Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 14:35, курсовая работа
Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры является комплекс взаимоотношений специалистов медицинского профиля среднего звена с пациентами.
Нравственные и духовные принципы, которые формируются у медицинских работников на основе положений медицинской этики и деонтологии, служащие оценочным критерием
готовности медицинских работников среднего звена к качественному выполнению ими
профессиональных обязанностей. История отечественной медицины показывает, как по мере развития и совершенствования методов диагностики и лечения заболеваний повышается роль труда среднего медицинского работника, и в частности медицинских сестер. Развитие медицинской науки и научно-технический прогресс в медицине предъявляют к медицинским сестрам высокие требования.
Введение ……………………………………………………………………………………..
Глава 1. . Роль этики и деонтологии в работе медицинской сестры.
1.1.Общие сведения об этике: понятие, основы, принципы медицинской этики.
1.2 Деонтологии: общие понятия. Медицинская деонтология.
1.3. Особенности деонтологии в педиатрии………………………………………………..
1.4. Роль этики и соблюдения субординации в работе медицинской сестры
1.5. Роль соблюдения делового этикета в работе медицинской сестры
1.6. Этический кодекс медицинских сестёр Российской Федерации?
Глава 2 Сестринское исследование
2.1 Анализ уровня знаний и соблюдения принципов этики и деонтологии в работе медицинских сестёр детского стационара…………………………………………………
Выводы…………………………………………………………………………….
Рекомендации……………………………………………………………………..
Библиография………………………………
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия
им. И.И. Мечникова
Факультет высшего сестринского образования
Кафедра сестринского дела с курсом «Управление сестринской деятельностью»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Роль этики и деонтологии в работе
медицинской сестры
Студентка Бутоменко Наталья Михайловна
заочное отделение группа № 394
Преподаватель: Игнатова Г.Я.
Санкт - Петербург
2012 г
1
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1. . Роль этики и деонтологии в работе медицинской сестры.
1.1.Общие сведения об этике: понятие, основы, принципы медицинской этики.
1.2 Деонтологии: общие понятия. Медицинская деонтология.
1.3. Особенности деонтологии
в педиатрии……………………………………………….
1.4. Роль
этики и соблюдения
1.5. Роль соблюдения делового этикета в работе медицинской сестры
1.6. Этический
кодекс медицинских сестёр
Глава 2 Сестринское исследование
2.1 Анализ уровня знаний
и соблюдения принципов этики
и деонтологии в работе
Выводы………………………………………………………………
Рекомендации………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложение……………………………………………………
2
Введение.
Этической основой
профессиональной деятельности
медицинской сестры является
комплекс взаимоотношений
Нравственные и духовные принципы, которые формируются у медицинских работников на основе положений медицинской этики и деонтологии, служащие оценочным критерием
готовности медицинских работников среднего звена к качественному выполнению ими
профессиональных обязанностей. История отечественной медицины показывает, как по мере развития и совершенствования методов диагностики и лечения заболеваний повышается роль труда среднего медицинского работника, и в частности медицинских сестер. Развитие медицинской науки и научно-технический прогресс в медицине предъявляют к медицинским сестрам высокие требования. Медицинские сестры стали
активными участниками лечебно-диагностического процесса, выступая в роли первых помощников врача.
Для работы медицинской сестре сейчас недостаточно узкого, и даже совершенного
профессионализма, нужна и хорошая этико-деонтологическая и психологическая подготовка. Общей деонтологической нормой во взаимоотношении медицинской сестры и пациента является индивидуальный подход к нему на всех этапах лечебно-диагностического процесса. Такой подход к больному требует учета его психологии, личностных особенностей, отношения к своему заболеванию.
Существует точка зрения, согласно которой деонтологию необходимо рассматривать, как
составную часть медицинской этики или как отдельное направление этики, связанное с непосредственной профессиональной деятельностью медицинских работников. Энциклопедический словарь медицинских терминов приводит определение, в соответствии с которым медицинская деонтология – это «совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей».
