Свободные экономические зоны России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной учебно-исследовательской работы является – на основе подбора, систематизации и обобщения данных разных источников выявить, как свободно экономические зоны влияют на темпы экономического развития отдельных стран и регионов. Определить перспективы развития данных зон в России.
Задачи.
Цель работы определяет ряд конкретных задач.
Обобщить зарубежный и отечественный опыт создания СЭЗ различного типа.
Классифицировать СЭЗ по определенным критериям.
Определить динамику движения и развития СЭЗ, как вглубь так и вширь.

Содержание работы

Введение
1. Глава 1. Свободные экономические зоны – как явление в мировой экономике……………………………1
История развития свободных экономических зон: экономическая мотивация и классификация……………………………………………………………………………………….1
Классификация имеющихся зон…………………………………………………………………...2
Предпринимательские зоны……………………………………………………………………2
Свободные экономические зоны……………………………………………………………….3
Свободные таможенные зоны………………………………………………………………….4
Зоны экспортного производства……………………………………………………………….4
2. Глава 2. Мировой опыт создания СЭЗ…………………………………………………………..6
2.1 Свободно экономическая зона Ирландии «Шеннон»…………………………………………….6
2.2 Свободно экономические зоны Китая (Китайской народной республики)……………………..7
2.3 Свободно экономические зоны Южной Кореи…………………………………………………11
2.4 Безналоговые страны и страны с льготным налогообложением………………………………..13
2.4.1 Безналоговые страны Европы…………………………………………………………………13
2.4.2 Особенности безналогового режима стран Карибского моря………………………………15
2.4.3 Европейские страны с льготным налогообложением……………………………………….16
3. Глава 3. СЭЗ России……………………………………………………………………………………………18
Заключение.

Файлы: 7 файлов

1-3.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

  Лихтенштейн (княжество Лихтенштейн)  – независимое с 1866 года государство в Центральной Европе – находиться между Швейцарией и Австрией, занимает территорию около 160 км. Кв., и является конституционной монархией.

  Здесь располагаются фирмы, занимающиеся  косвенной деятельностью, например, управляющие собственностью других фирм. Они освобождаются от всех налогов, кроме достаточно невысокого налога на уставной капитал. В таких фирмах минимальный акционерный капитал – от 30 до 50 тыс. шв. Фр. Фирме требуется как минимум один местный директор. Фирму можно зарегистрировать примерно за две недели и стоит это 6000 долларов.

  Среди богатейших людей мира  очень популярны зарегистрированные  в Лихтенштейне фонды. Их минимальный  акционерный капитал обычно составляет 2 млн. шв. Фр.,  в случае семейного  фонда – 10 млн. фр. Обычно фонды используются также для управления капиталами и ценными бумагами. Хотя владельцем фонда является физическое лицо, деньги фонда формально ему не принадлежат. Это означает, что если основное предприятие данного лица обанкротится, то капитал, принадлежащий фонду, останется нетронутым.

  Люксембург (Великое герцогство  Люксембург) – независимое государство  в Западной Европе, является конституционной  монархией. Территория – 2,6 тыс.  км. Кв.

Привлекательность Люксембурга заключается в том (особенно для богатых бизнесменов), что зарегистрированные там фонды и холдинговые компании, не действующие самостоятельно, платят чисто символические налоги. Регистрация фирмы обычно занимает 2 недели. Акционерный капитал должен составлять как минимум примерно 80 тыс. долларов. Не требуется, чтобы директор был из местных. Однако ежегодные собрания правления должны проводиться именно здесь. Бухгалтерия и аудиторский контроль не обязательны. Конфиденциальность для владельцев возможна. Расходы на учреждения фирмы составляют примерно 3 тыс. долларов, ежегодные сборы – 2,5 тыс. долларов. Особенно привлекательно учреждение фирмы в Люксембурге и тем, что выплачиваемые дивиденды не облагаются налогом. Такая политика способствует тому, что в Люксембурге постоянно растет капитал, помещенный в фонды.

