Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:10, курсовая работа
Корпоративная культура библиотечного сообщества аккумулирует ценности, определяет роль и место каждой библиотеки, устанавливает определенные виды коммуникаций, создает внутренний и внешний имидж, а также регламентирует вопросы профессиональной этики.
Введение ……………………………………………………………………..…..3
1. Корпоративная культура. Понятие и роль корпоративной культуры в библиотеке……………………………………….……………………………8
2. Библиотечные сообщества……………………………………….…………14
3. Профессиональный этикет: общие принципы. Библиотечная этика и этикет библиотекаря……………………………………...…………..……..17
4. История утверждения кодекса библиотечной этики…………….………..23
5. Принцип действия кодексов профессиональной этики……….……….….29
6. К проблеме профессиональной библиотечной этики……………….…….36
7. Заключение…………………………………………………………….……..39
8. Библиографический список..........................................................................44
9. Список сокращений..................................................................................54
10. Приложения
1. Кодекс этики российского библиотекаря................................................55
2. Анкета «Кодекс этики и мы»...................................................................59
Вступление в информационное общество ставит перед библиотекарями задачи совершенствования технологий, всесторонней гуманизации процессов обслуживания, предполагающих в том числе и их этическое обогащение, которое неизменно фиксируется в кодексах.
Конфиденциальность чтения. В библиотеке должна существовать конфиденциальность (тайна) чтения и без ее соблюдения не может функционировать процесс обслуживания. Библиотека не разглашает государственную или иную, специально охраняемую законом тайну. Имеются специализированные отделы, в которые предоставлен доступ ограниченным категориям читателей. Каждый посетитель библиотеки имеет право на личную тайну – тайну чтения. Ее должны охранять закон и общественная нравственность.
Гласность необходима в библиотеке, но она не может быть безграничной. Право личности на информацию может существовать лишь в тех случаях, когда не затрагиваются интересы других. Коммерциализация библиотечных услуг, расширение объема предоставляемой информации, ее доступность поставили перед библиотекарями новую, имеющую выраженный этический аспект проблему, – сохранение государственной, коммерческой и личной тайны чтения (конфиденциальности).
Основные этические требования к библиотечным сотрудникам, которые изложены в современных документах, можно сформулировать следующим образом: признание и обеспечение свободы доступа пользователей к информации, конфиденциальности информации о пользователе, честность в диалоге с ним, готовность помочь пользователям, ответственность в выполнении их запросов, доброжелательность, вежливость. (8)
Вопросы профессиональной этики играют заметную роль в деятельности библиотекаря. С момента возникновения профессии моральные установки специалиста оказывали значительное влияние на отношения коллег в коллективе, на общение их с пользователями. Основным качеством профессиональной морали библиотекаря всегда была гуманистическая направленность. Обладание высшими нравственными качествами составляет авторитет библиотечной профессии, определяет ее предназначение для общества, влияет на основу профессиональной морали, формирует только ей присущие характеристики. Профессиональный долг становится нравственной потребностью библиотекаря, и он осознает его в работе с пользователями.(30)
Этика библиотечного работника и обслуживание пользователей — взаимосвязанные понятия. Обслуживание означает сосредоточение на другом, оказание необходимых услуг, доброжелательную помощь в приобщении к источникам информации, создание здоровой атмосферы в профессиональной среде.
Этика выражает нравственную сторону поступка. Его внешнее проявление диктуется этикетом. Этикет – совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении и формализующих процесс коммуникации людей в обществе. (48)
Слово «этикет» (фр. etuquette) – означало манеру, способ вести себя в обществе. Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. Соблюдение норм этикета, следование им считается само собой разумеющимся.
Кодекс профессиональной этики должен закрепить изменения в социальном статусе библиотек и библиотекарей. Этические нормы библиотечной профессии сегодня должны формироваться с пониманием того, что в нынешней трудной жизненной ситуации люди приходят в библиотеку не только за книгами, но и ради общения для восстановления душевного комфорта. (49)
Таким образом, вполне очевидно, что меняться должны не только читатели, фонды, материально-техническая база библиотек, но и библиотекари. Им предстоит трезво и самокритично оценивать свои личные возможности, личное влияние на формирование атмосферы, делающей библиотеку привлекательной для читателя и, следовательно, нужной обществу. Общество воспитано на том, что книга – источник знаний, лучший подарок, но надо признать, что библиотечной идеи в нашем обществе и нашей культуре пока нет. Есть трепетное чувство к библиотекам, но нет рационального осмысления того, что библиотека – это главный источник интеллекта, без которого Россию не поднять.
