Свободные экономические зоны России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной учебно-исследовательской работы является – на основе подбора, систематизации и обобщения данных разных источников выявить, как свободно экономические зоны влияют на темпы экономического развития отдельных стран и регионов. Определить перспективы развития данных зон в России.
Задачи.
Цель работы определяет ряд конкретных задач.
Обобщить зарубежный и отечественный опыт создания СЭЗ различного типа.
Классифицировать СЭЗ по определенным критериям.
Определить динамику движения и развития СЭЗ, как вглубь так и вширь.

Содержание работы

Введение
1. Глава 1. Свободные экономические зоны – как явление в мировой экономике……………………………1
История развития свободных экономических зон: экономическая мотивация и классификация……………………………………………………………………………………….1
Классификация имеющихся зон…………………………………………………………………...2
Предпринимательские зоны……………………………………………………………………2
Свободные экономические зоны……………………………………………………………….3
Свободные таможенные зоны………………………………………………………………….4
Зоны экспортного производства……………………………………………………………….4
2. Глава 2. Мировой опыт создания СЭЗ…………………………………………………………..6
2.1 Свободно экономическая зона Ирландии «Шеннон»…………………………………………….6
2.2 Свободно экономические зоны Китая (Китайской народной республики)……………………..7
2.3 Свободно экономические зоны Южной Кореи…………………………………………………11
2.4 Безналоговые страны и страны с льготным налогообложением………………………………..13
2.4.1 Безналоговые страны Европы…………………………………………………………………13
2.4.2 Особенности безналогового режима стран Карибского моря………………………………15
2.4.3 Европейские страны с льготным налогообложением……………………………………….16
3. Глава 3. СЭЗ России……………………………………………………………………………………………18
Заключение.

Файлы: 7 файлов

1-3.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

 Стратегия  правительства по экономическому  развитию страны через привлечение  в экономику иностранного капитала  в экспортно-ориентированные отрасли внесла определенное толкование в терминологию, и поэтому СЭЗ в Республике Корея является район с привилегированными таможенными пошлинами, который создан и функционирует в соответствии с актом по созданию свободных экспортных зон от 01.01.70г.

 Создание  этих зон было направлено на  развитие трудоемких отраслей  в аграрных районах страны; национального  экспорта.

 Согласно  материалам Центра транснациональных  корпораций ООН (1990г.), предприятие  в СЭЗ может иметь собственную  фабрику на арендованной земле (хотя разрешена и продажа земли) либо арендовать типовую (стандартную) производственную единицу. И в том и в другом случае инвестор обязан представить пакет исчерпывающей документации, которая должна соответствовать критериям, представленным в таблице 1, хотя в порядке исключения возможны и некоторые отклонения.

 

 Таблица 1.

 

Критерии  для санкционирования.

Наименование

Собственная фабрика

Типовая фабрика

Экспорт

Процент чистого дохода в инвалюте

 

Занятость

 

Производственная  технология

 

Сумма инвестиций

 

Местное сырье

150 долл. На кв. м.

20% и более

 

20 рабочих  мест (и более)

на  каждые 30 кв. м.

Превосходная

 

200 тыс. долл. (и более)

Как можно больше.

180 долл. на кв. м.

20% и более

 

25 рабочих  мест (и более) 

на  каждые 30 кв. м.

Превосходная

 

100 тыс. долл. (и более)

Как можно больше.


 

 

В Южной  Корее предприятие в СЭЗ имеют право свободно заниматься экспортно-импортной деятельностью без лицензирования, так как они попадают под действие акта о внешней торговле.

  Наиболее значимые  СЭЗ в Республике  Корея: 

 

 Масан – расположена  на южном побережье страны около  города Пусан, территория 814 кв. км., имеет свой порт;

 Ири  находится  недалеко от города Сеул, рядом с  гаванью Кунсан, территория 319 кв. км.;

  Учитывая, что все предприятия  с иностранными инвестициями  имеют привилегии в налогообложении,  то можно утверждать, что в определенной мере вся Южная Корея может рассматриваться как СЭЗ.

  С производственной точки зрения  СЭЗ имели  некоторою отраслевую  специализацию: Масан в основном  специализировалась на химической  и экспортной продукции, а также  производстве текстиля; Ири – на выпуске украшений и драгоценных камней.

  Обе зоны были изолированы  от внутренних территорий Кореи  и продукция, произведенная в  них, не могла продаваться на  местном рынке, за исключением  отходов и побочных продуктов,  получаемых в ходе производственного процесса, и товаров, важных для национальной безопасности и используемых в других экспортных отраслях.

  Предприятия в этих зонах должны  были заниматься экспортом, а  не торговать на местном рынке.  Товары, произведенные в СЭЗ ''Масан'' и ''Ири'', имели знак ''Сделано в Корее''. В некоторых случаях товары из СЭЗ могли избежать квотных ограничений, устанавливаемых странами-импортерами в отношении Кореи что увеличело экспорт Кореи.

