Шпаргалка по «Эстетике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 22:25, шпаргалка

Описание работы

Предмет и задачи эстетики. Роль эстетической информации в архитектурном проектировании.

греч. – чувствующий. Возникло на Востоке в 18 веке. В истории э. её предмет и задачи менялись (то э.- часть философии и космогонии, то изучала проблемы поэтики, природу красоты) С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества. Немецкий философ А. Баумгартен («Эстетика» —1750—1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание.

Файлы: 1 файл

1эстетка_otv.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

 

21. Эстетические  принципы формообразования и  художественная выразительность  в архитектуре модерна. Новое  «прочтение» пространства, времени, «материала» средствами архитектуры

Этот стиль получил широкое распространение в искусстве последних  
десятилетий XIX начале XX века и за короткий срок своего существования он пережил периоды становления, расцвета и угасания и создал интересные художественные произведения во все видах творчества. Живописные поиски русского модерна отличаются своеобразным способом творческого мышления, его многоплановостью, органичностью основным процессам, происходящим в изобразительном искусстве рубежа XX века, в том числе и в современной художественной культуре.

Модерн - это стиль, где есть особая упорядоченность формы, в основе которой лежит принцип функциональной избирательности и взаимной согласованности знаковых элементов, предстающей в образе выразительной целостности.

Архитектура стиля модерн не более символична, чем архитектура многих других стилей (например, готики), если под символичностью понимать насыщенность архитектурных форм смысловым содержанием, однако она символична в другом смысле - в смысле характера интерпретации этого смыслового содержания. Линия, деталь, образ, весь художественный мир модерна таковы, что своими формами пытаются дать символический образ иной реальности, иного качества бытия, и таковы они потому, что определены категориями эстетики символа, идеологией символизма. Архитектура стиля модерн символична потому, что каждая черточка, каждая деталь в ней имеют символическую природу, являются зародышами символа.

Понимание природы модерна в истории архитектуры выражалось прежде всего в определении его исторических и художественно-эстетических истоков. В сложившемся до второй мировой войны отношении к модерну (не принимая во внимание его однозначной "классовой" оценки) нашла выражение интерпретация модерна как продолжения романтической традиции, как завершение (вырождение) старой, традиционной архитектурной системы, никоим образом не совместимой с новой. Определяющим творческим и концептуальным началом стиля видится не прошлое, не преемственная традиция, а поиски нового, доминирующая тенденция. Модерн все глубже осмыслялся исследователями в связи с прогрессом в строительной технике, где особенно очевидно выступили рациональные тенденции формообразования, в связи с новыми социальными и практическими задачами, встающими перед архитектурой в новейшее время, в связи со становлением современной архитектурной эстетики. Эстетика модерна возникает на определенном временном отрезке рубежа веков как результирующая величина преобразования традиционной архитектурно- эстетической концепции теми тенденциями, которые в 20-х годах привели к формированию конструктивизма и функционализма. Романтическое начало модерна по сравнению с рациональным в этом случае мыслится только неким остаточным явлением, неизбежной инерцией, историзмом, нуждавшимся в преодолении ориентированного на современность модерна. в самой диалектике нового и старого, романтического и рационального, декоративного и функционального начал, рождающих стиль модерн, заложен корень глубоко самобытной эстетической концепции, ключ к пониманию которой нужно искать в своеобразии эстетического мышления и восприятия культуры рубежа XIX и ХХ веков. Этот корень - символ.

      Проблематика  символа начинает всплывать в  стиле модерн в том виде  в каком она была очерчена  эстетикой символизма в поэзии  и искусства. Символизм тоже был одним из проявлений неоромантической волны в искусстве, в нем нашли отражение и модернистские поиски новых форм и языка. Сам символ, легший в основание эстетической программы символистов, служил для них ничем иным, как способом совместить идеальное (религиозное) начало, служившее творческим источником в традиционном мировоззрении, с вниманием к реальному, материальному, рациональному, определявшему тенденцию развития мировоззрения современного. Символ был той самой формулой "диалектики наследования и преодоления", способом гармонизации старого и нового, традиции и тенденции, религиозного и светского, духовного и материального и т. д., т. е. всего того, что на ином материале, но с теми же акцентами составляло проблематику архитектуры стиля модерн.

 

22. Состояние эстетической культуры первой половины XX века Эстетические идеи и их влияние на теорию и практику архитектуры и дизайна (конструктивизм, функционализм и др.). Влияние архитектурной и дизайнерской практики на эстетические идеи.

