Внешнеполитические отношения России со странами ближнего востока и центральной Азии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 15:33, реферат
Описание работы
Даже в условиях такой глубокой трансформации, которую пережила Россия в конце XX века, сам факт включения государства в систему международных отношений предполагает определенный набор базовых внешнеполитических установок, определяющих его место и долгосрочные интересы в мировой политике. Эти установки, конечно же, отражают позицию господствующих на данном историческом отрезке времени политических сил.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАН, ВХОДЯЩИХ В БЛИЖНИЙ ВОСТОК И ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ 5 Страны Ближнего Востока 5 Страны Центральной Азии 6 ГЛАВА 2. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА 8 Российские внешнеполитические отношения в 10-18 веках на Ближнем Востоке. 8 Российские внешнеполитические отношения в 20-21 веках на Ближнем Востоке. 10 2.2.1 Россия – Турция; 11 2.2.2 Россия – Ирак; 12 2.2.3 Россия и Саудовская Аравия; 13 2.2.4 Россия – Йемен; 15 2.2.5 Россия – Египет; 22 2.2.6 Россия – Иран; 23 2.2.7 Перспективы внешней политики России на Ближнем Востоке 24 ГЛАВА 3. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 26 3.1 Российские внешнеполитические отношения в 18-19 веках в Центральной Азии. 26 3.1.1 Россия – Казахстан 1731г; 26 3.1.2 Россия – Кокандское ханство 1876г. 27 3.2 Российские внешнеполитические отношения в 20-21 веках в Центральной Азии. 29 3.2.1 Российско – Туркменистанские отношения; 29 3.2.2 Российско - Казахстанские отношения; 29 3.2.3 Российско - Узбекистанские отношения; 37 3.2.4 Российско - Таджикистанские отношения; 43 3.2.5 Перспективы внешней политики России в Центральной Азии. 46 Список использованных источников
Саудовская Аравия
намерена наладить производство российских
гражданских вертолетов фирмы «Камов»
(одних из лучших в мире). Принц также вел
переговоры о сотрудничестве в военной
области. Саудовский рынок — один из крупнейших
в регионе. Пока же Москва занимает в нем
мизерную долю — всего 0,2% товарооборота
Саудовской Аравии. Поставляем мы бумагу,
металл, древесину. Между Москвой и Эр-Риядом
достигнуто соглашение о создании совместной
рабочей группы по борьбе с международным
терроризмом, включая и Чечню.
Эти факты говорят
о многом. О неприятии Саудовской Аравии
современной политики США. О том, что власти
королевства, сделавшие в свое время ставку
на Америку, вынуждены балансировать между
внутренними угрозами, которые могут возникнуть
в случае сохранения проамериканского
курса и вероятными внешними. В американской
печати были публикации о замене династии
саудов на династию хашемитов — прямых
наследников пророка Мохаммеда.
Учитывая огромный
финансовый вес королевства, важное геополитическое
положение Саудовской Аравии, российская
дипломатия прилагает большие усилия
для налаживания с этой страной прочных
экономических связей и военно-технического
сотрудничества, Так как родина пророка
Мохаммеда с каждым годом играет все более
заметную роль в раскладке геополитических
сил.
Очевидная недопустимость
подобной ситуации усугубляется еще и
тем, что на сегодняшний день сложилась
ситуация, когда у России фактически отсутствуют
реальные страны-союзники в регионе, способные
быть эффективным каналом для продвижения
российских интересов. Традиционные «клиенты»
России — Ирак, Сирия, Иран, Ливия — находятся
в состоянии более или менее жесткой международной
блокады или блокады со стороны стран
США и их союзников. Палестинское движение
сопротивления во главе с ООП при всей
ее политической активности уже не может
быть эффективной опорой для внешней политики
России. Идентичность интересов и спектр
международных связей ООП определяет
ее место как силы зачастую имеющей объективно
несогласуемую с Россией позицию.
2.2.4 Россия - Йемен
Хронологические рамки исследования
охватывают период 1926-2004 гг. Именно на
этом временном отрезке отчетливо просматривается
вся палитра российско-йеменских отношений
(при различных политических режимах,
в различных экономических условиях).
