Внешнеполитические отношения России со странами ближнего востока и центральной Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 15:33, реферат

Описание работы

Даже в условиях такой глубокой трансформации, которую пережила Россия в конце XX века, сам факт включения государства в систему международных отношений предполагает определенный набор базовых внешнеполитических установок, определяющих его место и долгосрочные интересы в мировой политике. Эти установки, конечно же, отражают позицию господствующих на данном историческом отрезке времени политических сил.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАН, ВХОДЯЩИХ В БЛИЖНИЙ ВОСТОК И ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ 5
Страны Ближнего Востока 5
Страны Центральной Азии 6
ГЛАВА 2. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА 8
Российские внешнеполитические отношения в 10-18 веках на Ближнем Востоке. 8
Российские внешнеполитические отношения в 20-21 веках на Ближнем Востоке. 10
2.2.1 Россия – Турция; 11
2.2.2 Россия – Ирак; 12
2.2.3 Россия и Саудовская Аравия; 13
2.2.4 Россия – Йемен; 15
2.2.5 Россия – Египет; 22
2.2.6 Россия – Иран; 23
2.2.7 Перспективы внешней политики России на Ближнем Востоке 24
ГЛАВА 3. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 26
3.1 Российские внешнеполитические отношения в 18-19 веках в Центральной Азии. 26
3.1.1 Россия – Казахстан 1731г; 26
3.1.2 Россия – Кокандское ханство 1876г. 27
3.2 Российские внешнеполитические отношения в 20-21 веках в Центральной Азии. 29
3.2.1 Российско – Туркменистанские отношения; 29
3.2.2 Российско - Казахстанские отношения; 29
3.2.3 Российско - Узбекистанские отношения; 37
3.2.4 Российско - Таджикистанские отношения; 43
3.2.5 Перспективы внешней политики России в Центральной Азии. 46
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Доклад по Хачатуряну.docx

— 564.24 Кб (Скачать файл)

Условия договора соблюдались 4 года, до 911. Затем пришлось заключать новый. Олег отправил в Константинополь свое посольство, которое подтвердило "многолетний" мир. В новом договоре уже не было пункта о беспошлинной торговле для русских купцов. Зато Олега в нем именовали великим русским князем. Этот договор был зафиксирован в хрониках как на Руси, так и Византии.

Мирный договор с условиями беспошлинной торговли для русских купцов явился первым внешнеполитическим договором между Россией и Византией. Вторым же договором - было его продление, изложен в бумажной форме.

 

Общие данные о договоре и его значение

 

В 911 году (неверно был проставлен год договора 6420, поэтому не 912, а 911 год), согласно летописным данным, князь Олег послал своих людей к грекам для заключения с ними мира и установления договора между Русью и Византией. Договор был заключён 2 сентября 911 года между двумя сторонами:

- Русь: князем Олегом и  ему подчинёнными светлыми и  великими князьями и великими  боярами, которых представляли 15 послов: Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид.

- Византия: упоминаются только  три императора — Лев VI, его брат Александр, и сын Льва Константин.

Как пишет М. Ф. Владимирский-Буданов, данный договор дошёл до нас полностью со всей основной договорной структурой: с начальной формулой («копия другой грамоты»), заключительной клятвой («скрепили его клятвою…») и обозначением даты («месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420»). Он регулировал уголовные и гражданские отношения между русами и греками.

По мнению С. В. Юшкова, этот договор (как и договоры 907, 945, 971, 1043 гг.) является памятником прочных экономических, политических и культурных связей древнерусского государства с Византией, благодаря подобным юридическим документам возможно установить уровень правосознания и правовой мысли в IX—X в. русами.

 

Содержание договора

 

Договор устанавливал дружественные отношения Византии и Киевской Руси, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право. Отныне вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества, владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении.

Также по условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счёт казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии. И ещё допускалась возможность найма русских на военную службу в Византии.

Сам договор проиллюстрирован в приложении №1

 

Россия – Персия 1716г.

 

Петр 1 в 1716 году отправил в Персию русское посольство. Императору хотелось наладить торговый путь из Индии через Персию в Россию. Дипломат Артемий Петрович Волныский все поручения Петра выполнил успешно.

 

    1.  Российские внешнеполитические отношения в 20-21 веках на Ближнем Востоке

 

Отношения между Россией и странами центральной Азии и ближнего Востока на всех позициях стали складываться лишь с 1950 гг., когда советский союз обратился за поддержкой государств, противопоставляющих себя западу. Помощь советского союза была неоценима.

К моменту распада СССР на страны данного региона приходилось около 30% объема советского товарооборота со всеми государствами третьего мира и не менее 20% объема советского технико-экономического содействия последним. Торговля и технико-экономическое сотрудничество с этими странами составляло в среднем ежегодно 6,5-7 млрд долл.

СССР превратился в одного из главных экспортеров вооружения в Арабский регион, которое шло в основном в Ирак, Сирию, Египет и Йемен.

По некоторым данным, только за 1983-1990 гг. СССР поставил этим странам оружия на сумму более 55 млрд долл.

