Корпоративная культура библиотечного сообщества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Корпоративная культура библиотечного сообщества аккумулирует ценности, определяет роль и место каждой библиотеки, устанавливает определенные виды коммуникаций, создает внутренний и внешний имидж, а также регламентирует вопросы профессиональной этики.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..…..3
1. Корпоративная культура. Понятие и роль корпоративной культуры в библиотеке……………………………………….……………………………8
2. Библиотечные сообщества……………………………………….…………14
3. Профессиональный этикет: общие принципы. Библиотечная этика и этикет библиотекаря……………………………………...…………..……..17
4. История утверждения кодекса библиотечной этики…………….………..23
5. Принцип действия кодексов профессиональной этики……….……….….29
6. К проблеме профессиональной библиотечной этики……………….…….36
7. Заключение…………………………………………………………….……..39
8. Библиографический список..........................................................................44
9. Список сокращений..................................................................................54
10. Приложения
1. Кодекс этики российского библиотекаря................................................55
2. Анкета «Кодекс этики и мы»...................................................................59

Файлы: 1 файл

курс1.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, при обсуждении результатов анкетирования выявлено следующее:

  1. Оценка большинством библиотекарей Крутинской ЦБС наличия профессиональной этики как объективной необходимости отражает скорее потребность в конкретных должностных обязанностях, т.е. библиотекари ориентируются на этические нормы межличностного общения, не обращаясь к Кодексу.
  2. Под формулировкой «изобретение для самоутверждения профессии» библиотекари понимали – способ привлечь внимание к библиотеке.
  3. Библиотекари считают Кодекс средством самоконтроля в первую очередь и не согласны с необходимостью наказаний за его нарушения.
  4. Большинство оценило создание Кодекса своевременным.
  5. Размытость системы ценностей современного российского общества отразилась в формальности Кодекса. Участники дискуссии признают, что корпоративная культура профессии «библиотекарь» подвержена влияниям культур тех организаций, при которых создаются библиотеки (образовательные учреждения, исследовательские институты, музеи и пр.) – в «чистом виде» библиотечная корпоративная культура представлена только в организационно самостоятельных структурах (ЦБС, крупных региональных и республиканских библиотеках). Это также сказывается на реализации положений Кодекса и попытках создания других кодексов в рамках одной профессии.
  6. Чуть больше четверти опрошенных считают, что Кодекс выполняется на уровне коллектива их библиотеки, но при этом подразумеваются отношения внутри коллектива, а не в контактах с читателями.
  7. Только половина опрошенных определила коллег как придерживающихся этических норм, подразумевая общение внутри коллектива.

 

 

 

 

 

 

Заключение 

В течение последнего времени произошли изменения, позволяющие говорить о большей степени консолидации библиотечного сообщества России. Данное обстоятельство проявляет себя в формировании корпоративной профессиональной идеологии, базирующейся на общих ценностях профессии и представлениях о путях ее развития; в большем развитии средств профессиональной коммуникации; наличием общепризнанных профессиональных документов, оказывающих регулирующее воздействие на развитие сообщества.

Роль сообществ, однако, заключается, не только в производстве, но и в трансляции, в легитимации  библиотечных профессиональных ценностей, а также в распространении корпоративной культуры на сами библиотечные сообщества.

Корпоративная  культура библиотечного сообщества – это представления, ценности, убеждения, верования, ожидания, установки, этические нормы, которые связывают библиотек - участниц в единое целое.

Корпоративная культура библиотечного сообщества аккумулирует ценности, определяет роль и место каждой библиотеки, устанавливает определенные виды коммуникаций, создает внутренний и внешний имидж, а также регламентирует вопросы профессиональной этики.

Вопросы профессиональной этики играют заметную роль в деятельности библиотекаря. С момента возникновения  профессии моральные установки  специалиста оказывали значительное влияние на отношения коллег в  библиотеке, на общение их с читателями. Основным качеством профессиональной морали библиотекаря всегда была гуманистическая направленность. Обладание высшими нравственными качествами составляет авторитет библиотечной профессии, определяет ее предназначение для общества, влияет на основу профессиональной морали, формирует только ей присущие характеристики.

Процесс овладения профессиональной моралью, ее усвоение не может быть стихийным. Профессионал пропускает моральные  нормы через специфику своего труда. Синтез общепринятых моральных  норм и специфичных, присущих лишь определенной профессии.

