Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 11:26, доклад
Этика (rpe4. etnika, от etnos) – привычка, нрав) – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Слово «мораль» означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считает эти слова синонимами.
Предмет этики, ее место в системе наук
Этика (rpe4. etnika, от etnos) – привычка,
нрав) – философская наука, объектом изучения
которой является мораль. Слово «мораль»
означает в современном языке примерно
то же самое, что и нравственность. Поэтому
большинство специалистов не проводят
строгого разграничения между моралью
и нравственностью и считает эти слова
синонимами.
Следует сказать, что и слово «этика» первоначально
означало то же, что и «мораль», и «нравственность».
До сих пор говорят об этике поведения,
этике офицера, о педагогической этике
и т.д., имея в виду главным образом моральные
нормы и нравственные отношения, которые
сложились в той или иной сфере общественной
жизни. И все же слово «этика» в настоящее
время чаще используется для обозначения
науки о морали. Именно в таком смысле
мы и будем употреблять эту категорию.
Этика выясняет место морали в системе
общественных отношений, анализирует
ее природу и внутреннюю структуру, изучает
происхождение и историческое развитие
нравственности, теоретически обосновывает
ту или иную ее систему. Как философская
наука этика возникает на том этапе развития
человеческого общества, когда происходит
отдаление духовно-практической деятельности
и материально-практической. Вначале она
означала жизненную мудрость, практические
знания относительно того, как надо себя
вести. Древнейшей этической нормой поведения
человека является «золотое правило»
нравственности. Его наиболее распространенная
формулировка гласит: «(Не) поступай по
отношению к другим так, как ты (не) хотел
бы, чтобы они поступали по отношению к
тебе. «Золотое правило» уже встречается
в ранних письменных памятниках многих
культур (В учении Конфуция, в древнеиндийском
Махабрате, в Библии, в «Одиссее» Гомера
и др.) и прочно входит в сознание последующих
эпох. В русском языке оно предстает в
виде пословицы «Чего в другом не любишь,
того и сам не делай».
В особую дисциплину этика была выделена
Аристотелем, который ввел и сам термин
в название своих работ: «Никомахова этика»,
«Большая этика», «Эвдемова этика». Он
разделил все науки на три большие группы
или категории: теоретические (умозрительные),
практические и творческие (созидательные).
К первым Аристотель отнес философию,
математику и физику, ко вторым – этику
и политику, а к третьим – искусства, ремесла
и прикладные науки. Этика как практическая
наука представляет собой учение о нравственности,
о привитии человеку деятельно-волевых,
душевных качеств, необходимых ему в первую
очередь в общественной жизни, а затем
и в личной. Она учит (и приучает) практическим
правилам поведения и образу жизни отдельного
индивида. Нравственность направлена
на самого человека, на развитие заложенных
в нем способностей, особенно его духовных
сил, на совершенствование его жизни, т.е.
на достижение человеком высшего блага,
на реализацию им смысла своей жизни и
ее назначения. Аристотель доказывает,
что в сфере деятельности человек сообразует
свое поведение и образ жизни с нравственным
идеалом, с представлениями о добре и зле,
должном ищущем и т.д.
Тот содержательный смысл, который вкладывается
в нравственный идеал, существенно зависит
от миропонимания людей и поэтому различен
в тех или иных философских системах. Например,
Гераклит учил, что все совершается по
логосу. Отсюда, естественно, было и предположение
о том, что поведение человека тогда оказывается
нравственным, благочестивым, законным,
когда оно согласуется с законом, естественной
необходимостью.
В дальнейшем происходит углубление и
изменение представлений о нравственном
идеале человека. Обращается внимание
на то, что наряду с естественной необходимостью
поведением человека управляют обычаи
людей, установления культуры, все то,
что составляет иную, вторую, не – вещную
природу. Сама эта «вторая природа» предстает
как результат выбора и продукт творчества,
активности самого человека. Она рукотворна
и создана самим человеком. А это означает,
что нравственности можно научиться. Индивид,
чтобы стать моральным, должен руководствоваться
собственными убеждениями, а не полагаться
на кого-то (судьбу, оракулов, учителей
и т.д.). Нравственность это то, что относится
ко «второй природе», к культурному пласту
человеческой жизнедеятельности, к тому,
что характеризует человека как общественное,
а не природное существо.
Моральными качествами человека являются
те, которые характеризуют его с точки
зрения способности жить в обществе. Они
формируются в практическом общении и
совместной деятельности людей. К таким
качествам Аристотель относил мужество,
умеренность, щедрость, великолепие, величавость,
честолюбие, правдивость, дружелюбие,
любезность, а также справедливость и
дружбу. Вырабатывая в себе эти качества,
человек становится нравственным. И в
этом смысле нравственно все, что служит
укреплению общества и государства.
