Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 14:35, курсовая работа
Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры является комплекс взаимоотношений специалистов медицинского профиля среднего звена с пациентами.
Нравственные и духовные принципы, которые формируются у медицинских работников на основе положений медицинской этики и деонтологии, служащие оценочным критерием
готовности медицинских работников среднего звена к качественному выполнению ими
профессиональных обязанностей. История отечественной медицины показывает, как по мере развития и совершенствования методов диагностики и лечения заболеваний повышается роль труда среднего медицинского работника, и в частности медицинских сестер. Развитие медицинской науки и научно-технический прогресс в медицине предъявляют к медицинским сестрам высокие требования.
Введение ……………………………………………………………………………………..
Глава 1. . Роль этики и деонтологии в работе медицинской сестры.
1.1.Общие сведения об этике: понятие, основы, принципы медицинской этики.
1.2 Деонтологии: общие понятия. Медицинская деонтология.
1.3. Особенности деонтологии в педиатрии………………………………………………..
1.4. Роль этики и соблюдения субординации в работе медицинской сестры
1.5. Роль соблюдения делового этикета в работе медицинской сестры
1.6. Этический кодекс медицинских сестёр Российской Федерации?
Глава 2 Сестринское исследование
2.1 Анализ уровня знаний и соблюдения принципов этики и деонтологии в работе медицинских сестёр детского стационара…………………………………………………
Выводы…………………………………………………………………………….
Рекомендации……………………………………………………………………..
Библиография………………………………
Аспектами медицинской деонтологии являются:
ü взаимоотношения медицинских работников с больными;
ü взаимоотношения медицинских работников с родственниками больного;
ü взаимоотношения медицинских работников между собой.
Главными целями профессиональной деятельности медицинской сестры являются: уход за пациентами, облегчение их страданий, восстановление и укрепление их здоровья, предупреждение болезней.
Для реализации указанных целей при выполнении своих функциональных обязанностей медицинская сестра должна знать и соблюдать следующие основные такие этические принципы, как гуманность и милосердие.
Реализация этических начал в медицине включает:
Обогащение медицинской диагностики
различными тонкими методами, применение
аппаратов, обеспечивающих выявление
и изучение процессов, ранее недоступных
для исследования, создающих возможности
строго объективных оценок, является важнейшим
условием прогресса современной клинической
медицины. Этому прогрессу бесспорно содействует
и специализация медицинских знаний, выделение
новых самостоятельных медицинских дисциплин.
Долг каждого медицинского работника
и ,конечно, медицинской сестры, быстрее
осваивать и шире использовать всё новое,
прогрессивное, что дает современная наука
и медицинская техника. Пренебрежение
этим, т. е. лишение подопечных больных
применения новых, более совершенных методов
диагностики, лечения и ухода следует
признать неэтичным. Но нужно учитывать
и некоторые отрицательные последствия
технического прогресса, обогащающего
медицину. Никакими аппаратами и самыми
совершенными методами, знаниями врача
не заменить внимательного и ласкового
взгляда, душевной теплоты и сердечности
настоящей медицинской сестры - друга
больного. «Прибор может заслонить организм
и личность больного с его сложным психическим,
нравственным миром переживания, установок,
устремлений и т. п.». Примерно так же высказывались
и многие другие крупные специалисты.
Пользуясь современными методами диагностики,
расшифровывая показатели аппаратной
техники исследования, медицинский
работник не должен удаляться от общения
с больным, снижать внимания к нему, как
к личности. Осознав опасность «отрыва»
от больного, он найдет пути ее избежать.
Хотя бы вкратце следует коснуться медицинских
ошибок. Если отбросить то, что по сути
является правонарушением (небрежность,
халатность, безответственность, пренебрежение
элементарными требованиями медицинской
практики), то к медицинским ошибкам,
как писали И. В. Давыдовский, В. М. Смольянинов,
нужно отнести неправильные действия
медика, которые являются следствием «добросовестного
заблуждения». Причины их условно можно
разделить на объективные, связанные с
несовершенством науки, поздним поступлением
больного, недостатком времени и неподходящими
условиями, а также наличием объективных
трудностей для обследования больного
и установления правильного диагноза,
и субъективные, являющиеся следствием
недостаточных знаний и опыта врача.Последние,
как указывает А. П. Громов, наиболее часты.
