Внешнеполитические отношения России со странами ближнего востока и центральной Азии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 15:33, реферат
Описание работы
Даже в условиях такой глубокой трансформации, которую пережила Россия в конце XX века, сам факт включения государства в систему международных отношений предполагает определенный набор базовых внешнеполитических установок, определяющих его место и долгосрочные интересы в мировой политике. Эти установки, конечно же, отражают позицию господствующих на данном историческом отрезке времени политических сил.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАН, ВХОДЯЩИХ В БЛИЖНИЙ ВОСТОК И ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ 5 Страны Ближнего Востока 5 Страны Центральной Азии 6 ГЛАВА 2. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА 8 Российские внешнеполитические отношения в 10-18 веках на Ближнем Востоке. 8 Российские внешнеполитические отношения в 20-21 веках на Ближнем Востоке. 10 2.2.1 Россия – Турция; 11 2.2.2 Россия – Ирак; 12 2.2.3 Россия и Саудовская Аравия; 13 2.2.4 Россия – Йемен; 15 2.2.5 Россия – Египет; 22 2.2.6 Россия – Иран; 23 2.2.7 Перспективы внешней политики России на Ближнем Востоке 24 ГЛАВА 3. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 26 3.1 Российские внешнеполитические отношения в 18-19 веках в Центральной Азии. 26 3.1.1 Россия – Казахстан 1731г; 26 3.1.2 Россия – Кокандское ханство 1876г. 27 3.2 Российские внешнеполитические отношения в 20-21 веках в Центральной Азии. 29 3.2.1 Российско – Туркменистанские отношения; 29 3.2.2 Российско - Казахстанские отношения; 29 3.2.3 Российско - Узбекистанские отношения; 37 3.2.4 Российско - Таджикистанские отношения; 43 3.2.5 Перспективы внешней политики России в Центральной Азии. 46 Список использованных источников
Большинством областей Узбекистана
заключены договоры о сотрудничестве
со многими областями России. Дальнейшее
развитие интеграции между странами СНГ,
в том числе на двусторонней основе, будет
зависеть от темпов оздоровления и подъема
национальных экономик. Форсирование
интеграционного процесса недопустимо.
Россия может стать структурообразующим
стержнем этого процесса лишь в том случае,
если ее интересы и приоритеты будут совпадать
с интересами и приоритетами партнеров
по Содружеству.
В развитии интеграции в Центральной
Азии все более активную роль играет Узбекистан.
Начало этому процессу было положено в
1993 году подписанием Соглашения между
Узбекистаном и Казахстаном по углублению
взаимной экономической интеграции в
1994—2000 годах. В 1994 году эти страны договорились
о создании единого экономического пространства.
К этому Соглашению вскоре присоединился
Кыргызстан, а в 1998 году — Таджикистан.
Тогда же по инициативе Узбекистана эта
структура получила название Центрально-азиатского
экономического сообщества. На состоявшемся
в январе 2001 года Алмаатинском саммите
сообщества президент Узбекистана И.А.
Каримов выступил с предложением о расширении
рамок деятельности сообщества, преобразовании
его в форум. В работе форума могут принимать
участие широкие слои населения. Это расширит
возможности регионального сотрудничества
в различных сферах [59, c.7].
Трудности и издержки переходного
периода, отсутствие демократических
традиций — все это способствует усилению
авторитарных тенденций в странах Центральной
Азии. Узбекистан здесь не является исключением.
Однако, чаще всего, именно Узбекистан
упрекают в претензиях на региональное
лидерство. А политические цели, поставленные
его президентом, называют амбициозными.
Но, думается, нынешний политический режим
республики не нуждается в обосновании
своей идеологической легитимности. Руководство
Узбекистана не отрицает отсутствия демократии
в своей стране, но стремится к ее созданию.
В отличие от предвзятого подхода некоторых
средств массовой информации и аналитиков
в России и ряде других стран СНГ, руководители
Узбекистана и республиканские ученые
стараются дать объективный анализ ситуации
в республике, в том числе процесса демократизации.
