Внешнеполитические отношения России со странами ближнего востока и центральной Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 15:33, реферат

Описание работы

Даже в условиях такой глубокой трансформации, которую пережила Россия в конце XX века, сам факт включения государства в систему международных отношений предполагает определенный набор базовых внешнеполитических установок, определяющих его место и долгосрочные интересы в мировой политике. Эти установки, конечно же, отражают позицию господствующих на данном историческом отрезке времени политических сил.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАН, ВХОДЯЩИХ В БЛИЖНИЙ ВОСТОК И ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ 5
Страны Ближнего Востока 5
Страны Центральной Азии 6
ГЛАВА 2. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА 8
Российские внешнеполитические отношения в 10-18 веках на Ближнем Востоке. 8
Российские внешнеполитические отношения в 20-21 веках на Ближнем Востоке. 10
2.2.1 Россия – Турция; 11
2.2.2 Россия – Ирак; 12
2.2.3 Россия и Саудовская Аравия; 13
2.2.4 Россия – Йемен; 15
2.2.5 Россия – Египет; 22
2.2.6 Россия – Иран; 23
2.2.7 Перспективы внешней политики России на Ближнем Востоке 24
ГЛАВА 3. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 26
3.1 Российские внешнеполитические отношения в 18-19 веках в Центральной Азии. 26
3.1.1 Россия – Казахстан 1731г; 26
3.1.2 Россия – Кокандское ханство 1876г. 27
3.2 Российские внешнеполитические отношения в 20-21 веках в Центральной Азии. 29
3.2.1 Российско – Туркменистанские отношения; 29
3.2.2 Российско - Казахстанские отношения; 29
3.2.3 Российско - Узбекистанские отношения; 37
3.2.4 Российско - Таджикистанские отношения; 43
3.2.5 Перспективы внешней политики России в Центральной Азии. 46
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Доклад по Хачатуряну.docx

— 564.24 Кб (Скачать файл)

Еще один фактор связан с внутриполитическими изменениями и динамизацией внешней политики Турции.

Направлениями турецкой экспансии являются постсоветское пространство и Балканы. Турция все больше становится игроком, имеющим свои собственные интересы, отличные (а зачастую противоречащие) от интересов традиционных союзников — США и европейских стран НАТО. Все явственнее проявляются факторы, свидетельствующие о возвращении к мусульманской политической идентичности Турции.

Задача России – формулирование стратегических основ и тактических приемов турецкой политики, учитывая экономический, политический, военный и культурно-идеологический вес Турции выработка стратегии должна носить комплексный характер и строится на межведомственной основе.

На рубеже XX–XXI вв. Россия и арабские страны стали понимать, что, несмотря на незначительные различия, они объективно заинтересованы в формировании многополярного мира, в котором обе стороны заняли бы достойное место. А для этого обеим сторонам необходимо восстановить уровень доверия. Это играет ключевую роль, так как в настоящий момент в России имеются политические силы, негативно настроенные по отношению арабским странам, и в первую очередь мусульманам вообще, так же как и на Ближнем Востоке существуют политические силы, которые по сей день помнят «безбожный» Советский Союз или считают Россию предателем из-за восстановления отношений с Израилем, что вполне естественно.

В целом анализ политики России на Ближнем Востоке допускает сделать вывод, что прогрессивное развитие отношений России со странами этого региона, ее активное участие в процессе по урегулированию арабо-израильского конфликта и разрешению палестинской проблемы, в усилиях по нормализации обстановки вокруг Ирака содействуют укреплению ее позиций в этом стратегически важном регионе и установлению там прочного мира и безопасности.

Но, чтобы реализовать поставленные цели, России с исторических времен предстояло и предстоит преодолеть многоэтапные трудности, и в первую очередь конкуренцию со стороны Запада. Его политическое и экономическое влияние на Ближнем Востоке исторически велико. В целом оно не было надолго ущемлено даже в те периоды, когда Советскому Союзу удавалось закрепиться на отдельных направлениях ближневосточной политики. Запад внедрился в большинство экономических сфер, к примеру, на рынке вооружений, что реально ухудшает положение России.

ГЛАВА 3. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

 

3.1 Российские внешнеполитические отношения в 18-19 веках в Центральной Азии.

 

В середине 19 века в центральной Азии существовали 3 важнейших государственных образования:

    1. Бухарский эмират
    2. Хивинское ханство
    3. Кокандское ханство.

Остальные земли были заселены в основном кочевыми племенами, которые занимались скотоводством. Эти племена постоянно враждовали между собой. Места поливного земледелия населяли как правило, оседлые узбеки и таджики, в пустынных районах проживали кочевые племена скотоводов туркмен, киргизов, каракалпаков.

Связи России и центральной Азии заметно улучшились после присоединения в 1731 году Казахстана к России, (о чем будет говориться далее), когда торговые караванные пути сделались безопаснее.

Россия предприняла определенные шаги для практического проникновения в центральную Азию. В 1885 году уже в Бухаре находилось русское посольство, в котором работал известный ученый востоковед Николай Владимирович Ханыков. Так же еще Николай Павлович Игнатьев возглавлял военно-дипломатическую миссию в Хиве и Бухаре, торговую миссию осуществлял Чокан Валиханов.