С переходом от полисной организации общественной
жизни к крупным государственно-политическим
образованиям типа империи А. Македонского
возникают новые представления о нравственности
и добродетели. Неустойчивость жизненных
условий, неуверенность в завтрашнем дне,
зависимость судьбы индивидов, их жизненного
успеха и счастья не только от личных добродетелей,
но и малопредсказуемых жизненных обстоятельств
вызвали представления о нравственности
как субъективном состоянии. Многие философы
стали утверждать, что нравственность
есть некая внутренняя установка, которая
не зависит от поведения людей и противостоит
им. Широкое распространение получили
представления о нравственности, развиваемые
стоицизмом, эпикуризмом и скептицизмом.
Стоики, например, понимали под моральностью
внутренний покой, достигаемый в результате
равнодушно-стойкого отношения к миру.
Эпикуризм считал что счастье человека
составляют чувственные и духовные удовольствия,
спокойствие и невозмутимость. Скептицизм
доказывал необходимость приниципиального
воздержания от определенных суждений,
поскольку нормальным психологическим
состоянием человека является неуверенность
и сомнение.
Многие такие представления о морали вошли
и философию более позднего времени. При
этом может показаться, что изучение морали
– дело достаточно простое, поскольку
она заключена в каждом из нас, точнее,
постоянно обнаруживает себя в человеческих
взаимоотношениях. Это не электроны или
гены, для ее изучения не требуется дорогостоящая
специальная аппаратура. Мораль легко
обнаруживается, что называется, невооруженным
взглядом. Но попробуйте разобраться в
своем собственном моральном сознании,
дать пример, определение тому, что вы
считаете добром, а что злом, и очень скоро
убедитесь, что нравственные проблемы
не столь банальны, как представляются
на первый взгляд. Философы убедительно
доказали это. В частности, весьма поверхностным,
рискованным и даже опасным является присущее
для большинства людей, не склонных к размышлениям
на отвлеченные темы, утверждение: «Добро
– это хорошее, зло – это плохое». Следовательно,
к хорошему нужно стремиться, нужно его
приумножать, а с плохим – бороться. В
мире много зла, потому что с ними плохо
борются. Как показал русский философ
С.Л. Франк, имея в виду такой подход: «все
горе и зло», царящее на земле, все потоки
пролитой крови и слез, все бедствия, унижения,
страдания, по меньшей мере на 99%, суть
результат воли к осуществлению добра,
фанатичной веры в какие-либо священные
принципы, которые надлежит насадить на
земле, и воли к беспощадному истреблению
зла; тогда как едва ли одна сотая доля
зла и бедствий обусловлена действием
откровенно злой, непосредственно преступной
и своекорыстной воли».
Почему же так получается? Почему «благие
намерения» борьбы со злом «ведут в ад?»
Ответы на эти вопросы предполагают знание
природы морали, противоречий ее возникновения,
развития и функционирования.
Прежде всего надо отметить нормативный
характер морали. Она воплощается в нормах
и правилах, регулирующих поведение людей,
их взаимоотношения.
Дело в том, что во всяком обществе существует
объективная потребность в том, чтобы
в определенных, часто повторяющихся ситуациях
люди поступали однотипным образом. Эта
потребность и реализуется практически
посредством норм морали. Их обязующаяся
сила для каждого отдельного человека
основывается на воздействии массового
примера, общественного мнения, власти
коллективной привычки и на других формах
практически выраженной воли общества,
провляющейся в сложившихся в данном обществе
нравах. Примером таких норм и правил может
служить обнаруженный у самих разных народов
обычай, который иногда называют законом
талиона: виновный должен понести наказание,
равное по силе преступлению («око за око»,
«зуб за зуб» и, конечно, «смерть за смерть».
Весьма показателен и имевший место в
более позднее время феодальный кодекс
чести и связанные с ним рыцарские поединки
и дворянские дуэли.
Важнейшей целью морали является согласование
личного интереса с общественным, регулирование
поступков людей таким образом, чтобы
они служили общему благу. Данная функция
морали хорошо известна. Например, французский
философ-материалист XVIII века Гельвеций
писал, что счастье или несчастье народа
зависит исключительно от соответствия
или несоответствия интересов частных
лиц интересам общественным. Древнегреческий
мыслитель Пифагор утверждал, что две
вещи делают человека подобным богам:
жить на благо обществу и говорить правду.
Благо общества – верховный закон.
Идея служения общему благу получила свое
конкретное воплощение в правиле коллективизма.
Оно является важнейшим принципом морали
и предполагает постоянную направленность
личности на осуществление общего блага,
сочетание в ее проведении личных и общественных
интересов.
Коллективизм не исчерпывает цели морального
регулирования. Мораль направлена на осуществление
еще одной цели, имя которой гуманизм (человечность).
Идея гуманизма получает большое распространение
и теоретическое развитие, начиная с эпохи
Возрождения. Суть этой идеи наиболее
четко выразил И. Кант: «…Человек и вообще
всякое разумное существо существует
как цель сама по себе, а не только как
средство для любого применения со стороны
той или другой воли…». Человек – цель
сама по себе, человек – высшая, ни с чем
не сравнимая ценность, человека нужно
любить и уважать, его счастье должно стать
конечной целью общественного развития
– все эти положения этической теории
выражают фундаментальные цели морального
регулирования.
