Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:43, курсовая работа
Целью данной учебно-исследовательской работы является – на основе подбора, систематизации и обобщения данных разных источников выявить, как свободно экономические зоны влияют на темпы экономического развития отдельных стран и регионов. Определить перспективы развития данных зон в России.
Задачи.
Цель работы определяет ряд конкретных задач.
Обобщить зарубежный и отечественный опыт создания СЭЗ различного типа.
Классифицировать СЭЗ по определенным критериям.
Определить динамику движения и развития СЭЗ, как вглубь так и вширь.
Введение
1. Глава 1. Свободные экономические зоны – как явление в мировой экономике……………………………1
История развития свободных экономических зон: экономическая мотивация и классификация……………………………………………………………………………………….1
Классификация имеющихся зон…………………………………………………………………...2
Предпринимательские зоны……………………………………………………………………2
Свободные экономические зоны……………………………………………………………….3
Свободные таможенные зоны………………………………………………………………….4
Зоны экспортного производства……………………………………………………………….4
2. Глава 2. Мировой опыт создания СЭЗ…………………………………………………………..6
2.1 Свободно экономическая зона Ирландии «Шеннон»…………………………………………….6
2.2 Свободно экономические зоны Китая (Китайской народной республики)……………………..7
2.3 Свободно экономические зоны Южной Кореи…………………………………………………11
2.4 Безналоговые страны и страны с льготным налогообложением………………………………..13
2.4.1 Безналоговые страны Европы…………………………………………………………………13
2.4.2 Особенности безналогового режима стран Карибского моря………………………………15
2.4.3 Европейские страны с льготным налогообложением……………………………………….16
3. Глава 3. СЭЗ России……………………………………………………………………………………………18
Заключение.
Лихтенштейн (княжество
Здесь располагаются фирмы,
Среди богатейших людей мира
очень популярны
Люксембург (Великое герцогство Люксембург) – независимое государство в Западной Европе, является конституционной монархией. Территория – 2,6 тыс. км. Кв.
Привлекательность Люксембурга заключается в том (особенно для богатых бизнесменов), что зарегистрированные там фонды и холдинговые компании, не действующие самостоятельно, платят чисто символические налоги. Регистрация фирмы обычно занимает 2 недели. Акционерный капитал должен составлять как минимум примерно 80 тыс. долларов. Не требуется, чтобы директор был из местных. Однако ежегодные собрания правления должны проводиться именно здесь. Бухгалтерия и аудиторский контроль не обязательны. Конфиденциальность для владельцев возможна. Расходы на учреждения фирмы составляют примерно 3 тыс. долларов, ежегодные сборы – 2,5 тыс. долларов. Особенно привлекательно учреждение фирмы в Люксембурге и тем, что выплачиваемые дивиденды не облагаются налогом. Такая политика способствует тому, что в Люксембурге постоянно растет капитал, помещенный в фонды.
Мальта (Республика Мальта) – государство,
занимающее группу островов в
центральной части
Привлекательными на Мальте явл
Торговые фирмы облагаются 5%-ным
подоходным налогом и обязаны
ежегодно предоставлять
Неторговые фирмы освобождены
полностью от подоходного
Фирма должна иметь местного
секретаря или номинального
Правительство Мальты взимает
разовые сборы при регистрации
фирмы, впоследствии –
2.7. Оффшорные компании и мировая практика планирования налогов.
Во всем мире достаточно эффективно используется механизм планирования налогов, который позволяет оптимально рассчитать минимально необходимый размер налоговых выплат. Не последнюю роль в этом механизме отводят оффшор-компании ( а в последствии оффшор-зоны), которые появились во второй половине 20 века. Первые оффшор-компании были созданы на небольших островных территориях и государствах, а сам термин ''off shore'' условно переводиться как ''вне побережья''. Даже поработав достаточно большое количество книг трудно сформулировать четкое определение оффшор-компании, поэтому я сочла нужным сначала остановиться на рассмотрении основных признаков оффшор-компании.
К основным признакам оффшор-
Она не ведет коммерческой деятельности на той территории где официально зарегистрирована.
Обычно имеет льготный налоговый статус.
Ежегодно вносит фиксированный сбор за свой статус.
Именно первый признак и дал термин ''офф-шор'', т.е. ведение коммерческой деятельности ''вне побережья'' (вне территории), где осуществлена официальная регистрация компании. Очевидно, это было продиктовано соображениями защиты собственного (местного) предпринимательства. В большинстве случаев первый признак и определяет предоставление компании местного налогового статуса, а его нарушение ведет к штрафу и лишению льготного налогового статуса.
Льготный налоговый статус (второй признак) обычно выражается в освобождении от уплаты всех традиционных налогов (или только некоторых) полностью или же в выплате этих налогов по сниженной (часто фиксированной ставке) Этот статус обычно сохраняется у компании при условии третьего признака – оплаты ежегодного фиксированного сбора.
В ряде стран секретарская компания (или секретарь) не обязательны, но, как правило, она необходима самой оффшор-компании для квалифицированного взаимодействия с официальными инстанциями страны. Необходимость в использовании профессиональной секретарской компании владелец оффшор-компании испытывает постоянно: при регистрации компании, когда необходимо подготовить ряд документов в соответствии с юридическими тонкостями страны регистрации; при функционировании компании; при открытии банковского счета, и для взаимодействия с обслуживающим компанию банком. Часто секретарская компания является гарантом для банка, который достаточно доверяет ''знакомой'' секретарской компании нежели ''незнакомой'' оффшор-компании. Секретарские компании – это организации, в которых собраны профессионалы, призванные удовлетворить все запросы владельцев оффшор-компаний, возникающие у них в связи с тем, что они удалены от официального места регистрации компании. В традиционных оффшор-зонах исторически сложилась высокая концентрация секретарского потенциала. Это компании, ведущие дела сотен и тысяч компаний и не упускающие ни одной мелочи в обеспечении их жизнедеятельности.
