Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 14:35, курсовая работа
Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры является комплекс взаимоотношений специалистов медицинского профиля среднего звена с пациентами.
Нравственные и духовные принципы, которые формируются у медицинских работников на основе положений медицинской этики и деонтологии, служащие оценочным критерием
готовности медицинских работников среднего звена к качественному выполнению ими
профессиональных обязанностей. История отечественной медицины показывает, как по мере развития и совершенствования методов диагностики и лечения заболеваний повышается роль труда среднего медицинского работника, и в частности медицинских сестер. Развитие медицинской науки и научно-технический прогресс в медицине предъявляют к медицинским сестрам высокие требования.
Введение ……………………………………………………………………………………..
Глава 1. . Роль этики и деонтологии в работе медицинской сестры.
1.1.Общие сведения об этике: понятие, основы, принципы медицинской этики.
1.2 Деонтологии: общие понятия. Медицинская деонтология.
1.3. Особенности деонтологии в педиатрии………………………………………………..
1.4. Роль этики и соблюдения субординации в работе медицинской сестры
1.5. Роль соблюдения делового этикета в работе медицинской сестры
1.6. Этический кодекс медицинских сестёр Российской Федерации?
Глава 2 Сестринское исследование
2.1 Анализ уровня знаний и соблюдения принципов этики и деонтологии в работе медицинских сестёр детского стационара…………………………………………………
Выводы…………………………………………………………………………….
Рекомендации……………………………………………………………………..
Библиография………………………………
- уважение права пациента
на качественную и
- поддержание на высоком уровне своей профессиональной компетентности;
- поддержание уважения к своей профессии;
- уважительное отношение к своим коллегам.
Среди них особое
значение занимает третий
Субординация (от лат. cub – под и ordination – приведение в порядок) – система строгого подчинения в военном или другом коллективе.
Для среднего
медицинского работника
Успех лечения
больного, забота о нём, во многом
определяется содержанием и
Дружный, спокойный
коллектив, с атмосферой здорового
психологического климата, высокая
трудовая дисциплина позволяют
медицинской сестре исполнить
свой официальный долг с
В коллективе, где
все сотрудники строго
Напротив, в коллективах,
где законы субординации
Все медики называют друг друга коллегами. Обратимся к определению этого понятия. Коллегами называют людей, объединённых общностью деловых интересов. А интересы коллег в ЛПУ – это сохранение, восстановление или поддержание здоровья пациента. Всегда необходимо чётко следовать принципам деонтологии, и как одному из важнейших её составляющих – системе медицинской субординации.
Деонтологическая
система – врач – сестра
– санитарка включает в себя
2 подсистемы: врач – сестра и
сестра – санитарка, каждая из
которых имеет свою
Врач – руководитель,
организатор, воспитатель подчинённого
ему медицинского персонала. Деонтологически
подготовленный врач всегда
В системе «врач
– медицинская сестра»
При этом в
основе взаимоотношений между
сестрой и врачом не должно
быть слепого механического
Из соображений профессиональной этики медицинские сёстры никогда не должны позволять обсуждать между собой или отменять врачебные назначения, открыто проявлять несогласие с его действиями, обвинять в некомпетентности. Недопустимы во взаимоотношениях с врачом элементы панибратства, фамильярности, обращения к друг другу по имени и тем более на «ты» .
Не секрет, что
за последние годы сестринское
звено в системе
В подсистеме «сестра – санитарка» работа также должна строиться на основе взаимоуважения, высокой требовательности, чуткости, поддержания профессионального достоинства. В обязанности санитарки входит содержание отделения в хорошем санитарно-гигиеническом состоянии. Кроме того, санитарки помогают сёстрам в уходе за больными. В большинстве своём эти работники не имеют специального образования и, как правило, эта категория пополняется случайными людьми. И врачи и сёстры должны больше внимания уделять обучению санитарок правилам работы в больнице, воспитанию их в духе требований медицинской деонтологии.
Взаимоотношения между медицинскими сёстрами должны всегда определяться чувством коллективизма при высокой личной ответственности, профессиональной дружбой, готовностью придти на помощь друг другу. Важны уважительность, доброжелательность, взаимопонимание, а при сотрудничестве опытной сестры с начинающей – взаимопомощь, терпение, выдержка, готовность делиться опытом и воспринимать новые знания.