Актуальность
1.Соблюдение этики, деонтологии и субординации в процессе профессиональной деятельности медицинских сестёр является одним из ресурсов повышающих эффективность их работы.
2. Соблюдение медицинской этики заключается в том, что в ней, все принципы и оценки направлены на сохранение и улучшение здоровья человека.
3. Наличие случаев нарушения этики и деонтологии, жалоб пациентов,
Цель работы:
повышение качества работы среднего и младшего медперсонала СПб ГБУЗ «ДГБ №1».
Задачи:
3. При выявлении дефицита уровня знаний и навыков медицинских сестёр в области рассматриваемых проблем - коррекция профессиональной деятельности.
4.Рассмотреть роль этики и деонтологии в работе медицинской сестры.
Место проведения исследования Детская Городская больница №1.
3
Объект исследования: деятельность среднего медперсонала ДГБ №1.
Методы исследования: пилотажное исследование, путём анонимного анкетирования.
Программа исследований предусматривала:
- изучение литературных и статистических данных;
- анкетирование респондентов;
- анализ и синтез полученных результатов;
- формулирование выводов и предложений.
Глава 1. Становление биомедицинской этики
Первые прогрессивные концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы в древнеиндийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», «Наука жизни»), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания. Обязанности врача заключаются в постоянной заботе об улучшении здоровья людей. Ценой своей жизни медицинский работник должен отстаивать жизнь и здоровье больного.
Большое развитие медицинская этика получила в Древней Греции и ярко представлена в клятве Гиппократа. Медицинская этика прогрессивных врачей древности была направлена против стяжателей, шарлатанов, вымогателей, стремящихся нажиться за счет больного человека. Клятва Гиппократа оказала большое влияние на развитие медицинской этики в целом. Впоследствии студенты, оканчивающие медицинские учебные заведения, подписывали «факультетское обещание», в основу которого были положены нравственные заповеди Гиппократа.
Характерной особенностью развития медицинской этики в эпоху капитализма является скрупулезная детализация норм поведения медицинских работников. Так, в Восточно-Галицинском деонтологическом кодексе, утвержденном в конце XIX в., предусматриваются такие пункты, в которых уточняется, как делить гонорар при приглашении к больному второго врача, сколько ждать опоздавшего на консилиум коллегу и др.
В капиталистических странах медицина по существу превращена в объект торговли, где медицинский работник выступает в качестве предпринимателя. С развитием империализма медицинская этика в капиталистических странах становится еще более реакционной в связи с применением новых средств уничтожения людей, оставляющих тяжелые последствия в будущем (удушающие газы, атомная бомба, напалм, бактериологическое оружие и др.). Небывалого масштаба достигли геноцид и расовая дискриминация. Важно отметить, что во все эти античеловеческие мероприятия вовлекаются медицинские работники. Медицинская промышленность принимает монополистический характер. Медицинская этика по существу вырождается в корпоративную мораль медицинских обществ, в центре внимания которых стоят интересы частнопрактикующих медицинских работников.
Профессионально-корпоративные организации медицинских работников активно действовали и во многих губерниях России в XIX—начале XX вв. и имели свои кодексы.
4
Многие выдающиеся отечественные медики оказали большое влияние на развитие медицинской этики в нашей стране. Так, М. Я. Мудров считал, что нужно воспитывать медицинских работников в духе гуманизма, честности и бескорыстия. Он писал, что приобретение врачебной профессии должно быть делом не случая, а призвания. Вопросы медицинской этики получили дальнейшее развитие в трудах Н.И. Пирогова, С. П. Боткина, И. П. Павлова и многих других ученых. Развитие революционно-демократических идей в России в начале XX в. нашло отражение и в вопросах медицинской этики. Это касалось понимания врачебного долга. Врач—общественный деятель, по словам В. В. Вересаева, должен не только указывать, он должен бороться и искать пути, как провести свои указания в жизнь.
Великий древнегреческий врач Гиппократ утверждал: "Искусство медицины включает три вещи: врача, болезнь и больного". За 2500 лет, прошедших со времен Гиппократа, к 3 названным им слагаемым медицины добавилось 4-е — медсестра.
