Еще один фактор связан
с внутриполитическими изменениями и
динамизацией внешней политики Турции.
Направлениями турецкой
экспансии являются постсоветское пространство
и Балканы. Турция все больше становится
игроком, имеющим свои собственные интересы,
отличные (а зачастую противоречащие)
от интересов традиционных союзников
— США и европейских стран НАТО. Все явственнее
проявляются факторы, свидетельствующие
о возвращении к мусульманской политической
идентичности Турции.
Задача России – формулирование
стратегических основ и тактических приемов
турецкой политики, учитывая экономический,
политический, военный и культурно-идеологический
вес Турции выработка стратегии должна
носить комплексный характер и строится
на межведомственной основе.
На рубеже XX–XXI вв. Россия и
арабские страны стали понимать, что, несмотря
на незначительные различия, они объективно
заинтересованы в формировании многополярного
мира, в котором обе стороны заняли бы
достойное место. А для этого обеим сторонам
необходимо восстановить уровень доверия.
Это играет ключевую роль, так как в настоящий
момент в России имеются политические
силы, негативно настроенные по отношению
арабским странам, и в первую очередь мусульманам
вообще, так же как и на Ближнем Востоке
существуют политические силы, которые
по сей день помнят «безбожный» Советский
Союз или считают Россию предателем из-за
восстановления отношений с Израилем,
что вполне естественно.
В целом анализ политики России
на Ближнем Востоке допускает сделать
вывод, что прогрессивное развитие отношений
России со странами этого региона, ее активное
участие в процессе по урегулированию
арабо-израильского конфликта и разрешению
палестинской проблемы, в усилиях по нормализации
обстановки вокруг Ирака содействуют
укреплению ее позиций в этом стратегически
важном регионе и установлению там прочного
мира и безопасности.
Но, чтобы реализовать поставленные
цели, России с исторических времен предстояло
и предстоит преодолеть многоэтапные
трудности, и в первую очередь конкуренцию
со стороны Запада. Его политическое и
экономическое влияние на Ближнем Востоке
исторически велико. В целом оно не было
надолго ущемлено даже в те периоды, когда
Советскому Союзу удавалось закрепиться
на отдельных направлениях ближневосточной
политики. Запад внедрился в большинство
экономических сфер, к примеру, на рынке
вооружений, что реально ухудшает положение
России.
ГЛАВА 3. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АЗИИ
3.1 Российские внешнеполитические
отношения в 18-19 веках в Центральной Азии.
В середине 19 века в центральной
Азии существовали 3 важнейших государственных
образования:
- Бухарский эмират
- Хивинское ханство
- Кокандское ханство.
Остальные земли были заселены
в основном кочевыми племенами, которые
занимались скотоводством. Эти племена
постоянно враждовали между собой. Места
поливного земледелия населяли как правило,
оседлые узбеки и таджики, в пустынных
районах проживали кочевые племена скотоводов
туркмен, киргизов, каракалпаков.
Связи России и центральной
Азии заметно улучшились после присоединения
в 1731 году Казахстана к России, (о чем будет
говориться далее), когда торговые караванные
пути сделались безопаснее.
Россия предприняла определенные
шаги для практического проникновения
в центральную Азию. В 1885 году уже в Бухаре
находилось русское посольство, в котором
работал известный ученый востоковед
Николай Владимирович Ханыков. Так же
еще Николай Павлович Игнатьев возглавлял
военно-дипломатическую миссию в Хиве
и Бухаре, торговую миссию осуществлял
Чокан Валиханов.
3.1.1 Россия – Казахстан
1731г.
19 февраля 1731 года императрица
Анна Ивановна подписала грамоту
о добровольном вхождении младшего
жуза (группа казахских родов
и племён, состоящая из трех племенных
союзов: алимулы, байулы ижетыру.) в состав Российской Империи.
10 октября того же года
состоялся сьезд представителей
родов младшего и среднего
жузов, на котором Абулхаир и
российский посол Алексей Иванович
Тевкелев, татарский мурза из
рода Тевкелевых, убедил казахов
из младшего и среднего жузов
в выгодности нахождения под
покровительством Российской Империи.
Все потому, что в то время
казахи бедствовали из-за набегов
джунгар - монголоязычных кочевых
племен Джунгарского ханства
и речь шла не то что бы
о экономическом развитии Казахстана,
а о полном существовании казахов.
Худайназар-мурза и с ним еще
27 влиятельных представителей племен
присягнули на Коране. Это был
законодательный акт присоединения
казахских земель к России.
Присоединение Казахстана позволило
в 1742 году на реке Урал возвести крепость,
ставшую впоследствии Оренбургом - центром
общественно-хозяйственных связей с народами
Востока, "окно в Азию".
