Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:10, курсовая работа
Корпоративная культура библиотечного сообщества аккумулирует ценности, определяет роль и место каждой библиотеки, устанавливает определенные виды коммуникаций, создает внутренний и внешний имидж, а также регламентирует вопросы профессиональной этики.
Введение ……………………………………………………………………..…..3
1. Корпоративная культура. Понятие и роль корпоративной культуры в библиотеке……………………………………….……………………………8
2. Библиотечные сообщества……………………………………….…………14
3. Профессиональный этикет: общие принципы. Библиотечная этика и этикет библиотекаря……………………………………...…………..……..17
4. История утверждения кодекса библиотечной этики…………….………..23
5. Принцип действия кодексов профессиональной этики……….……….….29
6. К проблеме профессиональной библиотечной этики……………….…….36
7. Заключение…………………………………………………………….……..39
8. Библиографический список..........................................................................44
9. Список сокращений..................................................................................54
10. Приложения
1. Кодекс этики российского библиотекаря................................................55
2. Анкета «Кодекс этики и мы»...................................................................59
Содержание
Введение ………………………………………………………
По Фридриху Ницше культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. (15, с. 201).
Культура человека проявляется в его поведении, внешнем виде и в высказываниях. Культура организации также проявляется во всех видах деятельности и в отношениях этой организации. Ей нельзя заниматься отдельно, ее просто отдельно не существует. Можно сесть и составить внутренние кодексы, правила поведения, стандарты отношений. Это нужное и полезное дело. Но, к сожалению, корпоративную культуру высокого уровня на этом не создать.
В России понятие «корпоративная культура» до последнего времени практически не использовалось, но это не значит, что в нашей стране нет организаций с развивающейся корпоративной культурой.
Таких предприятий немало, и в их числе – библиотека. Просто большинство организационных культур исторически носили неявный характер, так как не подчеркивалась их роль и влияние на работу предприятий в целом. В последнее же время, в условиях высококонкурентной и динамичной деловой среды, все чаще стали говорить о важности и необходимости формирования и развития корпоративной культуры.
Важную роль в процессе совершенствования библиотечного дела играет корпоративная культура библиотеки.
Для формирования
корпоративной культуры главным фактором является
понимание самими сотрудниками предназначения
библиотеки. Через это
понятие определяются основные цели деятельности.
"В настоящее время осознано, что успешность
деятельности любой организации зависит
от мотивированности персонала, нацеленности сотрудников на решение общих
задач при отношении к ним, как к личнозначимым",
- пишут в своей статье "Корпоративная
культура и профессионализация библиотекаря"
В. А. Минкина и Н. А. Васильева, опубликованной
в журнале "Петербургская библиотечная
школа", - это тот стержень, на котором
держится имидж и репутация организации.
Корпоративная культура должна формироваться не только внутри библиотеки, но также распространятся на библиотечные сообщества.
Библиотечное сообщество - это прежде всего люди, это общественно активные специалисты, объединяющие свои усилия с целю развития профессиональной сферы.
В рамках библиотечных сообществ, происходит профессиональное общение коллег и единомышленников, в ходе которого за счет постоянного обмена знаниями между участниками обеспечивается их личностное и профессиональное совершенствование. А это лишний раз дает возможность библиотекам повысить свою корпоративную культуру.
Благодаря профессиональной
коммуникации становится возможна эффективная
выработка новых
Цели, образцы профессиональной деятельности, ее стандарты и ценности, безусловно, вырабатываются усилиями всего сообщества в процессе коммуникации на основе практической деятельности. Это — основа профессиональной субкультуры. Однако выразителем ценностей и норм является корпоративная культура.
Сформулированные библиотечным сообществом императивы профессионального поведения фиксируются, в частности, в рекомендательных документах РБА.
Принятый РБА в 1999г. «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» стал первым таким документом ассоциации. Он положил начало последующей нормативно-рекомендательной творческой деятельности и общекультурной составляющей.
Ю. П. Мелентьевой замечено, что «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» активно воздействует на профессиональное сознание специалистов. На сегодняшний день он вполне отвечает требованиям российского профессионального сообщества и профессиональным международным стандартам. (50, с.71)
Создание Кодекса
профессиональной этики библиотекаря
подразумевает устоявшиеся
Вопросы профессиональной этики играют заметную роль в деятельности библиотекаря. Поиск ответа на эти вопросы приводит к необходимости тщательного изучения этики.
Именно этика призвана создавать деловую атмосферу, повышать уровень культуры библиотекарей, а тем самым и статус библиотеки, и престиж библиотечной профессии.