Но дело не только в недостатке знаний
и опыта, но и в ошибках мышления, в его
недисциплинированности. Н. В. Эпштейн
считает, что знания - это не просто подготовка
врача, это - способность к их накоплению,
пониманию, использованию. Нередко врачебные
ошибки являются следствием дефектов
логического мышления или, как говорили
А. Ф. Билибин и Г. И. Царегородцев, дефектов
«культуры клинического мышления». Речь
идет не только об умении руководствоваться
законами формальной логики, но и о законах
диалектической логики, об овладении диалектическим
мышлением. В. М. Сырнев и С. Я. Чикин, исходя
из этой позиции, приводят интересный
опыт анализа врачебных ошибок.
Помимо тех действий врача, которые принято
считать врачебными ошибками, следует
отнести к ним и нарушения деонтологических
правил - нанесение психической травмы
как больному, так и его родственникам,
неоправданное причинение больному болевых
ощущений, неумышленное несоблюдение
врачебной тайны и т. д.
Ошибки может совершать не только врач,
но и медицинская сестра, лаборант и т.
д. Поэтому мы считаем правильнее говорить
не о врачебных, а о медицинских ошибках.
«Добросовестные заблуждения» медицинской
сестры обычно происходят при выполнении
лечебных назначений, они чаще всего связаны
с недостаточностью специальных знаний.
Такие ошибки изредка могут вести к трагическим
последствиям.
Если, совершив ошибку, приведшую к тяжелым
последствиям для больного ребенка, медик
страдает, мучается сомнениями и раскаянием,
он больше такой ошибки не повторит. Он
будет стремиться восполнить свои знания,
советоваться со старшими товарищами
по работе и с большей ответственностью
подходить к решению того или иного вопроса
диагностики и лечения или к выполнению
каких-либо диагностических и лечебных
назначений. Но если врач или медицинская
сестра, может быть, и сознавая свою вину,
пытаются всеми мерами обелить себя, снять
ответственность и переложить ее на своих
товарищей, то это значит, что у таких медиков
притуплено чувство совести и не хватает
гражданского мужества. Они теряют уважение
своих товарищей, доверие к ним падает.
Многие крупные клиницисты, не щадя себя,
разбирали на лекциях или писали о своих
ошибках. Этим они не снижали, а повышали
свой авторитет и служили образцом для молодых врачей.
Плохое знание своей специальности не может быть оправданием ошибок, допускаемых врачом или медицинской сестрой ошибки, возникающие в результате невежества, по существу нельзя отнести к «добросовестным заблуждениям». Если врач решился лечить больного, а медсестра ухаживать за ним, то для этого у них должна быть уверенность, что по своей подготовленности они вправе это делать самостоятельно. В противном случае они должны прибегать к консультациям с коллегами или другими специалистами, которые в данном вопросе более компетентны. И. В. Давыдовский считал, что медицинский работник, проявивший незнание основ медицины, должен быть отстранен от работы. Это относится к медицинским работникам любого уровня и любой специальности, в том числе к медицинским работникам, работающими с.детьми.
1.3. Особенности деонтологии в педиатрии
Деонтология в педиатрии определяется своеобразием психики детей в различные возрастные периоды, особенностями диагностических и лечебных манипуляций, а также ролью родителей в лечебно-диагностическом процессе. Формирующаяся психика детей заметно отличается от психики взрослых.
Для медицинской сестры, работающей со здоровыми и больными детьми, соблюдение правил деонтологии с учетом присущих детскому контингенту особенностей имеет большое значение.
Особенности деонтологии в педиатрии обусловлены своеобразием не только детской психики, но и необходимостью контакта в работе с ребёнком, но и с их родителями.
Познать индивидуальность
Может быть, это лишь кажущийся пробел
и объясняется тем, что требования к соблюдению
принципов медицинской этики в
отношении детей всегда и так выполняются
с наибольшей тщательностью, ведь вся
деятельность специалистов, работающих
с детьми, сосредоточена на заботе о здоровье
детей, на максимальном предохранении
их от всех вредных влияний и в том числе,
конечно, от отрицательного действия различных
лечебных и профилактических мероприятий?
Мы знаем очень много сотрудников детских
лечебно-профилактических учреждений
работа которых безупречна с позиций медицинской
деонтологии, хотя с посвященной ей литературой
они не знакомы. Участковый врач-педиатр,
участковая сестра часто являются истинными
друзьями семьи и пользуются в ней большим
авторитетом и искренним расположением.