  По истечении льготного периода  налогообложения привлекательность  зон для иностранных инвесторов уменьшилась, и в 1980 году в акт по созданию свободных экспортных зон была внесена поправка о том что местные корейские предприниматели могли выкупать целиком или долю предприятий у иностранных владельцев. Результат этой деятельности представлен в таблице 2, где видно что 23 корейские фирмы выкупили иностранные предприятия в этих зонах.

Вывод : в ''новых индустриальных странах'' зоны являются только одним из инструментов в сложном механизме привлечения  иностранного капитала. Например, в Южной Корее на долю зон экспортного производства в 1991 году приходилось всего 3-4% размещенных в стране иностранных капиталовложений и экспорта.

Таблица 2.

Национальная принадлежность предприятий 

в СЭЗ Республики Корея  (на конец 1988 года).

Назва-ние СЭЗ

Япония

США

Финляндия

ФРГ

Сингапур

Корея

Всего

Масан

56

8

1

-

1

9

75

Ири

9

1

-

1

-

14

25

Итого

65

9

1

1

1

23

100


 

2.4.Опыт создания СЭЗ в Польше.

 

Польша.(Польская республика). С 20 сентября 1994 года в Польше появилась соответствующая правовая основа для создания СЭЗ. Это послужило базой для польской инвестиционной политики и средством для поддержки регионов.

  Одна из первых СЭЗ в Польской  Республике – Свободная таможенная  зона в Гданьском порту, созданная  Указом Совета Министров от 28.11.95 г. Гданьский порт расположен на перекрестке традиционных мировых морских торговых путей в 50 милях от Калининграда. Цель образования Свободной таможенной зоны – развитие хозяйственной деятельности в Гданьском порту путем предложения потенциальным торговым партнерам выгодных финансовых условий: невзимание

 таможенных оплат,

 акцизного налога,

 налога на добавленную  стоимость.

  На территории зоны можно осуществлять  такие виды деятельности, как  торговую, погрузо-разгрузочную, складскую,  производство готовых изделий, транспортные и экспедиторские услуги и др.

  При этом складируемые товары  освобождаются от таможенных  и налоговых оплат; возможны  реэкспорт без таможенных и  налоговых оплат, бессрочное складирование  товаров.

  При ввозе товаров из зоны  на территорию Польши таможенная ставка может снижаться, система скидок и освобождений определена польским таможенным законодательством.

  В настоящее время в Польше  создано еще 16 зон, называемых  Специальными экономическими зонами.

  По данным Польско-Литовской   хозяйственной палаты в состав СЭЗ вошло 76 инвесторов как от представителей малого бизнеса, так и крупных международных концернов, которые подтвердили возможность предоставить инвестиции на сумму 3,9 млрд. золотых и создать 12 тыс. новых рабочих мест.

  В Польской Республике главная цель создания СЭЗ – это ускорение экономического развития части территорий страны, которое может быть достигнуто с развитием определенных сфер хозяйственной деятельности, использованием в национальной экономике новых технических и технологических решений, увеличением конкурентоспособности производимых товаров, услуг и продуктов, созданием соответствующей инфраструктуры, новых рабочих мест, освоением неиспользованных полезных ископаемых, но при условии соблюдения экологического равновесия.

  Практическая деятельность зоны  начинается с принятия Указа  Совета Министров республики, в  котором определена форма организации  СЭЗ: акционерное общество или  товарищество (общество) с ограниченной  ответственностью. Но в них государство  имеет большинство голосов.

  Правительство Польши может дать  разрешение на освобождение от  налогов предпринимателей, работающих  в СЭЗ.

  Отбор таких предпринимателей  происходит с помощью торгов  или соответствующих переговоров,  критерием которых служит обоснованная  целесообразность и важность этой деятельности для экономики страны. Согласно информации Польско-Литовской хозяйственной палаты (1998 г.), указом Совета Министров, создающего СЭЗ, может быть определена сфера деятельности, проведение которой на территории СЭЗ не требует разрешения. В основном не требуется разрешение на проведение монтажных и строительных работ, на ремонт машин, оборудования и других предметов, используемых в хозяйственной деятельности на территории СЭЗ; на услуги в торговой сфере; на ремонт механических транспортных средств и мотоциклов, а также предметов личного и домашнего пользования; на гостиничные и ресторанные услуги; транспортные услуги и другие.

  Для предпринимателей, работающих  в СЭЗ, действует освобождение  от подоходного налога полностью  или частично. Использование налоговых освобождений и льгот зависит от выполнения индивидуальных для каждой СЭЗ условий, при этом значительную роль играют размеры инвестиций и количество создаваемых новых рабочих мест. При этом доходы предпринимателей, имеющих полное освобождение от уплаты налога, сохраняются на период времени, равный половине срока действия СЭЗ, а по истечении этого срока могут рассчитывать на освобождение от подоходного налога в размере 50%.

