Основы современной управленческой этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 05:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы конкретизируют следующие задачи:
• Изучить теоретические аспекты понятия этические проблемы в менеджменте;
• Определить роль этики в менеджменте;
• Дать анализ проблем формирования этики менеджмента;
• Исследовать современные проблемы этики в менеджменте;
• Изучить принципы и элементы составления этического кодекса организации;
• Уточнение понятия корпоративного этического кодекса на основе изученных материалов как теоретического, так и прикладного характера;
• Дать анализ корпоративных этических кодексов и раскрыть их роль в процессе принятия решений сотрудниками компаний;
• Рассмотреть и проанализировать на примерах корпоративные кодексы организаций.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основы современной управленческой этики
1.1 Характеристика деловой этики
1.2 Описание и анализ этических проблем современного менеджмента
Глава 2. Этический кодекс организации
2.1 Описание корпоративного кодекса
2.1.1 История возникновения этического кодекса
2.1.2 Функции, характеристики и значение корпоративного свода правил
2.2 Характеристика этического кодекса на примере "Этического кодекса ОАО "Ростелеком"
Заключение
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

Основы современной управленческой этики.docx

— 56.23 Кб (Скачать файл)

1.2 Описание и  анализ этических проблем современного  менеджмента

Обращение к вопросам корпоративной этики в современной России особенно актуально. Ни для кого не секрет, что в трудовой сфере широко распространены теневые отношения: найм без официального оформления, зарплата "в конвертах", несоответствие формальных условий найма фактическим и т.п. Такие методы позволяют работодателю самым неприкрытым образом игнорировать социальные нормы трудоустройства и благодаря этому экономить на издержках, связанных с оплатой труда и соответствующими отчислениями в бюджет.

В качестве одного из объяснений такого положения выдвигается тезис о чрезмерной зарегулированности трудовой сферы действовавшим до самого последнего времени КЗОТом. Едва ли вызывает сомнение, что Кодекс законов о труде 1971 года, который изначально был призван регулировать трудовые отношения совершенно в иной системе, где существовал, по сути, один работодатель (государство) и один профсоюз (ВЦСПС), а само предприятие являлось не субъектом рыночных отношений, а объектом централизованного государственного планирования, был адекватен в корне изменившейся ситуации. Кудюкин П.М. Неформальные трудовые отношения в России: сущность, формы проявления, общественные последствия. М., 1999. С. 126.Однако проблема, значительно сложнее, и вряд ли стоит строить иллюзии о выходе трудовой сферы из тени в результате принятия нового Трудового кодекса.

Нет сомнения в том, что нормальный бизнес может развиваться только в правовом государстве, на основе развитого законодательства. Однако даже самое совершенное правовое государство не снимет проблемы этических основ бизнеса. Вряд ли можно согласиться с тезисом, что развитое законодательство решает и основные проблемы предпринимательской этики, так как именно закон четко определяет, что можно, а что нельзя. Закон и нравственность по своим социальным функциям близки, но, тем не менее, эти понятия неидентичны.

Более того, значение закона и морали как регуляторов человеческого поведения различаются от общества к обществу. Так, одной из характерных черт российского менталитета является приоритет духовного начала, своего рода "внутреннего закона" над нормами официального права. В этой связи формирование правового государства в российских условиях должно обязательно дополняться морально-этическими нормами, которые могут найти свое отражение в корпоративной этике. Тем более что в этой области в России существуют давние традиции.

В своей каждодневной деятельности руководитель любого уровня или наемный работник принимают решение, не только исходя из правовых норм, но и руководствуясь принятой в данной организации системой ценностей и норм поведения. Так, новый Трудовой кодекс выводит значительное число положений старого КЗОТа в область соглашения между работодателем и наемным работником с целью придания трудовым отношениям большей гибкости, необходимой в новых условиях хозяйствования. Таким образом, в реальной жизни Трудовой кодекс играет роль закона-рамки. На конкретном предприятии характер трудовых отношений во многом будет определяться не только экономическими факторами и правовыми нормами, но и морально-этическими ценностями руководителя и персонала.

Работодатель и менеджер по-своему могут интерпретировать правовые нормы и пользоваться возможностью их применения. В результате именно от них зависит:

· размер оплаты труда и различных дополнительных выплат;

· использование или нет гибкого графика, сверхурочных работ и т.п.;

· выбор форм контроля;

· принятие решения об увольнении (тем более что согласно новому Трудовому кодексу трудовой договор по инициативе работодателя может быть расторгнут в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей);

· поощрение повышения образовательной и профессиональной подготовки работников (включая оплату обучения, выделение для этого рабочего времени);

· содействие проведению различных мероприятий в нерабочее время (организация праздничных вечеров, турпоездок, посещение выставок и т. п.).