История утверждения кодекса библиотечной этики.
Российский кодекс этики создавался не на пустом месте. В мировой практике наработан богатый опыт кодификации нравственных норм библиотечного труда.
С начала прошлого века разрабатываются кодексы этики американских библиотекарей, в 1970—1980 гг. приняты кодексы этики почти во всех европейских странах. Активная работа по составлению свода нравственных правил поведения библиотекаря велась в странах Азии и Латинской Америки. В кодексе этики каждой страны прежде всего учитывались специфика национального развития, материально-техническая оснащенность библиотечных процессов, степень их компьютеризации, уровень оплаты библиотечного труда и др.
Кодексы этики различных стран мира отличаются между собой по степени обобщенности требований, предъявляемых библиотечному специалисту. Одни из них строятся лишь на общих (общечеловеческих) принципах, другие учитывают специфику морали, и некоторые из них содержат конкретные рекомендации поведения в той или иной ситуации. Иногда отмечаются прецеденты нарушения моральных норм и соответственно вводятся новые дополнительные пункты. (85)
Престиж той или иной профессии во многом зависит от профессионального и личностного уровня развития работников, от того, в какой мере в их поведении реализуются социальные нормы, эталоны и ценности. Поэтому важными составляющими кодекса являются нравственные ценности, присущие библиотечному делу, правила, принципы и нормы библиотечного труда, которые формируются на основе противоречий, возникающих в повседневной практике:
- с одной
стороны, библиотечным
- библиотечный труд — это труд энтузиаста, объективный трудовой вклад библиотеки и библиотечного работника в развитие, прогресс общества, сегодня он неадекватен оценке со стороны общества, различных его институтов (поддержание престижа профессии, социальной, моральной и материальной сторон ее деятельности);
- противоречие между такими основными функциями библиотеки, как ответственность за сохранение фонда, и, с другой стороны, право читателя беспрепятственно пользоваться всеми видами изданий, хранящихся в библиотеке;
- противоречия в отношениях библиотекаря и читателя, возникающие в процессе библиотечного обслуживания. Читатель, часто не зная, а то и не желая знать условий работы библиотеки, заинтересован в оперативном выполнении заказа. Библиотекарь берет на себя ответственность за преодоление всех трудностей на пути выполнения заказа, по сути, несет в каждой конкретной ситуации ответственность как за уровень обслуживания в библиотеки, так и за сохранность библиотечного фонда;
- наличие законодательной
базы библиотечного дела и
практическое отсутствие
Необходимость в разработке кодекса профессиональной этики как одного из основных документов возникла сразу же после создания РБА. (33) В Основном документе, подготовленном участниками Круглого стола по управлению библиотечными ассоциациями ИФЛА в помощь формирующимся профессиональным объединениям библиотекарей было сказано: «Все профессиональные ассоциации должны иметь четко определенный набор правил и процедур, чтобы успешно работать как внутри организации, так и вне ее. Библиотечные ассоциации должны создать необходимые рамки установок и процедур, которые предусматривали бы возможность консенсуса, согласованности, приемлемого коллективного подхода к внутренним и внешним вопросам, решению проблем, которые могут возникнуть. Эти установки и процедуры обеспечивают инфраструктуру, которая поддерживает деятельность ассоциации и должна быть тщательно сформулирована, принята и внедрена. Поэтому ассоциации должны разработать конституцию/устав, регламент, правила и кодекс поведения/этики» (65)
Непосредственно
о кодексе этики говорилось следующее:
«Для ассоциации важно разрабатывать
специальные руководящие
а) побуждать членов соблюдать правила и положения ассоциации;
б) инструктировать членов относительно выполнения национальных законов и политики и воздерживаться от какой-либо деятельности, которая может повредить репутации профессии;
в) побуждать членов поддерживать высокие стандарты обслуживания,
держаться на уровне новых разработок в своей области и нести ответственность за воспитание и подготовку новых профессионалов;
г) подчеркивать
обязанность профессионала
д) подчеркивать обязанность членов защищать и поддерживать права каждого индивидуума на свободный и равный доступ к источникам информации без дискриминации и в рамках закона;
е) предусматривать ряд принципов, которые обеспечат указания по таким общественным вопросам как цензура и авторское право» (90)
Именно на этих, принятых международным профессиональным сообществом, постулатах основывалась деятельность авторского коллектива, разрабатывавшего «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря».
