Роль этики и деонтологии в работе медицинской сестры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры является комплекс взаимоотношений специалистов медицинского профиля среднего звена с пациентами.
Нравственные и духовные принципы, которые формируются у медицинских работников на основе положений медицинской этики и деонтологии, служащие оценочным критерием
готовности медицинских работников среднего звена к качественному выполнению ими
профессиональных обязанностей. История отечественной медицины показывает, как по мере развития и совершенствования методов диагностики и лечения заболеваний повышается роль труда среднего медицинского работника, и в частности медицинских сестер. Развитие медицинской науки и научно-технический прогресс в медицине предъявляют к медицинским сестрам высокие требования.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………..
Глава 1. . Роль этики и деонтологии в работе медицинской сестры.
1.1.Общие сведения об этике: понятие, основы, принципы медицинской этики.
1.2 Деонтологии: общие понятия. Медицинская деонтология.
1.3. Особенности деонтологии в педиатрии………………………………………………..
1.4. Роль этики и соблюдения субординации в работе медицинской сестры
1.5. Роль соблюдения делового этикета в работе медицинской сестры
1.6. Этический кодекс медицинских сестёр Российской Федерации?
Глава 2 Сестринское исследование
2.1 Анализ уровня знаний и соблюдения принципов этики и деонтологии в работе медицинских сестёр детского стационара…………………………………………………

Выводы…………………………………………………………………………….
Рекомендации……………………………………………………………………..
Библиография………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК 2012 Бутоменко Н.М..doc

— 391.00 Кб (Скачать файл)

- уважение права пациента  на качественную и своевременную  медицинскую помощь;

- поддержание на высоком  уровне своей профессиональной  компетентности;

-  поддержание уважения  к своей профессии;

- уважительное отношение  к своим коллегам.

    Среди них особое  значение занимает третий аспект  медицинской деонтологии – взаимоотношения  медицинских работников между  собой или медицинская субординация. 

    Субординация (от лат. cub – под и ordination – приведение в порядок) – система строгого подчинения  в военном или другом коллективе.

     Для среднего  медицинского работника правильно  организованное общение с сотрудниками  в коллективе – одно из необходимых условий высокой эффективности труда, морального удовольствия после него.

     Успех лечения  больного, забота о нём, во многом  определяется содержанием и формой  деловых взаимоотношений средних  медицинских работников, в нашем  случае - медсестёр, друг с другом, врачами, санитарками, руководителями учреждения.

     Дружный, спокойный  коллектив, с атмосферой здорового  психологического климата, высокая  трудовая дисциплина позволяют  медицинской сестре исполнить  свой официальный долг с максимальной  отдачей сил, знаний и опыта. Социологи и психологи установили прямую зависимость между моральным климатом в коллективе, производительностью труда и текучестью кадров.

     В коллективе, где  все сотрудники строго соблюдают  субординацию и следуют своим  должностным инструкциям создаётся благоприятная атмосфера, формируется стремление каждого помочь другому и добросовестно выполнить свои обязанности, направленные на улучшение состояния пациента.

     Напротив, в коллективах, где законы субординации игнорируются, возникают конфликты и недоразумения, члены коллектива позволяют себе ведение интриг, ссор, проявление неуважения и порой, хамства по отношению друг к другу, которое может, в конечном счёте, отрицательно отражаться  на здоровье пациента. С другой стороны, в коллективах, где царствуют панибратские отношения между персоналом, можно столкнуться с грубыми ошибками в работе, нарушением трудовой дисциплины, которые будут прикрываться, и допускаться далее. Всё это приводит к снижению эффективности  труда качества работы отдельных сотрудников, и  коллектива в целом. Всё это непременно отражается на здоровье пациентов, снижает качество предоставляемых им медицинских услуг, и в конечном счёте,  на репутацию ЛПУ в целом.

     Все медики называют  друг друга коллегами. Обратимся к определению этого понятия. Коллегами называют людей, объединённых  общностью деловых  интересов. А интересы коллег в ЛПУ – это сохранение, восстановление или поддержание здоровья пациента. Всегда необходимо чётко следовать принципам деонтологии, и как одному из важнейших её  составляющих – системе медицинской субординации.

    Деонтологическая  система – врач – сестра  – санитарка включает в себя 2 подсистемы: врач – сестра и  сестра – санитарка, каждая из  которых имеет свою деонтологическую  характеристику, определённые границы действенности и чёткие элементы субординации. Врач и сестра – основные участники лечебно-диагностического процесса. Именно от их знаний и добросовестного исполнения профессионального долга, в первую очередь,  зависят состояние больного, процесс  его выздоровления, возвращения в привычную социальную среду.