  Мальта (Республика Мальта) – государство,  занимающее группу островов в  центральной части Средиземного  моря. Наиболее крупные из них  – Мальта, Гоцо, Комино. Общая территория  Республики Мальта около 320 кв. км.

  Привлекательными на Мальте являются два типа фирм использующих льготное налогообложения, - торговые и неторговые, включая холдинги.

  Торговые фирмы облагаются 5%-ным  подоходным налогом и обязаны  ежегодно предоставлять бухгалтерский  отчет на аудиторский контроль. Их регистрация занимает до 3-х недель.

  Неторговые фирмы освобождены  полностью от подоходного налога  и ведения бухгалтерской отчетности. Их регистрация занимает одну  неделю.

  Фирма должна иметь местного  секретаря или номинального директора  (обычно это юридическое лицо). В отношении остальных директоров и места проведения ежегодного собрания требования отсутствуют. Юридически правомочны решения, которые подписаны директорами без созыва собрания. Конфиденциальность владельцев надежно гарантирована, поскольку за утечку информации на Мальте предусмотрена уголовная ответственность.

  Правительство Мальты взимает  разовые сборы при регистрации  фирмы, впоследствии – ежегодно. Учреждение фирмы стоит не  менее 4-х тыс. долларов, годовые  расходы составляют примерно 3 тыс.  долларов.

 

2.7. Оффшорные компании и мировая практика планирования налогов.

 

Во всем мире достаточно эффективно используется механизм планирования налогов, который позволяет  оптимально рассчитать минимально необходимый  размер налоговых выплат.  Не последнюю  роль в этом механизме отводят оффшор-компании ( а в последствии оффшор-зоны), которые появились во второй половине 20 века. Первые оффшор-компании были созданы на небольших островных территориях и государствах, а сам термин ''off shore'' условно переводиться как ''вне побережья''. Даже поработав достаточно большое количество книг трудно сформулировать четкое определение оффшор-компании, поэтому я сочла нужным сначала остановиться на рассмотрении основных признаков оффшор-компании.

  К основным признакам оффшор-компании  можно отнести следующие:

 Она не ведет  коммерческой деятельности на той территории где официально зарегистрирована.

 Обычно имеет  льготный налоговый статус.

 Ежегодно вносит фиксированный сбор за свой статус.

Именно  первый признак и дал термин ''офф-шор'', т.е. ведение коммерческой деятельности ''вне побережья'' (вне территории), где осуществлена официальная регистрация компании. Очевидно, это было продиктовано соображениями защиты собственного (местного) предпринимательства. В большинстве случаев первый признак и определяет предоставление компании местного налогового статуса, а его нарушение ведет к штрафу и лишению льготного налогового статуса.

  Льготный налоговый статус (второй  признак) обычно выражается в  освобождении от уплаты всех  традиционных налогов (или только некоторых) полностью или же в выплате этих налогов по сниженной (часто фиксированной ставке) Этот статус обычно сохраняется у компании при условии третьего признака – оплаты ежегодного фиксированного сбора.

  В ряде стран секретарская  компания (или секретарь) не обязательны, но, как правило, она необходима самой оффшор-компании для квалифицированного взаимодействия с официальными инстанциями страны.  Необходимость в использовании профессиональной секретарской компании владелец оффшор-компании испытывает постоянно: при регистрации компании, когда необходимо подготовить ряд документов в соответствии с юридическими тонкостями страны регистрации; при функционировании компании; при открытии банковского счета, и для взаимодействия с обслуживающим компанию банком. Часто секретарская компания является гарантом для банка, который достаточно доверяет ''знакомой'' секретарской компании нежели ''незнакомой'' оффшор-компании. Секретарские компании – это организации, в которых собраны профессионалы, призванные удовлетворить все запросы владельцев оффшор-компаний, возникающие у них в связи с тем, что они удалены от официального места регистрации компании. В традиционных оффшор-зонах исторически сложилась высокая концентрация секретарского потенциала. Это компании, ведущие дела сотен и тысяч компаний и не упускающие ни одной мелочи в обеспечении их жизнедеятельности.

