Роль этики и деонтологии в работе медицинской сестры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры является комплекс взаимоотношений специалистов медицинского профиля среднего звена с пациентами.
Нравственные и духовные принципы, которые формируются у медицинских работников на основе положений медицинской этики и деонтологии, служащие оценочным критерием
готовности медицинских работников среднего звена к качественному выполнению ими
профессиональных обязанностей. История отечественной медицины показывает, как по мере развития и совершенствования методов диагностики и лечения заболеваний повышается роль труда среднего медицинского работника, и в частности медицинских сестер. Развитие медицинской науки и научно-технический прогресс в медицине предъявляют к медицинским сестрам высокие требования.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………..
Глава 1. . Роль этики и деонтологии в работе медицинской сестры.
1.1.Общие сведения об этике: понятие, основы, принципы медицинской этики.
1.2 Деонтологии: общие понятия. Медицинская деонтология.
1.3. Особенности деонтологии в педиатрии………………………………………………..
1.4. Роль этики и соблюдения субординации в работе медицинской сестры
1.5. Роль соблюдения делового этикета в работе медицинской сестры
1.6. Этический кодекс медицинских сестёр Российской Федерации?
Глава 2 Сестринское исследование
2.1 Анализ уровня знаний и соблюдения принципов этики и деонтологии в работе медицинских сестёр детского стационара…………………………………………………

Выводы…………………………………………………………………………….
Рекомендации……………………………………………………………………..
Библиография………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК 2012 Бутоменко Н.М..doc

— 391.00 Кб (Скачать файл)

    Речь, засоренная словами-паразитами, а также бедная, несвязная речь вызывает у слушателей недоверие и сомнение в компетентности говорящего. Еще хуже, если медсестра в качества слов-связок использует  слова-заместители (например распространенное «блин»).

Недопустима дискриминация пациентов по возрастному, половому, национальному или любому другому признаку. Фраза «Что вы хотите в вашем возрасте» и подобные ей является нарушением морально-этического кодекса медсестры.

При обучении пациента всегда следует проявлять терпение. Повторить информацию нужное число раз. Удостовериться, что ее правильно поняли. Для этого лучше использовать фразы типа: «Давайте проверим, все ли вы поняли», «Какие вопросы у вас возникли?» и пр. Реплики «Повторяю для особо одаренных» или «Слушать надо ушами!» нельзя произносить даже в шутку.

При письменном способе передачи информации пациентам и их родственникам не должен доминировать категорический императив («Не курить!», «Из палаты после 22 часов не выходить!» и пр.). Лучше заменить их на фразы с позитивным звучанием: «У нас не курят», «Просьба соблюдать тишину».     Следуя этим правилам,  медицинские сёстры выказывают уважение и к пациенту, и к себе.

При проведении опроса медицинских сестёр одной из больниц города Москва на вопрос «Могут ли сотрудники   обсуждать больных, их личную жизнь, заболевания и т.п.?» ответы  респондентов распределились следующим образом: «нет, эти сведения — медицинская тайна» — 59%, «могут» — 6%, «могут, но за пределами ЛПУ» — 35% опрошенных.

Недопустимо обсуждение состояния здоровья или личной жизни пациента с коллегами и тем более с другими пациентами. Это является нарушением медицинской тайны и влечет за собой административную, а подчас и уголовную ответственность.

 

                Общение с коллегами

 

Как уже говорилось, медицинская сестра всегда обязана поддерживать вежливые, уважительные отношения с коллегами.

Недопустимо публичное выражение негативных эмоций. Очень громкий разговор или очень громкий смех не уместны на рабочем месте.

Недопустимы конфликты между коллегами в присутствии пациента.

При общении с коллегами сестре всегда необходимо соблюдать субординацию.

    

  При коммуникациях по вертикали

 

Сестра всегда должна неукоснительно выполнять распоряжения начальства, не вступая в препирательства.

  Младший по званию и должности сотрудник должен разговаривать с руководством стоя. Невежливо держать руки в карманах во время разговора.

Младший по должности сотрудник первым приветствует старшего. Называет его по имени-отчеству, на «Вы», даже если поддерживает с ним близкие отношения.