В 1926 г. состоялись первые переговоры по
вопросу установления дипломатических
отношений между СССР и Йеменом, интенсивно
развивавшихся на протяжении почти всего
XX в. В последующие десятилетия и в Йемене,
и в СССР происходили глобальные внутриполитические
перемены, приводящие к изменению характера
отношений между государствами (революция
1962 г. в Северном Йемене и провозглашение
ЙАР, революция 1963 г. в Южном Йемене и создание
Народной Республики Южного Йемена (НРЮЙ)
в 1967 г., после обретения страной независимости,
объединение двух йеменских государств
в единую Йеменскую Республику (ЙР), произошедшее
в 1990 г., распад СССР).
Два последних события, послужившие
причиной огромной массы внутриполитических
и внешнеполитических проблем, с которой
столкнулись Россия и Йемен в последнее
десятилетие XX в., обусловили ослабление
существовавших ранее крепких многосторонних
связей между государствами. В середине
1990-х гг. наметился обратный процесс. Активизация
межправительственных и межпарламентских
контактов, оживление экономического,
военно-технического и культурного сотрудничества
свидетельствуют о том, что в настоящее
время реанимированы все основные направления
двусторонних отношений. Подтверждением
того, что на новом этапе отношения между
Россией и Йеменом вышли на качественно
новый уровень, явились два визита в Россию,
за короткий срок, йеменского президента
Али Абдаллы Салеха.
Состоявшиеся в ходе последнего
из них (в апреле 2004 г.) переговоры между
российским и йеменским руководством,
привели к появлению совершенно новых
форм двустороннего сотрудничества, таких
как движение за установление побратимских
связей между городами и т.п.
Прочные связи между Российской
империей и Османской империи существовали
еще до 1917 г.
В 1924 г. в королевстве Хиджаз
была учреждена советская дипломатическая
миссия, ставшая первым официальным представительством
СССР в арабских странах.
Успешное развитие политических
связей СССР с ближневосточными странами
сопровождалось развитием торгово-экономического
сотрудничества. Отправной точкой в развитии
экономических и торговых отношений между
СССР и государствами арабского мира стал
1928 г., когда был подписан договор о дружбе
и торговле с Йеменом. После второй мировой
войны эти отношения получили новый импульс,
так как многие арабские страны, приобретя
политическую независимость, стали самостоятельными
в своей внешней политике. В 1960-х гг. СССР
заключил соглашения об экономическом
сотрудничестве и торговле с большинством
арабских государств.
Существенную роль во внешней
политике СССР на Ближнем Востоке играл
военный аспект, в силу стратегической
важности региона для безопасности Советского
Союза. СССР был одним из главных экспортеров
вооружений в ближневосточный регион.
В период правления имама Яхьи,
1 ноября 1928 г., между СССР и Йеменским королевством
был заключен договор о дружбе и торговле.
В лице СССР Йемен приобрел мощного союзника,
признававшего его суверенитет и готового
оказывать Йеменскому королевству всестороннюю
помощь и поддержку в борьбе за сохранение
независимости и освобождение южных территорий
от британских колонизаторов.
В условиях экономической блокады
Йемена, организованной Великобританией,
со всей очевидностью проявились экономические
выгоды подписания договора с СССР. Резко
вырос процент импортных товаров, ввозимых
из СССР, с помощью которого в Йемене был
постепенно налажен цивилизованный рынок.
В начале 1930-х гг. правительство Советского
Союза прислало в Йемен сельскохозяйственное
и техническое оборудование, а также советских
специалистов, был открыт первый госпиталь
Красного Креста и Красного Полумесяца.
Подписание договора с Йеменом
имело большое значение и для СССР, который
получил, во-первых, выход к Красному морю;
во-вторых, огромный рынок сбыта своих
товаров; в-третьих, возможность импортировать
замечательный йеменский кофе «Мокко»
и кожу.
28 января 1939 г. договор между
СССР и Йеменом был продлен
на 10 лет. Затем отношения фактически
прекратились из-за начала второй
мировой войны.