Среди врачей различных клинических специальностей
педиатры, пожалуй, наиболее активно и
настойчиво пропагандировали идеи профилактики
и охраны здоровья детского населения.
Врач-педиатр, как и всякий врач, выполняя
свой профессиональный долг в отношении
больного или здорового ребенка, обязан,
с одной стороны, обеспечить оказание
ему необходимой медицинской помощи, используя
все достижения современной медицины,
и с другой стороны, всеми мерами избежать
нанесения своими действиями какого-либо
вреда его физическому состоянию и психике.
Это, конечно, относится и к работе медицинских
сестер.
Медицинская деонтология учит врача относиться
к больному не как к объекту своих наблюдений
и лечебных действий, но как к личности
со своим духовным миром, своими желаниями,
надеждами, опасениями, страхами. Такое
отношение должно быть, конечно, и к ребенку,
начиная с самого раннего возраста; к нему
тоже нужно подходить как к личности, правда,
еще не сложившейся, формирующейся, но
даже на ранних ступенях своего развития
имеющей определенные черты индивидуальности.
В каком возрасте происходит становление
личности ребенка, как сознательного индивидуума?
Крупный отечественный психолог Л. Н. Леонтьев
пишет, что уже на первом году жизни
усваиваются формы человеческого общения,
формируются новые специфически человеческие
способности и функции. Однако автор не
считает возможным «всерьез говорить»
о личности новорожденного и даже двухлетнего
ребенка. К 2-2,5 годам малыш говорит и сознательно
руководствуется тем, что видит и слышит
от взрослых, проявляет известную, инициативу,
самостоятельность. «Словом, его поведение
характеризуется чертами, присущими человеческой
деятельности». Приблизительно с трехлетнего
возраста начинает создаваться более
сложная внутренняя организация поведения,
а к 7 годам подготовительный период или
период «фактического складывания личности»
завершается.
Таким образом, формирование личности
происходит значительно ранее, нежели
думают некоторые врачи. Можно иногда
услышать такие реплики: «Он еще маленький,
не понимает, не осознает». В становлении
личности, очевидно, огромную роль играют
окружающая среда, развитие речи, способствующей
возникновению человеческого мышления
и значительному расширению возможностей
общения с людьми. Постепенно прививается
способность к формированию понятий, к
оценке хорошего и плохого, появляются
симпатии и антипатии.
Образцы такого понимания даны многими
детскими (и не только детскими) писателями.
Наука оперирует понятиями, а искусство
(в том числе и художественная литература)
- образами. Корней Чуковский не был ученым
психологом, но он прекрасно понимал детскую
психологию. Художник нередко ярче и полнее
передает особенности внутреннего мира
ребенка. Это признают сами психологи.
Какая нежная любовь, какая теплота и тонкое
понимание детворы чувствуется в чудесных
рассказах А. П. Чехова. А как выразительны
многочисленные рисунки народного художника-графика
Н. Н. Жукова, в творчестве которого большое
место занимают дети. Смотря на эти рисунки,
мимику ребятишек, ясно представляешь
их характер и эмоциональное состояние.
Художник «чувствует душу ребенка», как
выразился писатель С. В. Михалков; им «уловлены
тончайшие нюансы в поведении и настроении
детей».
Врачи и тем более медицинские сестры
не особенно сильны в психологии как науке:
далеко не каждый из нас одарен таким тонким
восприятием детского мира, которое удивляет
нас в творениях больших писателей и художников.
Психологию детей мы познаём главным
образом эмпирически, на опыте, при постоянном
общении с детьми. Очень многие педиатры
прекрасно в этом преуспевают. Прав И.
Харди, который писал, что одного пассивного
восприятия психологических знаний недостаточно;
владея ими, можно проявить неспособность
понимать своих больных. Но и одного опыта
без знаний, конечно, мало.
Специалисты, работающие с детьми,
по преимуществу имеет дело с больным
ребенком, а болезнь - и все, что связано
с ее лечением, накладывают свою печать
на психику детей, на их характеры. Так,
повышенная реактивность, мнительность,
боязливость могут быть следствием перенесенных
страданий или страхом ожидания предстоящих
болезненных диагностических, лечебных
процедур, операций и т. д. Замкнутость,
безразличие к окружающему, депрессия
нередко являются результатом отрыва
ребенка от семьи (особенно от матери),
от привычной родной среды, от всех детских
радостей жизни. Это свойственно особенно
детям, страдающим длительными, хроническими
болезнями, приковывающими их к постели,
и при неудовлетворительно налаженной
воспитательной работе, при игнорировании
деонтологических правил в больничном
отделении. Школьнику, имеющему какие-то
дефекты физического развития (хромота,
косоглазие, ожирение,
заикание и т. д.), нередко свойственны
стеснительность, отчуждение от сверстников,
повышенная раздражительность. К сожалению,
недостаток времени, загруженность врача
нередко мешают ему уделить больше внимания
наблюдениям за поведением больного ребенка,
беседам с ним, выявлению индивидуальных
особенностей его психики.