В современных условиях оффшор-
Следует особо подчеркнуть, что в слаженной работе механизма планирования налогов необходимо иметь оффшор-компанию с надежной репутацией.
Вывод: мировая экономика накопила огромный положительный опыт создания и функционирования СЭЗ различного типа, которые сегодня служат средством проведения региональной экономической политики (выравнивания межрегиональных различий) выступает инструментом проведения промышленной политики, нацелены на создания отраслевых очагов экономического роста а иногда является составной частью государственной стратегии экономического развития.
Глава 3.
СЭЗ России.
Задачи
Показать историю создания свободных экономических зон России.
Рассмотреть основные концептуальные принципы создания СЭЗ в России на первом этапе.
Определить основные цели и особенности этого процесса в России.
Выявить основные ошибки и просчеты при создании СЭЗ в России.
Анализ жизнеспособности Калининградской СЭЗ «Янтарь».
Россия значительно позже многих других стран мира стала на путь создания СЭЗ, осознав значение этого направления для своего экономического развития. В то же время нельзя не заметить, что еще в XIX веке по опыту западных стран в России делаются попытки формирования статуса так называемых ”свободных портов'', обеспечивающих беспошлинное хранение на их территориях значительных объемов различных товаров на время поиска оптовых покупателей, или же в ожидании конъюнктурного срока их выгодной продажи. Такой статус был введен для портов Одессы (с 1817 г.), Владивостока (с 1862 г.), Батуми. (с 1878 г.). Однако, в связи со значительным усилением к концу 19 века государственной политики протекционизма, практика ''свободных портов'' стала затухать, уступая место идеям создания более эффективных свободных экономических зон.
В советский период свободные экономические зоны фактически не признавались. Только в марте 1989 года впервые выходит Постановление Совмина РСФСР ''О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций'', в котором провозглашается создание в опытном порядке на территории России нескольких СЭЗ, именуемых в то время ''зонами свободного предпринимательства''.
В Правительстве СССР
В этот же период времени
ведется активная работа по
формированию советской
Зоны свободного предпринимательства, в отличии от большинства западных СЭЗ, должны быть ориентированы на первом этапе не столько на экспортную продукцию и услуги, а преимущественно на производство высококачественной продукции на внутренние рынки страны (на принципах импортозамещения).
Зоны должны создаваться ''сверху'' – по инициативе центральных и региональных государственных органов власти.
Зоны могут
создаваться как в
Зоны свободного
предпринимательства
На первом этапе создания зон свободного предпринимательства предполагалось оформлять СЭЗ на основе индивидуальных законодательных и других юридических актов для каждой СЭЗ. В дальнейшем, по мере накопления и обобщения опыта создания отечественных СЭЗ предполагалось создать единое государственное регулирование этого процесса.
В концепции создания зон свободного предпринимательства перед ними ставилось несколько целей, среди которых необходимо выделить:
обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов, где расположены эти СЭЗ;
широкое использование при производстве продукции в зонах передовых отечественных и зарубежных научно-технических разработок;
создание условий для интенсивного привлечения иностранных инвестиций в зоны;
постепенный перевод производства СЭЗ от импортозамещающей продукции для внутреннего рынка на конкурентоспособную продукцию для экспорта;
активное
включение экономики страны в
систему международных
Нарастание процесса создания СЭЗ совпало с трудным переломным историческим этапом в жизни страны – с августовскими событиями 1991 года и последующим распадом СССР.
Наметившийся
ранее более или менее
В. Черномырдина,
формально поддерживая в
В этот время идею СЭЗ пытаются использовать некоторые сепаратистские силы за рубежом и в России в качестве отправной базы по ослаблению позиций ряда окраинных регионов страны и созданию предпосылок к их выделения в будущем из состава России. Например, в Калининградской области под видом заботы об ее дальнейшем развитии в условиях эксклавности и действия режима Особой экономической зоны некоторыми лидерами общественных движений и сепаратистскими силами выдвигаются заведомо неприемлемые предложения по созданию на ее территории Прибалтийской демократической республики в составе России (с последующей ее трансформацией в Прибалтийскую немецкую республику) или же придание области некоего государственного статуса в составе России, что по своим последствиям одно и то же, что и Прибалтийская республика.
С приходом к власти
Анализируя
причины неудач в создании
СЭЗ в России в период 1990-1998
гг. и торможения этого процесса,
следует отметить главные
Особый статус получали территории, по размерам превосходящие некоторые европейские страны. Это важно, поскольку граница СЭЗ должна быть обустроена не хуже государственной (правда, там обходятся без пограничников, но колючая проволока по периметру зоны бывает — на Кипре, например). На обустройство одного квадратного километра СЭЗ в развитых странах уходит от 20 до 70 млн. долларов. Нетрудно посчитать, сколько денег пришлось бы вложить администрации, скажем, СЭЗ “Даурия” в Читинской области — ее территория превышает 431 тыс. кв. километров, — чтобы обустроить ее на подобающем уровне. Конечно, ни в одной российской СЭЗ никто и не помышлял о чем-либо подобном.