Задолженность арабских государств к 1991 г. достигла около 35 млрд долл., при этом Ирак был должен Советскому Союзу около 8 млрд долл., Сирия — примерно 11 млрд долл, Египет — 3 млрд долл. и т. д.

После распада СССР внешнеполитическая активность России в арабском мире снизилась, для России ориентиром стал Запад.

Переход на торговлю по мировым ценам и за твердую валюту сделал невозможным сотрудничество с рядом прежних партнеров СССР в арабском мире. Ирак оказался в 90-е гг. XX в. под действием режима международных санкций. Южный Йемен, отказавшись от марксистско-ленинской идеологии, объединился с Северным. Потеряв прежних партнеров на арабском Востоке, Россия не сумела приобрести новых.

Но шел процесс нормализации российско-израильских отношений и рост потока эмигрантов из бывшего СССР в Израиль.

После 1995 г. стали активно добиваться возвращения России Ирак, Сирия и Алжир.

Ирак в 1995 г. подписал с Россией межправительственное соглашение – рассматривалось российское содействие в освоении нефтяных месторождений в районе Западной Курны, завершение обустройства аналогичных месторождений в Северной Румейле. В результате в 2000 г. двусторонний товарооборот превысил 1,2 млрд долл. Россия в рамках Программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» вывезла за последние 5 лет иракской нефти на сумму 5,5 млрд долл.

Появилась информация о достигнутом между Москвой и Дамаском соглашении о поставках в Сирию российских вооружений, о закупках Кувейтом российских систем противовоздушной обороны, а ОАЭ — бронетехники в количестве свыше 300 единиц и т. д.

Результатом стал рост торгово-экономических связей между Россией и арабскими странами.

Иракский кризис стал серьезным испытанием для внешней политики современной России. Изначально РФ выступала против применения военной силы против Ирака. На сегодняшний день многие российские компании в Ираке вынуждены приостановить или прекратить работу, чтобы не оказаться объектом провокационных действий со стороны боевиков. Президент В. В. Путин неоднократно заявлял о необходимости более активной роли ООН в вопросе о стабилизации ситуации в Ираке и о том, что Россия заинтересована в послевоенном восстановлении этой страны.

Сегодня произошла активизация отношении России с Израилем, Турцией, Ираном, ОАЭ, Кувейтом и Саудовской Аравией.

 

2.2.1 Россия – Турция

 

Российско-турецкие отношения имеют многовековую историю. Длительное время Россия и Турция вели между собой борьбу на Балканах, Кавказе, в Черноморском и Средиземноморском бассейнах.

После распада СССР отношения России и Турции начали строиться в ситуации, когда у стран исчезла общая граница, но осталось много общих экономических и геополитических интересов, хотя в ряде вопросов эти интересы не совпадали.

К середине 1990-х гг. между Россией и Турцией возникли разногласия из-за введения Турцией с 1994 г. Регламента судоходства в зоне проливов Босфор и Дарданеллы, который ужесточил правила прохода транспортных судов через проливы. Разногласия между двумя странами были вызваны вопросами транспортировки нефти из Азербайджана и Казахстана. Турция ориентировалась на трубопровод Баку—Джейхан, Россия предпочитала транспортировать нефть по трубопроводам до Новороссийска, а далее — танкерами через проливы.

В 90-х гг. XX в. пантюркизм приобрел более радикальный характер. В частности, на свет появился проект создания «государства великого Турана», включающего в себя население всех тюркоязычных стран. Великий Туран должен объединить балкарцев, карачаевцев, кумыков, ногайцев, чеченцев, ингушей, аварцев, лезгин, т.е. весь Северный Кавказ плюс население государств Центральной Азии (туркмены, узбеки, казахи, киргизы, уйгуры и др.), а также Татарию, Башкирию и Якутию.

Политика России воспринималась Турцией как угроза ее интересам. Турция выступала против размещения российских вооруженных сил в Армении и Грузии, против сохранения российских военных баз в Закавказье, против одностороннего осуществления Россией миротворческой акции в Нагорном Карабахе. Позиции России и Турции по кипрскому вопросу также различаются. Не спадает напряженность Анкары в отношениях с Грецией (обе страны — члены НАТО) из-за Кипра. Это напряжение усилилось после продажи Россией Никосии партии самых современных комплексов ракет-перехватчиков, способных поражать даже низколетящие цели.

Россия считает курдский вопрос внутренним вопросом Турции, Турция же официально признает Чеченскую Республику частью России. Однако российская сторона более последовательна в своем неприятии сепаратизма. В то же время многие чеченские террористы укрывались и лечились на территории Турции.

Власти Турции далеко не всегда последовательно выполняют международные обязательства в области борьбы с терроризмом.

Турция предложила сценарий создания «санитарного кордона» вокруг России из тюркоязычных народов (Азербайджана, Армении, Северного Кавказа), последние пока держатся.

Программа экспорта российского газа в Турцию «Голубой поток» на сегодняшний день самый крупный российский проект в Турции. В рамках заключенных соглашений начиная с 2007 г. Турция будет закупать из России 30 млрд. кубометров газа. Однако реализация проекта вызывает определенные трудности, поскольку Турция пытается шантажировать «Газпром» по вопросам объемов транзита и цен на российский газ.

