Шпаргалка по «Эстетике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 22:25, шпаргалка

Описание работы

Предмет и задачи эстетики. Роль эстетической информации в архитектурном проектировании.

греч. – чувствующий. Возникло на Востоке в 18 веке. В истории э. её предмет и задачи менялись (то э.- часть философии и космогонии, то изучала проблемы поэтики, природу красоты) С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества. Немецкий философ А. Баумгартен («Эстетика» —1750—1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание.

Файлы: 1 файл

1эстетка_otv.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет и задачи эстетики. Роль эстетической информации в архитектурном проектировании.

 

греч. – чувствующий. Возникло на Востоке в 18 веке. В истории э. её предмет и задачи менялись (то э.- часть философии и космогонии, то изучала проблемы поэтики, природу красоты) С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества. Немецкий философ А. Баумгартен («Эстетика» —1750—1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание.

Эстетика – наука  об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их созидании, восприятии, оценке и освоении. (Весь мир рассматривается под определенным углом зрения). Это философская наука о наиболее общих принципах освоения мира по законам красоты в процессе деятельности человека и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результата такого освоения мира. Э- система знаний о ценностных ориентирах человека в мире. Изучает проблемы искусства и прекрасного. Ценностные ориентации по отношению к природе  к социуму, к самому себе… изучает высшее и низшее.

Для Канта предмет эстетики — прекрасное в искусстве, эстетика выступает как критика эстетической способности суждения. У Гегеля эстетика сужает свой предмет до «обширного царства прекрасного», строже говоря, до «искусства и притом не всякого, а именно изящного искусства».

Эстетика — философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в -искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства.СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Любой творец, в нашем случае архитектор, создавая какое либо произведение, анализирует его с эстетической точки зрения (это та же самая гармония, ритм, мера, целостность). Архитектор задает себе вопрос : что именно я хочу? Архитектор, благодаря главным эстетическим критериям , пытается создать неповторимы художественный образ своего произведения (придать своему творению свое неповторимое лицо).   В архитектурном проектировании эстетическая часть- это профессионализм, мастерство, техника владения средствами эстетического формообразования.

 

  1. Эстетич хар-ки арх-ры-эстетич принципы формообразования

 

Формула: Культурная среда – субъект творчества(архитектор, скульптор) – творчество (сам процесс) – эстетический принцип формообразования (гармония, ритм, мера , композиция) – художественный образ (выбор места, материала).

Э.ценности- это те ценности, которые возникают у человека который оценивает этот мир с точки зрения гармонии и мера гармонии, ритмичности и аретмичности, целостности и ацелостности, пропорции и диспропорции, духовности и бездуховности. Духовн. – воплощение идеальных представлений. Гарм.- соразмерность согласованность отдельных сторон (внутреннего и внешнего, дух. и физич.), специфическое единство, многообразие. Мера –согласованность всех элементов художественного произведения, явл. Результатом умения художника  выявить главное. Ритм – последовательное чередование различных соизмеримых элементов в произведениях искусства, отражении в искус. ритмических процессов объективного мира.ПАРФЕНОН

 

  1. эпф и хо арх-ры

 

Формула: Культурная среда – субъект творчества(архитектор, скульптор) – творчество (сам процесс) – эстетический принцип формообразования (гармония, ритм, мера , композиция) – художественный образ (выбор места, материала).Ритм,композиция,гармония,мера

Э.ценности- это те ценности, которые возникают у человека который оценивает этот мир с точки зрения гармонии и мера гармонии, ритмичности и аретмичности, целостности и ацелостности, пропорции и диспропорции, духовности и бездуховности. Духовн. – воплощение идеальных представлений. Гарм.- соразмерность согласованность отдельных сторон (внутреннего и внешнего, дух. и физич.), специфическое единство, многообразие. Мера –согласованность всех элементов художественного произведения, явл. Результатом умения художника  выявить главное. Ритм – последовательное чередование различных соизмеримых элементов в произведениях искусства, отражении в искус. ритмических процессов объективного мира.

 

1.содержание(сознание,душа)-внешнее(тема-вживание в тему,как я себе это представляю,культ среда,сто значит это тема в культ среде,ситуация-особая аура,состояние), внутреннее(замысел,конценпция-что я хочу сказать своим проектом,самооценка-эмоции,объективн+субъективн оценка работы) 2.форма(воплощение)-внутр(ЭПФ,структура,план,ритм,композиция,масштаб,функция,конструктив,выразительная часть),внеш(средства,приемы=худ язык арх-ры;материал-стекло,бетон,почему?;ситуация-место,где обитает душа+атмосфера(время года,время суток,зелень,вода,ветер)выразительные способности арх-ры,худ язык-аллюзия(худ.прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого этого факта), аллегория,символ,симулякр(изображение того,что не существует))

 

4.Целостность-фундаментальн ЭПФ и критерий проф оценки арх.композиции. Выразительн

 возможности композиции  в арх и дизайне

 

Композиция внутренних и внеш пространств;линейная;единство;раздробленность, все пространства подчинены  друг другу функционально и осмысленно.соподчиненность пространств. Также важную роль в композиции играет месторасположение объекта.

