Корпоративная культура библиотечного сообщества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Корпоративная культура библиотечного сообщества аккумулирует ценности, определяет роль и место каждой библиотеки, устанавливает определенные виды коммуникаций, создает внутренний и внешний имидж, а также регламентирует вопросы профессиональной этики.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..…..3
1. Корпоративная культура. Понятие и роль корпоративной культуры в библиотеке……………………………………….……………………………8
2. Библиотечные сообщества……………………………………….…………14
3. Профессиональный этикет: общие принципы. Библиотечная этика и этикет библиотекаря……………………………………...…………..……..17
4. История утверждения кодекса библиотечной этики…………….………..23
5. Принцип действия кодексов профессиональной этики……….……….….29
6. К проблеме профессиональной библиотечной этики……………….…….36
7. Заключение…………………………………………………………….……..39
8. Библиографический список..........................................................................44
9. Список сокращений..................................................................................54
10. Приложения
1. Кодекс этики российского библиотекаря................................................55
2. Анкета «Кодекс этики и мы»...................................................................59

Файлы: 1 файл

курс1.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

В содержание корпоративной культуры включают следующие характеристики:

1) осознание  себя и своего места в организации; 

2) коммуникационная  система и язык общения;

3) принятый внешний  вид, одежда, представление себя  на работе;

4) традиции в  области питания; 

5) осознание  времени, отношение к нему и  его использование; 

6) взаимоотношения  между людьми, пути разрешения  конфликтов;

7) ценности;

8) вера во что-то и отношение к чему-то;

9) процесс развития  работника; 

10) трудовая  этика и мотивирование.

Корпоративные культуры различных организаций отличаются по характеру (культура роли, власти задачи, личности), степени общности (доминирующая культура, субкультура, контркультура), «силе» (сильная, слабая) и влиянию на деятельность предприятия (положительная, отрицательная). Тем не менее, все корпоративные культуры содержат обряды, ритуалы, церемонии, символы, предания, героев, девизы и лозунги.

Особое место в корпоративной культуре библиотечных сообществ занимают ценности, которые могут включать миссию библиотеки, «лицо» библиотеки, способы принятия решений, стиль руководства, характер контактов, этические нормы и т.д. (101)

За счет формирования ценностей корпоративная культура может значительно влиять на организационную эффективность. На формирование корпоративной культуры библиотек и библиотечных объединений влияют факторы внешней адаптации (миссия, цели, средства, контроль и корректировка действий) и внутренней интеграции (язык, критерии входа и выхода, власть и статус, личные отношения, награждение и наказание).

Важную роль играет метод  мотивации как средства обеспечения  заинтересованности каждого участника библиотечного сообщества в эффективности собственной трудовой деятельности. (102)

Можно выделить декларируемый,  внешний и внутренний уровни корпоративной  культуры.    Декларируемый уровень – ценности библиотеки и нормы поведения, выраженные в таких документах, как миссия, правила внутреннего распорядка и так далее. На этом уровне закладывается некая идеальная модель, к которой стремится библиотека. Декларируемый уровень не отражает действительных ожиданий ни руководства библиотеки, ни ее работников. Чаще всего это несколько документов, играющих крайне малую роль в жизнедеятельности организации. Провозглашаемые нормы не соблюдаются и не используются как корпоративные.

Внешний уровень – присущая библиотекам символика, стиль, те нормы поведения, обычаи и традиции, которые может оценить внешняя среда. В последнее время этому аспекту организационной культуры стали уделять все больше внимания. Благодаря деятельности по связям с общественностью широкую популярность приобрели термины   - «имидж», «фирменный стиль».

Внутренний  уровень – неписаные правила  взаимоотношений сотрудников библиотеки между собой и с внешним миром. Именно этот уровень культуры является базовым. Без реального повышения уровня внутриорганизационной культуры любые действия руководителей библиотек можно считать пустой тратой средств.(9) 

Корпоративная культура библиотечного сообщества представляет собой один из механизмов согласования индивидуальных целей общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми сотрудниками.

Благодаря сильной корпоративной культуре библиотеки становится подобно большой семье, когда каждый ее член предпринимает только те действия, которые наилучшим образом служат во благо всему сообществу. (13)

Изучение и  понимание корпоративной культуры  имеет огромное значение для руководителей  библиотек. Руководители библиотек должны обладать соответствующими научными знаниями и инструментами, которые могли бы позволить им обоснованно формировать высокий уровень культуры, направленный на развитие духа организации во благо всех  ее аспектов и, тем самым,  общего ее процветания.