3.1.2 Россия – Кокандское
ханство 1876г.
Кокандское ханство — государство, существовавшее с 1709 по 1876 на территории современных Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, южного Казахстана и Синьцзян-Уйгурского автономного
района (Восточного Туркестана).
В период наибольшего расцвета занимало
около 820 тыс. км².
Кокандское ханство наряду с Бухарским эмиратом и Хивинским ханством является
одним из трёх Узбекских ханств.
В 1875 году Кокандское ханство
было преобразовано в ферганскую область.
Попадание
в зависимость от России
Отрезанный от Бухары, Худояр-хан
принял в 1868 году предложенный ему генерал-адъютантом фон-Кауфманом торговый договор, в силу которого
русские в Кокандском ханстве и кокандцы
в русских владениях приобретали право
свободного пребывания и проезда, устройства
караван-сараев, содержания торговых агентств
(караван-баши), пошлины же могли быть взимаемы
в размере не более 2½% стоимости товара.
Коммерческое соглашение с Россией 1868 года фактически сделало Коканд
зависимым от неё государством.
Мирный
договор
26 августа отряд Кауфмана двинулся
к Коканду. Навстречу ему выехал
Насреддин-хан с просьбами о
мире. 30 августа пришло покаянное
письмо и от правителя Маргелана
Мурад-бека. Лишаясь одного союзника
за другим, Абдуррахман Автобачи
отступал. В погоню за ним отправился
отряд Скобелева, который включал
6 сотен казаков, дивизион артиллерии,
ракетную батарею и две роты
солдат, посаженных для скорости
передвижения на арбы. Всего за
10 часов (с 9 часов вечера 8 сентября
до 7 часов утра 9 сентября) отряд
прошел 72 км и у селения Мин-Тюбе разгромил арьергард войска Абдуррахмана.
10 сентября солдаты и казаки вступили
в город Ош. После всех поражений сторонники
Абдуррахмана стали разбегаться. Вскоре
от многотысячного войска у него осталось
всего лишь 400 воинов, с которыми он метался
между Андижаном и Узкентом.
23 сентября Кауфман подписал
с Насреддином мирный договор,
составленный по типу соглашений
с Бухарой и Хивой. Он предусматривал
отказ хана от непосредственных
дипломатических соглашений с
какой-либо державой, кроме России.
Ряд земель на правом берегу
Сыр-Дарьи (так называемое «Наманганское бегство»)
был включен в состав Туркестанского генерал-губернаторства
под именем Наманганского отдела. Начальником
этого отдела стал М. Д. Скобелев. Вопрос
о восстановлении на престоле Худояра
даже не поднимался.
Конец независимости Кокандского
ханства
В январе 1876 года Кауфман, прибыв в Санкт-Петербург,
смог добиться в обход министерства иностранных
дел санкции императора Александра II на полную ликвидацию независимости
Кокандского ханства. Об успехе он немедленно
телеграфировал в Ташкент, приказав Скобелеву
немедленно начать подготовку к занятию
Коканда. 24 января совершенно подавленный
поражениями Абдуррахман сдался. Теперь
можно было приниматься и за ханскую столицу.
2 января Кауфман направил новую телеграмму
генералу Г. А. Колпаковскому с
приказом начинать наступление на Коканд.
Одновременно такую же телеграмму Скобелев,
стоявший в Намангане, получил от генерала
Троцкого. Злые языки впоследствии утверждали,
что на телеграмме Троцкого имелась приписка
«Миша, не зевай!» Так или иначе, первым
к Коканду поспел именно Скобелев, пройдя
за день более 80 км.
Столица Коканд сдалась почти без боя.
На этот раз самостоятельность Кокандского
ханства была ликвидирована полностью.
Его территория была включена в состав
Туркестанского генерал-губернаторства
в качестве Ферганской области. Военным
губернатором края стал М. Д. Скобелев. Абдуррахман
Автобачи был выслан в Россию, а вот замешанного
во многих жестокостях Пулат-бека казнили
в Маргелане, на той самой площади, где он расправлялся
с русскими пленными.
Кокандское ханство в составе
Российской Империи
После завершения войны с Кокандом, в
Средней Азии наступила мирная передышка.
26 ноября 1876 года специально для участников военной операции
в Кокандском ханстве император Александр II учредил государственную награду — медаль «За покорение Ханства
Кокандского».
В апреле 1877 года Россия вступила в войну с Турцией,
что, естественно, отодвинуло «туркестанские
дела» на второй план. Поэтому основные
усилия местных властей были сосредоточены
на организации научно-исследовательских
и разведывательных экспедиций. В 1878 г.
