти СЭЗ  в своем развитии следующие:

 1-й  этап (до 10 лет). В течение его осуществления формируется первичная инфраструктура, начинается привлечение иностранного капитала (особенно через механизм создания совместных предприятий), создается правовая основа для сотрудничества с зарубежными компаниями.

 2-й  этап (до 8 лет). СЭЗ, преимущественно опирающиеся на иностранные инвестиции, переходят к сбыту своей продукции на внешнем рынке. В структуре экономики зон происходит трансформация: доля местной торговли, мелкого сельскохозяйственного и промышленного производства сужается, а доля крупной промышленности в сочетании с внешней торговлей растет. При этом 50-60% инвестиций предполагается иметь за счет иностранного капитала и на экспорт направлять не менее 70% производственной продукции.

 3-й  этап. Осуществить переход от трудоемких производств к техническим производствам, базирующимся на передовой технологии.

По  оценкам западных и китайских  экономистов, зона Шеньчжень к 90-му году в основном решила задачи первого этапа формирования.

Формирование  механизма свободных экономических  зон в Китае осуществлялось для  реализации следующих основных целей.

 

 Привлечение иностранного капитала. Китай, как и многие развивающиеся  страны, для развития своей экономики испытывает нехватку капитала. Предоставляя льготы для иностранных инвесторов, можно компенсировать эту нехватку капитала.

 Заимствование передовых  технологий и мирового опыта менеджмента.

 Создание эффективных  рабочих мест, что обеспечивает занятость населения, что приводит к стабилизации социальной обстановки в стране.

 Увеличение валютных поступлений через       увеличение доли экспорта.

Особенно  важно подчеркнуть регулирующую роль руководства страны в процессе практического создания СЭЗ в Китае (была создана специальная канцелярия по делам СЭЗ при Госсовете КНР). В то же время согласно ''Положению о специальных экономических зонах провинции Гуандун'', принято в августе 1980г. XV сессией Всекитайского совета народных представителей (ВСНП) пятого созыва, местным органам власти было предоставлено право осуществлять регулирование хозяйственной деятельности иностранных предприятий в своих зонах.

Classification.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

conclusion.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Structure_of_Shennon.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Свободные экономические зоны России