Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:10, курсовая работа
Корпоративная культура библиотечного сообщества аккумулирует ценности, определяет роль и место каждой библиотеки, устанавливает определенные виды коммуникаций, создает внутренний и внешний имидж, а также регламентирует вопросы профессиональной этики.
Введение ……………………………………………………………………..…..3
1. Корпоративная культура. Понятие и роль корпоративной культуры в библиотеке……………………………………….……………………………8
2. Библиотечные сообщества……………………………………….…………14
3. Профессиональный этикет: общие принципы. Библиотечная этика и этикет библиотекаря……………………………………...…………..……..17
4. История утверждения кодекса библиотечной этики…………….………..23
5. Принцип действия кодексов профессиональной этики……….……….….29
6. К проблеме профессиональной библиотечной этики……………….…….36
7. Заключение…………………………………………………………….……..39
8. Библиографический список..........................................................................44
9. Список сокращений..................................................................................54
10. Приложения
1. Кодекс этики российского библиотекаря................................................55
2. Анкета «Кодекс этики и мы»...................................................................59
Принцип действия кодексов профессиональной этики.
Как и большинство существующих кодексов библиотечной этики, российский свод регулирует целый комплекс этических отношений. В основе подобных документов лежит упорядочивание этических взаимоотношений как формы социальных связей. Это совокупность тех из них, в которые вступает библиотекарь. (50)
Прежде всего, он несет ответственность перед обществом, выполняя определенные социальные функции. Первое устойчивое этическое взаимоотношение — между библиотекарем и социумом.
В то же время библиотекарь несет ответственность перед пользователями библиотеки. Обслуживая граждан, он ежедневно вступает в отношения с читателем, которые накладывают определенные требования к его поведению. Второй комплекс устойчивых этических взаимоотношений — между библиотекарем и читателем.
Библиотекарь чаще всего работает в коллективе. Одна часть отношений между коллегами регламентирована различными административными документами, другая может носить этический характер. В то же время сотрудник библиотеки вступает в отношения с учреждением в целом, а его интересы могут не совпадать с личными интересами работника или интересами общества. Таким образом, третья группа этических взаимоотношений — между библиотекарем и коллегами, между библиотекарем и учреждением.
Выполняя важную социальную
роль, библиотекарь обязан рефлексировать,
осознавать себя со стороны. Поэтому еще
одна составляющая — это отношения с самим
собой (представления о чести и достоинстве,
своей профессии и репутации).
Совокупность этических
взаимоотношений, в которые вступает библиотечный
работник, можно выразить следующим образом:
Библиотекарь — Социум; Библиотекарь
— Пользователь; Библиотекарь — Коллеги,
Учреждение; Библиотекарь — Я сам. (94)
Все эти составляющие нашли
отражение в Российском кодексе.
Библиотекарь — Социум:
«Библиотекарь:
• обеспечивает высокое качество и комфортность
услуг, их доступность и разнообразие
всем желающим через использование возможностей
своего учреждения, а также привлечение
других библиотечных ресурсов;
• рассматривает свободный доступ к информации
как неотъемлемое право личности;
• противостоит ограничению доступа к
библиотечным материалам и не допускает
самовольного изъятия и необоснованного
отказа (цензуры) на запрашиваемыедокументы;
• признает авторские права на интеллектуальную
собственность».
Три из этих четырех положений посвящены принципу доступности информации. Таким образом, в соответствии с кодексом смысл социальной деятельности российского библиотекаря в основном сводится к предоставлению информации.
Библиотекарь — Пользователь:
— не несет ответственности за последствия использования информации или документа, полученного в библиотеке;
— строит свои отношения с пользователями на основе уважения к личности и ее информационным потребностям;
— охраняет конфиденциальность данных об информационной деятельности пользователя (за исключением случаев, которые предусмотрены законодательством).
Здесь прослеживаются характерные для всех кодексов принципы отношения к читателю: уважение, соблюдение конфиденциальности. Однако можно отметить и свои нюансы. Как и в отношениях с социумом, отношения Библиотекарь — Пользователь в российском кодексе строятся на принципе доступности информации. Это видно из положения об уважении информационных потребностей читателя. В то же время, чтобы оградить библиотекаря от решения моральной дилеммы всеобщего доступа к информации, в кодексе декларируется, что сотрудник не несет ответственности за полученную читателем информацию.
Библиотекарь — Коллега:
— уважает знания коллег и охотно передает свои знания, видя в этом важнейшее условие развития профессии;
— относится с уважением ко всем коллегам, защищает их права, если они не противоречат этическим нормам и способствуют авторитету профессии».
Отношения с коллегами строятся на принципах уважения и сотрудничества, что характерно практически для всех существующих кодексов. Необычным, по нашему мнению, является здесь утверждение о защите прав коллег, если только они не противоречат нормам этики.
В плане обязанностей перед своим учреждением и профессией в целом в кодексе утверждается, что библиотекарь «заботится о высоком общественном статусе своей профессии, стремится показать социальную роль библиотеки, укрепить ее репутацию». Из этого следует, что важнейшей этической задачей библиотечного работника в его взаимоотношениях с кругом коллег является повышение роли и статуса профессии в окружающем обществе.
