Внешнеполитические отношения России со странами ближнего востока и центральной Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 15:33, реферат

Описание работы

Даже в условиях такой глубокой трансформации, которую пережила Россия в конце XX века, сам факт включения государства в систему международных отношений предполагает определенный набор базовых внешнеполитических установок, определяющих его место и долгосрочные интересы в мировой политике. Эти установки, конечно же, отражают позицию господствующих на данном историческом отрезке времени политических сил.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАН, ВХОДЯЩИХ В БЛИЖНИЙ ВОСТОК И ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ 5
Страны Ближнего Востока 5
Страны Центральной Азии 6
ГЛАВА 2. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА 8
Российские внешнеполитические отношения в 10-18 веках на Ближнем Востоке. 8
Российские внешнеполитические отношения в 20-21 веках на Ближнем Востоке. 10
2.2.1 Россия – Турция; 11
2.2.2 Россия – Ирак; 12
2.2.3 Россия и Саудовская Аравия; 13
2.2.4 Россия – Йемен; 15
2.2.5 Россия – Египет; 22
2.2.6 Россия – Иран; 23
2.2.7 Перспективы внешней политики России на Ближнем Востоке 24
ГЛАВА 3. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 26
3.1 Российские внешнеполитические отношения в 18-19 веках в Центральной Азии. 26
3.1.1 Россия – Казахстан 1731г; 26
3.1.2 Россия – Кокандское ханство 1876г. 27
3.2 Российские внешнеполитические отношения в 20-21 веках в Центральной Азии. 29
3.2.1 Российско – Туркменистанские отношения; 29
3.2.2 Российско - Казахстанские отношения; 29
3.2.3 Российско - Узбекистанские отношения; 37
3.2.4 Российско - Таджикистанские отношения; 43
3.2.5 Перспективы внешней политики России в Центральной Азии. 46
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Доклад по Хачатуряну.docx

— 564.24 Кб (Скачать файл)

- влиять на ситуацию  в ближневосточном регионе, входящем  в зону российских стратегических  интересов, Россия сможет, только  восстановив политические связи  с лидерами арабских стран, активно  участвуя в процессе ближневосточного  урегулирования.

В своем сотрудничестве с ближневосточными странами современная Россия опирается на новые принципы, не связанные с идеологией, а имеющие отношение к материальным интересам страны. Кроме того, возрождение и укрепление российско-арабских связей способствует укреплению позиций России на мировой арене.

В первой половине 1990-х гг. политические отношения ЙР и России оставались в целом на достойном уровне, несмотря на сложную внутриполитическую ситуацию в обоих государствах, и были связаны прежде всего с международной обстановкой на Ближнем Востоке. В 1990-1991 гг. советские представители несколько раз посещали Йеменскую Республику, чтобы обсудить обстановку в Персидском заливе.

В сентябре 1994 г. президент ЙР Али Абдалла Салех встретился с представителем российского правительства и обсудил с ним перспективы развития отношений между Йеменом и Россией.

Российская сторона высказалась за развитие отношений с Йеменом, полагаясь на новую стратегию России, нацеленную на возвращение в регионы, где прежде СССР имел огромное влияние. При этом предполагалось вновь наладить торгово-экономическое сотрудничество, но уже на взаимовыгодных условиях, возобновить поставки в Йемен российских вооружений, возродить культурное и научное сотрудничество, а также продолжить практику ведения переговоров по согласованию позиций и соблюдению взаимных интересов.

У Йемена тоже были свои мотивы для сближения с Россией. Во-первых, установившаяся после окончания гражданской войны 1994 г. относительная политическая стабильность дала стране возможность сделать более эффективными связи с РФ как одним из важнейших субъектов международных отношений, Во-вторых, изоляция, в которой оказался Йемен вследствие того, что он занял иракскую сторону во время второй войны в Персидском заливе, споры с Эр-Риядом вокруг демаркации границ, угроза национальной безопасности страны, вызванная оккупацией Эритреей острова в Красном море, заставили его пересмотреть в свете произошедших событий свои внешнеполитические позиции и признать, что страна крайне нуждается в политическом и военном союзнике, на которого она могла бы положиться при разрешении перечисленных проблем мирным или военным путем.

