Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:23, реферат
Цель работы - проследить развитие этикета с прошедших эпох по наши дни.
Задачи:
- показать значение этикета;
рассмотреть виды этикета;
сравнить современный и древний этикет;
Введение.
Этикет имеет очень широкую историю, начиная с древних времен и заканчивая нашим временем. И всегда он играл решающую роль в общении и поведении людей, диктуя нормы и правила. Таким образом, человек ограничивался от необдуманных поступков и облегчал общение.
Этикет — слово французского
происхождения, означающее манеру поведения.
Родиной этикета считается
Актуальность работы состоит в том, что этикет является очень важной частью жизни человека и в настоящее время. Особенно в настоящее время, когда все решается дипломатически начиная торгово-экономическими отношениями и заканчивая конфликтами между странами. И что бы быть успешным в жизни и в делах человеку необходимо знать все правила этикета и вести себя в обществе в соответствии с ними.
Цель работы - проследить развитие этикета с прошедших эпох по наши дни.
Задачи:
- показать значение этикета;
рассмотреть виды этикета;
сравнить современный и древний этикет;
рассмотреть особенности этикета в России.
Объектом работы является общее представление об этикете, его общие нормы, понятия, виды.
Предметом данной работы является особенности развития истории этикет, и его изменения по мере развития общества.
1.Основные понятия этикета
Современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Он бывает за границей, вступает в деловые и личные отношения; посещает дипломатические приемы, презентации и вернисажи; он ведет образ жизни, который побуждает его налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими культурами. Все это предъявляет новые требования к его поведению и внешнему виду, к его языку и культурному кругозору.
Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых так или иначе проявляется отношение человека к другим людям. Этикет имеет ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией. Этикетные ситуации могут быть связаны или с повседневным общением, или с праздничными событиями, совершением определенных ритуалов, или с особыми обстоятельствами наподобие приема гостя или званого ужина.
Слово «этикет» заимствовано из французского языка, в котором имеет два значения:
1) «ярлык», «этикетка», «надпись»
2) «церемониал», «этикет».
В свою очередь оно заимствовано из голландского, в переводе с которого означает «колышек», «шпенек», а первоначально обозначало колышек, к которому привязывалась бумажка с названием товара, позднее - и сама бумажка с надписью. На основе значения «надпись» развилось более узкое значение - «записка с обозначением последовательности протекания церемониальных действий» и далее - «церемониал». Еще в начале 20 века слово «этикет» имело значение в русском языке «ярлык, наклеиваемый на бутылки и обертки товаров, с обозначением названия фирмы, торговца и производителя», однако закрепилось с этим значением все же слово «этикетка». Слова «этика» и «этикет» воспринимаются нами как близкие по своему значению, однако исторически они восходят к разным языкам (слово «этика» заимствовано из латыни), и сблизились друг с другом сравнительно недавно.
Ученые выделяют четыре основных подсистемы этикета:
Речевой этикет регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения; к речевому этикету относят также манеру разговаривать (в том числе и по телефону) и искусство вести беседу;
2) мимика и жесты. Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления, причем эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Отношение к собеседнику и теме беседы выражается также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда;
Важное значение в этикете имеет и взаимное расположение собеседников в пространстве, выбор определенной дистанции, наличие или отсутствие между ними физического контакта. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным, какие позы допустимы в той или иной ситуации;
К этикетной атрибутике относятся прежде всего одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.
Различают несколько видов этикета:
Большинство правил общегражданского и дипломатического этикета идентичны или совпадают в той или иной мере. Однако в кругу дипломатических и официальных лиц строгому соблюдению правил этикета придается большое значение.
Представители деловых кругов должны не только хорошо знать правила этикета, но и неукоснительно соблюдать их в практической деятельности.
