Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 05:14, курсовая работа
Цель курсовой работы конкретизируют следующие задачи:
• Изучить теоретические аспекты понятия этические проблемы в менеджменте;
• Определить роль этики в менеджменте;
• Дать анализ проблем формирования этики менеджмента;
• Исследовать современные проблемы этики в менеджменте;
• Изучить принципы и элементы составления этического кодекса организации;
• Уточнение понятия корпоративного этического кодекса на основе изученных материалов как теоретического, так и прикладного характера;
• Дать анализ корпоративных этических кодексов и раскрыть их роль в процессе принятия решений сотрудниками компаний;
• Рассмотреть и проанализировать на примерах корпоративные кодексы организаций.
Введение
Глава 1. Основы современной управленческой этики
1.1 Характеристика деловой этики
1.2 Описание и анализ этических проблем современного менеджмента
Глава 2. Этический кодекс организации
2.1 Описание корпоративного кодекса
2.1.1 История возникновения этического кодекса
2.1.2 Функции, характеристики и значение корпоративного свода правил
2.2 Характеристика этического кодекса на примере "Этического кодекса ОАО "Ростелеком"
Заключение
Список используемых источников и литературы
Основы современной управленческой этики
Содержание
Введение
Глава 1. Основы современной управленческой этики
1.1 Характеристика деловой этики
1.2 Описание и анализ
этических проблем
Глава 2. Этический кодекс организации
2.1 Описание корпоративного кодекса
2.1.1 История возникновения этического кодекса
2.1.2 Функции, характеристики
и значение корпоративного
2.2 Характеристика этического кодекса на примере "Этического кодекса ОАО "Ростелеком"
Заключение
Список используемых источников и литературы
Введение
Этика - большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Она занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок, причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой. менеджмент этика корпоративный кодекс
Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.
Необходимость повышения качества этического сознания особенно очевидна в свете изменений в организации современного бизнеса:
1. роста уровня корпоративности в настоящее время;
2. информационной революции.
Этические проблемы часто возникают в менеджменте. Они выходят далеко за рамки обычно обсуждаемых проблем взяточничества, сговора, и воровства, проникая в такие области как корпоративные заимствования, политика, маркетинг, и капиталовложения.
Этические дилеммы в действительности являются и управленческими дилеммами, поскольку они являют собой конфликт между экономической деятельностью организации (измеряемой доходами, затратами, и прибылью) и социальным отражением ее деятельности (проявляющейся в обязательствах перед людьми как внутри, так и вне организации). Характер этих обязательств, конечно, можно толковать по-разному, но чаще всего они включают в себя мероприятия по защите лояльных организации служащих, создание конкурентоспособных рынков и производство полезных и безопасных для членов сообщества изделий и услуг.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена, с одной стороны, общей высокой степенью хозяйственного развития, создающей материальные возможности для поддержания современных стандартов качества жизни населения. С другой, - повышением значимости нематериальных факторов экономического роста, связанных с необходимостью инвестиций в "человеческий капитал", как ключевого условия инновационного экономического роста, основанного на потенциале интеллекта, образованности и творчества работников.
В России немаловажной причиной повышения внимания к развитию социальных функций предпринимательского сообщества явился пересмотр традиционных взглядов на концепцию социальной политики в сторону расширения круга ее субъектов и значительного сокращения роли государства в решении многих социально-экономических проблем.
Целью моей курсовой работы является подробное рассмотрение и исследование этических основ и проблем в менеджменте, определение роли и сущности этического кодекса организации. Каким образом этические кодексы влияют на процесс принятия решений, какой вклад вносят в общую эффективность деятельности компаний, насколько необходимы для ведения успешного и добросовестного бизнеса, - вот те вопросы, на которые я попыталась ответить в рамках данной курсовой работы.
Цель курсовой работы конкретизируют следующие задачи:
· Изучить теоретические аспекты понятия этические проблемы в менеджменте;
· Определить роль этики в менеджменте;
· Дать анализ проблем формирования этики менеджмента;
· Исследовать современные проблемы этики в менеджменте;
· Изучить принципы и элементы составления этического кодекса организации;
· Уточнение понятия корпоративного этического кодекса на основе изученных материалов как теоретического, так и прикладного характера;
· Дать анализ корпоративных этических кодексов и раскрыть их роль в процессе принятия решений сотрудниками компаний;
· Рассмотреть и проанализировать на примерах корпоративные кодексы организаций.
