Внешнеполитические отношения России со странами ближнего востока и центральной Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 15:33, реферат

Описание работы

Даже в условиях такой глубокой трансформации, которую пережила Россия в конце XX века, сам факт включения государства в систему международных отношений предполагает определенный набор базовых внешнеполитических установок, определяющих его место и долгосрочные интересы в мировой политике. Эти установки, конечно же, отражают позицию господствующих на данном историческом отрезке времени политических сил.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАН, ВХОДЯЩИХ В БЛИЖНИЙ ВОСТОК И ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ 5
Страны Ближнего Востока 5
Страны Центральной Азии 6
ГЛАВА 2. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА 8
Российские внешнеполитические отношения в 10-18 веках на Ближнем Востоке. 8
Российские внешнеполитические отношения в 20-21 веках на Ближнем Востоке. 10
2.2.1 Россия – Турция; 11
2.2.2 Россия – Ирак; 12
2.2.3 Россия и Саудовская Аравия; 13
2.2.4 Россия – Йемен; 15
2.2.5 Россия – Египет; 22
2.2.6 Россия – Иран; 23
2.2.7 Перспективы внешней политики России на Ближнем Востоке 24
ГЛАВА 3. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 26
3.1 Российские внешнеполитические отношения в 18-19 веках в Центральной Азии. 26
3.1.1 Россия – Казахстан 1731г; 26
3.1.2 Россия – Кокандское ханство 1876г. 27
3.2 Российские внешнеполитические отношения в 20-21 веках в Центральной Азии. 29
3.2.1 Российско – Туркменистанские отношения; 29
3.2.2 Российско - Казахстанские отношения; 29
3.2.3 Российско - Узбекистанские отношения; 37
3.2.4 Российско - Таджикистанские отношения; 43
3.2.5 Перспективы внешней политики России в Центральной Азии. 46
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Доклад по Хачатуряну.docx

— 564.24 Кб (Скачать файл)

Большинством областей Узбекистана заключены договоры о сотрудничестве со многими областями России. Дальнейшее развитие интеграции между странами СНГ, в том числе на двусторонней основе, будет зависеть от темпов оздоровления и подъема национальных экономик. Форсирование интеграционного процесса недопустимо. Россия может стать структурообразующим стержнем этого процесса лишь в том случае, если ее интересы и приоритеты будут совпадать с интересами и приоритетами партнеров по Содружеству.

В развитии интеграции в Центральной Азии все более активную роль играет Узбекистан. Начало этому процессу было положено в 1993 году подписанием Соглашения между Узбекистаном и Казахстаном по углублению взаимной экономической интеграции в 1994—2000 годах. В 1994 году эти страны договорились о создании единого экономического пространства. К этому Соглашению вскоре присоединился Кыргызстан, а в 1998 году — Таджикистан. Тогда же по инициативе Узбекистана эта структура получила название Центрально-азиатского экономического сообщества. На состоявшемся в январе 2001 года Алмаатинском саммите сообщества президент Узбекистана И.А. Каримов выступил с предложением о расширении рамок деятельности сообщества, преобразовании его в форум. В работе форума могут принимать участие широкие слои населения. Это расширит возможности регионального сотрудничества в различных сферах [59, c.7].

Трудности и издержки переходного периода, отсутствие демократических традиций — все это способствует усилению авторитарных тенденций в странах Центральной Азии. Узбекистан здесь не является исключением. Однако, чаще всего, именно Узбекистан упрекают в претензиях на региональное лидерство. А политические цели, поставленные его президентом, называют амбициозными. Но, думается, нынешний политический режим республики не нуждается в обосновании своей идеологической легитимности. Руководство Узбекистана не отрицает отсутствия демократии в своей стране, но стремится к ее созданию. В отличие от предвзятого подхода некоторых средств массовой информации и аналитиков в России и ряде других стран СНГ, руководители Узбекистана и республиканские ученые стараются дать объективный анализ ситуации в республике, в том числе процесса демократизации.

Ценя достигнутые в обществе стабильность и согласие, руководство республики ясно осознает внутренние и внешние угрозы безопасности и прилагает немало усилий по ее укреплению. Широкую известность и признание получили инициативы Узбекистана на международной арене, в частности, идея о создании центра для координации борьбы с терроризмом в межгосударственном масштабе, выдвинутая на саммите ОБСЕ в Стамбуле и реализованная на саммите СНГ в Москве в июне 2000 года [57].

Начиная с 1993 года Узбекистан выдвинул ряд инициатив по урегулированию афганского конфликта и привлечению к этой проблеме внимания международного сообщества.

Большую работу ведет Узбекистан по разрешению экологических проблем в регионе. Именно Узбекистан впервые с высокой трибуны ГА ООН поставил вопрос об Аральской проблеме, как катастрофе глобального масштаба.

Узбекистан является последовательным приверженцем идеи превращения Центральной Азии в безъядерную зону. Все вышеназванные и другие инициативы Узбекистана снискали нашей республике глубокое уважение и признание, как в странах СНГ, так и в мире в целом [63, c. 183].