Кроме того, никакие правовые нормы не в состоянии определить степень доверия и уважения руководителя к своим подчиненным, признание за ними права на человеческое достоинство, собственное мнение по тому или иному вопросу.

Принятие многих управленческих решений связано с морально-этическими дилеммами, к числу которых можно отнести:

· выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом;

· соотношение целей и средств их достижения;

· соотношение материальных и духовных ценностей;

· соотношение личных и общественных интересов. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента. М., 2000. С. 208-215.

Этические дилеммы в действительности являются и управленческими дилеммами, поскольку они являют собой конфликт между экономической деятельностью организации (измеряемой доходами, затратами, и прибылью) и социальным отражением ее деятельности (проявляющейся в обязательствах перед людьми как внутри, так и вне организации). Характер этих обязательств, конечно, можно толковать по-разному, но чаще всего они включают в себя мероприятия по защите лояльных организации служащих, создание конкурентоспособных рынков и производство полезных и безопасных для членов сообщества изделий и услуг.

При детальном исследовании относительно незначительной проблемы, с которой сталкивается менеджер, пытаясь понять природу вышеозначенной этической дилеммы, можно выделить пять заключений относительно сложности управленческой этики:

1. Большинство этических  решений имеют самые широкие  последствия.

Результаты управленческих решений и действий не ограничиваются последствиями первого уровня. Наоборот, их результаты распространяются на все общество, и это распространение составляет суть этической дилеммы: решения менеджеров имеют воздействие на других людей - как в пределах организации, так и в пределах общества - которые находятся вне их контроля, но тем не менее должны учитываться во время принятия решений. Взятки изменяют государственные процедуры. Загрязнение окружающей среды воздействует на здоровье членов сообщества. Использование опасных материалов может разрушить жизнь отдельно взятого человека. Здесь присутствует дилемма - ведь большинство людей признает широкие последствия управленческих действий. Дилемма же проистекает из существования многократных альтернатив, смешанных результатов, сомнительных случаев и персональной причастности, которые усложняют процесс принятия решений, ведущих к вышеуказанным действиям.

2. Большинство этичных  решений имеют многократные альтернативы.

Обычно считается, что этические проблемы в менеджменте в основе своей дихотомичны - выбор между "да" и "нет" и никаких других альтернатив. Хотя дихотомическая структура представляет этические проблемы в остром контрасте, это не отражает точно управленческую дилемму. Как показывают многочисленные примеры, в принятии этического выбора должны учитываться многократные альтернативы.

3. Большинство этических  решений имеют смешанные результаты.

Обычно считается, что этические проблемы в менеджменте в значительной степени являют антитезу финансовым доходам и социальным затратам. Оплатите косвенную взятку, но сохраните коммерческий объем импортируемых товаров через моментальную поставку. Причините некий вред воздушной или водной среде, но избежите лишних затрат на монтаж и работу очистных сооружений. Разработайте некое опасное для человека изделие, но уменьшите материальные затраты и стоимость рабочей силы. Подобно дихотомической структуре, антитезная модель для оценки результата остро представляет этические проблемы, но не отображает точно управленческую дилемму. Социальные пособия и затраты также как финансовые доходы и расходы связаны почти со всеми альтернативами в этическом выборе.

4. Большинство этических  решений имеют сомнительные последствия.

Обычно считается, что этические проблемы в менеджменте свободны от риска или сомнения, имея известный результат для каждой альтернативы. Оплатите взятку, и получите импортируемые товары быстро. Вложите капитал в очистные сооружения, и выброс будет сокращен на X процентов при Y стоимости операции. Произведите абсолютно безопасное изделие по дополнительной стоимости Z долларов за единицу. Детерминированная модель, - то есть одна без вероятностей - упрощает процесс анализа, но точно не описывает управленческую дилемму. Поскольку вовсе не ясно, к каким последствиям приведет любая из рассматриваемых альтернатив, и совсем не ясно, к каким последствиям приведут большинство из принятых этических решений.

5. Большинство этических  решений имеют персональную заинтересованность.

Обычно считается, что этические проблемы в менеджменте в значительной степени безличны, отделены от жизни и карьеры менеджеров. На самом деле каждая черта характера отдельно взятого менеджера безошибочно присутствует в принимаемых им решениях, и зачастую желание продвинуться по собственной карьерной лестнице перевешивает очевидные обязательства менеджера перед другими членами организации или сообщества, хотя в своих собственных глазах его действия могут быть вполне мотивированными с точки зрения его морали. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Этика менеджмента. М., 2007. С. 154-157.