1.1.Общие сведения об этике: понятие, основы, принципы медицинской этики.
Философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность называется этикой.
Вопросы этики, которые
были предметом изучения и обсуждения
с древних времен, в нынешнем обществе
приобретают особую остроту. Нормы поведения
человека определяются законами государства,
которые им устанавливаются и выполнение
которых им контролируется. Они построены
на основных принципах морали. Например,
хищение, злоупотребление служебным положением
- тяжкие нарушения принципов морали рассматриваются
законом как преступления и караются в
соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Закон придает этическим правилам юридическую,
силу; соблюдение правовых норм обеспечивается
мерами принуждения.
Но есть такая область действий, поступков
человека, которые не рассматриваются
как преступления, как нарушения закона,
но которые осуждаются как нарушения этических
норм. Этические нормы устанавливаются,
соблюдение их контролируется, нарушение
осуждается обществом. Этика - учение о
морали, а мораль представляет форму общественного
сознания, которая выражается в исторически
сформировавшейся совокупности правил
и норм поведения человека. Общество прививает
своим членам понимание добра и зла, чувство
долга перед всем народом и каждым человеком.
Оно развивает в каждом человеке чувство
совести, служащей самоконтролем своего
поведения
и своих поступков. Поступки
контролируются обществом и собственной
совестью, т. е. сознанием и чувством моральной
ответственности за свои действия. Следует
оговориться, что разграничение нарушений
правовых и этических норм условно. Эти
границы нередко трудно определимы. Осуждение
обществом нарушений этических норм может
быть не менее тяжким, чем осуждение законом.
А суд собственной совести, оставляющий
след на долгие годы и даже на всю жизнь,
может оказаться тягостнее и тяжелей кары,
определяемой законом. «Жалок тот, в ком
совесть нечиста» (А. С. Пушкин «Борис Годунов»).
Та область этики, предметом которой является
учение о долге человека, перед другим
человеком и обществом в целом, именуется
деонтологией (от греческого слова deon
- должное). Таким образом, этика - понятие
более широкое, нежели деонтология, она
включает в себя также и учение о моральных
ценностях, добре и зле (аксиологию). Профессиональная этика – это принципы
поведения в процессе профессиональной
деятельности человека. Считается, что
основные принципы медицинской этики
сформулировал Гиппократ: главным
этическим принципом в медицине является
принцип – не навреди
1.2. Деонтологии: общие понятия. Медицинская деонтология.
Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, именуется деонтологией.
Деонтология - важнейшая этическая категория, основным принципом которой является сознательное подчинение личных интересов нуждам общества в гармоническом сочетании личного и общественного.
Принципы и нормы этики (включая и деонтологию) - продукты определенной исторической эпохи и форм общественных отношений.
Помимо общих этических принципов, деонтология определяет формы профессиональной морали, выполнение гражданского долга в конкретных областях общественной жизни и деятельности (общественного деятеля, юриста, медика и т. д.).
Медицинская деонтология - учение
о профессиональном долге медицинского
работника перед человеком, находящимся
в сфере его деятельности, и перед всем
обществом.
Медицинскую деонтологию неправильно
понимать как учение о долге лишь перед
больным. Еще М. Я. Мудров указывал, что
врачебный долг включает в себя обязанности
не только по отношению к больному, но
и к здоровому человеку. В условиях медицины,
основой которой является принцип профилактики,
это положение приобретает особое значение.
В отечественной, как и в зарубежной, литературе
часто применяется термин «врачебная
деонтология». Правильнее говорить о медицинской
деонтологии, определяющей нормы профессионального
долга не только врача, но и любого медицинского
работника (врача, фельдшера, сестры, лаборанта,
фармацевта и т. д.). Так, сестра при оказании
медицинской помощи нуждающемуся в ней
человеку больше и теснее, чем врач, общается
с больными. Этические нормы её профессиональной
деятельности заслуживают не меньшего
внимания, чем в работе врача.
