Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 22:25, шпаргалка
Предмет и задачи эстетики. Роль эстетической информации в архитектурном проектировании.
греч. – чувствующий. Возникло на Востоке в 18 веке. В истории э. её предмет и задачи менялись (то э.- часть философии и космогонии, то изучала проблемы поэтики, природу красоты) С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества. Немецкий философ А. Баумгартен («Эстетика» —1750—1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание.
Архитектура воспринимается как упорядоченная форма, подобная организации, устройству Вселенной. Подобие архитектуры сакральному прообразу – залог ее реальности, прочности, функциональности, вечности, «информативности». Сакральность – системообразующий элемент архитектуры ДВЦ.
«Сакральный образ» архитектуры - носитель важнейшей, социально значимой информации для древнего человека. Сакральные образы – основа и источник ценностно-значимых явлений для всей истории человечества. Поиски «художественной образности» прочности и пользы - условие рождения архитектуры.
Эстетические принципы формообразования впервые были систематизированы, осознаны в античной культуре. Греки считали, что эст.принцп. формообразования являются и принципами формообразования природы, космоса, человека, т.е. они являются универсальными, фундаментальными. Т. е. они считали, что космос сотворен по принципу организованной композиции, поэтому они и перенесли эту организованность в арх-ру.
ЭПФ ДВЦ: ( Ценностная значимость и смысл: порядок, незыблемость, вечность оформленность, равновесность.)
1) Целостность (композиция): органичная вписанность в природу, завершенность, замкнутость, вертикализм, ступенчатость как олицетворения вечности, традиционности, ритуальности, иерархичности. Симметрия в композиции, ясность конструкции и чистота формы: линии, силуэта
2) Гармония: торжественно-степенная, суровая, спокойно-созерцательная.
3) Мера: космическая, нечеловеческая, олицетворение вечности.
4) Ритм: ритуально-повторяющийся, размеренно-монотонный, «эпический».
Архитектурная Форма (ЭПФ) – культурная организация обитания человека и информация о его ценностях. Архитектурные формы (круг, овал, вертикаль, крест)– символы – знаки культурной деятельности человека в мире.
Выразительный язык архитектуры Древнего Востока: «Формат» художественной выразительности –это сакральный символ. (Символ монументальности, мощности, величественности, вечности сил Природы, Космоса, Богов).
Билет № 15. ЭПФ и проблемы худ. выразительности в трактате Витрувия. Оценка актуальности и перспективности трактата Витрувия.
Витрувий - первый теоретик истории пропорций, положивший начало этой науке своим произведением «Десять книг об арх-ре». В книге, которая называется "О симметрии храмов": Пропорции храмов сравниваются в ней с соотношением параметров человеческой фигуры: "Композиция храмов основана на симметрии; архитекторы должны строго придерживаться ее законов. Симметрия возникает из пропорции. Пропорция есть согласование определенной части здания с другой его частью или с целым зданием.»
Труды Витрувия - заключающие в себе аналитический разбор общей системы гармонических отношений, пропорции заданных размеров, меры длины, взятые на основании частей человеческого тела, составившие систему мер длины у римлян (палец, ладонь, стопа, локоть) — получают свое дальнейшее развитие в теориях эпохи Возрождения. Витрувий: арх.-ное творчество- гармоничное сочетание элементов в единое целое.
Архитектор должен уметь выразить и объяснить свою идею. Архитектура –это не только созидание, но и грамотное разрушение деструкция. Гномоника - учение о времени.
3 принципа : польза, прочность , красота. На первом месте прочность,но в принципе они равнозначные.
Гармония –это соотношение частей друг с другом и по отношению к целому как в человеке все должно быть пропорционально, так должно быть и в архитектуре.
Витрувий говорил о ордерной системе. Пропорции ордера соответствуют человеческой фигуре ( там , где дорический ордер – посвещались мужчинам богам, ионический – женщинам –богиням, воительницам, коринфский – женщинам богиням и «утончённым» мужчинам).
Прочность: « Если прочно сложенная стена и выглядит хорошо, то колоннада не может не быть прочной, если она «правильно» выглядит» - если сооружение выглядит устойчиво и «прочно», то оно и будет таким. Польза: понятие пользы Витрувий рассматривает не в отношении внутреннего пространства здания, так как принято в наше время, а акцентирует внимание на пространственном обрамлении (важнее расположение колонн, нежели удобство внутреннего пространства: Витрувий описывает неудобства при прохождении людей из-за частоты колонн пикно- и систиля).
«Красота» - самый загадочный компонент знаменитой триады, Витрувий определяет «красоту» как соразмерность ордерных форм. При определении красоты Витрувий ставит субъективное мнение выше, чем законы природы и прекрасного. Понятия пользы, прочности и красоты для Витрувия неотделимо от архитектурного ордера. Ордер представляет собой архитектурное воплощение порядка, в европейской архитектуре общепризнан как композиционная схема, не раз подтверждавшая свои уникальные свойства. Итак, правильная соразмерность гарантирует положительное визуальное впечатление от внешней формы, а та внешняя форма, что хорошо смотрится, в свою очередь, непременно скрывает в себе пропорциональный ряд, числовое единство. Этой естественной визуальной целостностью ордерного построения подтверждается его родство с природными формами.