Объектом курсовой работы является механизм этического регулирования проблем. Предмет исследования - управленческие отношения в ходе формирования элементов этики на предприятиях и в организациях, действия и поступки менеджеров в этическом аспекте.
Для анализа корпоративного кодекса организации мной был рассмотрен этический кодекс компании ОАО "Ростелеком". ОАО "Ростелеком" - национальная телекоммуникационная компания России - является крупнейшей российской компанией отрасли. "Ростелеком" является не только традиционным лидером рынка услуг местной и дальней телефонной связи, но и безусловным лидером российского рынка Интернет-услуг. В своем нынешнем виде компания существует с апреля 2011 года, когда к национальному оператору дальней связи ОАО "Ростелеком" присоединились межрегиональные компании связи ОАО "ЦентрТелеком", ОАО "Северо-Западный Телеком", ОАО "Южная телекоммуникационная компания", ОАО "ВолгаТелеком", ОАО "Уралсвязьинформ", ОАО "Сибирьтелеком", ОАО "Дальсвязь" и ОАО "Дагсвязьинформ". Компания является основным поставщиком телекоммуникационных услуг для российских органов государственной власти всех уровней, государственных учреждений и организаций. Так, по итогам прошедших открытых аукционов и тендеров "Ростелеком" заключил с государственным заказчиками контракты на оказание в 2011 году услуг на сумму более 6,4 млрд. руб. Организация является единственным исполнителем работ в части проектирования, создания и эксплуатации инфраструктуры "электронного правительства" в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации.
Сегодня услугами компании пользуется более 100 млн. жителей России. Сайт компании ОАО "Ростелеком". URL: http://www.rt.ru (дата обращения: 27.05.2011).
Информационная база работы включает в себя различные учебники для студентов и пособия для преподавателей, а также статьи журналов и ресурсы Интернета по вопросам современного формирования и развития этики менеджмента. Например, следующие статьи из Интернет-ресурсов: Балакирев В.В. "Как создать этический кодекс для НКО?", Иванченко В.П. "Этические основы менеджмента", Лобейко О.И. "Этический кодекс: всё о нем.", Стернин И.Н., Панферова Н.П. "Кодекс корпоративной этики: каждой компании - свой кодекс" а также статья Дубининой М.В. "Корпоративная этика как инструмент социального менеджмента" из журнала "Менеджмент в России и за рубежом" в №4 за 2009год. Также в работе я опиралась на труды экономиста Свиткина М.З. и учебное пособие Семенова А.К. и Масловой Е.Л. "Этика менеджмента", изданное в Москве в 2007 году. Список всей использованной литературы приведен в разделе "Список используемых источников и литературы".
Среди ученых, рассматривавших вопросы профессиональной этики и морали в трудах, получивших известность во всем мире, необходимо выделить таких, как Т. Парсонс, Ф. Томпсон, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Козловски, Л. Смирич, М. Фридмен, М. Дуглас, А. Голдман, Дж. К. Гелбрейт, А. Гордон, Р. Милтон, М. Рокич и др.
Различные подходы, активно использующиеся в настоящее время в этике бизнеса, разработали такие известные ученые, как И. Бентам (основатель теории традиционного утилитаризма), И. Кант (сторонник деонтической этики), Д. Ролз (приверженец этики справедливости). Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Лавриненко В.Н. и др. Психология и этика делового общения. М., 2007. С. 147.
Исследования проводились на основе теоретических и практических знаний.
Глава 1. Основы современной управленческой этики
1.1 Характеристика деловой этики
Деловая этика в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т. е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета - ритуализированные внешние нормы поведения.
Употребление различных терминов - "этика" (греч.) и "мораль" (лат.) - не случайно. В русском языке имеется еще слово "нравственность", используемое при рассмотрении перечисленных проблем и происходящее от аналогичного славянского корня (нрав, характер). Различение смыслов этих трех терминов имеет в этике (как в науке о морали) и философии свою историю. В литературе, посвященной проблемам деловой этики, если авторы вообще считают необходимым отличать "этику" от "морали", как правило, предполагается, что этические аспекты представлены в социальных взаимодействиях, а моральные - во внутренних оценках личности. Однако и в том и в другом случае речь идет о различении добра и зла, справедливого и несправедливого, хорошего и дурного.
В глоссарии Европейского фонда управления качеством (EFQM) этика организации определена как нравственные устои, взятые на вооружение и соблюдаемые всеми работниками данной организации. Базируясь на общечеловеческих ценностях, этические нормы деловых отношений выступают одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Свиткин М.З. Социально-психологические аспекты менеджмента организации // Стандарты и качество. - 2005. - № 1. - С. 54-58.