     Врач – руководитель, организатор, воспитатель подчинённого  ему медицинского персонала. Деонтологически  подготовленный врач всегда проявляет  истинное уважение к своим  сёстрам, прислушивается к их мнениям. Врач должен быть выдержанным, спокойным, вежливым, не проявлять высокомерия.  В интересах поддержания престижа медицинской сестры он никогда не позволит себе сделать замечание медсестре в присутствии больного, грубо отчитывать, перекладывать на неё вину за чужую ошибку, так как сестра для врача – надёжная помощница и опора в лечебно-диагностической работе, он должен использовать в интересах дела самые лучшие её качества. Без медицинской сестры невозможно поставить на ноги тяжелобольного. Заметно выше и престиж такой медицинской сестры, которая может или воспитала в себе доброту, внимательное отношение к людям, трудолюбие, терпимость, простоту, скромность.

    В системе «врач  – медицинская сестра» медицинская  сестра – лицо подчинённое. Вы должны выполнять назначения врача и нести полную ответственность за своевременность и качество выполняемых процедур. От Вас требуются высокий профессионализм, глубокое понимание поставленных врачом задач, умение выделять среди полученных распоряжений главное, готовность подчинить личные интересы требованиям врача и больного.

     При этом в  основе взаимоотношений между  сестрой и врачом не должно  быть слепого механического выполнения  назначений, должно быть осознанное, профессионально грамотное понимание состояния здоровья больного, сущности диагностических исследований и лечебных приёмов, механизма действия применяемых ЛС и физических процедур. Цель работы медсестры и врача одна – вместе стремиться избавить больного от страданий, вернуть его к привычному образу жизни. Профессиональная зависимость сестры от врача должна компенсироваться деловым взаимоуважением, глубоким пониманием общих задач, путей их решения, т.к. медсестра  является полноправным членом мультидисциплинарной команды.

     Из соображений профессиональной этики медицинские сёстры никогда не должны позволять обсуждать между собой или отменять врачебные назначения, открыто проявлять несогласие с его действиями, обвинять в некомпетентности. Недопустимы во взаимоотношениях с врачом элементы панибратства, фамильярности, обращения к друг другу по имени и тем более на «ты» .

     Не секрет, что  за последние годы сестринское  звено в системе здравоохранения  заметно пополнилось молодыми  кадрами. Так только в нашем  стационаре  за последние 5 лет пришло на работу 63 молодых сестёр. Пополнение это, хотя и грамотное, но малоопытное. Встречаются и люди случайные в медицине, лишённые чувства милосердия, сострадания, профессиональной чуткости. Это ставит перед советом медицинских сестёр и наставниками задачу  повседневного этико - деонтологического воспитания молодёжи, приобщения её к сложной и трудной работе по обслуживанию своих пациентов.

    В подсистеме «сестра  – санитарка» работа также  должна строиться на основе  взаимоуважения, высокой требовательности, чуткости, поддержания профессионального достоинства. В обязанности санитарки входит содержание отделения в хорошем санитарно-гигиеническом состоянии. Кроме того, санитарки помогают сёстрам в уходе за больными. В большинстве своём эти работники не имеют специального образования и, как правило,  эта категория пополняется случайными людьми. И врачи и сёстры должны больше внимания уделять обучению санитарок правилам работы в больнице, воспитанию их в духе требований медицинской деонтологии.

     Взаимоотношения между медицинскими сёстрами должны всегда определяться чувством коллективизма при высокой личной ответственности, профессиональной дружбой, готовностью придти на помощь друг другу. Важны уважительность, доброжелательность, взаимопонимание, а при сотрудничестве опытной сестры с начинающей – взаимопомощь, терпение, выдержка, готовность делиться опытом и воспринимать новые знания.

    Сегодня медицинский  труд становится всё более  коллективным. В его конечный  результат -  выздоровление пациентов  вкладывают свою долю участие представители всех звеньев медицинского персонала. Целенаправленность и успех в работе любого медицинского коллектива немыслим без строгого и неукоснительного соблюдения всеми медицинскими работниками профессиональной субординации. Она строится на основе дисциплины, чёткого понимания своих целей и задач. Строгое соблюдение субординации – залог преемственности в деятельности работников разных категорий, организованности и работоспособности коллектива, высокой дисциплины и установления деонтологически правильных взаимоотношений между врачом, сестрой и санитаркой. Субординация в медицинском учреждении – не формальное должностное соподчинение, основанное на чисто дисциплинарных требованиях, служебной взаимозависимости, а взаимоотношения, строящиеся между старшими и младшими на принципах взаимоуважения, доброжелательности, тактичности и чувстве товарищеской взаимопомощи.

     Помимо этого, соблюдение  субординации сопряжено с определёнными  особенностями: речь идёт о манере  приветствовать друг друга, об умении поздравить по случаю юбилея, пошутить и т.д. По правилам взаимной вежливости, надо уметь выслушать собеседника, учесть его мнение, поблагодарить за помощь в работе и т.д.