За счёт выбора места – одного из средств выразительности ХО – архитектор может подчеркнуть значение сооружения для общества, а выбрав сакральное священное место (чаще всего у реки, на возвышенности) – указать зрителю на его божественную сущность.

Принцип эстетической целостности основан на требовании соотносить любой элемент с целым и выражать это целое в любой детали. То есть целое – это главное и его нужно видеть раннее частей. 
В эстетической деятельности – это социальный и духовный мир. Поэтому принцип эстетической целостности это также требование воспроизводить или заново создавать. Поскольку социальный мир многомерен, то принцип эстетической целостности означает единство многомерности. 
«Для выражения и восприятия эстетической целостности важно выделение эстетической доминанты или центра смыслового мира и соотнесение всех элементов и сторон мира с этим центром. Под эстетической доминантой имеется в виду не определенный геометрический центр или господствующая возвышенность или другое какое-либо по природе своей выделяющееся место, но и смысловой, духовный центр, выраженный в чувственно воспринимаемой доминанте». Эстетическая целостность достигается также через выражение в многообразных элементах структуры единого обобщающего эмоционального мотива. 
Она может достигаться за счет стремления второстепенных элементов композиции к главному центру. Также целостность можно передать за счет единой цветовой гаммы. Она может достигаться через подчинение господствующему ритму. 
Существенной особенностью принципа применения целостности в дизайне является стилизация как способ формообразования изделий массового промышленного изготовления. Для того чтобы придать изделию привлекательность, дизайнер должен обобщить форму, а для этого необходимо выявить логику эстетического строения самой вещи и учесть нормы эстетического восприятия данного времени, то есть моды. В таком случае изделие будет эстетически целостно. В результате возникает легко угадываемый образ предмета. 
Пример:  Конкурсный проект братьев Весняных для газеты Ленинградская правда, где четко прослеживаются основные черты нового первого арх-го стиля СССР, первого стиля новой страны, страны советов. В этом проекте наиболее ярко выражены основные концепции раннего конструктивизма. Это выражается в четком композиционном решение фасадов, в использование новейших строительных материалов (стекло, бетон), активно задействованы достижения научной мысли в виде разнообразных антенн, ферм, часов,  планировалась вывеска бегущей строки (оповещающей о последних новостях). Архитектурная композиция позволяет грамотное соотношение между частями. Впервые изучать композицию теоретически начал Аристотель. С помощью композиции можно выразительно обыграть положение архитектурной формы в пространстве. Величие, масса и фактура также решаются на уровне работы с композицией. Свет и цвет- важнейшие элементы композиции. Другой пример: Динамичная, живописная композиция Афинского Акрополя - высшее достижение эллинского искусства - строится не на целостной организации пространства, а на чередовании отдельных картин, фиксированных точек зрения, зрительных проекций на «картинную плоскость». Это типично скульптурный, осязательный метод.

 

5.Гармония

 

«если красиво,значит правильно»-к;арх-«если получается и получается красиво,значит правильно»

из единого материала. свет /цвет;объединяет пространство., роспись потолков и стен призвана уничтожить давление скалы (За счёт чего: цвета росписи, её деталировки, самого изображённого в ней?)    Зодчий как будто сразу даёт понять: это иное пространство - священное! А если вспомнить, например,  какое значение свет(ещё одно из средств выразительности ХО) играет в культовой архитектуре, то становится понятно: изучив то как он работает в интерьере, можно даже понять особенности той религии, культу которой храм служит!

масштаб пещер соразмерен  человеку, несмотря на то, что использование пропорций идет полностью божественное.

      архитектор создаёт вначале крупномасштабные, монументальные - «божественные» - формы, а затем приводит их к мере человека путём тщательной, вплоть до мельчайших элементов, деталировки или росписи

в полной темноте пещер ставятся бронзовые или окрашенные светлой краской, скульптуры, изображающие Будду, так чтобы статуя все равно была видна даже при плохом освещении

 создаются все условия для постижения трех благородных истин буддизма. И уже после развития нравственности, сосредоточения и мудрости, верующий может обрести нирвану, полностью освободиться от страданий и придти к состоянию наивысшего счастья.