  В современных условиях оффшор-компания  – это один из атрибутов  бизнеса, использующего механизм  планирования налогов. Роль этого  важнейшего атрибута можно достаточно хорошо проиллюстрировать на следующей схеме, которую можно назвать базовой в экспортно-импортных операциях. Оффшор-компания вместо традиционной торговой компании принимает заказы от клиентов и поставляет товар напрямую от производителя к потребителю. При этом даже нет необходимости менять маршрут доставки товаров потребителю, важно только предоставить транспортной компании (которая осуществляет доставку товара) отгрузочные документы, подписанные оффшор-компанией.

  Следует особо подчеркнуть, что в слаженной работе механизма планирования налогов необходимо иметь оффшор-компанию с надежной репутацией. 

 

 

Вывод: мировая экономика накопила огромный положительный опыт создания и функционирования СЭЗ различного типа, которые сегодня служат средством  проведения региональной экономической политики (выравнивания межрегиональных различий) выступает инструментом проведения промышленной политики, нацелены на создания отраслевых очагов экономического роста а иногда является составной частью государственной стратегии экономического развития.

 

Глава 3.

СЭЗ России.

 

Задачи

 Показать историю  создания свободных экономических  зон  России.

 Рассмотреть  основные  концептуальные принципы  создания СЭЗ  в  России  на  первом  этапе.

 Определить основные  цели и особенности этого  процесса в России.

 Выявить основные ошибки и просчеты  при  создании СЭЗ в России.

 Анализ  жизнеспособности Калининградской  СЭЗ «Янтарь».  

 

Россия  значительно позже многих других стран мира стала на путь создания СЭЗ, осознав значение этого направления для своего экономического развития. В то же время нельзя не заметить, что еще в XIX веке по опыту западных стран в России делаются попытки формирования статуса так называемых ”свободных портов'', обеспечивающих беспошлинное хранение на их территориях значительных объемов различных товаров на время поиска оптовых покупателей, или же в ожидании конъюнктурного срока их выгодной продажи. Такой статус был введен для портов Одессы (с 1817 г.), Владивостока (с 1862 г.), Батуми.  (с 1878 г.). Однако, в связи со значительным усилением к концу 19 века государственной политики протекционизма, практика ''свободных портов'' стала затухать, уступая место идеям создания более эффективных свободных экономических зон.

  В советский период свободные  экономические зоны фактически не признавались. Только в марте 1989 года впервые выходит Постановление Совмина РСФСР ''О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций'', в котором провозглашается создание в опытном порядке на территории России нескольких СЭЗ, именуемых в то время ''зонами свободного предпринимательства''.

  В Правительстве СССР вырабатываются  предложения о создании первых  зон в Находке, Выборге, Новгороде. В экономических и государственных кругах, у общественности страны быстро возрастает интерес к этой проблеме, и уже к концу 1990 года почти 60 регионов и городов страны (в том числе Калининградская область) делают  заявки и предложения в Правительство СССР о создании на своих территориях СЭЗ различного типа.

  В этот же период времени  ведется активная работа по  формированию советской концепции  СЭЗ.

 Зоны свободного предпринимательства, в отличии  от большинства западных СЭЗ, должны быть ориентированы на первом этапе не столько на экспортную продукцию и услуги, а преимущественно на производство высококачественной продукции на внутренние рынки страны (на принципах импортозамещения).

 Зоны должны создаваться ''сверху'' – по инициативе центральных  и региональных государственных органов власти.

 Зоны могут  создаваться как в приграничных, так и в глубинных регионах СССР. По площади они могут занимать значительные территории.

 Зоны свободного предпринимательства классифицироваться на: комплексные (производственного характера), внешнеторговые (транспортные, таможенные и др.), функциональные зоны, именуемые иногда в то время отраслевыми (свободные банковские зоны, технопарки, научно-промышленные парки, технополисы, туристско-рекреационные зоны и др.)

