Свободные экономические зоны России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной учебно-исследовательской работы является – на основе подбора, систематизации и обобщения данных разных источников выявить, как свободно экономические зоны влияют на темпы экономического развития отдельных стран и регионов. Определить перспективы развития данных зон в России.
Задачи.
Цель работы определяет ряд конкретных задач.
Обобщить зарубежный и отечественный опыт создания СЭЗ различного типа.
Классифицировать СЭЗ по определенным критериям.
Определить динамику движения и развития СЭЗ, как вглубь так и вширь.

Содержание работы

Введение
1. Глава 1. Свободные экономические зоны – как явление в мировой экономике……………………………1
История развития свободных экономических зон: экономическая мотивация и классификация……………………………………………………………………………………….1
Классификация имеющихся зон…………………………………………………………………...2
Предпринимательские зоны……………………………………………………………………2
Свободные экономические зоны……………………………………………………………….3
Свободные таможенные зоны………………………………………………………………….4
Зоны экспортного производства……………………………………………………………….4
2. Глава 2. Мировой опыт создания СЭЗ…………………………………………………………..6
2.1 Свободно экономическая зона Ирландии «Шеннон»…………………………………………….6
2.2 Свободно экономические зоны Китая (Китайской народной республики)……………………..7
2.3 Свободно экономические зоны Южной Кореи…………………………………………………11
2.4 Безналоговые страны и страны с льготным налогообложением………………………………..13
2.4.1 Безналоговые страны Европы…………………………………………………………………13
2.4.2 Особенности безналогового режима стран Карибского моря………………………………15
2.4.3 Европейские страны с льготным налогообложением……………………………………….16
3. Глава 3. СЭЗ России……………………………………………………………………………………………18
Заключение.

Файлы: 7 файлов

1-3.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

  Большая работа была проделана  по ''строительству правого фундамента'' СЭЗ. Ряд аспектов деятельности свободных зон было решено регулировать на основе общекитайских законов, принятых ВСНП соответственно в июле 1979 г. и апреле 1986 г., - о совместных предприятиях и об иностранных предприятиях на территории КНР.

  Местным законодательным органам, лучше знающим специфику своего региона, предоставлялось право рассматривать и утверждать: положение о труде и заработной плате, порядок регистрации предприятий, использования земельных участков и их оплаты, заключения контрактов; правила выезда и въезда.

  Август 1980 года принято считать  официальной датой рождения свободных  зон в Китае. При этом заслуживает  более пристального рассмотрения  исторический ракурс формирования  СЭЗ в Китае, который можно  рассмотреть поэтапно.

 

 До августа 1980 года не были обозначены конкретные территории для создания СЭЗ и особенности их функционирования, поэтому 1-й этап характеризуется неопределенностью.

 После 26 августа 1980 года (ВСНП утвердил положение о  СЭЗ в провинции Гуандун) наступил 2-й этап, который характеризуется четким определением отдельных территорий, отводимых под СЭЗ. Положением были определены отдельные районы в трех городах Китая (Шеньчжень, Чжухай, Шаньтоу) провинции Гуандун. СЭЗ ''Шеньчжень'' распологалась в южной части города Шеньчжень в непосредственной близости от Гонконга. СЭЗ ''Чжухай'' в городе Чжухай в районе рядом с Ломынем (Макао). СЭЗ ''Шаньтоу'' в городе Шаньтоу на территории района обрабатывающей промышленности Лунху.

 В то же время  в провинции Фунзянь создавалась  СЭЗ ''Сямынь'' в городе Сямынь (Амой) в районе обрабатывающей промышленности Лунху.

  В последствии территория ряда  зон была увеличена. 

 Корме того, в  апреле 1988 года было решено сделать ''открытыми'' 14 приморских городов, составивших  так называемые зоны технико-экономического развития (ЗТЭР). В этот список вошли практически все крупные города Китая, а именно: Далянь (Дальний), Циньхуандао, Тяньцзынь, Янтай (Чифу), Циньдао и др.

Число совместных предприятий исчисляется  здесь тысячами, а объем привлекаемых капиталов достигает нескольких десятков миллионов долларов США.