Профессиональная мораль библиотекаря имеет мировоззренческую  направленность, что превращает ее не только в совокупность тех или иных норм и запретов, но и во внутренне упорядоченную систему, которая становится органическим элементом воспитания, формирует устойчивую потребность в научных знаниях о профессиональной нравственности.

Профессиональная этика  библиотекаря выражает профессиональную нормативную самоценность морали, поэтому  необходимо создавать этические кодексы библиотечного работника, с помощью которых каждый специалист может сделать правильный нравственный выбор своего профессионального поведения.

Наличие определенной степени консолидации профессионального сообщества, выраженной не только в наличии системы общих ценностей, но и в необходимости их регламентации. Как уже отмечалось, этические нормы должны явиться одной из форм социального контроля над поведением субъектов информационных взаимоотношений. Тогда кодексы профессиональной этики можно определить как общественно-профессиональную форму этического самоконтроля регуляции этических взаимоотношений.

Российский  кодекс в этом отношении можно назвать типичным кодексом. В этой связи необходимо отметить:

1. Как свидетельствуют  документы ИФЛА и изучение  опыта деятельности национальных библиотечных ассоциаций различных стран, кодекс является обязательным документом для деятельности развитых библиотечных сообществ.

2. Принятие «Кодекса  профессиональной этики российского  библиотекаря» совпадает с процессом  принятия и пересмотра аналогичных документов в большинстве из изученных стран. В этом смысле можно говорить о своевременности принятия кодекса в России. Это совпало:

а) с процессом  формирования новых общественных и  профессиональных ценностей,

б) библиотечное сообщество вступает в стадию зрелости,

в) в стране начинает разворачиваться модернизация библиотечного  дела.

3. По форме  действия «Кодекс профессиональной  этики российского библиотекаря»  является декларативным, в то  время как в большинстве стран  мира принятые кодексы относятся к рекомендательным.

4. «Кодекс профессиональной  этики российского библиотекаря»  является одним из наиболее  лаконичных.

5. Несмотря на  малый объем, в «Кодекс профессиональной  этики российского библиотекаря»  регулируются все типы этических взаимоотношений.

Кодекс библиотечной этики — это необходимое условие деятельности профессионального объединения. Этический кодекс является отражением души организации, которую он представляет.

В настоящее время  в библиотековедении проявляется  значительный интерес к таким этическим вопросам, как свободный доступ к информации, цензура в библиотеке, конфиденциальность чтения, приоритетное обслуживание, этика руководителя и ко многим другим, на которых ранее не акцентировалось внимание специалистов.

Прежде всего, библиотекарь несет ответственность перед обществом, выполняя социальные функции. Этика – это практикуемые ценности, а этические кодексы являются перечнями ценностей.

Так зачем нужен  кодекс этики российскому библиотекарю? Вот некоторые аргументы.

1. Кодекс этики — это одна из действенных форм позиционирования своего высокого социального предназначения. Это заявка профессионального сообщества в большой социум на социальное признание. 

2. Медленно, но  однонаправлено наше общество  продвигается на пути к демократии. Во всех формах социальной организации усиливаются начала саморегулирования. Совокупность этических норм, представленных в форме кодекса профессиональной этики — один из механизмов саморегулирования профессионального сообщества.

3. Российские библиотекари-практики в большинстве своём считают, что кодекс нужен.

4. Немаловажным  фактором является и требование  ИФЛА к библиотечным ассоциациям  о наличии среди базисных документов  кодекса этики как одного из  инструментов эффективного функционирования ассоциации.

5. Период с 1999 г. и до конца первого десятилетия XXI в. для России стал периодом существенных изменений не только в нашей профессиональной среде, но и в культурной, политической, идеологической и других сферах.

Этика выражает нравственную сторону поступка. Его внешнее проявление диктуется этикетом. Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. Соблюдение норм этикета, следование им считается само собой разумеющимся.

Библиотечному работнику в общении может помочь знание профессионального этикета как совокупности правил поведения в профессии. Правила этикета не заменяют этичности поведения, они являются внешней формой их проявления. Знание этикета важно, т. к. позволяет реагировать автоматически, а не подыскивать форму поведения.