 

Экономико-политический кризис отразился на духовном мире. Одним из ярчайших проявлений тогдашних веяний – философские сочинения Шпенглера. В художественном мире возникает гонение на академизм. Рождается новое: Эксприсионизм крайне взвинченная эмоциональность, экспрессия.  Эксприсионизм – отклик на противоречие эпохи, огромный технический прогресс. Дисгармония, упрощение формы, эмоциональность. Эксприсионизм трудноуловим из-за слишком большого многообразия. Его основные характеристики – интенсивный цвет и экспрессия в форме. Воины наложили свой отпечаток – духовное опустошение  - без духовность. Изменяется место человека в мире – ОН ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ГЛАВНОЙ ФИГУРОЙ. Экспрессионизм проложил дорогу  враждебности. Мунк «КРИК» на картине человеку вроде бы ничего не угрожает, но он напуган, вокруг безумие и безумцы, порожденные ХХ веком. Конструктивизм – индустриализация отделена от человека и возведена в культовый статус. Экспрессионизм- выражение боли художника по поводу несовершенного мира.. Экзистенциализм – человек чужд индустрии, иррациональности пессимизма. – человек отчужден от общечеловеческого прогресса , технические ценности заменяю человека. Эстетика кострук. – развивалась между крайностей утилитаризма, требующего уничтожить эстетику, и эстетизма. Искусство требует лаконичность. Сюрреализм  утверждает бесконтрольность творческого процесса, свободные ассоциации., чистый психический автоматизм. предмет С. – сверхдействительность. Ар-ра – мир – организованное пространство. Ле Корбюзье. Бетон.

 

23.  Стиль, эклектика, постмодерн - эстетико-художественные системы в архитектуре.

Само слово эклектика означает собирать Эклектика позволяет нам собирать в едино разное. Разностилие помогает  создавать из этого композицию иногда путем синтеза несопоставимых стилей и приёмов. Стиль наоборот требует четкости и отлаженности всех элементов композиции. Стиль подразумевает единство равных. Эклектика, выливаясь в рамки понятия новый стиль – совпадает с определением Аристотеля о городе- единство разных.

Постмодерн представляет собой решительное отрицание основного русла развития арх. 20в. Одним из характерных подходов постмодерна явл. отказ от формальной красоты, интернационального стиля.  Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства.  По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. Пример: центр Помпиду в Париже. В арх. зрителю видна внутр. механика здания, но от него скрыт основной конструктивный принцип. У самого интерьера нет фиксированных стен, так что, в зав-сти от потребности, можно переставить любые временные перегородки. Некоторое оживление вносит броская раскраска здания, но причемкаждый цвет настроен на опр. функцию. Этот откровенный утилитаризм отражает современные популистские настроения в арх-ре Франции. Др. представители постмодернизма в арх. стремились к созданию более человечной окр. среды. Главным средством достижения большей выразительности у них стало использ. стилистических элементов прошлого, вызывающих богатые ассоциации. Новая городская галерея в Штуттгарте отличается грандиозностью масштабов, как это и подобает дворцу (искусств), но вместо монолитного куба центра Помпиду, арх. Стерлинг применил более разнообразные формы в пределах более сложных пространственных отношений.

Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.

Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика,неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. 

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции.

Само слово эклектика означает собирать. Эклектика позволяет нам собирать в единое разное. Разностилие помогает  создавать из этого композицию иногда путем синтеза несопоставимых стилей и приёмов. Стиль наоборот требует четкости и отлаженности всех элементов композиции. Стиль подразумевает единство равных. Эклектика, выливаясь в рамки понятия новый стиль – совпадает с определением Аристотеля о городе- единство разных.  

настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками.

использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли). Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80-90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна. По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания.

Таким странным образом постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда. «Художник наших дней—это не производитель, а апроприатор… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Культурная инновация осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям презентации и дистрибуции, или новым стереотипам восприятия» (Б. Гройс). Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) — демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация — все это не просто термины современного искусства, но его сущность» (Ж. Бодрийяр).

При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область.

Маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь

Ирония — вот следующий типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире.

Синтетичность или синкретизм — в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна — это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте

 

 

25. Формирование  НСЦ на рубеже ХХ-ХХI веков и новые творческие задачи в деятельности архитекторов и дизайнеров.

Объект творчества,симулякр,антиобраз(ХО)

Высшая цель искусства — всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности, удовлетворение ее духовно-эстетических потребностей, наслаждение художественными шедеврами и формирование ценностных ориентации. Поэтому искусство способно одухотворить научный и технический прогресс, освятить его идеями гуманизма. Развитие человека, его самосовершенствование — результат духовного труда личности. И в этом труде искусство — помощник человека. Идеал (быть может, недостижимый, но от этого не менее желанный): развитие человека идет через общество, во имя людей, а развитие общества — через человека, во имя личности. В этой диалектике взаимообогащения человека и человечества — смысл и суть истории, и высшее гуманное назначение искусства споспешествовать этому взаимообогащению.

В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60 — 70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей. Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) — демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация — все это не просто термины современного искусства, но его сущность» (Ж. Бодрийяр). При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область.

Высшая цель искусства — всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности, удовлетворение ее духовно-эстетических потребностей, наслаждение художественными шедеврами и формирование ценностной ориентации. Поэтому искусство способно одухотворить научный и технический прогресс, освятить его идеями гуманизма. Развитие человека, его самосовершенствование — результат духовного труда личности. И в этом труде искусство — помощник человека. Идеал (быть может, недостижимый, но от этого не менее желанный): развитие человека идет через общество, во имя людей, а развитие общества — через человека, во имя личности. В этой диалектике взаимообогащения человека и человечества — смысл и суть истории, и высшее гуманное назначение искусства споспешествовать этому взаимообогащению

Информация о работе Шпаргалка по «Эстетике»