 В апреле 1988 года официально было объявлено о преобразовании острова Хайнань в провинцию  и о создании на этой территории самой крупной СЭЗ в стране, где должна проводиться еще ''более  открытая'' политика, чем в уже созданных СЭЗ на территории Китая, по отношению к иностранному бизнесу.

 Прослеживая исторические этапы создания СЭЗ в Китае, можно  отметить постоянную тенденцию предоставления все большей территории страны под  СЭЗ и всевозрастающую ''открытость'' СЭЗ для иностранного капитала. Первые созданные в Китае свободные зоны впоследствии превратились в особые экономические районы (ОЭР), которых в Юго-Восточной части Китая насчитывалось уже пять: Шеньчжень площадью 327,5 кв. км. В провинции Гуандун; Чжухай – 52,6 кв. км. В провинции Гуандун; Шаньтоу – 121 кв. км. в провинции Фуцзянь; остров Хайнань 3400 кв. км. в провинции Хайнань.

 Параллельно с  вышеназванными зонами (с 1985 года) стали  создаваться и другие свободные  зоны в дельтах рек Янцзы и  Чжуцзян.

 С 1990 года были открыты для освоения иностранным капиталом новые территории Китая – район Пудун, город Шанхай и ряд городов, расположенных вдоль реки Янцзы, что привело к формированию целой территории для создания головной зоны. Этот процесс способствовал превращению Шанхая в один из центров мирового бизнеса, финансов и торговли, так как иностранным инвесторам разрешалось создавать в районе финансовые компании, супермаркеты, открывать фондовые биржи и выпускать акции. Кроме того, с 1990 года в Китае стали создаваться беспошлинные зоны, которые представляют собой изолированную территорию, где действует особая (льготная) таможенная политика и применяются особые правила таможенного управления и надзора. Было создано 13 беспошлинных зон.

 Начиная с 1992 года, 13 приграничных городов Китая получили статус ''открытых'' для внешнего мира, это означает, что они имеют право создавать на своей территории зоны приграничного экономического сотрудничества, где применяется та же льготная политика, которая была разработана для приморских зон (зоны технико-экономического развития). 

  Географическое положение приграничных  городов способствует развитию  сотрудничества с соседними странами, включая Россию, которая имеет  наиболее протяженную границу  с Китаем. В настоящее время  правительство Китая оказывает поддержку приграничной торговле, и в приграничных городах Китая интенсивно развивается необходимая инфраструктура, что способствует росту приграничной торговли.

  В Китае используются практически  любые формы привлечения иностранного  капитала: создание совместных предприятий,  имеющих 100%-ный иностранный капитал;  кооперация; обработка давальческого  сырья; торговля; сборка готовой  продукции из полуфабрикатов; предоставление займов, приобретение облигаций и акций, включая акции государственных предприятий (но не во всех зонах). Например, в СЭЗ ''Сямынь''(1987 год) иностранцам разрешено приобретать китайские предприятия через покупку акций этих предприятий, причем минимальная доля иностранного инвестора должна быть 25% а максимальная не ограничивается.

  Оформление инвестиций обычно  осуществляется через администрацию  СЭЗ или созданные в этих  администрациях отраслевые компании. Зарубежный инвестор должен подать  заявление о намерениях, в котором указывает цель инвестирования, размер инвестиций, требования к ''инфраструктурному'' обеспечению объекта инвестирования и т.п. Администрация СЭЗ имеет право самостоятельно принимать решения по иностранным инвесторам за исключением особо крупных объектов. В случае положительного решения с инвестором заключается контракт, согласно которому он получает соответствующий сертификат и лицензию.

 

Система льгот для инвесторов в китайских  СЭЗ достаточно эффективна.

 

 Подоходный налог  с предпринимателей составляет 15%, тогда как внутри республики он равен 55%.

 

 Если срок контракта  более 10 лет, то предприниматели освобождаются  от налога в течение первых двух лет с начала получения прибыли, а на третий год имеют 50%-ную скидку.