Психология работы с больными (как выражается
И. Харди) имеет свои существенные особенности.
По детской психологии имеется много руководств,
пособий, тематических сборников; немало
есть хороших отечественных и зарубежных
(в том числе переводных) книг по медицинской
психологии. Издан учебник по медицинской
психологии для учащихся медицинских
училищ. Однако в этих книгах совсем не
освещены вопросы психологии больного
ребенка. Прав В. А. Еренков, указывая на
необходимость разработки этой научной
области с тем, чтобы вооружить педиатров
соответствующими знаниями. Все мы,
работающие в лечебно-практических
заведениях педиатрического профиля,
нуждаемся в хорошем пособии по медицинской
психологии детского возраста. Оно помогло
бы нам глубже осмыслить эмпирически накапливаемый
опыт, строить всю свою работу всегда на
деонтологических принципах.
Отношение к болезни ребенка, как и взрослого,
зависит, конечно, от индивидуальных особенностей
личности - характера, темперамента, индивидуального
опыта. При этом большую роль играют предшествовавшее
воспитание (в домашних условиях, в детском
учреждении), тяжесть переживаемого болезненного
состояния, окружающая обстановка и пр.
При всем разнообразии индивидуальных
реакций можно отметить общее принципиальное
отличие отношения к болезни взрослого
и ребенка.
Взрослые в подавляющем большинстве случаев,
сознавая свое болезненное состояние,
угрожающую им опасность и необходимость
лечения, мобилизуют свою волю на активное
противодействие болезни, подавляют свой
страх и отрицательные эмоции, связанные
с предстоящим лечением. Старшие школьники
приближаются по своим реакциям к взрослым.
Особенно восстанавливает детей против
себя (как маленьких, так и старших) грубость,
проявляемая в отношении к ним врачом
или медицинской сестрой («чего ты орешь,
я тебя не режу!»). Дети старшего возраста
и подростки неприязненно воспринимают
фамильярность («ну, милочка, не будем
слезы лить»), бесцеремонность, проявление
безгливости со стороны медика.
Дети раннего возраста по своей природе
доверчивы. Однако чужим людям, в чужой
больничной обстановке их доверие и расположение
нужно заслужить. Это - не всегда легкая,
но важная обязательная задача педиатра
и детской сестры. Этому учили и учат нас
крупнейшие отечественные педиатры - Н.
Ф. Филатов, Г. Н. Сперанский, В. И. Молчанов,
М. С. Маслов, Ю. Ф. Домбровская, Н. И. Красногорский,
А. И. Доброхотова и многие, многие другие.
Н. Ф. Филатов учил, что лечить ребенка
могут только врачи, которые любят детей.
Его обращение с детьми, умение заслужить
их доверие служило образцом. Это был истинный
друг ребят. «Г. Н. Сперанский, - пишет его
ученик М. П. Матвеев, - любил детей, находил
постоянную радость в общении с ними. Он
обладал волшебным даром вызывать детскую
улыбку и расположение к себе. Доверие
к Георгию Нестеровичу, вера в него были
безграничными».
Опытный работник знает, что доверие
ребенка можно легко утратить, если его
обмануть; например, успокоив его обещаниями,
что с ним ничего не будут делать, произвести
какую-то тягостную, болезненную диагностическую
или лечебную манипуляцию. Нужна психологическая
подготовка, но не обман.
Улыбка, ласковая шутка располагает ребенка.
Но шутить с ним надо умеючи, с тактом.
У малыша еще не развито чувство юмора
и добрую, но не понятную для него шутку
он может воспринять как обиду, насмешку.
Совсем недопустимы недобрые, обидные
шутки. «Насмешка - слишком сильное средство
для маленьких детей». У подростка она
вызывает враждебную реакцию - он может ответить грубо, дерзко.