 «Кодекс этики российского  библиотекаря»  существует как документ, закрепляющий свод этических норм профессионального поведения библиотекарей России в интенсивно меняющемся мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Библиографический список

  1. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» : от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ.: [принят Гос. Думой, 8 дек. 1995 г.]. — М.: Прогресс, 2000. - 29 с.
  2. Федеральный закон «Об общественных объединениях»: от 14 апр. 1995г. [принят Гос. Думой].— М.: ГроссМедиа, 2005. — 23 с.
  3. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б. Социологический словарь [Текст], 2008. – 108 с.
  4. Авраева, Ю. Кто в доме хозяин? [Текст]: слагаемые организационной культуры библиотек / Ю. Авраева // Библиополе. - 2009. – № 9. - С. 10-13.
  5. Алтухова, Г. А. Нормативные аспекты библиотечной этики [Текст] / Г. А. Алтухова // Библиография. - № 1. – С. 5 - 11.
  6. Алтухова, Г.А. Основы библиотечного имиджа: учебно-методическое пособие. Вып. 33[Текст] / Г.А. Алтухова. – М.: Литера, 2008. - 224 с. - (Современная библиотека).
  7. Алтухова ,Г. А. Почему не работает кодекс этики? [Текст] / Г. А. Алтухова // Библиотека. - 2003. – № 8. - С. 71 - 73.
  8. Алтухова, Г. А. Профессиональная этика библиотекаря: учеб. пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений культуры и искусства [Текст] / Алтухова, Г. А. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МГУКИ: ИПО Профиздат, 2000. – 103 с. - (Современная библиотека).
  9. Артемьева, Ж. М. Корпоративная культура ЦБС Псковской области [Электронный ресурс] / Ж. М. Артемьева; Псковская областная универсальная научная библиотека. - Режим доступа: http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib/ search.php?id=911&r=4
  10. Берестова, Т. Ф. Библиотеки в преодолении информационных барьеров [Текст]/ Т. Ф. Берестова // Библиотековедение. – 2005. - № 1. – С. 53 - 55.
  11. Берестова, Т.Ф. Информационное пространство библиотеки [Текст] / Т.Ф.Берестова. - М.: Либерия-Бибинформ, 2007. - 238 с. - (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 76)
  12. Библиотечная этика в странах мира [Текст] / Сост. В. Р. Фирсов,   И. А. Трушина.— СПб.: Рос. нац. б-ка, 2002. — 156 с.
  13. Блынская, О. Е. «Свет мой, зеркальце, скажи…», или о том, как мы изучали корпоративную культуру библиотеки, и что из этого вышло [Текст] / О. Е. Блынская // Молодые в библиотечном деле. – 2005. - № 7. – С. 93 - 98.
  14. Большая Советская энциклопедия [Текст] / гл. ред. А.М. Прохоров. – М. : Сов. энцикл., 1974.
  15. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – М.: Олма-пресс, 2004. – 628с.
  16. Виноградова, Е. Б. В спорах теряется истина [Текст] / Е. Б. Виноградова // Науч. и техн. б-ки. - 2004. - № 5. - С. 95 - 102.
  17. Головина, Н. Н. Библиотечная коммуникация как основа деятельности библиотек [Текст] / Н. Н. Головина // Молодые в библиотечном деле. - 2007. – № 3/4. - С. 57-60.
  18. Гурьева, Т. Будьте взаимно вежливы!: семинар-практикум «Библиотечная этика и этикет библиотекаря» [Текст] / Т. Гурьева // Библиотека. – 2000. - № 10. – С. 74- 75.
  19. Гусева, E.H. Инновационное развитие библиотечно-информационной сферы и его воздействия на социокультурные изменения в обществе [Текст] / E.H. Гусева // Информ. бюлл. РБА. - 2008. - №49. - С.61-63
  20. Дворкина,  М. Я. Вновь об общении [Текст]/ М. Я. Дворкина //Библиография. - 2009. – № 1. - С. 110-111.
  21. Егоров, В. Мы равноправные партнеры [Текст] / В. Егоров // Библиотека. – 1998. – № 2. – С. 54-57.
  22. Езова, С. А. Библиотека, библиотекарь и читатель в ракурсе отношений [Текст]/ С. А. Езова // Молодые в библиотечном деле. - 2009. – №2. - С. 42-48.
  23. Езова, С.А. Библиотекарь и читатель: типы поведения [Текст] : учебно-методическое пособие. Вып. № 116 / С.А. Езова. - М.: Либерея-Бибинформ, 2009. - 112 с. - (Библиотекарь и время. XXI век).
  24. Езова, С.А. Библиотечное общение как феномен исследования [Текст] : монография. Вып. №78 / С.А. Езова. - М. : Либерея-Бибинформ, 2007. - 160 с. - (Библиотекарь и время. XXI век).