Следует отметить, что, говоря об архитектурном ордере, речь идет не о колонне или колоннаде и не о стоечно-балочной конструкции, не о художественном образе и не о виде архитектурной композиции, а это есть принцип построения архитектурной формы.
Витрувий рекомендует исходить в конструкции храмов из человеческой симметрии, предлагает в своем трактате опирание на систему модулей, строгих расчетов, отрицание возможностей творческого индивидуального подхода
Витрувий считает, что в любом здании недопустимы детали чужеродного, иного происхождения, так как «…перенесением особенностей одного ордера на постройку другого будет искажен облик здания, установленный по ранее выработанным обычаям данного строя».
Витрувий описал шесть основополагающих принципов архитектуры.
Ordinatio (систематичность, порядок, ордер) — описаны общие принципы архитектуры, основы формирования объема (quantitas), основы пропорций, основы соотношений размеров (modulus). Здесь приведена знаменитая триада Витрувия: три качества, которыми обязательно должна обладать архитектура: firmitas (прочность конструкции), utilitas (польза), venustas (красота).
Dispositio (расположение, основа)
— описаны основы организации
пространства, основы проекта и
отображение их в трех
Eurythmia — определяет красивые пропорции, изучается композиция.
Symetria — под этой категорией
скрывается сильный
Decor — эта категория не ограничивается только декорацией и описывает ордерную систематичность.
Distributio — категория описывает способ использования объекта экономически[3][5].
16. КС «проекта классики» (ЕЦ) и арх стили.
«Социум +культура»-это основной постулат.
1.Античный мир – Классич. Греция, (знания совсем не то что для Аристотеля и Платона(они доступны всем)) – это Европейская цивилизация (ЕЦ).
«Проект классика» - традиция, в которой жил человек. Классика – образцовое. Классики - те, кто сделали что-то образцовое, замечательное. Ей надо подражать, поэтому она долговечна, продолжительна, устойчивая, образец для подражания. Всегда с позиции идеального и позитивного + стремление творческой личности к совершенству.
Весь «проект классика» считал, что на вершине творчества стоит разум, что законы худ творчества такие же как в природе- математически-вычелительные.
Теснейшая, родственная связь природы и культуры. Отношение к Природе как к стихии, но упорядоченной, организованной по меркам человека.
Целостность (композиция): простота и завершенность как выражение совершенства культурной деятельности человека.
Гармония: «диалоговая соревновательность» с внутренним спокойствием.
Мера: человек – как микрокосм в макрокосме.
Ритм: естественно-природный, сообразный природе и достоинству свободного гражданина.
Художественная выразительность :Худ. образ архитектуры греческой классики как выражение гармоничного идеала.
Рим: Римская архитектура, как летопись римской истории от республики к империи. Новые ценностно-смысловые акценты. Римлянин - Гражданин Мира, воин-завоеватель и победитель. Ремесло - дар космоса (Витрувий). Знания для избранных. «Десять книг о зодчестве» Витрувия – обобщение опыта и знаний архитектурного творчества. Структурное обоснование архитектурного образа в триаде «польза, прочность, красота». Античный «архитектурный категориальный аппарат»: строй, расположение, эвритмия, соразмерность, украшение, экономия и их профессиональное прочтение в контексте античной системы ценностей.
Целостность (композиция): тенденция к «открытости».
Гармония: пафосная, героическая, строгая, сдержанная.
Мера: Гражданин Мира.
Ритм: «военно-чеканный», торжественный.
Разнообразие художественной выразительности римской культуры: от возвышенно-мужественного, торжественно-героического, «воинственного духа» до изящного, грациозно-утонченного.
2. Романика и готика.
Средневековая эстетика глубоко теологична, все основные эстетические понятия находят свое завершение в Боге.
Романика: синтез красоты и безобразного, света и мрака, мелкого и грандиозного, конечного и бесконечного, единичного, конкретного и обобщенного. Синтез «прекрасного» и «безобразного» (Боэций, Бонавентура, Фома Аквинский). Красота в её математическом понимании. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.
Готический стиль, художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии искусства стран Зап., Цен. и Восточной Европы (между сер. 12 и 15—16 вв)Гот. искусство оставалось культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.
Художественный образ готики - величественность, возвышенность, порыв к Абсолюту. Содержание культовой готики (тема, замысел, идея) – «духовность», «отрешенность от суеты», «прочность», «вечность». Ценностная информация архитектурной формы готики - культ, почитание Абсолюта. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Целостность. Архитектура культовых сооружений - «сложение» целостности из отдельных камней, как община из отдельных членов (братьев и сестер); Гармония. Равновесие-гармония между единичным и единым; синтез противоположных сторон. Созвучность-гармония архитектоники и внутреннего духа личности.
Мера – синтез меры человеческой и меры Абсолютной, божественной.
Ритм – духовный порыв к Абсолюту. Беспокойный ритм, устремленный к покою.
3. Возрождение. Ренессанс в культурном и идейном развитии ряда стран Зап. и Цент.Европы, а также некоторых стран Вост. Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. (в Италии — 14—16 вв., в других странах — 15—16 вв.)
Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность. Коллективный опыт средневековых мастеров уступил место индивидуальному творчеству художника и архитектора. Возросла роль светской архитектуры (общественные здания, дворцы, городские дома) . Эстетика Возрождения - науке о красоте.