Важное место в медицинской деонтологии
занимает применение приемов психопрофилактики
и психотерапии. Совершенно прав В. Е. Рожнов,
указывая, что медицинская деонтология
и психотерапия неотделимы. Психотерапия
соматических больных и в том числе, конечно,
больных детей, - неотъемлемая часть всего
комплекса лечебных мер. Применение специальных
психотерапевтических методов, используемых
главным образом при психозах, неврозах
и пр. - работа специалистов. Знание общих
принципов психотерапии, владение ее приемами
- долг каждого лечащего врача любого профиля.
На это указывали многочисленные авторитетные
отечественные клиницисты. У многих врачей-педиатров
эмпирически выработались соответствующие
психотерапевтические приемы, которыми
они успешно и с большим искусством пользуются
в своей практической работе. Но, помимо
опыта, нужны, конечно, и соответствующие
знания. Больше того, элементы психотерапии
должны практически усвоить также медицинские
сёстры, лаборанты и т. д.. При этих условиях
в лечебном учреждении с наибольшим успехом
может быть обеспечена благоприятная
психическая атмосфера, правильный психотерапевтический
режим.
В больничных условиях, будучи оторваны
от дома и семьи, дети в первое время испытывают
что-то вроде чувства беззащитности: нередко
их протесты, крики и плач вызывают сочувствие
и сострадание, но не приостанавливают
необходимых действий врача, который не
принимает в расчет их желание и согласие.
Если для взрослого неизбежность тех или
иных болезненных и тягостных Диагностических
и лечебных манипуляций оправдывается
сознанием необходимости их для эффективного
лечения, то эту оправданность ребенку
понять труднее. Как пишет Г. Н. Кассиль,
взрослый может сознательно превозмочь
болевые ощущения, стать выше страдания,
добиться победы над упорным чувством
боли. У ребенка же мы не можем рассчитывать
на волевое сознательное преодоление
боли и страха перед ней. Например, взрослый
сознательно решается на пломбировку
зубов, подавляя свой страх перед бормашиной
и причиняемыми ею болезненными и неприятными
ощущениями. Над ребенком же в этих случаях
иногда совершается по существу акт насилия.
Все это создает своеобразие взаимоотношений
врача и обслуживаемого им ребенка, налагает
на педиатров, а также медицинских сестер
особую ответственность за соблюдение
деонтологических правил. Насилия над
ребенком (при его обследовании, при проведении
различных медицинских процедур) следует
всеми мерами избегать. С. Я. Долецкий пишет,
что при выраженной реакции страха у ребенка
перед операцией, которая не является
безотлагательной, если уговоры не действуют,
«лучше выписать ребенка домой, чтобы
он успокоился, чтобы на время избавить
его от больничной обстановки».
Если у медицинского работника пропадает
чувство сострадания, развивается равнодушие
к больным, черствость, нравственная глухота,
т. е. происходит вышеупомянутая деформация
личности, то теряется драгоценное свойство
врача или медицинской сестры - его
истинная гуманность. Проф. В. П. Вознесенский
говорил, что профессиональная невпечатлительность
к страданиям больного не должна опускаться
до безразличия и черствости; по его мнению,
врач, у которого угасло чувство сострадания
к больным, должен оставить свою профессию.
Становление биомедицинской этики
Первые прогрессивные концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы в древнеиндийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», «Наука жизни»), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания. Обязанности врача заключаются в постоянной заботе об улучшении здоровья людей. Ценой своей жизни медицинский работник должен отстаивать жизнь и здоровье больного.
Большое развитие медицинская этика получила в Древней Греции и ярко представлена в клятве Гиппократа. Медицинская этика прогрессивных врачей древности была направлена против стяжателей, шарлатанов, вымогателей, стремящихся нажиться за счет больного человека. Клятва Гиппократа оказала большое влияние на развитие медицинской этики в целом. Впоследствии студенты, оканчивающие медицинские учебные заведения, подписывали «факультетское обещание», в основу которого были положены нравственные заповеди Гиппократа.
Характерной особенностью развития медицинской этики в эпоху капитализма является скрупулезная детализация норм поведения медицинских работников. Так, в Восточно-Галицинском деонтологическом кодексе, утвержденном в конце XIX в., предусматриваются такие пункты, в которых уточняется, как делить гонорар при приглашении к больному второго врача, сколько ждать опоздавшего на консилиум коллегу и др.
