Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 05:14, курсовая работа
Цель курсовой работы конкретизируют следующие задачи:
• Изучить теоретические аспекты понятия этические проблемы в менеджменте;
• Определить роль этики в менеджменте;
• Дать анализ проблем формирования этики менеджмента;
• Исследовать современные проблемы этики в менеджменте;
• Изучить принципы и элементы составления этического кодекса организации;
• Уточнение понятия корпоративного этического кодекса на основе изученных материалов как теоретического, так и прикладного характера;
• Дать анализ корпоративных этических кодексов и раскрыть их роль в процессе принятия решений сотрудниками компаний;
• Рассмотреть и проанализировать на примерах корпоративные кодексы организаций.
Введение
Глава 1. Основы современной управленческой этики
1.1 Характеристика деловой этики
1.2 Описание и анализ этических проблем современного менеджмента
Глава 2. Этический кодекс организации
2.1 Описание корпоративного кодекса
2.1.1 История возникновения этического кодекса
2.1.2 Функции, характеристики и значение корпоративного свода правил
2.2 Характеристика этического кодекса на примере "Этического кодекса ОАО "Ростелеком"
Заключение
Список используемых источников и литературы
· Миссия, видение. В чем состоит основное предназначение нашей организации? Ради какой общей цели мы работаем? Ради кого мы работаем? Какой вклад в общественное благо делает наша организация? Что и для кого мы хотим изменить и улучшить? Какие социальные проблемы мы хотели бы решить? В чем состоит вклад нашей организации в общественное развитие? Какой должна стать наша организация в будущем?
· Ценности, базовые принципы деятельности. В какие ценности мы верим, выполняя свое предназначение? Каким принципам мы следуем в своей работе? От каких принципов мы не отступимся (не изменим им) ни при каких условиях? Что характерно для деятельности нашей организации? Ответы на эти вопросы очень тесно связаны с историей организации, с опытом преодоления трудных ситуации в прошлом.
· Стандарты поведения сотрудников. При разработке этой части кодекса сначала стоит определить, какие заинтересованные группы для организации наиболее важны. Где особенно важно соблюдение определенных этических принципов и правил поведения. Клиенты? Представители органов власти? Партнеры? Сотрудники или члены самой организации? Учредители и руководители организации? Доноры? СМИ? Скорее всего, стандарты поведения могут быть разделены на группы: "стандарты при взаимодействии с клиентами", "стандарты при взаимодействии с партнерами" и др. При разработке стандартов поведения необходимо продумать: С какими этическими дилеммами в прошлом сталкивались наши сотрудники? Как и чем эти ситуации закончились? Какие ситуации взаимодействия сотрудников организации с представителями заинтересованных групп могут стать этически сложными? Какие ситуации представляют собой угрозу возникновения этической дилеммы? Что должны делать сотрудники организации, чтобы предотвратить возникновение этической дилеммы? Или успешно преодолеть ее в соответствии с ее миссией и базовыми принципами деятельности. Что ожидают от нас представители заинтересованных групп? Каким из этих ожиданий мы будем соответствовать, а каким нет? Какие ожидания заинтересованных групп от нашей организации соответствуют нашим ценностям, а какие нет?
· Система исполнения этического кодекса. Каким образом содержание кодекса можно довести до каждого сотрудника? Кто будет отвечать за эту работу? Кто будет отслеживать исполнение этических норм? Как мы будем реагировать на этические нарушения? Какую помощь окажет организация сотрудникам, оказавшимся в ситуации этического выбора? Что должен делать сотрудник, оказавшийся в ситуации этической дилеммы? К кому он может обратиться за помощью? В какой мере обсуждение этичности поведения сотрудника может быть публичным? Где границы конфиденциальности при обсуждении этических дилемм? Как сделать так, чтобы система исполнения сама не нарушала этических норм организации? Как можно информировать об этических нарушениях? Кто должен собирать эту информацию, кто и как реагировать на нее? Каким образом об этической системе организации будут информироваться новые сотрудники? При разработке системы исполнения следует учесть, что организация не имеет права реагировать на этические нарушения юридическими последствиями. Это нарушение трудового законодательства.