 На первом этапе создания зон свободного предпринимательства предполагалось оформлять СЭЗ на основе индивидуальных законодательных и других юридических актов для каждой СЭЗ. В дальнейшем, по мере накопления и обобщения опыта создания отечественных СЭЗ предполагалось создать единое государственное регулирование этого процесса.

 

В концепции  создания зон свободного предпринимательства  перед ними ставилось несколько  целей, среди которых необходимо выделить:

 обеспечение ускоренного  социально-экономического развития регионов, где расположены эти СЭЗ;

 широкое использование  при производстве продукции в  зонах передовых отечественных  и зарубежных научно-технических  разработок;

 создание условий  для интенсивного привлечения иностранных  инвестиций в зоны;

  постепенный  перевод производства СЭЗ от импортозамещающей продукции для внутреннего рынка на конкурентоспособную продукцию для экспорта;

  активное  включение экономики страны в  систему международных экономических  связей.

Нарастание  процесса создания СЭЗ совпало с  трудным переломным историческим этапом в жизни страны – с августовскими событиями 1991 года и последующим распадом СССР.

Наметившийся  ранее более или менее организованный и планомерный процесс создания СЭЗ на территории России в силу новой ситуации и развернувшегося экономического кризиса в период с 1991 – 1998 гг. замедлился, пришел в русло стихийного развития и не оправдал тот оптимизм, который связывался с идеей создания СЭЗ в нашей стране. К концу 1992 года в стране насчитывается 11 объявленных СЭЗ различного типа и масштабности. Среди них зоны в Находке, Калининградской области, Алтае, Сахалине, Чите, Ингушетии и др. Общая площадь этих зон составила около 1 млн. кв. километров, т.е.  7% территории всей страны. Поэтому не случайно правительство Е. Гайдара, а затем

В. Черномырдина, формально поддерживая в последующие  годы, тормозило их развитие, видя экономическую  несостоятельность стихийного подхода  к их созданию. Только в Калининградской  области, Находке и Ингушетии  в течение ряда лет наблюдалось  некоторое продвижение в развитии и функционировании СЭЗ.

В этот время идею СЭЗ пытаются использовать некоторые сепаратистские силы за рубежом  и в России в качестве отправной  базы по ослаблению позиций ряда окраинных  регионов страны и созданию предпосылок  к их выделения в будущем из состава России. Например, в Калининградской области под видом заботы об ее дальнейшем развитии в условиях эксклавности и действия режима Особой экономической зоны некоторыми лидерами общественных движений и сепаратистскими силами выдвигаются заведомо неприемлемые предложения по созданию на ее территории Прибалтийской демократической республики в составе России (с последующей ее трансформацией в Прибалтийскую немецкую республику) или же придание области некоего государственного статуса в составе России, что по своим последствиям одно и то же, что и Прибалтийская республика.

  С приходом к власти Правительства  РФ во главе с Е. М. Примаковым  в конце 1998 года наметился некоторый  поворот в сторону поддержки  СЭЗ. Так, уже в декабре 1998 года выходит в свет проект Закона РФ о создании Особой экономической зоны на территории Курильских островов Сахалинской области.

 Анализируя  причины неудач в создании  СЭЗ в России в период 1990-1998 гг. и торможения этого процесса, следует отметить главные узловые  моменты.

 Особый статус получали территории, по размерам превосходящие некоторые  европейские страны. Это важно, поскольку  граница СЭЗ должна быть обустроена не хуже государственной (правда, там  обходятся без пограничников, но колючая проволока по периметру  зоны бывает — на Кипре, например). На обустройство одного квадратного километра СЭЗ в развитых странах уходит от 20 до 70 млн. долларов. Нетрудно посчитать, сколько денег пришлось бы вложить администрации, скажем, СЭЗ “Даурия” в Читинской области — ее территория превышает 431 тыс. кв. километров, — чтобы обустроить ее на подобающем уровне. Конечно, ни в одной российской СЭЗ никто и не помышлял о чем-либо подобном.

Classification.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

conclusion.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Structure_of_Shennon.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Свободные экономические зоны России