Старший сотрудник называет младшего по имени-отчеству, на «Вы». К сожалению, приведенное правило делового этикета редко выполняется на практике.

Молодые медсестры, пришедшие в ЛПУ из училищ и колледжей, как правило, автоматически становятся «Галочками», «Верочками», «Машеньками». Редко кому удается попасть в среду, где отношения между врачами и сестрами полностью соответствуют нормам этикета. И врачи, и старшие сестры видят в молодых специалистах «девочек». Отсюда - соответствующее обращение. Ярлык «девочки» зачастую остается у сотрудника на многие годы, и избавиться от него, работая в одном и том же коллективе, практически невозможно.

При общении с младшим старший по должности не должен повышать голос, не устраивать «разносов» подчиненному в присутствии других членов коллектива (тем более пациентов!), если это не вопрос, требующий профессионального обсуждения.

 

   При коммуникациях  между собой.

 

Медицинские сестры в присутствии третьих лиц обязаны называть друг друга по имени-отчеству, на «вы». К незнакомому медицинскому работнику  они могут обращаться - «коллега».

Приветствуют друг друга сотрудники одного ранга в соответствии с общими правилами этикета: младший приветствует старшего,  пришедший — собравшихся, уходящий — остающихся и пр.. 

Комплименты в деловом общении не приветствуются: люди раздающие комплименты человеку  на работе считаются подобострастными, особенно если адресованы комплименты предназначаются начальству, или двусмысленны.

Не всегда отношения в коллективе складываются гладко. Бывают обиды и огорчения, иногда желание общаться с некоторыми коллегами пропадает. Но даже если это так, требования этикета необходимо соблюдать независимо от настроения или состояния отношений с тем или иным членом коллектива. 

 

                             Внешний вид

 

Внешний вид сотрудника — визитная карточка как его самого, так и организации, которую он представляет.

В настоящее время выбор моделей и расцветок медицинской формы чрезвычайно велик. Каждый работник может выбрать форму в соответствии со стандартами и спецификой своего отделения. Цветовое решение может быть любым, если нет соответствующих корпоративных требований.

К привычным всем белым и бирюзовым халатам и робам добавились сиреневые, зеленые, желтые и даже красные. В некоторых ЛПУ  города  в последние годы вводится цветовая маркировка отделений, что нельзя не признать удобным. Однако не стоит забывать, что цвет — это мощный фактор воздействия на человеческую психику. 

 Белый цвет — символ чистоты и праведности. Он ассоциируется с такими человеческими качествами, как нравственная чистота, опрятность.

Желтый - несет в себе ясность, оптимизм, удовольствие, бодрость.

 Красный цвет — это образ огня или крови. Его связывают также со страстью и сексуальностью, поэтому его не рекомендуют использовать в ЛУ (лучше заменить его оранжевым или  вишнёвым).

Зелёный цвет связан в восприятии людей с природой, жизнью и развитием. В целом зелёная гамма оказывает на человека успокаивающее воздействие. А вот зеленовато-желтый цвет — не рекомендуется ,так как он считается  цветом «глаза дьявола».

 Голубой и синий — выражают отрешенность и сдержанность, уверенность в себе.

Фиолетовый — цвет печали, покаяния;

Сиреневый — цвет таинственный и чувственный;

Розовый — цвет невинности, нежности, молодости, стремления к единению.

Приняв во внимание эту информацию, вы можете психологически обоснованно выбрать цвет своей формы или для своего отделения.

Халат или костюм всегда должны быть безупречно чистыми  и отглаженными. Халат застегивают  Существует точка зрения, согласно которой деонтологию необходимо рассматривать, как

составную часть врачебной этики или как отдельное направление этики, связанное с непосредственной профессиональной деятельностью медицинских работников. Энциклопедический словарь медицинских терминов приводит определение, в соответствии с которым медицинская деонтология – это «совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих

профессиональных обязанностей»на все пуговицы.

В большинстве ЛПУ сотрудники носят нагрудные знаки с указанием их должности, фамилии, имени и отчества. Подобная практика намного упрощает проблему вступления в общение.

 

 

Глава 2  Сестринское исследование.