Рациональное отношение к моральной регуляции взаимоотношений в организации, институционализация морали порождают потребность в конкретных практических рекомендациях относительно разрешения сложных проблемных ситуаций, так называемых этических дилемм, когда руководитель вынужден выбирать не между двумя одинаковыми с этической точки зрения способами действия, а должен решить, делать или не делать что-либо такое, что хотя и выгодно ему самому или организации или обоим, но может считаться неэтичным. Этично ли, например, дать взятку, чтобы получить выгодный контракт? Этично ли позволять своей компании размещать вредные отходы в опасном виде? Этично ли скрывать информацию, которая может заставить хорошего работника принять решение о перемене места работы? Этично ли заниматься на рабочем месте личными делами?

Руководители, менеджеры сталкиваются с такими дилеммами не только во взаимоотношениях начальников с подчиненными, но и с покупателями, конкурентами, поставщиками и диспетчерами. Следовательно, все больше и больше организаций нуждаются в программах этического тренинга, чтобы помочь менеджерам прояснить их этические принципы и попрактиковаться в самодисциплине при принятии решений в сложных обстоятельствах. "Предлагается, например, такой весьма полезный проверочный лист, который может помочь при столкновении с этическими дилеммами:

Как поступать в ситуациях морального выбора?

Шаг 1. Распознать и прояснить дилемму.

Шаг 2. Получить все возможные факты.

Шаг 3. Перечислить все ваши варианты выбора.

Шаг 4. Проверить каждый вариант, задавая три вопроса:

"Это законно?"

"Это правильно?"

"Это полезно?"

Шаг 5. Принятие решения.

Шаг 6. Дважды проверить решение, задавая два вопроса:

"Как я себя буду  чувствовать, если моя семья узнает  о моем решении?"

"Как я себя буду  чувствовать, если о моем решении  сообщат в местной печати?"

Шаг 7. Предпринять действие." Логинова А.С. Основные принципы этики. // Секретарское дело. - 1998 . -№2.- С. 49.

Этические решения - не простой выбор между правильным и неправильным; они есть сложные суждения о балансе между экономическим и социальным поведением организации. Здесь уместны три метода анализа: экономический, юридический, и этический.

1. Экономический анализ - возможность рассматривать многие  из проблем менеджмента, как имеющие  определенное этическое содержание  с точки зрения микроэкономической  теории, полагаясь на безличные  рыночные силы в выборе решения  между экономическим и социальным  поведением.

2. Юридический анализ - возможность  рассматривать каждую из проблем, имеющую этическое наполнение, на  основе юридической теории, полагаясь  на безличные социальные силы  в выборе между "правильным" и "неправильным". Здесь основное  убеждение - то, что демократическое  общество может устанавливать  собственные правила и что, если  люди и организации следуют  этим правилам, то с членами  этого общества будут обращаться  настолько справедливо насколько  это возможно.

Этический уровень организации характеризуется степенью ориентации руководителей и ее рядовых сотрудников в своем поведении и принятии решений на нравственные нормы деловых отношений.

Для повышения уровня этичности поведения руководителей и рядовых сотрудников в настоящее время в организациях проводятся следующие мероприятия.

1) Разрабатываются этические  кодексы, описывающие систему общих  ценностей и правил этики организации, которых должны придерживаться  ее работники. Они необходимы  для описания целей организации, создания нормальной этичной  атмосферы и определения этических  рекомендаций в процессе принятия  решений. Обычно их доводят до  работников в виде печатных  материалов. Этический кодекс может  быть разработан для организации  в целом, и в этом случае  он содержит общие как для  менеджеров, так и для рядовых  исполнителей этические правила. Кодекс может быть также создан  для определенных функциональных  подразделений с целью решения  специфических этических проблем. Чтобы сделать этические кодексы  более действенными, в организациях  обычно принимают и определенные  дисциплинарные меры, направленные  на наказание за нарушение  кодекса и поощрение поступков, совершенных в соответствии с  правилами этического кодекса. По  своему содержанию и объему  этические кодексы весьма разнообразны - от кодекса на одну страницу "Формулировка деловой этики" корпорации Ехоп до "Этического стандарта" компании Citycorp, объемом в 60 стр. Характерной чертой современных этических кодексов является то, что разделы, содержащие рекомендации по устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами интересов, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие разделы. При этом акценты делаются на столкновение интересов организации: с правительственными органами; сотрудниками или акционерами организации; правительствами иностранных государств. Очевидно, что невозможно охарактеризовать в кодексе любую этическую проблему, с которой могут столкнуться сотрудники, однако письменные инструкции могут помочь разрешению довольно часто встречающихся этических вопросов. Этические кодексы представляют собой своеобразные "путеводители" к правильному поведению, дают общие ориентиры в спорных ситуациях, помогают профессионально контролировать тех менеджеров, которые иногда просят, даже приказывают своим подчиненным совершать не только неэтичные, но даже незаконные поступки. В то же время, как показывает практика, этические кодексы порой содержат слишком расплывчатые формулировки правил поведения, и с их помощью трудно решить конкретную этическую проблему.

Информация о работе Основы современной управленческой этики