Следует отметить возрастающее значение общенациональных и международных регуляторов деловой этики и трудовых отношений. Международные своды правил ведения бизнеса приняты Организацией Объединенных Наций, Международной торговой палатой и Организацией экономического сотрудничества и развития. Прообраз мировой системы этических стандартов можно увидеть в "Принципах ведения бизнеса" "Круглого стола Ко". Они были приняты в 1994 году в швейцарском городке Ко лидерами бизнеса Японии, Западной Европы и Соединенных Штатов и к сегодняшнему дню завоевали всеобщее признание в международном деловом сообществе. В нем предпринята попытка выработать единый кодекс поведения для бизнесменов двух существенно различающихся систем делового поведения: западной и восточной (азиатской).
Декларация отстаивает следующие принципы отношения компании к своим сотрудникам: "Мы придаем большое значение уважению достоинства всех работников, серьезному отношению к их интересам. Следовательно, мы имеем перед ними следующие обязательства:
§ обеспечивать своих работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;
§ создавать такие условия труда для работников, которые не наносят ущерб их здоровью и человеческому достоинству;
§ быть честными в коммуникациях со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченной лишь рамками закона и условиями конкуренции;
§ прислушиваться и по возможности реагировать на предложения работников, их идеи, требования и жалобы;
§ в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с работниками;
§ избегать дискриминационной политики и гарантировать работникам равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений;
§ стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех рабочих местах, где они могут принести наибольшую пользу;
§ обеспечивать охрану труда работников во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
§ поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и знаний, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы" Этические принципы ведения дел в России / Под общ. ред. С.А. Смирнова. М., 1999. С. 156..
Существенное влияние на формирование корпоративной этики оказывают стандарты, выработанные Международной организацией труда (МОТ) и во многом воспринятые на национальном уровне государственным законодательством. Сейчас насчитывается около 200 международных конвенций и рекомендаций, которые в качестве международных трудовых норм нацелены на гуманизацию и демократизацию мира труда, социальную защищенность и создание благоприятных условий труда. В Европе соответствующие основные демократические нормы зафиксированы в виде "Хартии основных социальных прав трудящихся" ("Социальная хартия ЕС").
Существующее вокруг нас сегодня ценностное многообразие заставляет отдельные предприятия и предпринимательское сообщество в целом проявлять собственную инициативу в этическом плане. При этом ни в коем случае нельзя сказать, что формирование деловой этики начинается с нуля. В генетическом коде нации сохранились традиции дореволюционного предпринимательства. Общенациональные принципы ведения в виде морального кодекса российского предпринимателя были официально декларированы еще в 1912 году, а газета деловых кругов "Биржевые ведомости" выходила в дореволюционной России под лозунгом "Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли". Не следует забывать и о том, что в советское время существовала своеобразная этика предприятия, в которой существовали понятия "трудового коллектива", "социальной ответственности руководителя", "общественной значимости труда", "участия трудящихся в управлении" и т. п.
Первые ростки на поле деловой этики в современной России стали пробиваться в 90-х годах. Был принят ряд профессиональных этических кодексов, среди которых следует упомянуть: Кодекс чести банкира (1992), Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка (1994), Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов (1994), Кодекс профессиональной этики членов российского общества оценщиков (1994). Сегодня профессиональные этические кодексы уже приняты или находятся в процессе обсуждения в большинстве сфер предпринимательства.
Проблема этики осознана и на уровне всего российского делового сообщества. Переломным здесь можно считать 1995 год, когда Второй Всероссийский конгресс промышленников и предпринимателей принял Хартию бизнеса России. Координационный комитет всероссийского объединения предпринимательских союзов и организаций, так называемый "Круглый стол бизнеса России", поставил одной из своих задач борьбу за соблюдение предпринимательской этики, обратившись к российскому деловому сообществу со следующими словами: "В российской деловой среде уже созрело понимание того факта, что отечественному бизнесу нужны некие этические рамки, за пределами которых - беззаконие, попрание прав личности и в конечном счете крах экономики как системы цивилизованного обмена товарами, услугами и информацией" Этические принципы ведения дел в России. С. 65.. В этой связи объединениям предпринимателей пришлось распрощаться с рядом своих бывших участников, не соблюдающих элементарные этические нормы. В том же 1995 году Торгово-промышленная палата России объявила развитие деловой культуры предпринимателей одним из приоритетных направлений своей деятельности и инициировало разработку проекта под общим названием "Российская деловая культура".