Корпоративную культуру определяет формула: общие ценности – взаимовыгодные отношения и сотрудничество – добросовестное организационное поведение.

Таким образом, исходя из выше сказанного, корпоративную культуру можно определить как набор базовых ценностей, убеждений, этических норм, разделяемых всеми членами библиотечного сообщества. Это своего рода система общих ценностей и предположений о том, что и как делается в библиотеках, которая познается по мере того как приходится сталкиваться с внешними и внутренними проблемами. Она помогает библиотечному сообществу выжить и успешно развиваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиотечные  сообщества

Сообщество - (лат. societas - товарищество, общество).(14)

Начиная с ХIХ  века термин «сообщество» в западной литературе означал в большей  степени «надежду и желание создать  более тесные, близкие и гармоничные  связи между людьми». 

Сегодня многие ученые признают значимость и исключительную ценность сообщества. Оно способствует формированию таких качеств, как солидарность, взаимное доверие и обязательства, общность интересов. (21)

Объединение библиотек  и информационных органов в сообщества и ассоциации служит развитию современной библиотечно-информационной инфраструктуры России и обеспечивает выполнение важнейших функций, связанных с повышением качества информационно-библиотечного обслуживания всех категорий пользователей в интересах удовлетворения их научных, образовательных, социальных, культурных и других потребностей. (82)

Объединение библиотек  в сообщества является объективно необходимым, поскольку в одиночку они не могут в современных условиях выполнить свои функции по обслуживанию пользователей и решить задачи своего развития.

Необходимость создания  библиотечных объединений было обусловлено целым комплексом как внешних, так и внутрипрофессиональных факторов.

Среди внешних  предпосылок наибольшее значение имели  кардинальные реформы общественного  устройства и государственного управления, формирование институтов гражданского общества, постепенно утверждающаяся атмосфера интеллектуальной свободы, которые в совокупности создали благоприятные условия для возрождения библиотечного общественно-профессионального движения. Утрата привычных идеологических ориентиров заставила библиотекарей обратиться к поиску новой профессиональной идентичности, к постижению истинного, не ориентированного на политическую конъюнктуру, а вневременного общественного назначения библиотек. Одновременно осуществлялось осознание собственных профессиональных и социальных интересов, активное профессиональное самопостижение. Благодаря этому происходило формирование профессионального сообщества как такового.(65)

Библиотечное  дело как социальный институт удовлетворяет  общественную потребность в библиотечном обслуживании. Но наполняет его жизнью, организует его движение во времени, воспроизводство и развитие именно библиотечное профессиональное сообщество.

Профессиональное  сообщество - это люди одной профессии, сознающие единство своих интересов. Они близки по своему положению в социальной структуре, объединены общей социальной практикой. Важно также отметить такие ключевые характеристики профессионального сообщества, как:

- признаваемая  всеми система профессиональных  ценностей;

- развитая система профессиональных коммуникаций;

- единые стандарты  профессиональной деятельности.

Профессиональное  сообщество объединяет всех причастных к профессии. (79)   

В 2000-е годы развитие тенденции корпоративности нашло свое выражение в разработке концепции региональных центров обмена информационными, библиотечными ресурсами в условиях региональных библиотечных сетей, включающих участников различного организационно-технического уровня (АРБИКОН), Библиотечная сеть учреждений науки и образования, Корпоративная сеть Московских библиотек, КОРБИС Тверь и партнеры), Межрегиональная аналитическая роспись статей (МАРС), Корпоративная библиотечная сеть г. Казани, Нижегородская корпоративная библиотечная система, Омская корпоративная библиотечная система, Открытая корпоративная библиотечная система Челябинского региона, Открытая электронная библиотека Томска, Ярославская корпоративная сеть и т.д.). В эпоху Интернета эти тенденции получили свое развитие, и сегодня объединенность библиотек является одним из характерных признаков функционирования современной библиотечно-информационной сферы.

Новые подходы  к созданию библиотечных объединений и ассоциаций обуславливают новые качественные характеристики корпоративной культуры библиотечных специалистов, для которых характерен специфический набор ценностей: корпоративизм, социальное партнерство, социальная ответственность, социальная справедливость.