  25. Езова, С. А. Грани библиотечного общения: учеб.-метод. пособие [Текст] / С. А. Езова. - М.: Профиздат, 2002. – 159 с.: ил. - (Современная библиотека).
  26. Езова, С. А. Искусство библиотечного общения [Текст] / С. А. Езова // Библиотека. – 2005. - № 3. – С. 70 - 71.
  27. Езова, С.А. Культура общения библиотекарей: учебно-методическое пособие [Текст]. Вып. №11 / С.А. Езова. - М.: Либерия, 2004. - 144 с. - (Библиотекарь и время. XXI век).
  28. Езова, С.А. О возрождении "теории мостов": от метода руководства чтением - к новым способам общения [Текст] / С. Езова // Библиотечное дело. - 2006. – № 11. - С. 28.
  29. Езова, С.А. Слагаемые библиотечной этики  [Текст] // Библиосфера, 2010. - № 2. – С. 48 – 50.
  30. Езова, С. А. Этика в формате библиотечно-информационного обслуживания и образования [Текст] / Езова С. А. // Библиотечное дело.XXI : науч.-практ. сб. – 2005. - № 2. – С. 120 - 132.
  31. Ефремов, B.C. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа [Текст]/ B.C. Ефремов, И.А. Ханыков: [Электронный ресурс]- Режим доступа: www.cfin.ru/press/management/2002-2/02.shtml . - Загл. с экрана.
  32. Жадько, Н. В. Конец парадигмы [Текст]// Библиотечное дело.– 2009. – № 18. – Спец. вып. «Библиотечные технологии». – № 1. – С. 46–48.
  33. Зайцев, В. Н. РБА и международные сообщества [Текст] / беседу вела В.  Овсянникова // Библиотека. — 2000. — № 2. — С. 64 - 67.
  34. Збаровская, Н. В. К проблеме профессиональной библиотечной этики[Текст] / Н. В. Збаровская // Науч. и техн. б-ки. - 2003. – № 9. - С. 64 70.
  35. Збаровская, Н. В. Поговорим о профессиональных качествах [Текст] /Н.В. Збаровская // Библиотека. – 2005. - № 2. – С. 35 - 44.
  36. Иванова, С.В. Корпоративная культура традиции и современность: статья [Электронный ресурс] / С.В. Иванова. - Режим доступа: http://kmsoft.ru/ LD/C009/102/ 3760212699.html
  37. Карташов, Н.С. Региональное библиотековедение: науч.-практ. пособие [Текст] / Н.С.Карташов. М.: Либерия, 2004. - 222 с. - (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 12).
  38. Кёхлер, У. Национальные библиотечные ассоциации: Различия в целях, как они отражены в кодексах этики [Текст] / У. Кёхлер // Современные проблемы библиотечной и информационной этики. — СПб.: Рос. нац. б-ка, 2006. — С.26–38.
  39. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря [Текст] // Библиотечная этика в странах мира / Сост. В.Р.Фирсов, И.А.Трушина. СПб.: Рос. нац. б-ка, 2002. - С.64.
  40. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря [Текст]: [принят Конференцией РБА (4 я ежегодная сессия), 22 апр. 1999 г.] // Информ. бюлл. РБА. – 2004. - № 30. – С. 3.
  41. Кодекс этики российского библиотекаря [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http: // www.rba.ru /or/od/cod.html
  42. Коробкина, Т. Е. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря в системе профессиональных стандартов РБА для публичных библиотек [Текст]/ Т. Е. Коробкина // Информ. бюлл. РБА. – 2004. - № 32. – С. 76 - 78.
  43. Корпоративная культура: курсовая работа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/management/00011771.html
  44. Корпоративная культура: список литературы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fictionbook.ru/genre/business/org_behavior/
  45. Кузьмина, А. Ю. К десятилетию дискуссии о Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря [Текст] / А. Ю. Кузьмина // Науч. и техн. б- ки. - 2010. - № 2. - С. 54-52.
  46. Лукашов, И. В. Что профессионально, то и этично [Текст] / И. В. Лукашов // Науч. и техн. б - ки. - 2004. - № 5. - С. 85 – 95.
  47. Матвеева, С. Главней всего погода в доме [Текст]/С. Матвеева // Библиополе.– 2009.- № 2. - С. 62-63.
  48. Матлина, С.Г. Библиотечная этика в аспекте национальных просветительских традиций (постановка вопроса) [Текст] / Матлина С.Г. // Библиотековедение. - 2000. - №3. С.23—30.
  49. Мелентьева, Ю. П. Библиотечный этикет [Текст] // Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2007. – С. 222.