Одним из принципов внешней политики Узбекистана является установление и развитие как двусторонних, так и многосторонних внешних связей на принципах полного доверия, равенства, уважения суверенитета и независимости. На этой основе Узбекистан строит свои отношения с Российской Федерацией. Официальные дипломатические отношения между этими независимыми государствами были установлены в марте 1992 года. С тех пор отношения между ними развиваются динамично по всем направлениям. Россия является крупнейшим торговым партнером Узбекистана, а Узбекистан занижает важное место в экономических связях России.

Не случайно Президент Российской Федерации В.В.Путин сразу же после утверждения в этой высокой должности нанес первый зарубежный визит именно в Узбекистан. Создана и реализуется Программа экономического сотрудничества между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией до 2007 года, которая основана на национальных интересах обеих стран. Подписан также договор о дальнейшем углублении сотрудничества в военной и военно-технической областях. Президенты России и Узбекистана уделяют большое внимание вопросам региональной безопасности, борьбе с международным .терроризмом и религиозным экстремизмом. Успешно развиваются контакты в области науки, образования и культуры. Все это способствует сближению народов, укреплению взаимопонимания и дружбы.

 

3.2.4 Российско-Таджикистанские отношения

 

Дипломатические отношения между Россией и Таджикистаном установлены 8 апреля 1992 года заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 25 мая 1993 года). Именно Россия первой признала независимость Таджикистана. Москва приняла самое активное участие в нелегком процессе межтаджикского урегулирования. В результате настойчивых усилий российской дипломатии в Москве было подписано Общее соглашение об установлении мира и согласия в республике. Благодаря этому документу удалось остановить кровопролитную гражданскую войну и создать в стране предпосылки для мирного развития. С этого момента российско-таджикистанские взаимоотношения обрели новый импульс.

Подписано более 100 межгосударственных и межведомственных соглашений, регулирующих сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, военной и других областях [68, c.175].

Поддерживаются тесные связи в политической области, в том числе, контракты на высшем уровне. В апреле 1999 г. состоялся официальный визит Президента Э.Рахмона в Москву, в ходе которого подписаны Договор о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, ориентированном в ХХI век, Договор о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан.

В апреле 2003 года Президент России В.В.Путин нанес рабочий визит в Душанбе. На переговорах с Э.Рахмоном были определены конкретные направления дальнейших совместных действий по выводу двусторонних отношений на новый уровень.

В ходе состоявшегося в июне 2004 года рабочего визита Э.Рахмона в Россию обсуждались ключевые вопросы российско-таджикского взаимодействия в военной и пограничной сферах, урегулирования государственного долга Таджикистана перед Россией, расширения торгово-экономических связей, а также проблематика миграции [67, c.13].

16-17 октября 2004 года состоялся  официальный визит Президента  Российской Федерации в Таджикистан. Были подведены итоги многолетней  совместной работы по всем  направлениям сотрудничества и  подписан пакет соглашений, охватывающих  как российское военное присутствие  в Таджикистане (Протокол об обмене  ратификационными грамотами по  Договору о статусе и условиях  пребывания российской военной  базы на территории Таджикистана  от 16 апреля 1999 года, четыре конкретизирующих  положения Договора соглашения, Соглашение о передаче в собственность  России оптико-электронного узла  «Нурек» системы контроля космического  пространства), так и новый формат  двустороннего сотрудничества по  пограничным вопросам, предусматривающий  его продолжение в форме функционирования  Оперативной пограничной группы  ФСБ России в Таджикистане  и передачу функций по непосредственной  охране таджикско-афганской границы  погранслужбе этой страны. Подписанные  в ходе визита межправительственное  Соглашение о досрочном погашении  задолженности Таджикистана перед  Россией путем передачи в российскую  собственность узла «Нурек» и  инвестировании оставшейся части  задолженности в строительство  Сангтудинской ГЭС-1, Соглашение  между Правительством Таджикистана  и ОАО «Русский Алюминий» о  долгосрочном сотрудничестве существенно  расширили перспективы инвестиционного  сотрудничества с Таджикистаном. Заключены также соглашения относительно  борьбы с незаконным оборотом  наркотических веществ, сотрудничества  в области информации, вопросов  регулирования трудовой миграции (всего в ходе визита подписано 14 документов) [64, c.379].

6 апреля 2005 года с рабочим  визитом Россию посетил Э.Рахмон. На встрече с В.В.Путиным были  обсуждены вопросы развития торгово-экономических  связей, сотрудничества в области  энергетики, взаимодействия в пограничной  сфере. 6 октября 2005 года в ходе  рабочего визита Э.Рахмона в Москву им и В.В.Путиным были открыты Дни культуры Таджикистана в Российской Федерации. 26 мая 2006 года состоялась очередная рабочая встреча двух президентов в Сочи.