В середине 1990-х гг. стала наблюдаться активизация двусторонних политических и межпарламентских контактов, а также торгово-экономических связей. Российско-йеменские отношения на новом этапе опирались на широкую правовую базу, представленную Договорами о дружбе и сотрудничестве с ЙАР (1984 г.) и НДРЙ (1979 г.), другими двусторонними документами. После провозглашения ЙР ее руководство официально подтвердило действие обоих Договоров и всех соглашений, заключенных ранее с бывшим СССР.

Дальнейшее развитие отношений в политической сфере имеет хорошие перспективы, благодаря совпадению или близости подходов к широкому кругу международных и региональных проблем.

Главными направлениями российско-йеменского экономического сотрудничества в настоящее время являются здравоохранение, энергетика, строительная индустрия, транспорт, сельское хозяйство и ирригация. В 2001 г. открылись возможности для возобновления двустороннего сотрудничества в нефтяной сфере. Для успешного решения задач по борьбе с экстремизмом йеменское правительство нуждается в содействии военно-технического характера. Российская сторона также заинтересована в развитии этого аспекта двусторонних отношений.

Не последнее место в системе российско-йеменских отношений отводится научному и культурному сотрудничеству. В апреле 1997 г. в Йеменской Республике была воссоздана Ассоциация йеменско-российской дружбы. А 6 августа 2003 г. в Москве прошла учредительная конференция Общества дружбы с Йеменом. Возглавил общество директор Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровский.

Таким образом, в настоящее время реанимированы все основные направления двусторонних отношений. Необходимо отметить, что на новом этапе отношения между Россией и Йеменом лишены идеологической окраски. Самым весомым доказательством вывода российско-йеменских отношений на качественно новый уровень стали два визита в Россию за короткий срок президента ЙР Али Абдаллы Салеха. В ходе последнего из них, состоявшегося 4-6 апреля 2004 г., помимо традиционного обсуждения состояния и перспектив двусторонних отношений, были высказаны намерения поиска новых форм сотрудничества двух стран, таких как установление побратимских связей между городами и т.п.

Внешнеполитические связи, установленные в первой половине и середине XX в. Советским Союзом с большинством ближневосточных стран, носили традиционно дружественный характер и развивались в следующих основных направлениях: политико-дипломатическая поддержка дружественных арабских стран и национально-освободительных движений; торгово-экономическое сотрудничество; содействие укреплению обороны и поставка вооружений; культурное и научно-техническое содействие; моральная поддержка и оказание помощи так называемым авангардным партиям ближневосточных стран.

С распадом Советского Союза и крахом всей системы социализма ушел в прошлое идеологический аспект отношений между Россией и ближневосточными странами. Постсоветская Россия в своем сотрудничестве с государствами региона опирается на принципы, имеющие непосредственное отношение к материальным интересам страны. Россия заинтересована в привлечении в страну арабского капитала, в открытии новых рынков сбыта для российских товаров, в осуществлении поставок вооружений в арабские страны, являющиеся крупнейшими импортерами оружия в мире. Актуальным остается и политическое сотрудничество.

Частью общей направленности России на Ближний Восток является йеменский вектор российской внешней политики. Отношения, развивающиеся между странами на современном этапе, опираются на прочный фундамент, заложенный в XX в. Советским Союзом и двумя йеменскими государствами. Уникальность советско-йеменских связей обусловлена тем, что они включали абсолютно все аспекты двусторонних отношений, сложившихся между СССР и ближневосточными странами.

Современные отношения между двумя странами строятся на взаимовыгодной основе. К перспективным направлениям развития отношений между Йеменом и Россией можно отнести поиск и добычу нефти, военно-техническое сотрудничество, политическое взаимодействие, а также научное и культурное сотрудничество, так как уже существует традиция совместного изучения археологии, этнографии и антропологии Йемена с участием российских ученых.