Более того, мы считаем возможным говорить
о деонтологии медицинского коллектива,
который может называться мульдисциплинарной
командой объединённой одной целью -оказать
максимально эффективную помощь любому
пациенту. Для всех очевидно, что обслуживание
больного проводится не одним или двумя-тремя
лицами, а всем коллективом больницы. Им
обеспечивается выполнение правильного
и хорошо организованного режима лечебного
учреждения, весь стиль его работы, построенной
на принципах гуманизма. И. Харди (венгерский
невропатолог и психотерапевт) в своей
книге «Психология работы с больными»
пишет об этом в специальной главе «Лечащий
коллектив». И. А. Кассирский в своей книге
«О врачевании» резко критикует выражения
«обслуживает», «обслуживание» в применении
к медицинскому работнику.. Он считает
это недопустимым, если не оскорбительным.
«Врач - пишет он - не мойщик в бане». Мы
не видим в этих выражениях чего-то одиозного
и обидного для себя или врача.
Помимо того, нужно учесть, что обслуживание
больного - это не только функция врача,
но и медицинских работников различных
категорий. Само собою разумеется, что
основная роль в лечении пациентов принадлежит
заведующему больничным отделением или
поликлиникой и лечащему врачу: они организуют
всю работу коллектива, воспитывают своих
подчиненных, совершенствуют их специальные
познания, и, наконец, личным примером
прививают дух гуманизма. Вместе с тем
врач не должен пренебрегать опытом, наблюдениями
своих сотрудников. Иногда у давно работающих
медицинских сестёр или санитарки
можно научиться умению подойти к любому
пациенту и особенно больному ребенку,
войти с ним в дружеский контакт.
Хирург Н. Н. Петров указывал, что каждая
«мелочь» в лечебном учреждении имеет
существенное значение в общем комплексе
медицинского обслуживания больных. Все
детали больничного режима, организации
условий, необходимых больному, следует
рассматривать как проявление заботы
о его нуждах, о создании для него атмосферы
доброжелательства, теплого внимания,
т. е. расценивать их как необходимые элементы
медицинской деонтологии, деонтологии
медицинского коллектива.
Итак, предметом медицинской деонтологии
является профессиональный долг медиков
различного ранга перед больным и здоровым
человеком, а также, как подчеркивал Б.
В. Петровский, перед всем народом (т. е.
перед обществом).
Интересы отдельной личности и общества
иногда расходятся. Так, личная и общественная
профилактика по своим целям не всегда
совпадают. Примеры этого можно было привести
хотя бы из области борьбы с инфекционными
болезнями.
Например, в интересах носителя возбудителей
кишечных инфекций - избежать тех карантинных,
ограничительных мер, которые значительно
нарушают его обычный уклад жизни и работы,
а интересы общества требуют изоляции
носителя, не считаясь с тем, что она для
него стеснительна и нежелательна.
Узкая специализация, широкое использование
аппаратной техникой обследования в какой-то
мере суживают возможности познания больного
как личности. Вместо тесного общения
врача с больным все большее место во врачебной
деятельности занимает, так сказать, опосредованный
контакт. Врач стал меньше видеть больного;
для оценки его состояния все чаще используются
различные аппаратные графические записи,
кривые, цифры, формулы, обезличивающие
человека. При сборе анамнеза вместо живой
свободной беседы с больным иногда проводится
анкетный опрос в форме и системе, удобной
для статистической обработки, но без
учета интеллектуального развития больного
(матери) и его эмоционального состояния.
Таких врачей Б. Е. Вотчал называл «врачами-протоколистами».
Термин медицинской деонтологии ввел
выдающийся хирург Н.Н. Петров, распространив
ее принципы на деятельность медицинских
сестёр.
Если медицинской деонтологией называется
учение о должном поведении медицинских
работников, способствующем созданию
наиболее благоприятной обстановки для
выздоровления больного, то теоретической
основой деонтологии является медицинская
этика, а деонтология, проявляясь в поступках
медицинского персонала, представляет
собой практическое применение медико-этических
принципов.
Информация о работе Роль этики и деонтологии в работе медицинской сестры