Профессиональная среда библиотеки, как и любое другое сообщество, нуждается в этической регламентации своих внутренних взаимоотношений и связей с внешним миром. Разработка профессиональных этических норм есть показатель свободного развития профессии и зрелости профессионального сознания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональный этикет: общие принципы.

Библиотечная этика и этикет библиотекаря.

 

В Большой Советской энциклопедии (14)- понятие «этика» определяется как «одна из форм идеологии – учение о морали, её развитии, принципах, нормах, и роли в обществе», а также как «совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии».

Профессиональная  этика – это совокупность нравственных норм, регулирующих поведение представителей определенных социальных групп общества, принадлежащих к данной профессии. Каких же нравственных качеств требует от библиотекаря его профессия? Прежде всего – профессиональное предоставление информации, умение общаться с читателем, выстраивать с ним отношения, преследуя цели его культурного, профессионального роста.(74)

Профессиональная  этика библиотекаря, опираясь на общую  теорию морали как свою философскую основу, активно использует ее категориальный аппарат. Общие категории нравственности конкретизируются и уточняются применительно к библиотечной профессии. В своей деятельности библиотечный работник исходит из важнейших категорий этики, которые разделяются на несколько групп: основополагающие философские категории (добро и зло, долг, благорасположение и др.); категории, раскрывающие социальную активность специалиста, его нравственную сущность.

Профессиональная этика библиотечного работника реализуется в ходе общения, следовательно, прежде всего в процессе информационного обслуживания. В основе профессиональной морали библиотекаря лежат общечеловеческие нормы, которые дополняются специфическими профессиональными нормами.

Ведущая категория  библиотечной этики —  профессиональный долг.

Смысл профессионального  долга библиотекаря помогать пользователям  ориентироваться в информационном потоке, создавать комфортные условия  работы с источниками информации, обеспечить свободный доступ к ней. Ослабленное чувство долга у библиотечного специалиста ведет к утрате профессионализма, равнодушию к исполнению профессиональных обязанностей, что нередко приводит к нравственной деградации  специалиста. Не обладая чувством долга, библиотекарь не может состояться как личность, как профессионал.

Ответственность обусловлена не только моральной, но и общей ценностной ориентацией: заботой о благе библиотеки, коллектива, о результатах воздействия чтения на пользователей. При этом следует иметь в виду особенности направленности этой ориентации, включающей самостоятельность специалиста в принятии решений, его способность к активной избирательной деятельности.

Ответственность библиотечного специалиста тесно  сопряжена с общеэтической категорией достоинства, которая конкретизируется и уточняется в теории библиотечной нравственности.

Категория совести применительно к библиотечной профессии – это характеристика нравственной позиции библиотечного специалиста, его «нравственный взгляд» на окружающую действительность, на свое место в библиотечном мире, стержень его интеллектуальной и эмоциональной духовной деятельности.

Категория справедливости означает справедливую оценку деятельности специалиста, справедливое распределение социальных благ и оплату труда и др. Оценка этой деятельности дается обществом, руководителями библиотеки, коллективом (официально и неофициально, гласно и негласно).

На основе профессиональных ценностей, принципов и категорий формируются  нормы библиотечной этики, составляющие содержание кодексов. Важнейшие из них следующие.

Свободный доступ к информации. Техническое преобразование процессов библиотечного обслуживания, внедрение и развитие новых информационных технологий, формирование и использование электронных баз данных способствует созданию сетевых технологий взаимодействия библиотек.

Электронные средства значительно сокращают время  поиска, обработки информации, освобождают библиотекаря от однообразного тяжелого труда (в том числе ведения многообразной библиотечной документации). Эти преимущества позволяют библиотечному специалисту уделить большее внимание творческой работе, индивидуальному общению с читателем. В то же время компьютеризация библиотечного дела предъявляет библиотекарю и определенные требования, налагает на него ответственность по овладению  новыми, специфическими знаниями, теоретическими основами различных технологий.

В век научно-технической  информации претерпевает существенные изменения система комплектования библиотек – изменяется видовая структура фонда, и все большее количество документов предоставляется пользователю на электронных носителях. Библиотека не может сегодня восприниматься в традиционном смысле как хранилище печатных и рукописных документов. Изменяется система публикаций, все большее количество изданий выходит только в электронном виде, большое количество первоисточников публикуется только через Интернет, и с его помощью значительно возросла оперативность получения информации пользователем.

Информация о работе Корпоративная культура библиотечного сообщества