Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:01, реферат
Сегодня вопрос о характере этих отношений чрезвычайно актуаленпотому, что врачу в настоящее время, как никогда трудно соблюдать правила и принципы Гиппократа. Редко можно встретить в истории человеческого общества период, когда врач находился как бы между Сциллой и Харибдой, т.е. в положении, когда с одной стороны происходят исключительно полезные и важные для улучшения жизни открытия, а с другой, когда эти открытия и изобретения могут привести к негативному воздействию на здоровье людей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Происхождение этики. Виды профессиональной
этики. Медицинская этика. История медицинской этики.
ГЛАВА 2. Теоретические основы биомедицинской этики.
Основные этические теории и принципы биомедицинской этики.
ГЛАВА 3. Основные правила биомедицинской этики. Права и
моральные обязательства врачей. Права пациентов.
ГЛАВА 4. Этические правила взаимоотношений медицинских работников.
ГЛАВА 5. Этико-правовое регулирование биомедицинских исследований
на человеке и на животных.
ГЛАВА 6. Смерть и умирание. Эвтаназия.
Моральные проблемы трансплантологии.
ГЛАВА 7. Медицинские вмешательства в репродукцию человека.
Моральные проблемы медицинской генетики.
ГЛАВА 8. Этика в психиатрии и психотерапии.
ГЛАВА 9. СПИД. Морально-этические проблемы.
ГЛАВА 10. Моральные проблемы распределения дефицитных
ресурсов здравоохранения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Современные методы генно-инженерной диагностики позволяют более чем у 90% беременных установить пол плода при исследовании клеток амниотической жидкости или хориона с помощью хромосомоспецифических зондов на X и Y хромосомы. Это важно для оценки степени риска наследственных заболеваний сцепленных с полом (гемофилия, прогрессирующая мышечная дистрофия и др.). Определение пола плода с целью регулирования рождаемости по желанию семьи с деонтологических позиций не обоснованно, так как означает вмешательство в природу человека.
Всегда следует помнить о существовании врачебной (медицинской) тайны (право пациента на конфиденциальность). К ней относится «информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении». Врачебная тайна соблюдалась уже в глубокой древности. Ее история насчитывает более двух тысячелетий. По некоторым источникам, она зародилась в Древней Индии, где существовала пословица: «Можно страшиться брата, матери, друга, но врача - никогда».
Исходя из традиционного понимания медицинской тайны, сохранять ее следует от всех посторонних. Однако необходимо отметить, что с одной стороны, медицинский работник, обязан хранить тайну, с другой - он может и должен нарушить ее, если общественные интересы преобладают над личными. Известна история разглашения медицинской тайны английскими врачами в связи с жестоким обращением родителей с детьми. Закон сохранения врачебной тайны, важнейшего элемента клятвы Гиппократа в детских учреждениях нередко нарушается. Истории болезни не всегда хранятся надлежащим образом и могут быть доступны детям и родителям, а эпикризы зачастую печатаются техническими сотрудниками, которые получают доступ к медицинским заключениям. Родители обычно стремятся сохранить в тайне пороки развития у ребенка, наследственные заболевания, умственную отсталость, психические заболевания у членов семьи. Сохранение медицинской тайны обязательно, если подросток, особенно девушка, доверился врачу о начале половой жизни, не поставив об этом в известность родителей. Разглашение врачебной тайны сопряжено с вмешательством посторонних людей в жизнь семьи и личную жизнь ее членов, а это прямое нарушение Декларации прав человека.
Не следует скрывать от родителей и ребенка наличие у него серьезного, фатального заболевания (злокачественная опухоль, лейкоз) и хотя ранее преобладало стремление защитить маленьких пациентов от серьезного диагноза, многие дети догадывались или были уже осведомлены о природе их болезни. Поэтому в настоящее время преобладающей становится позиция, согласно которой ребенок должен быть информирован о заболевании. Часто эту миссию должен выполнить врач естественно с выражением надежды и внушением веры. Нельзя обманывать ребенка, тем самым врач теряет его доверие. В то же время, учитывая особенности психики ребенка, в некоторых ситуациях необходимо воспользоваться советом Гиппократа: «окружи больного любовью и разумным утешением, но главное, оставь его в неведении того, что ему предстоит, и особенно того, что ему угрожает».
Большой такт и чуткость необходимы
врачу при сообщении родителям
о летальном исходе заболевания
ребенка. Внезапная смерть ребенка
и смерть, наступившая после
Одним из видов врачебных ошибок,
которые могут повлечь за собой
серьезные последствия, являются деонтологические
ошибки. При неблагоприятном исходе
лечения именно такие ошибки нередко
учитываются родственниками в первую
очередь, порождая многочисленные жалобы
и требования о привлечении врача,
допустившего эту ошибку, к уголовной
ответственности. Напротив, известны случаи,
когда при неблагоприятном
Вместе с тем, если не соблюдаются
правила медицинской
Вопрос о правомерности
Согласие родителей на эксперимент
с ребенком необходимо во всех случаях.