31 октября 1955 г. в Каире
был подписан новый договор
о дружбе. Одновременно были официально
установлены дипломатические отношения
между Йеменом и СССР. В 1956 г. был
подписан договор о торговле
и условиях оплаты по поставкам,
состоялся официальный визит
в СССР наследного принца Мухаммеда
аль-Бадра. Советские строители начали
строить порт Ахмеди (город Ходейда),
который до сих пор играет
важную роль в экономике Йемена.
24 июня 1962 г. в Сане было открыто
посольство СССР.
Когда произошла сентябрьская
революция 1962 г., и в Северном Йемене был
провозглашен переход к республиканскому
строю, СССР стал первым крупным государством,
признавшим ЙАР (2 октября 1962 г.).
Начиная с 1920-х гг., советское
государство неоднократно оказывало южнойеменскому
народу поддержку в борьбе с английскими
колонизаторами. В 1963 г. СССР был инициатором
резолюции Генеральной ассамблеи ООН
о закрытии в Адене британской военной
базы и о выводе вооруженных сил Великобритании
с территории Йемена. СССР последовательно
выступал за признание права йеменского
народа самостоятельно вершить свою судьбу9.
Советский Союз был одним из первых государств,
официально признавших независимое государство
на юге Йемена.
В период «холодной войны» президенту
ЙАР Али Абдалле Салеху удавалось поддерживать
дружественные отношения с обеими сверхдержавами
того времени - СССР и США; со странами
как социалистического лагеря, так и капиталистического.
Внешняя политика НРЮЙ (с 30 ноября
1970 г. - НДРЙ) была достаточно последовательной,
несмотря на частую смену партийного и
государственного руководства. Основное
внимание уделялось связям с СССР и другими
социалистическими странами,
После сентябрьской революции
1962 г. власть в Северном Йемене перешла
к Совету революционного командования
(СРК). В стране началась гражданская война
между сторонниками республики и монархистами.
На стороне ЙАР выступила Объединенная
Арабская Республика (ОАР). В Северный
Йемен были направлены египетские войска.
Помимо ОАР, большую поддержку республиканским
силам оказывал СССР. Революционное правительство
Северного Йемена признало действительными
все подписанные до сентябрьской революции
договоры между Йеменом и СССР.
В 1960-х гг. основное место в отношениях
между СССР и Северным Йеменом занимали
политические и военные вопросы. Из СССР,
через Египет, осуществлялись крупномасштабные
поставки оружия. Советские летчики, бомбившие
места дислокации антиреспубликанских
сил, внесли существенный вклад в борьбу
с монархистами.
В ноябре 1962 г. первым послом
ЙАР в СССР был назначен полковник аль-Хауляни
Али Сейф, один из главных организаторов
сентябрьской революции 1962 г. Отправив
в Советский Союз такого видного политического
деятеля, йеменское руководство хотело,
таким образом, выразить благодарность
советским властям за признание республики
в Йемене и поддержку борьбы против монархистов.
Помимо политических и военных
контактов, СССР и Северный Йемен связывали
отношения в экономической сфере. 27 декабря
1962 г. было подписано Соглашение об экономическом
сотрудничестве и торговле. Чуть позже,
в 1963 г., было принято решение об организации
торгового представительства СССР в ЙАР.
В марте 1964 г. в СССР с дружественным
визитом прибыла делегация ЙАР под руководством
Президента республики Абдаллы ас-Салляля11.
В ходе визита, 21 марта, обе стороны подписали
договор о дружбе и ряд соглашений, касающихся
экономического и технического сотрудничества.
Все подписанные договоры и соглашения
были реализованы на практике.
В начале 1970-х гг. отношения
между ЙАР и СССР начали постепенно ухудшаться.
Основная причина такого охлаждения со
стороны Советского Союза крылась в примирении
республиканских властей Йемена с монархистами
в марте 1970 г. и сближении руководства
ЙАР с саудовскими властями. Перемирие
было достигнуто при непосредственном
участии Саудовской Аравии, признавшей
23 июля 1970 г.
Ослабление позиций СССР в ЙАР
практически не сказалось на экономическом
сотрудничестве между двумя странами.