Ценя достигнутые в обществе
стабильность и согласие, руководство
республики ясно осознает внутренние
и внешние угрозы безопасности и прилагает
немало усилий по ее укреплению. Широкую
известность и признание получили инициативы
Узбекистана на международной арене, в
частности, идея о создании центра для
координации борьбы с терроризмом в межгосударственном
масштабе, выдвинутая на саммите ОБСЕ
в Стамбуле и реализованная на саммите
СНГ в Москве в июне 2000 года [57].
Начиная с 1993 года Узбекистан
выдвинул ряд инициатив по урегулированию
афганского конфликта и привлечению к
этой проблеме внимания международного
сообщества.
Большую работу ведет Узбекистан
по разрешению экологических проблем
в регионе. Именно Узбекистан впервые
с высокой трибуны ГА ООН поставил вопрос
об Аральской проблеме, как катастрофе
глобального масштаба.
Узбекистан является последовательным
приверженцем идеи превращения Центральной
Азии в безъядерную зону. Все вышеназванные
и другие инициативы Узбекистана снискали
нашей республике глубокое уважение и
признание, как в странах СНГ, так и в мире
в целом [63, c. 183].
Одним из принципов внешней
политики Узбекистана является установление
и развитие как двусторонних, так и многосторонних
внешних связей на принципах полного доверия,
равенства, уважения суверенитета и независимости.
На этой основе Узбекистан строит свои
отношения с Российской Федерацией. Официальные
дипломатические отношения между этими
независимыми государствами были установлены
в марте 1992 года. С тех пор отношения между
ними развиваются динамично по всем направлениям.
Россия является крупнейшим торговым
партнером Узбекистана, а Узбекистан занижает
важное место в экономических связях России.
Не случайно Президент Российской
Федерации В.В.Путин сразу же после утверждения
в этой высокой должности нанес первый
зарубежный визит именно в Узбекистан.
Создана и реализуется Программа экономического
сотрудничества между Республикой Узбекистан
и Российской Федерацией до 2007 года, которая
основана на национальных интересах обеих
стран. Подписан также договор о дальнейшем
углублении сотрудничества в военной
и военно-технической областях. Президенты
России и Узбекистана уделяют большое
внимание вопросам региональной безопасности,
борьбе с международным .терроризмом и
религиозным экстремизмом. Успешно развиваются
контакты в области науки, образования
и культуры. Все это способствует сближению
народов, укреплению взаимопонимания
и дружбы.
3.2.4 Российско-Таджикистанские
отношения
Дипломатические отношения
между Россией и Таджикистаном установлены
8 апреля 1992 года заключен Договор о дружбе,
сотрудничестве и взаимной помощи 25 мая
1993 года). Именно Россия первой признала
независимость Таджикистана. Москва приняла
самое активное участие в нелегком процессе
межтаджикского урегулирования. В результате
настойчивых усилий российской дипломатии
в Москве было подписано Общее соглашение
об установлении мира и согласия в республике.
Благодаря этому документу удалось остановить
кровопролитную гражданскую войну и создать
в стране предпосылки для мирного развития.
С этого момента российско-таджикистанские
взаимоотношения обрели новый импульс.
Подписано более 100 межгосударственных
и межведомственных соглашений, регулирующих
сотрудничество в политической, экономической,
гуманитарной, военной и других областях
[68, c.175].
Поддерживаются тесные связи
в политической области, в том числе, контракты
на высшем уровне. В апреле 1999 г. состоялся
официальный визит Президента Э.Рахмона
в Москву, в ходе которого подписаны Договор
о союзническом взаимодействии между
Российской Федерацией и Республикой
Таджикистан, ориентированном в ХХI век,
Договор о статусе и условиях пребывания
российской военной базы на территории
Республики Таджикистан.