 

2.2.2 Россия-Ирак

 

До 1990 г. ежегодный объем торговли СССР с Ираком достигал 8 млрд. долл. Экономические связи с ним и сейчас имеют большое значение: сотрудничество по добыче нефти и газа, в энергетике, возможность покупать специфическую продукцию сельского хозяйства и т.д.

Ирак заключил контракт с 10 российскими нефтяными компаниями на нефтеразведку и добычу. Но развернуть работу, а следовательно получать твердую валюту, мешают США.

За годы послевоенных действий от голода и нехватки медикаментов в стране умерло более 1 млн человек. В 1997-2000 гг. ежедневно умирало 475 детей. США навязали Совету Безопасности ООН резолюцию, которая держала Ирак в экономической блокаде с 1992 г. Против Ирака проводилась планомерная информационная война.

Позиция Ирака находила понимание у России, Китая, Франции. Они справедливо отмечали, что применение экономических санкций и военные акции против Ирака носят откровенно антигуманный характер.

Ирак располагает большими запасами реально конвертируемого «черного золота». Кроме того, его географическое положение позволяет видеть в нем перспективного геостратегического партнера для России.

Сейчас США и некоторые страны Европы, участвуя в оккупации Ирака, делают все возможное, чтобы роль России на Ближнем Востоке, например в Ираке и Сирии, в решении региональных геополитических проблем свелась к минимуму.

Соединенные Штаты «заморозили» 2 млрд долл., на которые Ирак заключил контракт на поставку в страну товаров, оборудования, продовольствия и медикаментов.

Россия, Китай, Франция, Италия, Германия и многие другие государства из-за прекращения торговли с Ираком за 1991—2002 гг. потеряли «упущенную выгоду» более чем на 220 млрд долл.

Поэтому Париж и Берлин предприняли активные демарши против действий Вашингтона, вылившихся в агрессию против Ирака весной 2003 г. Агрессия США нанесла серьезный урон генофонду Ирака. Война унесла жизнь 10 тыс. женщин и детей. По другим оценкам, потери среди мирного населения составили до 55 тыс. человек.

Арабские страны, прежде всего Саудовская Аравия, Иордания, Сирия, не приняли участие в интервенции. Даже Турция, верный дотоле союзник США, отказалась пропустить американские поиска через свою территорию.

В партизанской войне погибают войска союзников США. Чтобы поднять авторитет была создана временная иракская администрация в Ирак стали приглашать войска стран Восточной Европы и бывшего СССР. На это приглашение сразу же откликнулась Варшава, войска Украины, Грузии, Албании, Хорватии

Вместе с китайскими и французскими дипломатами Москва добивается (хотя и не всегда настойчиво) передачу взаимодействия с временной администрацией Ирака под контроль ООН.

Режим санкций, установленный Советом Безопасности ООН, сдерживает развитие сотрудничества России с Ираком. Задолженность Ирака России оценивается в 7–10 млрд долл. Располагая 11% мировых запасов нефти и уступая по этому показателю лишь Саудовской Аравии, Ирак не только в состоянии расплатиться с Россией, но и готов сделать это сразу же после отмены санкций. С учетом этого Россия в последние годы подписала с Ираком ряд важных соглашений в экономической области. Регулярные встречи проводит российско-иракская межправительственная комиссия, созданная в 1994 г. в целях возобновления двустороннего сотрудничества. В декабре 1996 г. после частичной отмены санкций на основе резолюции Совета Безопасности 986 от 21 мая 1996 г. три российские компании – «Зарубежнефть», «ЛУКойл» и «Нафта-Москва» – подписали ряд контрактов на поставку иракской нефти. Достигнута также договоренность о сотрудничестве с Ираком в разработке богатейшего месторождения нефти «Западная Курна», которое еще в 70-х гг. начали осваивать советские специалисты и которое способно давать 25 млн тон нефти в год. Однако без отмены режима санкций говорить о возможности широкомасштабного сотрудничества России с Ираком не приходится.

 

2.2.3 Россия и Саудовская Аравия

 

80—90-е гг. XX в. характеризовались  охлаждением отношений Саудовской  Аравии сначала с Советским  Союзом, а затем с Россией. Причина  тому — войны в Афганистане  и Чечне. Последние годы началось  некоторое потепление отношений  между Москвой и Эр-Риядом. В  сентябре 2003 г. в Россию нанес визит наследный принц Абдалла. В числе прочих вопросов на самом высоком уровне обсуждалось сотрудничество в газодобыче. «Газовая инициатива» Абдаллы содержит предложения по совместной разработке газовых месторождений, геологической разведке, использованию газа для опреснения воды, строительству газопроводов, работающих на газе электростанций, а также объектов нефтехимической промышленности. Стоимость совместных проектов, по оценкам специалистов, составляет 25 млрд долл.

Информация о работе Внешнеполитические отношения России со странами ближнего востока и центральной Азии