 

2.2.5 Россия - Египет

 

После распада СССР российско-египетские отношения пережили политические перемены, сократились политические контакты. Снизился уровень торгово-экономических отношений. Но на рубеже XX–XXI вв. начался новый этап в их отношениях.

Председатель Народного собрания Египта А. Суруром, посетивший Москву в апреле 1997 г., отметил в своем интервью наличие прочной дружбы Египта с великим русским народом. Он заявил: «Мы никогда не забудем того, что вы сделали для нас, несмотря ни на какие временные размолвки. И я верю, что Россия преодолеет все нынешние трудности и снова займет подобающее ей место в мире – место истинно великой державы». Состоявшийся в сентябре 1997 г. официальный визит в Москву президента Египта Х. Мубарака явился новым вкладом в развитие российско-египетского сотрудничества в экономической, культурной и других областях.

В 2001 г. по итогам визита Хосни Мубарака в Москву был подписан целый пакет важных документов, в том числе декларация о принципах дружественных отношений и сотрудничества между РФ и АРЕ. В апреле 2005 г. состоялся визит Владимира Путина в Египет, ставший первым визитом главы Российского государства в АРЕ более чем за 40 лет. Египту необходимо развивать связи с Россией для поиска влиятельных союзников в условиях произраильской политики Вашингтона на Ближнем Востоке.

Четвертый по счету визит президента Египта Хосни Мубарака в Россию состоялся 1–3 ноября 2006 г. Основной круг тем касался вопросов развития сотрудничества в торгово-экономической и научно-технической областях, а также были обсуждены вопросы промышленной кооперации, развития энергетики и туризма. Важной сферой двустороннего сотрудничества является участие российских промышленных компаний в модернизации египетских объектов, построенных при помощи СССР, а таковых в стране насчитывается около 100.

Традиционно сферой российско-египетского сотрудничества остается туризм, который ежегодно приносит казне огромные валютные поступления и является одной из ключевых отраслей экономики АРЕ. В 2004 году Египет посетило 600 тысяч россиян, в 2005-м – уже около 850 тысяч. Что же касается поступлений в бюджет Египта за счет российских туристов, то они достигают порядка 500 млн долларов в год.

В начале XXI в. Египет превратился в крупного поставщика природного газа, но в то же время экономика страны не сидит на «сырьевой игле». В настоящее время российское участие наиболее заметно в энергетической сфере, особенно в нефтегазовом секторе египетской экономики, где успешно работает совместная компания «ЛУКойл Оверсиз Иджипт Лтд». В ходе переговоров Хосни Мубарак также подтвердил стремление Египта к дальнейшему развитию отношений с Россией в космической сфере.

 

2.2.6 Россия - Иран

 

Начало российско-иранскому сотрудничеству было положено в ноябре 1991 г. В итоге 26 ноября 1991 г. был подписан меморандум о принципах политического, экономического, культурного и научного сотрудничества между РСФСР и ИРИ, который исходил из того, что глубокие изменения в политической и экономической системах России «открывают новые возможности для взаимодействия между обоими государствами на различных уровнях».

В настоящее время строительство первого энергоблока атомной электростанции в Бушере является крупнейшим объектом российского технического содействия Ирану на берегу Персидского залива. Заключено соглашение о поставках для этой АЭС мощностью в 1000 МВт российских реакторов. В январе 1995 г. подписан генеральный контракт стоимостью около 800 млн долларов. И Россия твердо его выполняет, несмотря на непрекращающееся давление США, как прямое, так и через посредников, в основном через Израиль.

В апреле 1997 г. России было предложено принимать более активное участие в реконструкции иранской экономики, а также в разработке нефтяного месторождения «Южный Парс» в Персидском заливе. В Казани был подписан протокол к меморандуму о торговом сотрудничестве между Ираном и Татарстаном. Определенное развитие получило военное сотрудничество России с Ираном. В начале 1999 г.у Иран обратился к России с просьбой построить второй блок АЭС в Бушере, и на этот счет уже подписано соответствующее соглашение.

