Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 16:14, доклад
Дипломатия существует для того, чтобы способствовать общению между государствами и народами. В этом смысле дипломат постоянно находится в процессе переговоров. До появления терминов «дипломатия», «дипломат» в современном их понимании (это произошло в середине XVIII века) дипломатическую профессию вообще отождествляли с ведением переговоров, а дипломатов называли людьми, занимающимися переговорами, - «переговорщиками».
Что касается информационного обеспечения переговоров, то оно само собой разумеющееся. Практика свидетельствует, что широкая и продуманная информационная кампания в СМИ может иметь чрезвычайное влияние на ход переговоров. Главное при этом - четкое учета как внутренней ситуации в стране, так и внешнеполитических факторов.
Производится и специальная подготовка к переговорам. Она должна учесть специфические факторы будущих переговоров.
Техническая подготовка к переговорам предусматривает обеспечение нормальных условий для работы делегаций на переговорах - специально оборудованных помещений пресс-служб, наличия переводчиков, транспорта, связи, охраны и т.п. Техническая подготовка - это согласование проектов документов, которые должны обсуждаться на переговорах, разработка (в случае необходимости) альтернативных вариантов. Эта сложная и ответственная работа требует глубокого знания всех аспектов проблемы, что будет обсуждаться: содержания имеющейся документации, международных прецедентов, истории дипломатии, международного права и многих других нюансов.
Во
время подготовки к переговорам
большое внимание уделяется подбору
необходимых документально-
-
официальные документы,
- документы о законодательстве сторон по проблеме, которая является темой переговоров;
- проекты документов (в максимальном и минимальном вариантах).
В
справочные материалы входят также
краткие аналитические справки
о стране проведения переговоров, ее
политический строй и государственный
аппарат, обычаи, традиции и протокольные
нормы, а также статистические данные,
биографические справки на высших официальных
лиц, с которыми придется столкнуться.
Опытные дипломаты еще накануне
переговоров заготовляют
Во
время самих переговоров
Внутренние и внешние аспекты подготовки переговоров. Официальные и рабочие языки в переговорном процессе.
(+ см. вопросы 6,9,24 – по подготовке переговоров)
Внутренняя подготовка - 1. подготовка собственных целей; Правильная постановка цели переговоров представляет собой стратегическое решение. Цель описывает конечный пункт переговоров (их ожидаемое завершение), который необходимо достичь. Формирование цели отвечает следующим критериям: Цель должна быть зафиксирована письменно именно такой, к которой вы стремитесь; должен быть установлен срок ее выполнения. Цель должна быть реальной.. Она должна быть приемлемой с экологической, технической, организационной и социальной точек зрения. Целесообразно для любых переговоров устанавливать верхние и нижние пределы постановки целей. Соответственно полезно различать такие виды целей, как цель-желание и цель-необходимость. 2. определение повестки дня; 3. анализ целей партнера по переговорам; 4. установление реальных полномочий участников переговоров; 5. выявление общих интересов участников переговоров, которые принесут взаимную выгоду.
Внешняя подготовка
- 1. Время начала, место проведения
и продолжительность
Переговоры идут тем быстрее, чем меньше число их участников. Поэтому, если стоит вопрос о скорейшем заключении соглашения, то уменьшают количество переговаривающихся. Правда, при этом есть риск, что какие томоменты в договоренности могут быть упущены. Так что приходится взвешивать и выбирать. Нужно учесть еще и то, что более многочисленные делегации чаще не приходят к соглашению. 3. Язык переговоров настолько важен, что подлежит обязательному предварительному обсуждению. Здесь уступки неуместны: находится вариант, приемлемый для обеих сторон. 4. Подготовка помещения для переговоров. Переговоры, проводятся в специально отведенном и приспособленном помещении. Перед каждым участником переговоров желательно поставить карточку, на которой указаны фамилия, имя и отчество участника, фирма или организация, которую он представляет. На столах участники должны найти бумагу и письменные принадлежности. Если в переговорах участвуют три и более делегации, то они рассаживаются в алфавитном порядке по часовой стрелке вокруг круглого или квадратного стола. Напряженной работе больше способствуют жесткие стулья. Приготовить заранее всю необходимую документацию, чтобы потом не бегать или не посылать кого - либо за ней. 5. Организация встречи делегации партнеров.6. Представление участников переговоров происходит до их начала. Это позволяет прибывшим сесть так, чтобы оказаться поблизости с интересующими их партнерами. Представление партнеров происходит следующим образом. Первым представляется глава делегации хозяев и представляет (по убывающей) членов своей команды. Затем то же самое делает руководитель делегации гостей. Такой порядок подчеркивает уважение к гостям, поскольку, согласно общим правилам, в начале представляются те, чей статус ниже.7. Обмен подарками (сувенирами).При первой встрече сувениры вручают хозяева. Если у гостей также приготовлены сувениры, то они их дарят вслед.8. Размещение участников переговоров.