В апреле 2003 года Президент
России В.В.Путин нанес рабочий визит в
Душанбе. На переговорах с Э.Рахмоном были
определены конкретные направления дальнейших
совместных действий по выводу двусторонних
отношений на новый уровень.
В ходе состоявшегося в июне
2004 года рабочего визита Э.Рахмона в Россию
обсуждались ключевые вопросы российско-таджикского
взаимодействия в военной и пограничной
сферах, урегулирования государственного
долга Таджикистана перед Россией, расширения
торгово-экономических связей, а также
проблематика миграции [67, c.13].
16-17 октября 2004 года состоялся
официальный визит Президента
Российской Федерации в Таджикистан.
Были подведены итоги многолетней
совместной работы по всем
направлениям сотрудничества и
подписан пакет соглашений, охватывающих
как российское военное присутствие
в Таджикистане (Протокол об обмене
ратификационными грамотами по
Договору о статусе и условиях
пребывания российской военной
базы на территории Таджикистана
от 16 апреля 1999 года, четыре конкретизирующих
положения Договора соглашения,
Соглашение о передаче в собственность
России оптико-электронного узла
«Нурек» системы контроля космического
пространства), так и новый формат
двустороннего сотрудничества по
пограничным вопросам, предусматривающий
его продолжение в форме функционирования
Оперативной пограничной группы
ФСБ России в Таджикистане
и передачу функций по непосредственной
охране таджикско-афганской границы
погранслужбе этой страны. Подписанные
в ходе визита межправительственное
Соглашение о досрочном погашении
задолженности Таджикистана перед
Россией путем передачи в российскую
собственность узла «Нурек» и
инвестировании оставшейся части
задолженности в строительство
Сангтудинской ГЭС-1, Соглашение
между Правительством Таджикистана
и ОАО «Русский Алюминий» о
долгосрочном сотрудничестве существенно
расширили перспективы инвестиционного
сотрудничества с Таджикистаном.
Заключены также соглашения относительно
борьбы с незаконным оборотом
наркотических веществ, сотрудничества
в области информации, вопросов
регулирования трудовой миграции
(всего в ходе визита подписано
14 документов) [64, c.379].
6 апреля 2005 года с рабочим
визитом Россию посетил Э.Рахмон.
На встрече с В.В.Путиным были
обсуждены вопросы развития торгово-экономических
связей, сотрудничества в области
энергетики, взаимодействия в пограничной
сфере. 6 октября 2005 года в ходе
рабочего визита Э.Рахмона в Москву
им и В.В.Путиным были открыты Дни культуры
Таджикистана в Российской Федерации.
26 мая 2006 года состоялась очередная рабочая
встреча двух президентов в Сочи.
В.В.Путин и Э.Рахмон имели неоднократные
деловые встречи и отдельные беседы в
ходе заседаний Совета глав государств-участников
СНГ и Межгосударственного Совета стран
- членов Евразийского экономического
сообщества, сессий Совета коллективной
безопасности, саммитов Шанхайской организации
сотрудничества. В их ходе предметно рассматривались
вопросы повышения эффективности двустороннего
многопланового сотрудничества, вопросы
региональной безопасности и укрепления
интеграционных процессов в различных
форматах [63, c.191].
Россия оказала решающее содействие
достижению межтаджикских мирных договоренностей
и подписанию в июне 1997 года в Москве Общего
соглашения об установлении мира и национального
согласия в Таджикистане.
Развивается двустороннее сотрудничество
в военной области, являющейся одной из
центральных составляющих во взаимоотношениях
двух государств. В Республике Таджикистан
дислоцирована российская 201-я мотострелковая
дивизия, подразделения которой после
вступления в силу межгосударственного
Договора от 16 апреля 1999 года с 1 октября
2005 года трансформированы в 201 российскую
военную базу. В соответствии с подписанными
в ходе официального визита В.В.Путина
в Таджикистан соглашениями летом 2005 года
проведена передача российскими пограничниками
функций по охране афганского участка
границы Комитету по охране госграницы
при Правительстве Таджикистана. Торжественная
церемония передачи функций охраны таджикско-афганской
границы прошла в Душанбе 19 октября 2005
года [62, c.318].