Кроме того, страну посещали мусульманские
делегации из СССР. ЙАР продолжала получать
военную и экономическую помощь от СССР,
потому что иначе она могла оказаться
под полным влиянием Саудовской Аравии
и США. В то же самое время, Саудовская
Аравия и США оказывали помощь ЙАР, чтобы
она не захотела перейти в сферу советского
влияния.
28 июля 1978 г. в Москве было
подписано соглашение об экономическом
и техническом сотрудничестве
между ЙАР и СССР.
Об улучшении отношений между
ЙАР и СССР свидетельствовал визит в Москву
в 1981 г. йеменского президента. Были проведены
переговоры по поводу списания части долгов
за поставки советского вооружения в Йемен.
Али Абдалла Салех просил СССР оказать
ЙАР посреднические услуги в переговорах
с руководством НДРЙ о прекращении помощи
северо йеменской оппозиции, базирующейся
на Юге Йемена. В ходе визита был подписан
Договор о дружбе и взаимопомощи между
СССР и ЙАР. Данный договор являлся логическим
продолжением договора, подписанного
ас-Саллялем в 1964 г.12
Заключение договоров и соглашений
между СССР и ЙАР, необходимых для осуществления
успешного двустороннего сотрудничества
по многим направлениям, их практическая
реализация, обмен делегациями происходили
вплоть до конца 1980-х гг., когда наметилась
тенденция к некоторому снижению интенсивности
советско-северойеменских контактов,
что было связано с осложнением внутриполитической
обстановки в обеих странах.
Одинаковая идеологическая
направленность способствовала сближению
НРЮЙ с СССР. Дипломатические отношения
между двумя государствами были установлены
в 1968 г. В Адене было открыто посольство
СССР. В это же время в Москве открылось
посольство НРЮЙ.
Первым президентом НРЮЙ стал
председатель НФ Кахтан Мухаммад аш-Шааби,
не стремившийся к усилению роли СССР
в своей стране, считая, что Южный Йемен,
только что избавившийся от колониального
ига, должен развиваться самостоятельно,
поддерживая одинаково дружественные
отношения со всеми государствами. В противовес
ему, другой лидер НФ, Абдель Фаттах Исмаил,
призывал к сближению с социалистическими
странами.
Первое соглашение об экономическом
и техническом сотрудничестве между Южным
Йеменом и СССР было подписано 7 февраля
1969 г. В то же время были подписаны соглашения
о торговле, о сотрудничестве в развитии
рыболовства, а также о воздушном сообщении15.
СССР занимал важное место во
внешней торговле Южного Йемена. В 1969 г.
было подписано двустороннее соглашение,
в соответствии с которым были определены
списки товаров для торгового обмена между
Советским Союзом и Южным Йеменом.
В 1970-х годах практически ежегодно
происходил обмен партийными и правительственными
делегациями между Советским Союзом и
НДРЙ.
29 октября 1986 г. в Москве
было подписано межправительственное
соглашение по итогам советско-южнойеменских
переговоров по вопросам дальнейшего
развития экономического и технического
сотрудничества между СССР и
НДРЙ. В 1987-1988 гг. стороны подписали еще
целый ряд соглашений о сотрудничестве
в сфере добычи нефти и золота, в области
здравоохранения, энергетики, судоходства
и авиации.
В конце 1980-х гт. экономическая
и политическая ситуация в Советском Союзе
стала ухудшаться. В этих условиях СССР
отказался от активного участия в развитии
НДРЙ.
После окончания «холодной
войны» и распада СССР Россия утратила
главенствующие позиции в системе международных
отношений. Сделав ставку на развитие
своих отношений с Западом, Россия ослабила
связи с Ближним Востоком. Во второй половине
1990-х гг. руководством страны был взят
курс на восстановление и укрепление ранее
утраченных позиций в этом регионе.
В интересах обеих сторон вывести
отношения России с ближневосточными
государствами на качественно новый уровень,
основанный на следующих принципах:'
- необходимо подходить
к арабским государствам как
к полностью суверенным политическим
образованиям, равноправным партнерам
России;
- развитие отношений России
с арабскими странами не может
рассматриваться ею в качестве
альтернативы иным внешнеполитическим
ори-ентациям самих этих стран
и, в первую очередь, линии на
сотрудничество между ними и
Западом;