· При создании кодекса полезными являются обращения к опыту других организаций. Большинство организаций считают свои этические кодексы открытыми документами. Опыт коллег из других организаций, особенно с близким содержанием деятельности, тут неоценим. Например, можно избежать их ошибок. Не зазорно и использовать их наработки для создания своего кодекса. Но при этом, при всем сходстве ситуаций и способов их преодоления кодекс организации должен рождаться внутри нее, быть уникальным продуктом опыта и труда самих сотрудников организации.
Текст разработан, его содержание устраивает и даже нравится руководителям и сотрудникам. Принятие его в качестве внутреннего нормативного документа - это важный этап создания кодекса. Не стоит просто проскакивать его. Принятие кодекса - это важнейшее и очень значимое событие в жизни организации. Важно провести его так, чтобы это ощутил каждый сотрудник. Небольшая организация может провести его скромно, но так, чтобы оно действительно стало знаковым в жизни организации.
Кодекс разработан - что делать дальше? Дальше он должен использоваться как важнейший стратегический документ организации. К нему стоит обращаться как к важнейшей основе принятия решения в наиболее значимых или сложных ситуациях.
Корпоративный кодекс лишь первый, но
очень важный шаг на пути формирования
этики трудовых отношений на предприятии.
Не стоит строить иллюзий, что сам факт
его принятия создаст здоровый психологический
климат и гармонизирует трудовые отношения.
Действительно, сегодня многие корпоративные
кодексы так и остаются декларациями и
принимаются в определенные моменты: например,
перед выходом компании на зарубежные
рынки или в процессе привлечения западных
инвесторов. Но в целом, можно согласиться
с мнением исполнительного директора
Ассоциации менеджеров России А. Дынина:
"Пусть даже компании не будут соблюдать
в полном объеме свои кодексы. Но уже сам
факт их существования будет цивилизовать
рынок, формировать менталитет. Это как
раз тот самый случай, когда от стократного
повторения слова "сахар" должно
стать сладко". URL: http://www.klerk.ru/boss/
2.2 Характеристика этического кодекса на примере "Этического кодекса ОАО "Ростелеком"
Этический кодекс ОАО "Ростелеком"
является открытым, то есть, находится
в свободном доступе, его легко можно найти
в Интернете, периодических изданиях.
Принят он был 27 декабря 2007 года на заседании
Совета директоров ОАО "Ростелеком".
Этический кодекс ОАО "Ростелеком"
URL: www.rt.ru/centr-invest/corp/
Во всех регионах России, кроме Москвы, ОАО "Ростелеком" - оператор для операторов, предоставляющий полный объем услуг магистральной сети и объединяющий сети российских операторов в единую транснациональную сеть. На рынке Москвы ОАО "Ростелеком" предоставляет услуги международной и междугородной связи конечным пользователям, используя инфраструктуру местного оператора связи, и напрямую выставляет счета абонентам. " Также перечисляются другие документы, регламентирующие деятельность компании. Далее идет раздел "Термины", где дается определение таким понятиям, как "Директоры", "Руководство", "Сотрудники", "Дочерняя компания", "Конфликт интересов", "Конфиденциальная информация" и проч.
Раздел III раскрывает основные этические принципы ОАО "Ростелеком", такие, как:
- выполнять требования
- соответствовать высоким
- своевременно и полно
- соблюдать требования
- отказаться от использования служебного положения в личных интересах, включая использование собственности Компании;
- своевременно уведомлять
IV раздел называется "Конфликт
интересов", где упомянуты следующие
принципы деятельности: " Упомянутые
лица обязуются прилагать все
усилия для того, чтобы не допускать
ситуаций, которые ведут или
В V разделе прописано право разглашать конфиденциальную информацию лишь в связи с исполнением должностных обязанностей.
VI раздел посвящен использованию
служебного положения. В нем описаны
следующие правила поведения: "Запрещается
использовать служебное
* для получения подарков, вознаграждения
и иных выгод для себя лично
и других лиц в обмен на
предоставление Компанией
* для получения подарков, вознаграждения
и иных выгод для себя лично
и других лиц в процессе
ведения дел Компании, в том
числе как до, так и после
проведения переговоров о
*для получения услуг, включая
кредиты, от лиц, прямо или косвенно
аффилированных с Компанией, за
исключением кредитных
поставщиков услуг.