В капиталистических странах медицина по существу превращена в объект торговли, где медицинский работник выступает в качестве предпринимателя. С развитием империализма медицинская этика в капиталистических странах становится еще более реакционной в связи с применением новых средств уничтожения людей, оставляющих тяжелые последствия в будущем (удушающие газы, атомная бомба, напалм, бактериологическое оружие и др.). Небывалого масштаба достигли геноцид и расовая дискриминация. Важно отметить, что во все эти античеловеческие мероприятия вовлекаются медицинские работники. Медицинская промышленность принимает монополистический характер. Медицинская этика по существу вырождается в корпоративную мораль медицинских обществ, в центре внимания которых стоят интересы частнопрактикующих медицинских работников.
Профессионально-корпоративные организации медицинских работников активно действовали и во многих губерниях России в XIX—начале XX вв. и имели свои кодексы.
Многие выдающиеся отечественные медики оказали большое влияние на развитие медицинской этики в нашей стране. Так, М. Я. Мудров считал, что нужно воспитывать медицинских работников в духе гуманизма, честности и бескорыстия. Он писал, что приобретение врачебной профессии должно быть делом не случая, а призвания. Вопросы медицинской этики получили дальнейшее развитие в трудах Н.И. Пирогова, С. П. Боткина, И. П. Павлова и многих других ученых. Развитие революционно-демократических идей в России в начале XX в. нашло отражение и в вопросах медицинской этики. Это касалось понимания врачебного долга. Врач—общественный деятель, по словам В. В. Вересаева, должен не только указывать, он должен бороться и искать пути, как провести свои указания в жизнь.
Великий древнегреческий врач Гиппократ утверждал: "Искусство медицины включает три вещи: врача, болезнь и больного". За 2500 лет, прошедших со времен Гиппократа, к 3 названным им слагаемым медицины добавилось 4-е — медсестра.
1.5. Этический кодекс медицинских сестёр Российской Федерации
Общие положения.
Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры является гуманность и милосердность, важнейшими задачами :комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий, восстановление здоровья и реабилитация, а так же содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний.
Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности мед.сестры и призван способствовать повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, а так же развитию сестринского дела в России.
Медицинская сестра и права пациента
Медицинская
сестра должна быть правдивой
по отношению к пациенту, знать
и уважать права пациента и
в своей профессиональной
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1. Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2. Выбор врача с учетом его согласия;
3. Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4. Проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
5. Облегчение боли, связанной
с заболеванием и (или) медицинским вмешательством,
6. Сохранение медицинскими работниками профессиональной тайны;
7. Информированное добровольное согласие на медицинские вмешательства;
8. Отказ от медицинского вмешательства;
9. Получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья;
10. Получение медицинских
и иных услуг в рамках
11. Возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
12. Допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
13. Допуск к пациенту
священнослужителя или
Моральный долг медицинской сестры - информировать пациента о его правах. Она должна сообщать больному имена и должности, принимающих участие в его лечении. Учитывая, что функция информирования пациента и его близких, по преимуществу, принадлежит врачу, медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом.
Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав
Превыше всего медицинская
сестра должна ставить
Уважение человеческого достоинства пациента
Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, социального или материального положения и других различий. Осуществляя уход, медицинская сестра должна учитывать личные нужды пациента, уважать его право на участие в планировании и проведении лечения. В общении с больными никогда не следует забывать о следующих правилах: всегда внимательно выслушивать пациента, задавая вопрос, всегда обязательно дождаться ответа, излагать свои мысли ясно, просто, доходчиво. Проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы. При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию.
Прежде всего - не навреди
Главным этическим принципом в медицине является принцип – не навреди. Не причинение вреда, ущерба здоровью пациента – есть первейшая обязанность каждого медицинского работника. Пренебрежение этой обязанностью в зависимости от ущерба здоровью больного может стать основанием для привлечения медицинского работника к судебной ответственности.
Недопустимо нанесение морального или физического ущерба пациенту ни намеренно, ни по небрежности, ни по причине профессиональной некомпетентности. Медицинская сестра не вправе безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся нанести пациенту такой вред. Действия медицинской сестры по уходу за больным, любые другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в его интересах. Риск, сопровождающий медицинское вмешательство, не может быть выше ожидаемой пользы. Произведя медицинские вмешательства, чреватые риском, медицинская сестра обязана предусмотреть меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений.
Информация о работе Роль этики и деонтологии в работе медицинской сестры