 

3.1.1 Россия – Казахстан 1731г.

 

19 февраля 1731 года императрица  Анна Ивановна подписала грамоту  о добровольном вхождении младшего  жуза (группа казахских родов и племён, состоящая из трех племенных союзов: алимулы, байулы ижетыру.) в состав Российской Империи.

10 октября того же года  состоялся сьезд представителей  родов младшего и среднего  жузов, на котором Абулхаир и  российский посол Алексей Иванович  Тевкелев, татарский мурза из  рода Тевкелевых, убедил казахов  из младшего и среднего жузов  в выгодности нахождения под  покровительством Российской Империи. Все потому, что в то время  казахи бедствовали из-за набегов  джунгар - монголоязычных кочевых  племен Джунгарского ханства  и речь шла не то что бы  о экономическом развитии Казахстана, а о полном существовании казахов. Худайназар-мурза и с ним еще 27 влиятельных представителей племен  присягнули на Коране. Это был  законодательный акт присоединения  казахских земель к России.

Присоединение Казахстана позволило в 1742 году на реке Урал возвести крепость, ставшую впоследствии Оренбургом - центром общественно-хозяйственных связей с народами Востока, "окно в Азию".

 

3.1.2 Россия – Кокандское ханство 1876г.

 

Кокандское ханство — государство, существовавшее с 1709 по 1876 на территории современных Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, южного Казахстана и Синьцзян-Уйгурского автономного района (Восточного Туркестана). В период наибольшего расцвета занимало около 820 тыс. км².

Кокандское ханство наряду с Бухарским эмиратом и Хивинским ханством является одним из трёх Узбекских ханств.

В 1875 году Кокандское ханство было преобразовано в ферганскую область.

 

Попадание в зависимость от России

 

Отрезанный от Бухары, Худояр-хан принял в 1868 году предложенный ему генерал-адъютантом фон-Кауфманом торговый договор, в силу которого русские в Кокандском ханстве и кокандцы в русских владениях приобретали право свободного пребывания и проезда, устройства караван-сараев, содержания торговых агентств (караван-баши), пошлины же могли быть взимаемы в размере не более 2½% стоимости товара. Коммерческое соглашение с Россией 1868 года фактически сделало Коканд зависимым от неё государством.

 

Мирный договор

 

26 августа отряд Кауфмана двинулся  к Коканду. Навстречу ему выехал  Насреддин-хан с просьбами о  мире. 30 августа пришло покаянное  письмо и от правителя Маргелана  Мурад-бека. Лишаясь одного союзника  за другим, Абдуррахман Автобачи  отступал. В погоню за ним отправился  отряд Скобелева, который включал 6 сотен казаков, дивизион артиллерии, ракетную батарею и две роты  солдат, посаженных для скорости  передвижения на арбы. Всего за 10 часов (с 9 часов вечера 8 сентября  до 7 часов утра 9 сентября) отряд  прошел 72 км и у селения Мин-Тюбе разгромил арьергард войска Абдуррахмана. 10 сентября солдаты и казаки вступили в город Ош. После всех поражений сторонники Абдуррахмана стали разбегаться. Вскоре от многотысячного войска у него осталось всего лишь 400 воинов, с которыми он метался между Андижаном и Узкентом.

23 сентября Кауфман подписал  с Насреддином мирный договор, составленный по типу соглашений  с Бухарой и Хивой. Он предусматривал  отказ хана от непосредственных  дипломатических соглашений с  какой-либо державой, кроме России. Ряд земель на правом берегу  Сыр-Дарьи (так называемое «Наманганское бегство») был включен в состав Туркестанского генерал-губернаторства под именем Наманганского отдела. Начальником этого отдела стал М. Д. Скобелев. Вопрос о восстановлении на престоле Худояра даже не поднимался.

 

Конец независимости Кокандского ханства

 

В январе 1876 года Кауфман, прибыв в Санкт-Петербург, смог добиться в обход министерства иностранных дел санкции императора Александра II на полную ликвидацию независимости Кокандского ханства. Об успехе он немедленно телеграфировал в Ташкент, приказав Скобелеву немедленно начать подготовку к занятию Коканда. 24 января совершенно подавленный поражениями Абдуррахман сдался. Теперь можно было приниматься и за ханскую столицу. 2 января Кауфман направил новую телеграмму генералу Г. А. Колпаковскому с приказом начинать наступление на Коканд. Одновременно такую же телеграмму Скобелев, стоявший в Намангане, получил от генерала Троцкого. Злые языки впоследствии утверждали, что на телеграмме Троцкого имелась приписка «Миша, не зевай!» Так или иначе, первым к Коканду поспел именно Скобелев, пройдя за день более 80 км.