Российско-таджикские отношения
в 2006 году характеризовались поступательным
развитием многопланового сотрудничества
между Россией и Таджикистаном. Республику
посетили Председатель Правительства
Российской Федерации М.Е.Фрадков (сентябрь
2006 года); Председатель Совета Федерации
Федерального собрания С.Миронов, приняв
участие в открытии в Душанбе Межпарламентского
форума ЅТаджикистан - Россия: потенциал
межрегионального сотрудничества (24 —
25 августа 2006 года); заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации А.Д.Жуков
(май 2006 года); Министр по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий Российской
Федерации С.К.Шойгу (апрель 2006 года); Министр
внутренних дел РФ Р.Г.Нургалиев (апрель
2006 года) [68, c. 322].
Таджикистан вынужден ориентироваться
на Россию: во-первых из-за привязанности
своей техники и промышленных технологий
к российским, во-вторых, существует необходимость
в военном «зонтике» для республики, пока
еще не способной своими силами охранять
протяженную границу с Афганистаном. Кроме
того, Таджикистан вынужден искать противовес
в лице России перед крепнущей за счет
усилий Анкары «тюркизацией» региона.
Таджикистан является единственной ираноязычной
страной в постсоветской Центральной
Азии.
Сейчас важным является доведение
торгово-экономических связей сотрудничества
к уровню политического и военного взаимопонимания.
Одним из приоритетов экономического
сотрудничества России и Таджикистана
может стать взаимодействие в сфере гидроэнергетики.
Это направление может стать исключительно
важным в нашем экономическом сотрудничестве,
имеется в виду заинтересованность Таджикистана
в завершении с участием России строительства
Сангтудинской ГЭС. При помощи этой станции
можно наладить поставки электроэнергии
в российские регионы, возможно в Афганистан,
а также избавить Казахстан от необходимости
переброски электроэнергии из других
районов [63, c.187].
В целом двусторонние российско-таджикистанские
торгово-экономические отношения сейчас
развиваются динамично. В 2001 году объем
внешнеторгового оборота между двумя
странами составил 234 млн. долл., или 17,5%
от общего объема внешнеторгового оборота
Таджикистана. Последние годы отмечены
усилиями обеих сторон по созданию условий
для расширения экономического сотрудничества,
привлечения российских инвестиций в
экономику Таджикистана.
В настоящее время в Таджикистане
создано около 100 предприятий с участием
российского капитала, прямые инвестиции
составили 1,2 миллиона долларов. При содействии
российских организаций разработаны технико-экономические
обоснования поэтапного строительства
Рогунской ГЭС, создания совместного предприятия
на базе Адрасманского горно-обогатительного
комбината и месторождения «Восточный
и Западный Канимансур» с последующим
освоением месторождения «Большой Канимансур».
Рассматривается вопрос об участии российских
предприятий в освоении месторождения
вольфрама «Майхура» [58, c.33].
В целом российско-таджикистанские
отношения имеют позитивную динамику
и хорошие перспективы.
3.2.5 Перспективы
внешней политики России в
Центральной Азии
Геополитическая стратегия
России в Центральной Азии, как органическая
часть ее общей внешней политики, в начале
XXI столетия приобретает исключительное
значение. В связи с тем, что стратегия
в регионе должна служить возрождению
России, Москва будет постоянно ее регулировать,
учитывая изменения политической обстановки.
Но сущность российской стратегии в целом
не изменится, ее внешний круг будет предусматривать
долгосрочную дружбу с Афганистаном и
Ираном, а внутренний - сотрудничество
с Казахстаном, контроль над Кыргызстаном
и Таджикистаном, перетягивание на свою
сторону Туркменистана и Узбекистана.
Это определяется географическим положением
России относительно стран региона и является
объективной основой определения центрально-азиатской
стратегии Москвы.