  50. Мелентьева, Ю. П. Весомый аргумент в пользу «Кодекса этики российского библиотекаря» [Текст] / Мелентьева Ю. П. // Науч. и техн. б-ки. – 2006. - № 5.– С. 82.
  51. Мелентьева, Ю. П. Круглый стол "Общение и профессиональная этика библиотекаря" [Текст] / Ю. П. Мелентьева, И. А. Трушина // Информ.  бюлл. РБА. - 2007. – № 43. - С. 49-51.
  52. Мелентьева, Ю. П. Этические аспекты свободного доступа к информации [Текст] / Ю. П. Мелентьева // Информ. бюлл. РБА. - 2003. - № 24. - С. 19.
  53. Меньшикова, С.П. Современные критерии и показатели оценки качества библиотечной деятельности [Текст] / С.П.Меньшикова. - М.: Литера, 2009. - 93 с. - (Современная библиотека; вып. 48)
  54. Моргенштерн, И. Г. Положение обязывает: о профессиональной этике библиотечно-библиографических коллективов [Текст] / И. Г. Моргенштерн // Науч. и техн. б-ки. – 2005. - № 5. – С. 58 - 61.
  55. Моргунова, Н.Н. Корпоративная культура: понятие, подходы [Текст] / Моргунова Н.Н. // Социс. – 2005. - №4. – С. 130-136. 
  56. Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nilc.ru/.
  57. Новосибирское библиотечное общество [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.rstlib.nsc.ru/nbo/.
  58. Омская кооперативная библиотечная система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://omcls.omskreg.ru/
  59. Организационная (корпоративная) культура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.countries.ru/library/orgculture/index.htm
  60. Персикова, Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. [Электронный ресурс] / Т. Н. Персикова. - Режим доступа: http://litres.ru/pages/ biblio_authors/?subject=65114
  61. Петербургское библиотечное общество [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.pl.spb.ru/pbohar.htm.
  62. Петрова, С. В. Наше профессиональное сознание [Текст] / С. В. Петрова // Науч. и техн. б-ки. — 1993. — № 11. — С. 55-65.
  63. Равинский, Д. К. Воздвигать или рушить барьеры?: судьба библиотеки: консервация или трансформация? [Текст] / Д. Равинский // Библиотечное дело. - 2009. – № 12. - С. 10-15.
  64. Радченко, И.А. Учебный словарь терминов рекламы [Текст] / И.А. Радченко. - М., 2009. – 201с.
  65. Разработка политики и процедур для библиотечной ассоциации [Текст] // Нормативно-правовое обеспечение деятельности общественно-профессиональных библиотечных ассоциаций в зарубежных странах / Сост. Е.И.Кузьмин, В.Р.Фирсов. - М.: Либерея, 2003. - С.13—16.
  66. Рахимова, Н.М. Технические библиотеки в контексте формирования единого корпоративного информационно-библиотечного пространства региона [Текст]/ Н.М. Рахимова // Науч. и техн. б-ки. 2009. - № 7. - С. 21-26.
  67. Российская газета: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/ 2012/05/09/soc-polit-dok.html
  68. Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек [Текст]. – 2-е полн. изд. / ИФЛА; РБА; сост. К. Кунц, Б. Габбин; науч. ред. изд. на рус. яз. В.Р. Фирсов. – СПб.: Рос. нац. б-ка, 2011. – 185с.
  69. Сайт Википедии: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia. org/wiki/
  70. Сайт РБА: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rba.ru/ or/comitet/ 10/cod.html
  71. Словарь конфликтолога [Текст] / Сост. Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. – М., 2010. – 198с. 
  72. Списвак, В.А. Корпоративная культура [Текст] / Списвак В.А.. – СПб: Питер, 2001. – 352с. 
  73. Справочник библиотекаря  [Текст] / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. - 3-е изд. перераб. и доп. - СПб.: Профессия, 2007. - 496 с. - (Библиотека).
  74. Современные проблемы библиотечной и информационной этики [Текст] / Сост. Ю. П.  Мелентьева, И. А. Трушина; науч. редактор В.Р.Фирсов. — СПб.: Рос. нац. б-ка, 2005.
  75. Соколов, А. К вопросу о библиотечном кретинизме [Текст] / А. Соколов // Науч. и техн. б-ки. – 2004. - № 2. – С. 144 - 160.
  76. Столяров, Ю.Н. О бедном ученом замолвите слово [Текст] / Ю.Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки. - 2003. - № 7. - С.85—88.