22 апреля 1999 г. Конференцией Российской библиотечной ассоциации (4-й ежегодной сессией) «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» был принят.
Окончательный вариант этого документа был подготовлен Круглым столом «Общение и профессиональная этика библиотекаря» (председатель Ю. П. Мелентьева), который начал работать в рамках РБА в ноябре 1995 г. Однако инициатива обращения к идее создания «Кодекса» принадлежит Московской библиотечной ассоциации, во главе которой в то время стояла Т. Е. Коробкина. В 1990-е гг., в период перемен, когда демократические основы общества только устанавливались, когда во все сферы российской жизни, в том числе и в библиотеки, стали активно проникать новые технологии, несущие с собой такие ценности, как свободный доступ к информации, интеллектуальная свобода, свободное развитие личности, библиотекари как профессиональная группа оказались перед необходимостью заново осмыслить миссию библиотеки как социального института, освобожденного от жестких рамок идеологии. (42)
В 1993 г. в МБА сложилась инициативная группа, куда вошли библиотекари, библиотековеды, психологи и другие специалисты, силами которой было проведено несколько дискуссий и семинаров, где были проанализированы и уточнены такие понятия, как «профессиональные ценности библиотекаря», «профессиональные этические нормы», рассмотрен механизм возникновения этического конфликта на профессиональной почве и т. п. На этом подготовительном этапе значительный вклад в осмысление проблемы внесли такие специалисты, как Г. А. Алтухова, Е. М. Гриб, Г. П. Диянская, М. Я. Дворкина, С. Г. Матлина, О. Л. Кабачек, Л. М. Степачев, Э. Р. Сукиасян, Р. С. Гиляревский и др. Особенно надо отметить роль выдающегося современного российского философа Ю. А. Шрейдера, который был приглашен как консультант, и общение с которым постоянно давало обильную пищу уму и работу душе.
В этот период силами инициативной группы МБА были проведены конференция «Профессиональное сознание библиотекарей» (1993 г.), семинары «Профессиональная этика и этикет библиотекаря» (1995 г.), «Профессиональные ценности библиотекаря как основа его профессиональной этики» (1996 г., совместно с РБА). Эти мероприятия позволили уточнить позиции специалистов по ряду аспектов проблемы. Параллельно шло глубокое изучение документов, имеющих отношение к теме исследования. Были проанализированы этические кодексы других, в какой-то мере близких по роду деятельности профессиональных сообществ: журналистов, издателей, юристов, бизнесменов и др.
Одновременно были переведены и изучены этические кодексы библиотекарей, принятые в других странах: США, Великобритании, Франции и др.
Проект «Кодекса» представлял собой довольно подробный документ, снабженный введением (преамбулой) и комментариями к каждой статье.
Основной текст – собственно сам кодекс — состоял из 8 статей, которые регламентировали отношения библиотекаря с социумом, пользователями, коллегами.
Во второй редакции этот документ стал более лаконичен, исчезли комментарии к статьям, однако были добавлены еще три статьи, изменилась их модальность.
Третья редакция проекта «Кодекса этики российского библиотекаря» была одобрена, т.к. вполне отвечала требованиям, предъявляемым к документам такого рода.
В 1999 г. «Кодекс» был единогласно принят РБА, его текст был издан в 2000 г.
"Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря" предлагает стандарты поведения, которых должны придерживаться все сотрудники, равно как и члены попечительских советов библиотек всех типов и видов, которые не хотят компрометировать положение и репутацию библиотечной профессии в обществе.
Информация о работе Корпоративная культура библиотечного сообщества