В.В.Путин и Э.Рахмон имели неоднократные деловые встречи и отдельные беседы в ходе заседаний Совета глав государств-участников СНГ и Межгосударственного Совета стран - членов Евразийского экономического сообщества, сессий Совета коллективной безопасности, саммитов Шанхайской организации сотрудничества. В их ходе предметно рассматривались вопросы повышения эффективности двустороннего многопланового сотрудничества, вопросы региональной безопасности и укрепления интеграционных процессов в различных форматах [63, c.191].

Россия оказала решающее содействие достижению межтаджикских мирных договоренностей и подписанию в июне 1997 года в Москве Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане.

Развивается двустороннее сотрудничество в военной области, являющейся одной из центральных составляющих во взаимоотношениях двух государств. В Республике Таджикистан дислоцирована российская 201-я мотострелковая дивизия, подразделения которой после вступления в силу межгосударственного Договора от 16 апреля 1999 года с 1 октября 2005 года трансформированы в 201 российскую военную базу. В соответствии с подписанными в ходе официального визита В.В.Путина в Таджикистан соглашениями летом 2005 года проведена передача российскими пограничниками функций по охране афганского участка границы Комитету по охране госграницы при Правительстве Таджикистана. Торжественная церемония передачи функций охраны таджикско-афганской границы прошла в Душанбе 19 октября 2005 года [62, c.318].

Российско-таджикские отношения в 2006 году характеризовались поступательным развитием многопланового сотрудничества между Россией и Таджикистаном. Республику посетили Председатель Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадков (сентябрь 2006 года); Председатель Совета Федерации Федерального собрания С.Миронов, приняв участие в открытии в Душанбе Межпарламентского форума ЅТаджикистан - Россия: потенциал межрегионального сотрудничества (24 — 25 августа 2006 года); заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жуков (май 2006 года); Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации С.К.Шойгу (апрель 2006 года); Министр внутренних дел РФ Р.Г.Нургалиев (апрель 2006 года) [68, c. 322].

Таджикистан вынужден ориентироваться на Россию: во-первых из-за привязанности своей техники и промышленных технологий к российским, во-вторых, существует необходимость в военном «зонтике» для республики, пока еще не способной своими силами охранять протяженную границу с Афганистаном. Кроме того, Таджикистан вынужден искать противовес в лице России перед крепнущей за счет усилий Анкары «тюркизацией» региона. Таджикистан является единственной ираноязычной страной в постсоветской Центральной Азии.

Сейчас важным является доведение торгово-экономических связей сотрудничества к уровню политического и военного взаимопонимания. Одним из приоритетов экономического сотрудничества России и Таджикистана может стать взаимодействие в сфере гидроэнергетики. Это направление может стать исключительно важным в нашем экономическом сотрудничестве, имеется в виду заинтересованность Таджикистана в завершении с участием России строительства Сангтудинской ГЭС. При помощи этой станции можно наладить поставки электроэнергии в российские регионы, возможно в Афганистан, а также избавить Казахстан от необходимости переброски электроэнергии из других районов [63, c.187].

В целом двусторонние российско-таджикистанские торгово-экономические отношения сейчас развиваются динамично. В 2001 году объем внешнеторгового оборота между двумя странами составил 234 млн. долл., или 17,5% от общего объема внешнеторгового оборота Таджикистана. Последние годы отмечены усилиями обеих сторон по созданию условий для расширения экономического сотрудничества, привлечения российских инвестиций в экономику Таджикистана.

В настоящее время в Таджикистане создано около 100 предприятий с участием российского капитала, прямые инвестиции составили 1,2 миллиона долларов. При содействии российских организаций разработаны технико-экономические обоснования поэтапного строительства Рогунской ГЭС, создания совместного предприятия на базе Адрасманского горно-обогатительного комбината и месторождения «Восточный и Западный Канимансур» с последующим освоением месторождения «Большой Канимансур». Рассматривается вопрос об участии российских предприятий в освоении месторождения вольфрама «Майхура» [58, c.33].

В целом российско-таджикистанские отношения имеют позитивную динамику и хорошие перспективы.

 

3.2.5 Перспективы  внешней политики России в  Центральной Азии

 

Геополитическая стратегия России в Центральной Азии, как органическая часть ее общей внешней политики, в начале XXI столетия приобретает исключительное значение. В связи с тем, что стратегия в регионе должна служить возрождению России, Москва будет постоянно ее регулировать, учитывая изменения политической обстановки. Но сущность российской стратегии в целом не изменится, ее внешний круг будет предусматривать долгосрочную дружбу с Афганистаном и Ираном, а внутренний - сотрудничество с Казахстаном, контроль над Кыргызстаном и Таджикистаном, перетягивание на свою сторону Туркменистана и Узбекистана. Это определяется географическим положением России относительно стран региона и является объективной основой определения центрально-азиатской стратегии Москвы.

Информация о работе Внешнеполитические отношения России со странами ближнего востока и центральной Азии