академик Миддендорф совершил поездку по Фергане, а капитан-лейтенант
Брюхов поднялся на пароходе вверх по Аму-Дарье до Ходжа-сале. Было также организовано
несколько экспедиций в Афганистан, вызванных, как говорилось в официальном
отчёте, «политическими резонами».
Земли Кокандского ханства вошли в Ферганскую и Сырдарьинскую область сначала Оренбургского генерал-губернаторства,
а позже Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи.
3.2 Российские внешнеполитические
отношения в 20-21 веках в Центральной Азии.
3.2.1 Российско – Туркменистанские
отношения
Двусторонние отношения России
и государств Центральной Азии также получили
развитие после событий 11 сентября. Особенно
следует отметить заметное улучшение
ее отношений с Туркменией. В апреле 2003
года Россия и Туркмения подписали соглашение
о сотрудничестве в области энергоносителей
на 25 лет. Заключение долгосрочного соглашения
с Россией имеет не только большое экономическое,
но и огромное политическое значение.
3.2.2 Российско-Казахстанские
отношения
После распада СССР отношения
между Россией и Казахстаном превратились
в одну из важнейших составляющих не только
на постсоветском пространстве, но и в
сфере геополитики. Дипломатические отношения
между Российской Федерацией и Республикой
Казахстан установлены 22 октября 1992 года
и все это время российско-казахстанские
отношения развиваются в духе добрососедства,
союзничества и стратегического партнерства.
31 января 2002 года состоялось
официальное открытие посольства
России в новой столице РК -
г. Астане. В апреле 2002 года начало
функционировать консульство России
в г.Уральске. С 2004 года посольство
России работает в Астане (в
Алма-Ате - консульский отдел посольства).
Функционирует генконсульство Казахстана
в Санкт-Петербурге и консульство
Казахстана в г.Астрахани [42, c.297].
Казахстан был первым государством
СНГ, с которым Россия заключила 25 мая
1992 года Договор о дружбе, сотрудничестве
и взаимной помощи. Согласно Договору,
стороны признают нерушимость существующих
между ними границ и договариваются осуществлять
равноправное и выгодное экономическое
и научно-техническое сотрудничество.
Договором предусматривается создание
общего военно-стратегического пространства,
совместное использование военных баз,
полигонов и иных военных объектов.
Другим основополагающим двусторонним
документом является подписанная в июле
1998 года во время рабочего визита Н. Назарбаева
в Москву Декларация "О вечной дружбе
и союзничестве, ориентированном в ХХI
столетие" (аналогичного договора ни
у России, ни у Казахстана нет ни с одной
другой страной).
За прошедшие годы между двумя
странами было подписано более 270 договоров
и соглашений о сотрудничестве. Среди
них: Декларация о расширении и углублении
российско-казахстанского сотрудничества
(1995), Договор о правовом статусе граждан
обеих республик (1995), Соглашение об упрощенном
порядке приобретения ими гражданства
(1995), Соглашение о таможенном союзе (1995),
Соглашение о российском участии в освоении
Каспийского шельфа и газового месторождения
в Карачагалаке (1995), Договор между Российской
Федерацией и Республикой Казахстан о
государственной границе (2005) и другие
[42, c. 298].
Россия и Казахстан взаимодействуют
в рамках СНГ, Организации Договора о коллективной
безопасности и Евразийского экономического
сообщества, Шанхайской организации сотрудничества,
в Организации "Центрально-Азиатское
Сотрудничество", в процессе формирования
Единого экономического пространства.
Активно продвигается сотрудничество
и на парламентском уровне. 1 апреля 2003
года в Астане спикер Совета Федерации
РФ С. Миронов и председатель сената парламента
Казахстана О. Абдыкаримов подписали протокол
о развитии сотрудничества [43, c.328].
Поддерживаются политические
контакты, прежде всего на высшем уровне:
- в июне 2000 года состоялся
официальный визит президента
Казахстана Нурсултана Назарбаева
в РФ, по итогам переговоров
с Президентом РФ Владимиром
Путиным было подписано совместное
заявление, а также Меморандум
о дальнейшем развитии сотрудничества
по вопросам обеспечения функционирования
комплекса Байконур;
18-19 декабря 2002 года в ходе
рабочего визита Н. Назарбаева
в Россию, во время встречи
с Президентом РФ В. Путиным
было обсуждено развитие торгово-экономических
отношений между двумя странами;
- в феврале 2003 года состоялся
рабочий визит президента Казахстана
в Россию, в ходе которого состоялась
встреча с Президентом РФ Владимиром
Путиным, на которой были обсуждены
состояние и перспективы развития
экономических отношений [44, c.273];