Подготовка директив и указаний на переговоры. Партнерский подход к переговорам.
Непременной составной частью
переговорного процесса является разработка
директив для переговоров. Как правило это
письменный документ, утверждаемый руководителем
исполнительной власти страны, в Российской
Федерации - Президентом. Но директивы,
во всяком случае отдельные их элементы,
могут быть и устными. Суть директив состоит
в определении цели переговоров и стратегии
их ведения, условий, на которых страна,
ведущая переговоры, готова будет прийти
в их итоге к соглашению. Разработка директив
- очень ответственный этап подготовки
к переговорам. От правильно поставленной
цели, от хорошо рассчитанной стратегии
переговоров, а именно об этом обычно идет
речь в директивах, во многом зависит их
успех. Каких-либо твердых правил написания
директив не существует. Но обычно они
содержат следующие составные части: Определение
основной цели переговоров. Оценка намерений
партнера или партнеров по переговорам.
Позиция, которой следует придерживаться
в переговорах. Возможная запасная позиция,
на которую можно перейти с целью продвижения
на переговорах и заключения соглашения.
Варианты оформления договоренностей. Цель перегово
Группа французских авторов,
выпустившая в 2003 году книгу «Искусство
и техника переговоров», справедливо
отмечает, что, «несмотря на подозрительность
и различия в интересах, на визави
по переговорам, даже если поначалу он
выступает как противник, следует
всегда смотреть с надеждой, что
он превратится в партнера... Следует
взламывать лед, завоевывать первоначальное
доверие и обеспечивать взаимность».
«Завоевание доверия, - подчеркивают
авторы, - является первым достижением
в переговорах и условием всех
остальных успехов в них».В
При ведении переговоров в этом стиле участники ставят своей целью в максимальной степени удовлетворить как свои собственные интересы, так и интересы партнера.
Поскольку каждый из них
проявляет заботу, в том числе
об интересах другого, то они поддерживают
двусторонние усилия в поисках взаимовыгодного
соглашения. Как правило, в рамках
данной стратегии результатом
Принципиальный и сотрудничества стили во многом очень похожи. Может быть, единственное, что их различает - так это более высокий потенциал значения отношений между партнерами в стиле сотрудничества, особенно когда речь идет о долговременной перспективе совместного ведения дел.
Формирование делегации на переговоры. Подготовка документов и материалов к переговорам.
Формирование делегации предполагает определение ее состава:
· количественного (сколько человек будет участвовать в переговорах);
· персонального (кто конкретно примет участие в переговорах).
Во многом формирование делегации обусловливается характером переговоров, их спецификой.
При формировании количественного состава обычно принято исходить из примерно равного состава делегаций и одинакового уровня представительства.
Следует иметь в виду,
что слишком большая
Главой делегации должен быть человек, ориентирующийся в трех группах проблем:
· предмет переговоров (например, если переговоры ведутся по поводу строительства, глава делегации должен быть ориентирован в них);
· экономические и юридические аспекты соглашения, которое предполагается заключить;
· технология ведения переговоров.
Если сложно подобрать
сотрудника, который был бы специалистом
по всем трем группам проблем, допускается,
что глава делегации хорошо знает
первую и вторую группу проблем, при
этом знаком с последней и владеет
технологией ведения
В состав делегации могут быть включены эксперты, которые способны оперативно дать содержательную, правовую или экономическую оценку предложениям партнера.
Информация о работе Искусство переговоров – основа дипломатии. Цели и основные виды переговоров