На сегодняшний день среди специалистов, внесших значительный вклад в изучение библиотечной этики в России, необходимо назвать, прежде всего, Г. А. Алтухову, разрабатывающую педагогические аспекты библиотечной этики, Ю. П. Мелентьеву, основного автора и разработчика «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря». Отдельные вопросы библиотечной этики разрабатывались М. Я. Дворкиной (ценностные аспекты), С. А. Езовой (этика в процессе общения), И. Г. Моргенштерном (этика библиографа), Ю. Н. Столяровым (вопросы актуальности кодекса библиотечной этики в России), В. Р. Фирсовым (рекомендательная и регулирующая функции кодексов библиотечной этики), работы Сукиасяна Э., Смолиной Е. и другими учеными.
Для систематизации этических норм были важны общетеоретические модели социальной роли и социальных функций библиотек, представленные в трудах отечественных ученых (М. Д. Афанасьев, А. Н. Ванеев, Н. С. Карташов, JI. М. Инькова, В. В. Скворцов).
Среди работ последних десятилетий, необходимо выделить публикации Ю. А. Шрейдера.
Среди зарубежных ученых, прежде всего, профессора Университета Валдосты (США) Уалласа Кёхлера.
Объектом изучения данной работы является корпоративная культура библиотечного сообщества, а предметом – влияние профессиональной этики на корпоративную культуру библиотечного сообщества.
Цель курсовой работы - изучить и описать все составляющие корпоративной культуры в библиотеке.
Для достижения этой цели потребуется решение следующих задач:
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что профессиональная этика библиотекаря должна совершенствоваться и положительно влиять на корпоративную культуру библиотечного сообщества.
Определенное значение имело применение таких общенаучных методов, как терминологический, аналитико-синтетический, социологический.
Практическое применение: в библиотековедении, при углубленном изучении данной темы в высших учебных заведениях.
Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложения.
Цель и задачи определяют структуру работы. Она будет состоять из 6 разделов, библиографического списка и приложений.
Корпоративная культура.
Понятие и роль корпоративной культуры в библиотеке.
Термин «корпоративная культура» появился в XIX веке (от лат. Corporatio – объединение и сultura – возделывание). Он был сформулирован и применен немецким фельдмаршалом Мольтке, который применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. В то время взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации». Правила поведения, как писанные, так и неписанные, сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ.(43)
Понятие «корпоративная культура»
в обиход развитых стран вошло в двадцатые
годы прошлого столетия, когда возникла
необходимость упорядочения взаимоотношений
внутри крупных фирм и корпораций, а также
осознания их места в инфраструктуре экономических,
торговых и промышленных связей. Обычно существующая в организациях корпоративная
культура — сложный комплекс предположений,
бездоказательно принимаемых всеми членами
коллектива и задающих общие рамки поведения.
В современное время
корпоративная культура выступает важным
условием успешной работы библиотеки,
фундаментом ее динамичного роста, своего
рода гарантом стремления к повышению
эффективности.
В современной литературе существует довольно много определений понятия "корпоративная культура". Как и многие другие термины организационно-правовых дисциплин этот не имеет единственно верного толкования. Большинство авторов сходятся на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений, бездоказательно принимаемых членами группы или организации в целом.(72)
Коллектив в несколько десятков или сотен человек не может сплотиться, держаться на основе взаимных симпатий и любви всех членов. Для этого они слишком различны, а чувство симпатии неустойчиво и изменчиво. Чтобы спаять людей, нужны более ясные и крепкие основы, как-то: идеи, правила, нормативы, табу. Все это и составляет корпоративную культуру.
Таким образом, получается, что корпоративная культура - это общие ценности, верования и убеждения, которые разделяются всеми или почти всеми членами команды. Носителями корпоративной культуры, естественно, являются сами сотрудники. Но в какой-то момент, она отделяется от конкретных людей и превращается в общий дух.(55)
Можно привести ряд наиболее распространенных определений корпоративной культуры, каждое из которых отражает одну или несколько характерных черт культуры в организации. Вот несколько из них:
По материалам wikipedia (69) - Корпоративная культура — это совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются:
Корпоративная культура (60) – это передающиеся от одного поколения работников другому ценности, поведенческие нормы, подходы к решению проблем, философия и идеология бизнес-процессов, знания и умения, характерные для данной организации или профессионального сообщества.
Обычно как
синоним корпоративной культуре
рассматривается
В Социологическом словаре (3, с. 41) понятием организационной культуры (ORGANIZATIONAL CULTURE) обозначаются общепринятые образцы поведения и общие ценности, убеждения и допущения, обнаруживаемые в рамках социальных групп.
В «Учебном словаре терминов рекламы» (64, с. 44) корпоративная культура определяется как комплекс норм поведения, философии, идеологии и ценностных ориентаций организации, бездоказательно принимаемых всеми ее членами, задающий общие рамки коммуникации, принимаемые большей частью коллектива. Корпоративная культура регламентирует поведение занятых и дает возможность прогнозировать их реакции в критических ситуациях.
В «Словаре конфликтолога» (71, с.94) культура корпоративная рассматривается как: а) культура отношений и поведения внутри компании, «экология» компании; б) целостная система с подсистемами, их свойствами и взаимосвязями.
Информация о работе Корпоративная культура библиотечного сообщества