 По окончании трехлетнего периода предпринимателям предоставляется 10%-ная скидка с подоходного налога, если более 70% продукции идет на экспорт (или 50%-ная скидка в течение трех лет если используются передовая технология).

 Совместные предприятия, производящие высокотехнологическую и импортозамещающую продукцию в СЭЗ, имеют налоговую ставку до 10% и до 15% - в остальных регионах страны. [3. 115 c]

 От уплаты импортной  пошлины освобождается ввозимое из-за рубежа для предприятий СЭЗ: оборудование, как производственное, так и офисное, транспорт для иностранных сотрудников, электроприборы, потребительские товары, предназначенные для личного пользования иностранных сотрудников. Для них обычно создаются также специальные магазины импортных (беспошлинных) потребительских товаров.

 От уплаты единого  торгово-промышленного налога на экспорт  освобождается экспортная продукция (кроме нефти, бензина и ряда видов  продукции, утверждаемой государством), реализуемая внутри СЭЗ Китая.

 Кроме того зарубежные вкладчики поощряются к реинвестированию своей прибыли в СЭЗ. По решению местных властей им может быть возвращена часть подоходного налога, уплаченного с реинвестированной прибыли.

 Убытки предприятий  с иностранным капиталом разрешается  покрывать за счет прибыли следующих  лет (но не свыше пяти лет с начала их эксплуатации).

 Устанавливается на более льготных условиях и плата  за землю. В СЭЗ производится фиксированная  арендная плата за пользование производственными  площадями для предприятий с  иностранным капиталом: 15-20 долларов за один квадратный метр в год.

 Все налоговые  и другие финансовые поступления  остаются в распоряжении администраций  СЭЗ.

 Регулирование оплаты труда осуществляется администрацией СЭЗ, причем размер оплаты труда наемных  работников в зоне должен быть выше чем на остальной территории Китая, за исключением Гонконга. В среднем китайский работник обходиться зарубежному инвестору 50-75 долларов в месяц, включая отчисления в фонды социального и трудового страхования, а также в фонд управления трудовых ресурсов СЭЗ. Китайский рабочий может получить заработную плату как в Китайской валюте, так и частично в инвалютных сертификатах.

 На совместных предприятиях, и предприятиях со 100% иностранным капиталом разрешается  самостоятельно устанавливать формы  оплаты труда, разрабатывать системы пре5мий и штрафов, утверждать собственные штаты, увольнять работников, нарушивших условия контрактов.

 Порядок расчетов на территории СЭЗ отличается от остальной  территории Китая. Предприятия с  участием иностранного капитала имеют  право вести счета как в китайской так и в иностранной валюте. Им разрешается свободно обменивать китайскую и иностранную валюту между собой по договорному курсу (который обычно выше государственного) но при участии представителей по контролю за иностранной валютой местных органов управления. Иностранные инвесторы могут беспрепятственно переводить свою прибыль в валюте за рубеж бе уплаты налогов.

 Организация сбыта  продукции на внутреннем рынке осуществляется китайской стороной. В основе данного  регулирования лежит соблюдение ряда условий, присущих для конкретных СЭЗ. Условия, при которых допускается реализация продукции на внутреннем рынке, следующие: высокотехнологичная продукция, продукция в которой Китай испытывает острую нехватку, по которой зависит от импорта, при производстве которой используется в основном китайское сырье или полуфабрикаты и которая по качеству выше аналога производимого в Китае.

 Режим въезда и  выезда для иностранных инвесторов упрощен. В большинстве случаев  оформляется годовая многократная виза, инвесторам прибывшим в СЭЗ по запросам администрации виза может быть выдана пограничными властями сразу при въезде в зону.

 Защита иностранных  инвестиций обеспечивается законодательством  Китая и администрацией СЭЗ. Кроме  того, Китайская страховая компания принимает на себя страхование иностранных инвестиций на случай ''политических рисков''.

 

 Вывод: процесс создания СЭЗ в Китае уже привел к существованию 13 беспошлинных зон, 32 зон технического развития и 52 зон новых и высоких технологий и этот процесс продолжается. СЭЗ Китая являются  инструментом  форсирования развития экономики данной   страны, и безусловно  положительно влияют на экономический рост Китая.