  77. Столяров, Ю.Н. Размышления о библиотечной этике год спустя [Текст] / Ю.Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки. - 2003. - № 4. - С.123—142.
  78. Столяров, Ю.Н. Размышления по поводу этического кодекса библиотекаря [Текст] / Ю.Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки. - 2001. - №12. - C. 48—61.
  79. Стукалова, А. А. Корпорация как форма профессионального сотрудничества библиотек: автореф. дис. канд. пед. наук: 05.25.03: защищена 23.12.2008 / А. А. Стукалова. — Новосибирск, 2008. — 22 с.
  80. Стукалова, А. А. Основные формы библиотечного взаимодействия: терминологический анализ [Текст] / А. А. Стукалова, О. Л. Лаврик // Библиосфера. — 2008. — № 1. — С. 11-23.
  81. Сукиасян, Э. Р. Общая и профессиональная культура библиотекаря и динамика развивающегося общества [Текст] / Э. Р. Сукиасян // Науч. и техн. б-ки. - 2005. - № 2. - С. 40 - 43.
  82. Тикунова, И. П.  Архангельское библиотечное общество – начало пути [Текст]/ И. П. Тикунова // Информ. бюлл. РБА. – 2002. – № 23. – С. 45.
  83. Тихонова, И. Зачем нам якорь за кафедрой? [Текст] / И. Тихонова // Библиотека в школе. – 2001. - № 4. – С. 4 - 5.
  84. Трушина, И.А. Актуальное интервью [Текст] / И.А. Трушина // Библиопанорама. — 2011. — № 1. — С. 12—15.
  85. Трушина, И. А. «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» и кодексы библиотечной этики других стран: сравнительный анализ [Текст] / И. А. Трушина // Современные проблемы библиотечной и информационной этики. — СПб.: Рос. нац. б-ка, 2006. — С. 80–95.
  86. Трушина, И.А. Кодекс этики принят [Текст] / И.А. Трушина // Современная библиотека. — 2011. — № 8. - С.12 - 13.
  87. Трушина, И.А. Наши профессиональные ценности [Текст] / И.А. Трушина // Библиотечное дело. —2011. — № 1. — С. 36—38.
  88. Трушина, И.А. Новый кодекс этики [Текст] / И.А. Трушина //  Науч. и техн. б-ки. —2011. — № 9. — С.25—29.
  89. Трушина, И. О новом Кодексе этики российского библиотекаря [Текст] / И.А. Трушина // Библиополе. - 2011. — №7. — С.49-50.
  90. Трушина, И. А. Правление ИФЛА утвердило «Кодекс этики для членов Правления и офицеров ИФЛА» [Комментарии] / И.А. Трушина // Информ. бюлл. РБА. — № 43. —2007.—С.113–114.
  91. Трушина, И.А. Рекомендации по внедрению Кодекса этики [Текст] / И.А. Трушина // Информ. бюлл. РБА. — 2011. — № 60. — С.21.
  92. Трушина, И. А. Сохранилась ли коллективная мораль? [Текст] / И. А. Трушина // Библиотека. – 2006. - № 8. – С. 42 - 46.
  93. Трушина, И.А. Цензура в российских библиотеках сегодня: право и этика [Текст] // Цензура в России: история и современность. Сб. науч. тр./ РНБ, СПб филиал ИИЕиТ РАН. Сост. и науч. ред. М.А.Бенина, М.Б. Конашев (отв. ред.), Н.Г.Патрушева. — СПб.: Рос. нац. б-ка, 2011. — С. 73-81.
  94. Трушина, И. А. Этика библиотекаря: моральный закон внутри нас. Опыт разных стран [Текст] / И.А. Трушина. – М.: ФАИР, 2008. – 272 с.  – (Специальный издательский проект для библиотек).
  95. Фирсов, В.Р. Перспективы развития саморегулирования в библиотечной общественно-профессиональной среде [Текст]  / В.Р. Фирсов // Науч. и техн. б-ки. — 2008. — № 10.— С. 10-15.
  96. Хамаганова, Р. И. «Суть библиотечной работы – в читателе» : этические ракурсы профессии [Текст] / Р. И. Хамаганова // Библиотечное дело. – 2005. - № 6. – С. 35.
  97. Шрейдер, Ю.А. Лекции по этике [Текст] / Ю.А. Шрейдер. - М.: Мирос, 1994. -  244с.
  98. Энциклопедический социологический словарь [Текст] / отв. ред. акад. РАН Осипова Г.В. — М., 1995. — 940 с.
  99. Этика: энцикл. словарь [Текст] / под ред. Р. Г. Апрексяна, А. А. Гусейнова. – М., 2001.– С. 388.
  100. Этический кодекс библиотекаря [Текст] // Библиотечная этика в странах мира/ Сост. В. Р. Фирсов, И. А. Трушина. - СПб.: Рос. нац. б-ка, 2002.
  101. Ястребова, Е. М. Корпоративная культура библиотеки: теория, история, современные тенденции: учеб.-метод. пособие [Текст] /Е. М. Ястребова. - М.: Литера, 2009. - 255 с.
  102. Ястребова, Е. М. Пособие по корпоративной культуре библиотеки [Текст] / Е.М. Ястребова ; Гос. публ. науч.-техн. б-ка. - М.: ГПНТБ России, 2008. – 156с.