 Вывод: соблюдение медицинскими  работниками всех категорий этических норм обеспечивает высокое качество медицинского обслуживания пациентов, формирует здоровый нравственный климат в коллективе, помогает совершенствовать профессиональное мастерство, утверждает авторитет каждого работника, как в коллективе, так и среди больных, а значит, в конечном счёте,  влияет на имидж любого лечебно-профилактического учреждения в целом. 

 

1.4.Роль соблюдения  делового этикета в работе медицинской сестры

 

  Профессионализм как способность решать профессиональные задачи на основе приобретенных знаний и умений по специальности включает в себя  развитые навыки общения, в набор ключевых компетенций обязательно включается коммуникативная компетенция.

  Профессия медицинской сестры — одна из тех, где непосредственный контакт с другим человеком играет первостепенную роль. Цена такого общения — здоровье, а нередко и жизнь человека. Поэтому  именно для  медицинского работника умение общаться, знание  норм этикета особенно важны.

Этикет в жизни человека издавна играет большую роль. Соблюдение принятых норм этикета позволяет построить уважительные отношения с партнёрами.

В обыденной практике   смысловую часть понятия «этикет» часто сводят к понятию «нравственность», а понятие «этика» к понятию «мораль». Обратимся за четкими формулировками к словарю:

этика — учение о морали, ее развитии, принципах и роли в обществе;

мораль — нравственные нормы поведения, отношений с людьми;

этикет — установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения

С течением времени содержание понятия «этикет» менялось, однако по-прежнему этикет является совокупностью правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, формы общения, приветствия, поведения в общественных местах, манеры и одежду. Принципами этикета являются разумность и целесообразность, уважение национальных обычаев.

По форме этикет бывает  речевой (словесные формы уважения к людям) и неречевой (действия и поступки, выражающие уважение к людям).

Кроме общепринятых правил этикета, существует этикет профессиональный, который обеспечивает наивысшую эффективность при выполнении профессиональный функций. Формы поведения у медицинских сестер определяются общими положениями делового этикета и этическими кодексами медицинских работников и составляют собой медицинский этикет. 

                 Общение с пациентами

  Первое впечатление, которое производят на нас люди или учреждения, оказывается наиболее живучим. Знакомство пациента с медицинским учреждением начинается, как правило, со среднего медицинского персонала. Сегодня, когда у многих пациентов есть возможность выбирать место получения медицинских  услуг, как говорилось в предыдущем выступлении общение потенциального клиента с медсестрой может иметь не только этические, но и коммерческие последствия.

При первом общении с пациентом медицинской сестре следует:

  • представиться;
  • познакомить пациента с правилами приёма врача, который будет его осматривать или лечить, назвать его фамилию, имя, отчество, рассказать о режиме работы отделения;
  • рассказать о предстоящих процедурах, предупредить 
    об ощущениях при их проведении.   

Обращаться к пациенту лучше по имени-отчеству, доброжелательно и спокойно. Если вы не знаете, как зовут пациента, используйте безличные конструкции: «Пройдите, пожалуйста», «Будьте добры» и пр. Недопустимы обращения «больной», «мужчина», «женщина». Эти, казалось бы, очевидные истины, к сожалению, пока не стали нормой. При проведении нами пилотажного исследования путём анонимного анкетирования медперсонала одного из стационаров г.Санкт-Петербурга    (из соображений соблюдения  принципов этики я не могу назвать какого!) на вопрос «как должна обращаться медсестра к пациенту?», были получены следующие результаты. Из 65-ти  опрошенных медицинских работников различных профилей 35% предложили обращение — «мужчина-женщина», 27% — по имени-отчеству и 38% — по фамилии.    Иногда   медсестрами используются и ласкательные формы обращений, особенно в работе с пациентами геронтологических отделений: «бабуленька», «дедуля», «голубчик» и пр. Согласитесь, не всякий пациент пожилого возраста хочет быть «дедулей», а тем более «бабулей».

При проведении процедур медсестра должна комментировать пациенту свои действия.  При этом необходимо говорить на понятном пациенту языке, сведя к минимуму специальную терминологию.

  Речь работника любого статуса должна соответствовать нормам русского литературного языка.  Вообще речь является очень яркой характеристикой специалиста, не стоит недооценивать ее значения.   Излишняя насыщенность речи терминами в общении с пациентом не приветствуется. Но не приветствуется и использование просторечной и жаргонной лексики. «Флюшка» вместо флюорография, «кубиталка» (кубитальный катетер), «намыться» на операцию, «терять» пациента. Использование ненормативной  лексики в разговоре с пациентами или с коллегами является основанием для сомнений в его профессиональной пригодности работника.

Информация о работе Роль этики и деонтологии в работе медицинской сестры