Прежде чем проводить клинический
эксперимент с участием детей, следует
получить или найти данные о предварительных
испытаниях методов или препаратов
у экспериментальных животных или
взрослых. При этом необходимо письменное
информирование о лекарственном
средстве, безопасности и степени
риска, действиях пациента в случае
непредвиденных эффектов влияния лекарственного
препарата на состояние его здоровья.
В соответствии с декларацией
каждая процедура должна быть ясно
изложена в протоколе исследования,
который подлежит экспертизе специально
назначенной независимой
В заключение необходимо подчеркнуть,
что в настоящий период этике
и медицинской деонтологии
Литература
1. Акопов, В. И., Маслов, Е. Н. Право в медицине. М., 2002.
2. Альбицкий, В. Ю., Волгина, С.
Я. Современные этические
3. Биомедицинская этика / под ред. В. И. Покровского. М., 1997.
4. Биомедицинская этика / под ред. Т. В. Мишаткиной, С. Д. Денисова, Я. С. Яскевича. Минск, 2003.
5. Боткин, С. П. Общие основы клинической медицины (слово о долге врача). СПб., 1887.
6. Вельтищев, Ю. Е. Этика, медицинская деонтология и биоэтика в педиатрии // Рос. вестн. перинатол. и педиатрии. 1995. Т. 40. № 1. С. 54-57.
7. Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека. ООН, 1997.
8. Герасимович, Г. И.
9. Гиппократ. Избранные книги: пер. с греч. М., 1936.
10. Говард-Джонс, Н. Эксперименты на людях в исторической и этической перспективе // Здоровье мира. 1982. № 11. С. 9-16.
11. Григович, И. Н. Избранные лекции по детской хирургии. Петрозаводск, 2004.
12. Давыдовский, И. В. Врачебные ошибки // Сов. медицина. 1941. № 3. Дарвин, Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера. М., 1957.
14. Деонтология в педиатрии / под ред. С. Д. Носова. Л., 1977.
15. Деонтология в медицине: в 2 т. / под ред. Б. В. Петровского. М., 1988.
16. Дитерихс, М. М. Душа хирурга. Л., 1925.
17. Долецкий, С. Мысли в пути. М., 1977.
18. Долецкий, С. Я. Общие проблемы детской хирургии. М., 1984.
19. Исаков, Ю. Ф. С. Д. Терновский. М., 1996.
20. Кассирский, И. А. О врачевании. Проблемы и раздумья. М., 1970.
21. Кони, А. Ф. К материалам о врачебной этике. Харьков, 1928.
22. Лисицын, Ю. П. Здоровье
23. Манн, Т. О духе медицины // Собр. соч. в 10 т. М., 1960. Т. 9. С. 49-50.
24. Моруа, А. О. О призвании врача // Химия и жизнь. 1979. № 1. С. 86-89.
25. Мудров, М. Я. Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных // Избр. произв. М., 1949.
26. Павлов, И. П. Письмо к молодежи // Избр. произв. М., 1949. С. 50-51.
27. Пересада, О. А., Лебедько, А. В. Вспомогательные репродуктивные технологии: этические и юридические проблемы // Мед. новости. 2005. № 6. С. 5-11.
28. Петров, Н. Н. Вопросы хирургической деонтологии. Л., 1956.
29. Пирогов, Н. И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. // Собр. соч. в 8 т. М., 1962. Т. VIII. С. 69-351.
30. Платонов, К. И. Слово как
физиологический и лечебный
31. Попов, В. Л. Правовые основы медицинской деятельности. СПб., 1997.
32. Поттер, В. Р. Биоэтика: мост в будущее. Красноярск, 2002.
33. Рокицкий, М. Р. Ошибки и опасности в хирургии детского возраста. Л., 1986.
34. Салернский кодекс здоровья: пер. с лат. М., 1970.
35. Швейцер, А. Письма из Ламбарене: пер. с нем. Л., 1978.
36. Шубин, Б. М. Доктор А. П. Чехов. М., 1982.
37. Щетинин, Н. Н., Третьяк, С. И., Прохоров, А. В., Манулик, В. А. Актуальные проблемы медицинской деонтологии // Мед. новости. 2000. № 11. С. 48-51.
38. Юдин, С. С. Размышления хирурга. М., 1968.
Информация о работе Особенности взаимоотношений врача и пациента