Сувалкинская  СЭЗ была создана 01.09.96 г. согласно Указу Совета Министров от 25.06.96 г. Управляющий СЭЗ – АО ''Сувалкинская СЭЗ''. Площадь зоны – 431, 67 га. Период действия - 20 лет.  Преференцированная деятельность:

 Пищевая промышленность;

 Переработка дерева;

 Производство  туристского оборудования;

Предусмотрены такие налоговые льготы: освобождение от уплаты подоходного налога до уровня собственных инвестиционных издержек. Если инвестиции превысят эквивалент 35 тыс. ЭКЮ то полное освобождение от уплаты подоходного налога на 10 лет. Частичное освобождение от подоходного налога при создании новых рабочих мест, а именно: 25% налога за каждых 10 принятых работников (если принято 40 человек, то полное освобождение от подоходного налога на 10 лет, а по истечении этого срока только на 50%).

  Указом Совета Министров от 18.06.96 г. была создана Катовицкая СЭЗ. Управляющий СЭЗ АО “Катовицкая СЭЗ’’. Ее площадь – 826,99 га. На ее территории предполагается развивать пищевую промышленность; производство строительных материалов, машин и оборудования для промышленности и личного хозяйства; деревянных конструкционных элементов; офисного оборудования и компьютеров; точных медицинских и оптических приборов; средств транспорта прицепов; технического газа; средств гигиены и косметики; одежды; переработка отходов; обслуживание информационных систем; ведение научно-технических работ; техническое консультирование. Освобождение от уплаты подоходного налога до уровня собственных инвестиционных издержек. Если инвестиции превысят эквивалент 2000000 ЭКЮ, то полное освобождение от подоходного налога на 10 лет. Частичное освобождение от подоходного налога при создании новых рабочих мест, а именно: 10% налога за каждых 10 принятых работников ( если принято на работу 100 человек, то полное освобождение от подоходного налога на 10 лет, а по истечении этого срока только на 50%).

  Важно добавить, что в Польских  СЭЗ допускаются так же использование  повышенных амортизационных ставок  и освобождение от уплаты местных  налогов ( например, налога на  недвижимость).

 

Вывод: Польша  сегодня  активно  перенимает   и  использует опыт  создания  СЭЗ. Надо  отметить, что  из  стран  Восточной  Европы  Польша  вместе  с  Чехией   и   Венгрией  быстрее  всего  выходит  из  экономического  кризиса,  одна  из  причин  этого  явления  -  экономические  реформы, куда  безусловно  можно  отнести  и  создание  СЭЗ.

 

      

2.5. Опыт  создания  СЭЗ в Литовской   Республике

 

 Правовой  основой для создания  и функционирования  СЭЗ стал Закон Литовской Республики  о свободных экономических зонах  от 28.06.95 г., целью которого является реализация хозяйственно-коммерческой деятельности в создаваемых зонах. Данный основной закон подтверждает, что для открытия каждой конкретной зоны необходимо принятие Сеймом Литвы отдельного законодательного акта.

 Правительством Литвы было принято решение создать зоны в Клайпеде и Шауляе, имеющих выгодное географическое положение, развитую инфраструктуру, доступ к энергоносителям. Эти города расположены около перспективных международных магистралей, водных путей  и всех видов транспорта.

 Товар, который находиться в этих зонах, считается товаром, находящимся за пределами таможенной территории республики. Бизнесмены, зарегистрировавшие свои предприятия в СЭЗ, в течение первых пяти лет их деятельности освобождаются от подоходного налога  в размере 80%, в последующие пять лет в размере 50%. Также возможно 50-процентное освобождение от уплаты налога на землю. Если инвестор приобретает 30% или более уставного капитала предприятия зоны и производит инвестиции 1000000 долларов (и более),  то он полностью освобождается от подоходного налога на первые пять лет, а впоследствии  в течение 10 лет  платит только 50% подоходного налога.  Важно отметить, что в зонах законодательно регламентирован порядок проведения международного конкурса по выбору управляющего зоной и критерии этого отбора. В марте 1998г. на конкурсной основе был выбран Бельгийский консорциум AOINV  как управляющий СЭЗ.

Вывод: Создание СЭЗ сегодня происходит и в  бывших республиках СССР.

 

2.6. Безналоговые страны и страны  с льготным налогообложением.

 

Все страны мира можно условно разбить  на три большие группы, отличающиеся по уровню налогообложения и государственного контроля за коммерческой деятельностью.

 Первая группа  – это традиционные высокоразвитые  страны, где налог на прибыль,  например, может достигать 40-50%, а деятельность хозяйствующих субъектов строго регламентирована.  К таким странам относятся: США, Великобритания, ФРГ, Франция, Япония и другие.

Classification.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

conclusion.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Structure_of_Shennon.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Свободные экономические зоны России