Что же касается обвинений США в том, что Россия якобы помогает Ирану создать атомную бомбу, то они являются совершенно необоснованными: Иран – участник договора о нераспространении ядерного оружия, и его ядерная программа поставлена под строжайший контроль Международного агентства по атомной энергии – это с одной стороны, а с другой – уход России из Ирана не решит проблему. После российского ухода из рынка ядерных технологий и вооружений, без каких-либо сомнений, моментально придут другие страны. И неизвестно, пойдет ли на пользу всеобщей безопасности подобный шаг. России лучше самой контролировать ситуацию с распространением в Иран так называемых технологий двойного назначения. Это будет безопаснее и для России, и для США.

 

2.2.7 Перспективы  внешней политики России на  Ближнем Востоке

 

Россия и страны Ближнего Востока – конкуренты на мировом рынке энергоносителей. Есть все основания полагать, что подобная ситуация сохранится и в обозримом будущем. Обладание идентичными ресурсами ставит перед Россией задачу согласования поведения со странами ОПЕК. Экономическое взаимодействие с гос-вом Саудовская Аравия фактически отсутствует, минус в том, что страна является крупнейшим спонсором политического ислама, в том числе его экстремистских форм.

Возникает задача выработки четкого внутрироссийского видения места и роли ОПЕК, отношений РФ-ОПЕК и ресурсной составляющей ближневосточного расклада.

Возможное осложнение отношений России в регионе связывают со сменой правящих элит в этом регионе. Со сцены в арабском мире уйдут люди, взаимодействие с которыми (негативное или позитивное) достаточно привычно для России. В последние 20-25 лет арабскую политику определяли президенты Египта — Хосни Мубарак, Сирии — Хафез Асад, ОАЭ — шейх Зайед, Туниса — Бен Али, лидер Ливийской Арабской Джамахирии — Муамар Каддафи, короли Саудовской Аравии— Фахд,. Возраст всех этих лидеров, может быть за исключением относительно «молодых» Каддафи и Мубарака— преклонный. Часть из них ушла из жизни (по разным причинам), короли Иордании— Хуссейн бен-Талал, Марокко— Хасан II, президент Сирии X. Асад в 2000 г., лидер ОРГАНИЗАЦИИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПАЛЕСТИНЫ — Ясир Арафат, а также повешен Садам Хусейн.

Когда «назначается» преемник одновременно назначается и «группа поддержки» тоже время сразу же образуется и группа незаинтересованных. Появляется вектор конфликта в политической жизни страны. Развертывание подобных событий ярко проявляется в государствах, где формально отсутствует институт преемственности власти.

Сирия останется клиентом российского военно-промышленного комплекса. Невозможность неизменного сохранения линии Асада будет диктоваться задачами выхода Сирии из политической полуизоляции и явной незаинтересованностью США в сохранении антиамериканского режима.

Выход на рынки вооружения стран Персидского залива, имеющие наибольший финансовый потенциал выглядит чрезвычайно привлекательным. Освоение этих рынков, пока за счет отдельных, разовых сделок, должно рассматриваться как долгосрочный приоритет региональной политики. Перманентная конфликтогенность сделала регион одним из самых емких рынков вооружения, на котором российский ВПК все еще играет заметную роль. Основными импортерами являются Сирия и Иран, а также (потенциально) Ирак, которые вызывают негативное отношение мирового сообщества и особенно США.

Важнейшей задачей России на Ближнем и Среднем Востоке должен стать вывод отношений с Израилем на уровень стратегического партнерства. Россия не имеет объективных противоречий с Израилем. Развитию отношений в немалой степени будет способствовать мощная русскоязычная община в этой стране. Это позволяет нашей стране получить доступ технологиям западного уровня в целом ряде областей.

Информация о работе Внешнеполитические отношения России со странами ближнего востока и центральной Азии