    

  Администрация  любого  лечебно - практического учреждения  постоянно изыскивает всё новые  ресурсы для улучшения качества  оказания медицинских услуг своим пациентам. Наша детская больница не является исключением. Активная работа велась в этом направлении  во всех направлениях деятельности нашего учреждения в течение всего предыдущего года, поэтому многие показатели качества медицинской помощи детям значительно улучшились.  Тем не менее, в прошлом году мы    смогли обнаружить  и недостатки в нашей работе. Так, мы обнаружили, что  в нашем лечебно – профилактическом учреждении имели место отдельные  случаи нарушения этики и субординации.  В связи с этим, решено провести исследование  причин  такого недопустимого явления в работе медицинских сестёр ДГБ №1 и устранить недостатки

Существует точка зрения, согласно которой деонтологию необходимо рассматривать, как

составную часть врачебной этики или как отдельное направление этики, связанное с непосредственной профессиональной деятельностью медицинских работников. Энциклопедический словарь медицинских терминов приводит определение, в соответствии с которым медицинская деонтология – это «совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих обязанностей.

     Детская  городская больница  №1 - современный  многопрофильный стационар г. Санкт-Петербурга, пациентом которой может стать  ребёнок  любого периода детства: от первых  дней жизни  до подростка 18 лет. Больница была построена на средства, заработанные на Всесоюзном коммунистическом субботнике.  Первых своих пациентов  она  приняла в июне 1977 года.

 Детская городская больница №1 с момента  своего открытия является ведущим детским стационаром клинического уровня. Это высокотехнологичный лечебно-диагностический комплекс, включающий госпитальную базу на 600 коек, диагностическую службу, вспомогательные подразделения  и «больничную школу». Ежегодно здесь лечатся более 35 тысяч детей и подростков, в том числе в условиях дневного стационара и консультативно поликлинического отделения. Стационар состоит из 50 подразделений и служб – это  три отделения реанимации ,отделения хирургического профиля: травматология, кардиохирурги я, урология, нейрохирургия, ожоговое отделение, отделение диализа.

Неонатологическая служба представлена  такими отделениями  как  интенсивная терапия и реанимация новорожденных, отделение патологии новорожденных.

Педиатрическая служба - это соматическое отделение, отделение аллергологии, неврологии, гематологии, онкогематологии, отделение инфекционных болезней.

Операционный блок   включает в себя  8 операционных, отделение ангиографии, отделение эндоскопии, функциональной диагностики, отделение восстановительного лечения, рентгено-лучевой диагностики, диагностическую лабораторию. Функционирует аптека, пищеблок, молочная кухня, служба крови и водолечебница.

Общая численность персонала  составляет-1178 человек.   Все они  – замечательные люди, составляющие большую и эффективно работающую команду медиков, объединённую  одной целью - оказать максимально эффективную, квалифицированную, медицинскую помощь пациентам детского возраста.

 

Общая численность персонала  составляет-1178 человек.

Большую часть коллектива больницы составляет  средний и младший медицинский персонал:598

 

Характеристика  сестринского персонала по возрасту

 

№ пп

 

Всего

до 30 лет

до 40 лет

до 50 лет

до 55 лет

>55лет

1

Средний медперсонал

598

126

165

179

77

51

2

Младший медперсонал

166

         

 

Квалификационная характеристика сестринского персонала  ДГБ№1

 

 

Всего

Высшая

категория

Первая

категория

Вторая

категория

Без категории

Медицинские сёстры

598

385

37

20

156


 13 человек имеют высшее сестринское образование и 129 человек – повышенный уровень образования, 60 человек  имеют сертификаты  по двум и более специальностям. 

      Высокая квалификация сестринского персонала ДГБ №1 позволяет оказывать   пациентам  только компетентную медицинскую помощь,  которая должна основываться на этических принципах. 

Характеристика групп респондентов:

 

№ п/п

Группа

Возраст

Категория

Общее

кол-во

Итого

В

1

2

б/к

1.

Медсёстры

20 – >6О лет

48

9

3

12

72

 

2.

Пациенты

14-18лет

       

20

 

3.

Родители

21-40 лет

       

20

 
 

Итого

         

112

 

 

Информация о работе Роль этики и деонтологии в работе медицинской сестры