 

Список сокращений

АБДОС  (ABDOS) - Ассоциация библиотек и документальных центров восточно - европейских стран

АРБИКОН - Ассоциация региональных библиотечных консорциумов

ИФЛА (IFLA)- Международная Федерация библиотечных ассоциаций и учреждений

КОРБИС – Корпоративная библиотечная сеть

МАРС - Межрегиональная аналитическая роспись статей

МБА - Московской библиотечной ассоциации

РБА – Российская библиотечная ассоциация

ЦБС – Центральная библиотечная система

 

Приложение 1

Кодекс этики  российского библиотекаря

Принят Конференцией 
Российской библиотечной ассоциации, 
XVI Ежегодная сессия, 
26 мая 2011 г., город Тюмень.

ПРЕАМБУЛА

Настоящий Кодекс определяет нравственные основы профессиональной деятельности российского библиотекаря.

Российский библиотекарь руководствуется следующими убеждениями:

– библиотека является необходимым  и важнейшим учреждением, выполняющим  информационную, образовательную, культурную, досуговую и другие функции, отвечающие потребностям личности и общества в  целом;

– распространение знаний и информации является важным условием общественного развития, модернизации и процветания России, способствует социальной стабильности и справедливости;

– библиотечные ресурсы  являются основой для сохранения, развития и распространения культурного  достояния, духовных традиций, всего многообразия национальных культур и языков народов Российской Федерации и других стран;

– гуманизм является мировоззренческой  основой библиотечной профессии;

– общественный характер библиотечной профессии основывается на чувстве социальной ответственности.

 

 

 В ОТНОШЕНИЯХ С ОБЩЕСТВОМ БИБЛИОТЕКАРЬ

– руководствуется профессиональным долгом, а не личными взглядами  или предпочтениями политических, экономических, религиозных и других организаций;

– противостоит цензуре, экономическим, политическим и иным барьерам при обеспечении доступа пользователей к информации, знаниям и культурному наследию;

– соблюдает установленные  законом меры по предотвращению использования  информации в целях насилия, распространения  расовой и религиозной ненависти, национальной, политической и другой дискриминации;

Информация о работе Корпоративная культура библиотечного сообщества