Сегодня медицинский труд становится всё более коллективным. В его конечный результат - выздоровление пациентов вкладывают свою долю участие представители всех звеньев медицинского персонала. Целенаправленность и успех в работе любого медицинского коллектива немыслим без строгого и неукоснительного соблюдения всеми медицинскими работниками профессиональной субординации. Она строится на основе дисциплины, чёткого понимания своих целей и задач. Строгое соблюдение субординации – залог преемственности в деятельности работников разных категорий, организованности и работоспособности коллектива, высокой дисциплины и установления деонтологически правильных взаимоотношений между врачом, сестрой и санитаркой. Субординация в медицинском учреждении – не формальное должностное соподчинение, основанное на чисто дисциплинарных требованиях, служебной взаимозависимости, а взаимоотношения, строящиеся между старшими и младшими на принципах взаимоуважения, доброжелательности, тактичности и чувстве товарищеской взаимопомощи.
Помимо этого, соблюдение
субординации сопряжено с
Вывод: соблюдение медицинскими
работниками всех категорий
1.4.Роль соблюдения делового этикета в работе медицинской сестры
Профессионализм как способность решать профессиональные задачи на основе приобретенных знаний и умений по специальности включает в себя развитые навыки общения, в набор ключевых компетенций обязательно включается коммуникативная компетенция.
Профессия медицинской сестры — одна из тех, где непосредственный контакт с другим человеком играет первостепенную роль. Цена такого общения — здоровье, а нередко и жизнь человека. Поэтому именно для медицинского работника умение общаться, знание норм этикета особенно важны.
Этикет в жизни человека издавна играет большую роль. Соблюдение принятых норм этикета позволяет построить уважительные отношения с партнёрами.
В обыденной практике смысловую часть понятия «этикет» часто сводят к понятию «нравственность», а понятие «этика» к понятию «мораль». Обратимся за четкими формулировками к словарю:
этика — учение о морали, ее развитии, принципах и роли в обществе;
мораль — нравственные нормы поведения, отношений с людьми;
этикет — установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения
С течением времени содержание понятия «этикет» менялось, однако по-прежнему этикет является совокупностью правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, формы общения, приветствия, поведения в общественных местах, манеры и одежду. Принципами этикета являются разумность и целесообразность, уважение национальных обычаев.
По форме этикет бывает речевой (словесные формы уважения к людям) и неречевой (действия и поступки, выражающие уважение к людям).
Кроме общепринятых правил этикета, существует этикет профессиональный, который обеспечивает наивысшую эффективность при выполнении профессиональный функций. Формы поведения у медицинских сестер определяются общими положениями делового этикета и этическими кодексами медицинских работников и составляют собой медицинский этикет.
Общение с пациентами
Первое впечатление, которое производят на нас люди или учреждения, оказывается наиболее живучим. Знакомство пациента с медицинским учреждением начинается, как правило, со среднего медицинского персонала. Сегодня, когда у многих пациентов есть возможность выбирать место получения медицинских услуг, как говорилось в предыдущем выступлении общение потенциального клиента с медсестрой может иметь не только этические, но и коммерческие последствия.
При первом общении с пациентом медицинской сестре следует:
Обращаться к пациенту лучше по имени-отчеству, доброжелательно и спокойно. Если вы не знаете, как зовут пациента, используйте безличные конструкции: «Пройдите, пожалуйста», «Будьте добры» и пр. Недопустимы обращения «больной», «мужчина», «женщина». Эти, казалось бы, очевидные истины, к сожалению, пока не стали нормой. При проведении нами пилотажного исследования путём анонимного анкетирования медперсонала одного из стационаров г.Санкт-Петербурга (из соображений соблюдения принципов этики я не могу назвать какого!) на вопрос «как должна обращаться медсестра к пациенту?», были получены следующие результаты. Из 65-ти опрошенных медицинских работников различных профилей 35% предложили обращение — «мужчина-женщина», 27% — по имени-отчеству и 38% — по фамилии. Иногда медсестрами используются и ласкательные формы обращений, особенно в работе с пациентами геронтологических отделений: «бабуленька», «дедуля», «голубчик» и пр. Согласитесь, не всякий пациент пожилого возраста хочет быть «дедулей», а тем более «бабулей».
При проведении процедур медсестра должна комментировать пациенту свои действия. При этом необходимо говорить на понятном пациенту языке, сведя к минимуму специальную терминологию.
Речь работника любого статуса должна соответствовать нормам русского литературного языка. Вообще речь является очень яркой характеристикой специалиста, не стоит недооценивать ее значения. Излишняя насыщенность речи терминами в общении с пациентом не приветствуется. Но не приветствуется и использование просторечной и жаргонной лексики. «Флюшка» вместо флюорография, «кубиталка» (кубитальный катетер), «намыться» на операцию, «терять» пациента. Использование ненормативной лексики в разговоре с пациентами или с коллегами является основанием для сомнений в его профессиональной пригодности работника.
Информация о работе Роль этики и деонтологии в работе медицинской сестры