Библиотекарь — Я сам:
библиотечный работник «стремится к профессиональному совершенствованию, повышению уровня профессионального образования и компетентности».
То есть, в российском кодексе, как и в других, основным принципом отношения к себе провозглашается стремление к самосовершенствованию. Изменения, происшедшие в России в последние десятилетия, стремление построить открытое демократическое общество, а также глубокое внедрение новых технологий во все стороны российской жизни выдвинули на первый план такие ценности, как свободное духовное развитие личности; интеллектуальная свобода; свободный доступ к информации. Эти положения непосредственно относятся к сути библиотечной профессии как профессии в значительной мере ответственной за распространение информации в обществе. Они должны быть признаны библиотекарями не только в качестве общечеловеческих, но профессиональных ценностей. (52)
"Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря" отражает перемены в профессиональном сознании российского библиотекаря и отвечает современному характеру профессии, состоянию ее развития и социального и институционального окружения.
В "Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря" изложены этические нормы - стандарты профессионального поведения, - отвечающие задачам и интересам библиотечной профессии, которых профессиональное сообщество России рекомендует придерживаться.
Во всем тексте "Кодекса" под термином "библиотекарь" подразумевается весь библиотечно-библиографический и информационный персонал библиотеки, независимо от конкретного положения. Смысловое содержание "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря" определяется прежде всего такими проблемами, как обеспечение открытого доступа к информации; отсутствие цензуры в отношении библиотечных материалов; конфиденциальность; обязанности в отношении пользователя и работодателя; дискриминация; руководство персоналом; взаимоотношения между коллегами т. п. (29)
В "Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря" изложены основные положения библиотечной этики. Он, не детализируя ситуации, принципиально определяет верный, в этическом смысле, подход к решению проблемы. "Кодекс" служит не столько руководством к действию, сколько ориентиром в конкретной ситуации. (Приложение 1).
«Кодекс профессиональной
этики российского
«Кодекс профессиональной этики российской библиотекаря» как документ, вместе с Федеральным законом «О библиотечном деле» заложил на новом историческом этапе развития нашей страны основы нового профессионального сознания библиотекарей России. Эти основы были подхвачены и развиты в последующих профессиональных документах (стандартах) РБА. Развитие библиотечного дела в последнее десятилетие показало правильность и жизненность изложенной в нем идейной позиции. Эта позиция, сформулированная на этапе создания «Кодекса» как позиция относительного меньшинства библиотечных профессионалов, сегодня стала идейной платформой всего библиотечного дела в России.
Принятие «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря», его обсуждение инициировало появление таких документов, как «Кодекс этики школьных библиотекарей России», «Кодекс профессиональной этики исследователя библиотечной отрасли», «Профессиональный кодекс библиографа» и др. Понимая, что данные проекты лишь детализируют положения, заложенные в основном документе, нельзя не видеть в них отражение сложных процессов, которые происходят в профессиональном сознании современных библиотекарей.
Таким образом, «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» активно воздействует на профессиональное сознание специалистов. На сегодняшний день он вполне отвечает требованиям российского профессионального сообщества и профессиональным международным стандартам.
В 2012 году И. А. Трушина в докладе «Кодекс этики российского библиотекаря: год спустя после принятия» проанализировала современную ситуацию реализации Кодекса, комплекс мероприятий РБА по внедрению Кодекса в практику библиотек. (89). Современная государственная политика, отраженная в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (67), где говорится о необходимости разработки профессиональных кодексов этики, дает еще большие основания для реализации Кодекса этики российского библиотекаря, его действенности. Более того, тенденции федеральной и региональной политики в развитии системы саморегулирования профессиональных сфер свидетельствуют о том, что в ближайшее время разработка уже корпоративных кодексов этики может стать обязательным заданием для библиотек. Корпоративные кодексы этики (то есть кодексы конкретных организаций), безусловно, должны основываться на Кодексе этики российского библиотекаря.
Составление кодексов этики, регулирующих отношения между профессиональными группами и внутри них, становится важной социальной приметой нашего общества. Можно с уверенностью сказать, что роль кодексов важна и будет постоянно возрастать в процессе развития профессиональной структуры общества и совершенствования библиотечного дела.
К проблеме профессиональной библиотечной этики
Осознание правил и норм своей профессии является основной частью профессионального самосознания.
Рассмотрим, как библиотекари ЦБС Крутинского района оценивают Кодекс профессиональной этики.
С целью изучения этого важного для библиотекарей документа прошел «круглый стол» «Кодекс профессиональной этики и его влияние на общение».
Участникам «круглого стола» для обсуждения были предложены следующие вопросы:
Что такое профессиональная этика? Нужен ли кодекс этики отдельной ЦБС или библиотеке? Индивидуальное общение – индивидуальному обслуживанию? Нарушения профессионального долга библиотекаря, что к ним относится?
Затем библиотекарям была предложена анкета «Кодекс этики и мы» (Приложение 2). Результаты анкетирования обсуждались за «круглым столом».
Итоги анкетирования сотрудников библиотек «Крутинской ЦБС» выглядят следующим образом (опрошены 18 человек, ответы представлены в процентах к общему числу опрошенных).
Таблица №1
|
Информация о работе Корпоративная культура библиотечного сообщества