       Очень  интересно и важно! Получается, что  зодчий при помощи скульптурного (и декоративного) оформления храма, при помощи выбора цвета  с  одной стороны, помогает человеку ориентироваться в храмовом пространстве, а с другой – не забывает и о глубокой символике этого пространства: тёмное окружающее пространство, в котором человек «ищет» и находит (как и в своей душе) Бога! Прослеживается явное взаимодействие КС и ХО архитектуры за счёт искусного использования  средств выразительности (цвета, света).особое пространства

Гармония считается одной из основных категорий эстетики. Гармония в мировоззренческом смысле является учением об упорядоченности вселенной, соответствии всех ее частей или уровней бытия. 
Эстетическая гармония включает в себя все смыслы гармонии, но не сводится к одному из них. Она неотделима от эстетической деятельности. 
«Эстетическая деятельность – это процесс, в котором люди стремятся преодолеть ограниченность утилитарного похода к делу и действовать в соответствии с законами развития существенных отношений, как они понимают их, с требованиями идеального миропорядка. Поэтому в цели эстетической деятельности включается культурные образцы, ценности и идеалы целостности человека и его желаемых гармонических отношений с окружающим миром». 
Специфика эстетической гармонии заключается в том, что, во-первых она неразрывно связана с такими качествами и характеристиками предмета как мера, симметрия, пропорциональность, соразмерность, поэтому специфика эстетической гармонии включает в себя частей и целого. Этот принцип гармонизации связан с принципом целостности. 
Во-вторых, эстетическая гармонизация – приведение предмета, явления, среды в соответствие с устоявшимися нормами-образцами. На этом этапе происходит «вписывание» предмета в картину мира. 
В-третьих, это также чувственное восприятие предмета человеком в соответствии с его картиной ценностей, потребностей, возможности. Это не только гармония между частями объекта, но и гармония между субъектом и объектом. 
В-четвертых, эстетическая гармонизация – «это и гармония между мыслимым и чувственно воспринимаемым, гармония в духовной сфере создаваемого эстетического мира.

 

Гармония- это поиск соотношения между элементами и функциями в композиционном плане. Архитектура Парфенона является вершиной развития всего греческого зодчества. В его тектоническом строе наиболее полно отражено оптимистическое мировоззрение греков, высоко ценивших гармонический порядок во всем, умеренность, уравновешенность и глубоко осмысленную рациональность. В чистоте же пропорций и линий, округлых форм и словно живых фигурах богов на фронтонах отражен уровень художественного мышления зодчих и скульпторов периода высшего расцвета рабовладельческой демократии в Афинах. Античные архитектурные произведения, по крайней мере относящиеся к последнему периоду, представляют собой как бы отвлеченную идею... они не вызывают никаких представлений об абсолютных величинах, а только соотношений и впечатление гармонии. Так, например, в Эрехтейоне привлекает внимание гармония, масштаб частей, вполне сомасштабный человеку, и введение в композицию портика Кор объемной человеческой скульптуры и цвета.

Гегель называл гармоническим то искусство, в котором форма соответствует содержанию, комическим – то, в котором формы больше, чем содержания (величественная форма прикрывает ничтожное содержание), а возвышенным – то, в котором содержания больше, чем формы (высокодуховный минимализм).

В основе же Японской архитектуры лежало то, что природа бесценна, храм. Поэтому японцы очень гармонично вписывают архитектуру в природные условия.

 

6. Мера.

 

Что же такое мера, внутренне присущая предмету? Некоторые полагают, что мера есть идея целенаправленной организации, заложенная природой. Однако у природы нет внутренней цели. Роден, творя из куска мрамора «Маленькую фею вод», действовал вовсе не в соответствии с идеей целенаправленной организации, якобы заложенной в самом мраморе как природном веществе. Никакая целенаправленная эволюция мрамора никогда бы не родила ни тех целей, ни той меры, в силу которых под рукой художника камень стал скульптурой. Роден создавал «Маленькую фею вод», «отсекая все лишнее» от куска мрамора. Это и было поиском внутренней меры природного материала в его сообразности с общественными потребностями человека. Из этого куска мрамора нельзя было бы сделать чайную ложку или изложницу для заливки металла — такое употребление природного материала не соответствовало бы его мере.

Мера — выявляемая в процессе освоения мира способность предмета так или иначе служить человеку. Мера — плоскость пересечения природных особенностей предмета и исторически обусловленных потребностей человека, отражающих общечеловеческие интересы. Мера — соответствие природных свойств предмета потребностям и возможностям человека как исторического существа, представляющего человеческий род.

Информация о работе Шпаргалка по «Эстетике»