Многие аспекты
Можно выделить несколько основных принципов этикета. Именно на них должно строиться поведение истинно воспитанного человека:
1) Принцип гуманизма и
человечности – выдвигает ряд
моральных требований к
Тактичность – это умение
не поставить собеседника в
Скромность – это способность сопоставить самооценку с мнением окружающих. Умение, осознавая свои достоинства, не афишировать их. Она предполагает отсутствие театральности и позерства;
Точность – это умение ценить свое слово и выполнять то, что обещано, вовремя;
Вежливость- это умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения
2) Принцип целесообразности действий – говорит о тех ситуациях, для которых не существует конкретных правил поведения, и в этих ситуациях следует руководствоваться удобством, но удобно должно быть не только вам, но и окружающим, даже окружающим в первую очередь.
3)Принцип эстетической привлекательности поведения - предполагает единство формы и содержания поступка. Даже хорошее отношение к людям должно быть красиво оформлено. Пожать руку, приветливо поклониться, пропустить человека в дверях, подать оброненную вещь — все это надо уметь... Это умение достигается постоянными тренировками. Лучше всего такое умение вырабатывается в детстве, но начать никогда не поздно.
4) Принцип народных традиций. Этот принцип лежит в основе норм и правил, которые трудно объяснить с позиции уже названных принципов. Некоторые нормы возникли так давно, что сейчас уже утратили свой первоначальный смысл, и современному человеку трудно объяснить их с точки зрения практической полезности и нравственных основ этикета. Это, например, традиция пожимать при встрече руку, и многие другие традиции, уходящие корнями в глубокую древность.
В России, не пережившей классического европейского средневековья, культура этикета распространилась значительно позднее, чем в Западной Европе, в первой половине XVIII века.
Но предшествовавшие этикету формы регламентации, подкрепленные обычаями и нормами православной морали, были достаточно широко представлены в среде высших слоев России в XVI-XVII вв. Убедительным примером этого служит «Домострой» — свод правил поведения, получивший свою законченную форму к середине XVI века. Этот кодекс поведения, представлял собой «обрядник всего, что делать и как жить», устанавливал строгую иерархию в отношениях между людьми и требовал точного соблюдения определенных циклов в организации жизненных процессов как семьи, имения, так и города, государства. Домострой охватывал практически все стороны жизни помещиков и крестьян. В нем имелись указания по воспитанию детей, ведению хозяйства, приготовлению пищи, приему гостей, свадебным ритуалам, торговле.
2.2.Россия времен реформ Петра 1
Уклад жизни российского дворянства начал быстро меняться в бурную эпоху Петра I, с которой и связаны основные моменты в формировании светского этикета в России.
Поставив своей задачей европеизацию жизни России, Петр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства. Он преследовал три основные цели: приобщение русской женщины к общественной жизни по примеру западных стран; приучение высших классов русского общества к формам обхождения, принятым в Европе; слияние различных классов и их смешение с иностранцами; Как известно, последняя цель не была достигнута — русские дамы упорно выбирали своими кавалерами только соотечественников, зато две другие во многом реализовались.
Реформы, проведенные Петром I, оказали значительное влияние на жизнь дворянства. Молодые люди — отпрыски вельмож, высших чиновников и офицеров — получили возможность обучаться в высших учебных заведениях, где они овладевали светскими приличиями, учились танцам, фехтованию, искусству красноречия, танцам. Обучение во многом базировалось на специальных руководствах, повествующих о том, как вести себя в обществе.
Ведущее место среди них
принадлежит книге «Юности
Еще одна интересная особенность этой книги заключалась в том, что последние ее главы были посвящены девицам, которым надлежало иметь значительно больше добродетелей, нежели юношам: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, верность, чистоплотность и так далее. Особенно же ценилось у девиц умение краснеть, которое считалось признаком нравственной чистоты и смирения.
Социальные и экономические реформы Петра I сыграли свою положительную роль в развитии культуры тем, что разрушили затворнический образ жизни, характерный для допетровской эпохи. Увеличился круг общения, и само общение, в том числе мужчин и женщин, стало более раскрепощенным. Этикет приобрел действительно светский характер, во многом противоречащий моральным нормам православной церкви. Изменилось отношение к красоте, была признана ценность внешней красоты, и идея о том, что красота должна быть открытой, чтобы приносить радость и удовольствие.