Коллективизм и гуманизм как основные
цели морального регулирования органично
взаимосвязаны между собой. Это двуединая
цель али. Если в коллективизме личный
интерес как бы подчинен общественному,
а личность – обществу, то в гуманизме
наоборот, общественное подчинено личному,
а общество личности, благо и счастье которой
становится конечной целью общественного
развития. Тем самым мораль сочетает общественные
и личные интересы.
Этика не только формулирует цели морального
регулирования, но и определяет способы
достижения своих целей. Она выясняет
как, какими способами согласуется личный
и общественный интересы, на что опирается
мораль, что вообще побуждает человека
быть моральным. Прежде всего надо отметить,
что мораль, регулируя человеческие отношения,
опирается не на силу государственной
власти а на силу сознания, на убеждение.
Более конкретно можно сказать, что мораль
держится как бы на трех важнейших основаниях.
Во-первых, это традиции обычаи, нравы,
которые сложились в данном обществе,
в среде данного класса, социальной группы.
Человек усваивает эти нравы, традиционные
нормы поведения, которые входят в привычку,
становятся достоянием духовного мира
личности. Они реализуются в его поведении,
мотивы которого при этом формулируются
следующим образом: «так принято» или
«так не принято», «так все делают», «как
люди, так и я», «так исстари велось», «наши
отцы и деды так поступали и мы будем так
же». Важность подобных мотивов несомненна.
Ведь без усвоения того, что принято или
не принято в данном обществе, нельзя понять,
«что такое хорошо и «что такое плохо».
Во-вторых, мораль опирается на силу общественного
мнения, которое с помощью одобрения одних
поступков и осуждения других регулирует
поведение личности, приучает ее соблюдать
моральные нормы. Орудиями общественного
мнения являются с одной стороны, честь,
доброе имя, общественное признание, которые
становятся следствием добросовестного
выполнения человеком своих обязанностей,
неуклонного соблюдения им моральных
норм данного общества; с другой стороны,
стыд, пристыжение человека, нарушившего
нормы морали.
Наконец, в-третьих, мораль основывается
на сознательности каждой отдельной личности,
на понимании ею необходимости согласования
личных и общественных интересов. Этим
определяется добровольный выбор, добровольность
поведения, что имеет место тогда, когда
прочной основой морального поведения
личности становится совесть. О реальности
названия трех обоснований морали говорит
вся ее история. Зафиксировано это и народной
мудростью. Ведь недаром говорят об очень
плохом, аморальном человеке: «Ни стыда,
ни совести». Значит, общественное мнение
на него не действует, а совесть неразвита.
Такого человека моралью не проймешь,
приходится применять более жесткие средства
воздействия, рассчитанные на низкий уровень
сознательности. («Кого честь не берет,
того палка проймет», – говорит одна из
пословиц).
Указанные три обоснования морали неодинаковы
по своим размерам, силе и значению. Для
морали, опирающейся на привычки, традиции
и силу общественного мнения, особое значение
имеет сознательность личности, добровольность
ее нравственного поведения.
Таким образом, мораль является одним
из важнейших социальных регуляторов.
Она включает в себя совокупность норм
и правил поведения и является важным
способом раскрытия возможностей человека,
становления и утверждения человеческой
личности.
Понятие морали и основные категории морали
Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства[1].
Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.
Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.
Ответственность в морали
имеет духовный, идеальный характер
(осуждение или одобрение
Мораль зависит от условий
человеческого бытия, сущностных потребностей
человека, но определяется уровнем
общественного и
Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции[2]. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.
Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.
Воспитательная функция
морали состоит в том, что она
участвует в формировании человеческой
личности, ее самосознания. Мораль способствует
становлению взглядов на цель и смысл
жизни, осознанию человеком своего
достоинства, долга перед другими
людьми и обществом, необходимости
уважения к правам, личности, достоинству
других. Эту функцию принято
Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность[3].
Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).
Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.
Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: "Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения"[4].
Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем. по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.
Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали[5]. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются
оценке с позиций
Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.
Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.
В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.
Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.
Моральные нормы определяют
содержание поведения, то, как принято
поступать в определенной ситуации,
то есть присущие данному обществу,
социальной группе нравы. Они отличаются
от других норм, действующих в обществе
и выполняющих регулятивные функции
(экономических, политических, правовых,
эстетических), по способу регулирования
поступков людей. Нравы повседневно
воспроизводятся в жизни
В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, при-
вычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.
В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.
Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.
Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.
Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.
Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы – Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).
Моральные принципы – одна
из форм выражения нравственных требований,
в наиболее общем виде раскрывающая
содержание нравственности, существующей
в том или ином обществе. Они
выражают основополагающие требования,
касающиеся нравственной сущности человека,
характера взаимоотношений
Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных
ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.
К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм – признание человека высшей ценностью; альтруизм – бескорыстное служение ближнему; милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.