Столица Коканд сдалась почти без боя. На этот раз самостоятельность Кокандского ханства была ликвидирована полностью. Его территория была включена в состав Туркестанского генерал-губернаторства в качестве Ферганской области. Военным губернатором края стал М. Д. Скобелев. Абдуррахман Автобачи был выслан в Россию, а вот замешанного во многих жестокостях Пулат-бека казнили в Маргелане, на той самой площади, где он расправлялся с русскими пленными.

 

Кокандское ханство в составе Российской Империи

 

После завершения войны с Кокандом, в Средней Азии наступила мирная передышка.

26 ноября 1876 года специально для участников военной операции в Кокандском ханстве император Александр II учредил государственную награду — медаль «За покорение Ханства Кокандского».

В апреле 1877 года Россия вступила в войну с Турцией, что, естественно, отодвинуло «туркестанские дела» на второй план. Поэтому основные усилия местных властей были сосредоточены на организации научно-исследовательских и разведывательных экспедиций. В 1878 г. академик Миддендорф совершил поездку по Фергане, а капитан-лейтенант Брюхов поднялся на пароходе вверх по Аму-Дарье до Ходжа-сале. Было также организовано несколько экспедиций в Афганистан, вызванных, как говорилось в официальном отчёте, «политическими резонами».

Земли Кокандского ханства вошли в Ферганскую и Сырдарьинскую область сначала Оренбургского генерал-губернаторства, а позже Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи.

 

3.2 Российские внешнеполитические отношения в 20-21 веках в Центральной Азии.

 

3.2.1 Российско – Туркменистанские отношения

 

Двусторонние отношения России и государств Центральной Азии также получили развитие после событий 11 сентября. Особенно следует отметить заметное улучшение ее отношений с Туркменией. В апреле 2003 года Россия и Туркмения подписали соглашение о сотрудничестве в области энергоносителей на 25 лет. Заключение долгосрочного соглашения с Россией имеет не только большое экономическое, но и огромное политическое значение.

 

3.2.2 Российско-Казахстанские отношения

 

После распада СССР отношения между Россией и Казахстаном превратились в одну из важнейших составляющих не только на постсоветском пространстве, но и в сфере геополитики. Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан установлены 22 октября 1992 года и все это время российско-казахстанские отношения развиваются в духе добрососедства, союзничества и стратегического партнерства.

31 января 2002 года состоялось  официальное открытие посольства  России в новой столице РК - г. Астане. В апреле 2002 года начало  функционировать консульство России  в г.Уральске. С 2004 года посольство  России работает в Астане (в  Алма-Ате - консульский отдел посольства). Функционирует генконсульство Казахстана  в Санкт-Петербурге и консульство  Казахстана в г.Астрахани [42, c.297].

Казахстан был первым государством СНГ, с которым Россия заключила 25 мая 1992 года Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Согласно Договору, стороны признают нерушимость существующих между ними границ и договариваются осуществлять равноправное и выгодное экономическое и научно-техническое сотрудничество. Договором предусматривается создание общего военно-стратегического пространства, совместное использование военных баз, полигонов и иных военных объектов.

Другим основополагающим двусторонним документом является подписанная в июле 1998 года во время рабочего визита Н. Назарбаева в Москву Декларация "О вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в ХХI столетие" (аналогичного договора ни у России, ни у Казахстана нет ни с одной другой страной).

За прошедшие годы между двумя странами было подписано более 270 договоров и соглашений о сотрудничестве. Среди них: Декларация о расширении и углублении российско-казахстанского сотрудничества (1995), Договор о правовом статусе граждан обеих республик (1995), Соглашение об упрощенном порядке приобретения ими гражданства (1995), Соглашение о таможенном союзе (1995), Соглашение о российском участии в освоении Каспийского шельфа и газового месторождения в Карачагалаке (1995), Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о государственной границе (2005) и другие [42, c. 298].

Россия и Казахстан взаимодействуют в рамках СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества, в Организации "Центрально-Азиатское Сотрудничество", в процессе формирования Единого экономического пространства.

Активно продвигается сотрудничество и на парламентском уровне. 1 апреля 2003 года в Астане спикер Совета Федерации РФ С. Миронов и председатель сената парламента Казахстана О. Абдыкаримов подписали протокол о развитии сотрудничества [43, c.328].

Поддерживаются политические контакты, прежде всего на высшем уровне:

- в июне 2000 года состоялся  официальный визит президента  Казахстана Нурсултана Назарбаева  в РФ, по итогам переговоров  с Президентом РФ Владимиром  Путиным было подписано совместное  заявление, а также Меморандум  о дальнейшем развитии сотрудничества  по вопросам обеспечения функционирования  комплекса Байконур;

18-19 декабря 2002 года в ходе  рабочего визита Н. Назарбаева  в Россию, во время встречи  с Президентом РФ В. Путиным  было обсуждено развитие торгово-экономических  отношений между двумя странами;

- в феврале 2003 года состоялся  рабочий визит президента Казахстана  в Россию, в ходе которого состоялась  встреча с Президентом РФ Владимиром  Путиным, на которой были обсуждены  состояние и перспективы развития  экономических отношений [44, c.273];

Информация о работе Внешнеполитические отношения России со странами ближнего востока и центральной Азии