    

2.3.Свободно экономические зоны   Южной Кореи.

 

        В настоящее время Южная Корея является одной из    развитых индустриальных стран мира.

  В начале семидесятых годов   в республике появились СЭЗ,  которые сыграли определенную  положительную роль в становлении  новой индустриальной страны. Этот  тезис подтверждается материалами  Центра  транснациональных корпораций ООН: ''Экономический рост страны был вызван экспортом, главным образом, благодаря пониманию того, что внутренний рынок был слишком мал для поддержки развития большого круга отраслей. Развитие корейской экспортной базы было осуществлено с помощью значительных иностранных капиталовложений, а свободные экономические зоны как раз и сыграли роль широкой дороги на пути привлечения таких капиталов. Предполагалось, что эти зоны будут выполнять также роль катализатора для привлечения конкурентоспособных внутренних отраслей промышленности. Ожидалось, что иностранные капиталовложения, под которыми подразумевались не только прямые иностранные инвестиции, но и внешние займы, передача технологий, приведут к экономическому росту, компенсируя нехватку капитала на внутреннем рынке Южной Кореи.

  Благоприятное воздействие прямых  иностранных вложений в местную  экономику не ограничивалось  предоставлением столь необходимого  для промышленности капитала. Иностранные  инвестиции принесли с собой  искусство современного менеджмента и рабочей этики. Более того, для достижения роста экспортно-ориентированной экономики обязательным условиям является доступ на международные рынки, а этого легко добиться через собственную сеть иностранного вкладчика''. Чтобы выявить роль СЭЗ в росте экономики Южной Кореи, Специфические особенности их создания надо рассматривать в историческом развитии.

  В 50-е годы Южная Корея была  страной с аграрным уклоном  с недостаточно развитой промышленностью,  не имеющей собственного капитала для развития. Поэтому ставка была сделана на привлечение в экономику страны иностранного капитала и соответственно продумана система стимулирования его привлечения, которая прошла в два этапа.

  Первый этап (с 1962 по 1984 год). Все  иностранные инвесторы пользовались:

  Налоговыми  льготами (снижение на 50% подоходного  налога; корпоративного и налога  на собственность);

  Освобождение  от таможенных пошлин;

  Освобождение от налога на  добавленную стоимость на импортированное  оборудование.

Второй  этап ( и июня 1984 года). Был введен режим налогообложения, который стимулирует развитие только высокотехнологичных отраслей. Кроме этого в число льгот стали входить:

 Подоходный налог. Этот налог исчисляется из общей  суммы доходов всех проживающих  в стране более одного года. Иностранные граждане, работающие на совместных предприятиях или на предприятиях со 100%-ным иностранным капиталом, от подоходного налога освобождены.

 Корпоративный налог. Предприятия со 100%-ным иностранным капиталом  были освобождены от уплаты налогов на собственность и корпоративного. В течение пятилетнего срока на совместных предприятиях освобождение от этих налогов происходит пропорционально числу иностранных акционеров, а в последующие три года налог взимается в размере 50%.

 Дивиденды. В течение пятилетнего срока освобождение от налогов, а в последующие три года взимается в размере 50%. 

Также следует отметить, что иностранным  инвесторам была гарантирована полная правовая защита и беспрепятственность  в переводе дивидендов за границу. Южной Кореей было заключено заключение с США о гарантиях, согласно которому американские инвесторы получили возможность страховать свои вклады в корпорации по защите зарубежных инвестиций в том случае, если эти инвестиции получили одобрение правительства Южной Кореи.

 Важно подчеркнуть,  что включительно по 1969 г. Южная  Корея не могла привлечь в  свою страну значительные иностранные  инвестиции из-за неразвитой инфраструктуры, отсутствия опыта деловых отношений  с транснациональными корпорациями, политической и социальной нестабильности. Поэтому правительство должно было подвести соответствующий законодательный фундамент под механизм СЭЗ.

Classification.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

conclusion.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Structure_of_Shennon.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Свободные экономические зоны России