Раздел VII рассматривает осуществление операций с ценными бумагами с использованием инсайдерской информации, которое регулируется Положением об операциях с ценными бумагами ОАО "Ростелеком".
Членам компании разрешается работать по совместительству в других организациях с уведомлением руководства. Эти положения рассматриваются в VIII разделе.
Раздел IX называется "Отношение к коллегам, деловым партнерам и конкурентам". В нем прописаны следующие правила поведения: "Упомянутые лица с уважением относятся к своим коллегам, а также ко всем представителям клиентов и деловых партнеров Компании, независимо от их возраста, трудоспособности, пола, гражданства, этнического происхождения, расы, религии или сексуальной ориентации и других факторов, не затрагивающих деловых интересов Компании.
В процессе взаимоотношений с коллегами, клиентами и деловыми партнерами Упомянутые лица воздерживаются от любого рода манипулирования, сокрытия или искажения предоставляемой информации, злоупотребления служебным положением и иных недобросовестных способов ведения дел ".
ОАО "Ростелеком" бережно относится и к окружающей среде, в этическом кодексе компании этому посвящен X раздел под названием "Защита окружающей среды".
Разделы XI и XII раскрывают правила использования имуществом компании и предоставления информации соответственно.
XIII раздел посвящен соблюдению этического кодекса. В нем прописано, что все сотрудники компании обязуются соблюдать Кодекс и о любых известных им случаях нарушения требований Кодекса обязуются сообщать Комитету по аудиту Совета директоров ОАО "Ростелеком".
В XIV разделе рассмотрены случаи отступления от требований соблюдения этического кодекса, а в XV разделе даются заключительные положения.
Проведя анализ данного кодекса, можно отметить, что "Этический кодекс ОАО "Ростелеком" " является декларативным, т.к. его в качестве основы используют дочерние подразделения компании (напр., "Волгателеком"), в нем описаны общие правила поведения сотрудников. Адресован кодекс всем сотрудникам, а его текст понятен и имеет небольшой объем.
Заключение
Важность изучения деловой этики трудно переоценить. Оно помогает не только сформулировать нужные этические ценности для каждого человека и свободнее ориентироваться бизнесменам в сложных проблемах, возникающих при принятии решений, но и создать этическую инфраструктуру, которая должна сделать возможным введение и работу рыночной экономики и рыночных отношений.
Современное "плачевное" состояние деловой этики в России не в последнюю очередь является следствием невнимания к этическим аспектам становления российского предпринимательства, и, прежде всего, со стороны государства, которое призвано создать целостную и стройную систему законов и нормативных актов, регулирующих деятельность предпринимателей и государственных чиновников.
Основная масса предпринимателей не желает ограничивать себя этическими рамками, поскольку само государство пока еще не создает условий, делающих "моральный" бизнес более выгодным, чем "неморальный".
В рамках данной работы было эмпирически доказано, что корпоративные этические кодексы способны служить инструментом управления, и играют важную роль в сложном процессе принятия эффективных, социально ответственных решений. Для подтверждения данного утверждения были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:
Этические проблемы часто возникают в менеджменте. Они выходят далеко за рамки обычно обсуждаемых проблем взяточничества, сговора, и воровства, проникая в такие области как корпоративные заимствования, политика, маркетинг, и капиталовложения.
К сожалению, и менеджмент частных предприятий, и государственный менеджмент допускает неэтичные поступки, аморальные явления (такие как коррупция, взяточничество и др.). Цель современной образовательной политики состоит в формировании и воспитании таких управленческих кадров для частного сектора экономики и для государственных и муниципальных органов управления, которые обладали бы не только знаниями и системным, аналитическим и прогнозным стилем мышления, но и имели бы высоконравственную идеологию в качестве платформы для реализации перечисленных черт.
Сталкиваясь с проблемами этического выбора, менеджеры, как правило, основываются на нормативной точке зрения, т. е. определенных нормах и ценностях, в соответствии с которыми и принимаются решения. В нормативной этике выделяют несколько подходов к описанию систем ценностей и соответственно принятию этически сложных решений, которые могут быть применены в практике менеджмента: утилитаристский подход, индивидуалистический подход, морально-правовой подход и концепция справедливости.