Шпаргалка по «Эстетике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 22:25, шпаргалка

Описание работы

Предмет и задачи эстетики. Роль эстетической информации в архитектурном проектировании.

греч. – чувствующий. Возникло на Востоке в 18 веке. В истории э. её предмет и задачи менялись (то э.- часть философии и космогонии, то изучала проблемы поэтики, природу красоты) С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества. Немецкий философ А. Баумгартен («Эстетика» —1750—1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание.

Файлы: 1 файл

1эстетка_otv.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

М-принцип организации космоса,природы,человека.умение чувствовать Масштаб,сомасштабность объекта.МАСШТАБ

Мера - поиск исходного начала (масштаб) решения всей архитектурной композиции. Она позволяет найти соразмерность элементов и правильно вписать в контекст. Мера, размеренность - одна из основных идей античного искусства. Древние эллины в силу рационализма и конкретности своего мышления были мастерами точных формулировок в риторике и диалектике, а в архитектуре и скульптуре - ясности конструкции и чистоты формы: линии, силуэта, отношений масс и выверенности пропорций. Мера и гармония работают преимущественно на ощущение покоя и статичности.

 

В ДВЦ люди приносили дань для Богов создавая архитектуру не человеческого масштаба, а божественного. Таким образом, они показывали, что сам человек  - очень маленькая частица этого мира. Понятие равенства для древневосточного человека абсурдно, он не осознаёт себя личностью.

Мера(модуль) в архитектуре, условная единица, принимаемая для координации размеров частей здания или комплекса. В архитектуре разных народов в зависимости от особенностей строительной техники и композиции зданий за М. принимались разные величины. М. сооружения могут быть: одно из основных его измерений (диаметр купола или стороны помещения в средневековых сводчатых постройках Европы и Средней Азии), размер отдельного элемента сооружения (диаметр колонны, ширина триглифа в ордерной античной архитектуре) или размер строительного изделия (длина кирпича, бревна). В качестве М. используются также и непосредственно меры длины (фут, сажень, метр и др.), образуя т. н. линейный М.

Под масштабом, масштабностью архитектурного сооружения понимается соразмерность или относительное соответствие зрительно воспринимаемой нами величины его форм и объёмов по сравнению с размерами человека. Здание или сооружение может быть масштабно или немасштабно по отношению к соседним или близко расположенным зданиям, по отношению к размеру площади, на которой они расположены, или даже по отношению к величине населённого пункта, где они находятся.

Возникнув вследствие технической необходимости, Модуль стал и одним из средств архитектурной композиции, которое используется для приведения в гармоническое соответствие размеров целого и его частей (например, золотое сечение в античной архитектуре, модулор в практике Ле Корбюзье).

Однако применение М. никогда не означало механического расчёта всех величин: в поисках выразительных соотношений архитекторы вносили в соразмерность частей поправки, учитывающие особенности зрительного восприятия. В архитектуре 2-й половины 20 в., в связи с развитием методов сборного индустриального строительства, постоянные линейные Модули получили особенно большое техническое значение как средство согласования планировочных и конструктивных элементов зданий, их унификации и стандартизации. Появилась модульная система, установленнная советскими, зарубежными и международными нормами и стандартами.

 

7.Ритм.

 

Любой человек получает прежде всего информацию о ритме,глядя на здание.В экстерьере достигается за счет аркады, последовательно вырубленных пещер в скале. В интерьере это система опор- колонн,  поддерживающих своды, четкое разделение внутренних залов по иерархии и значимости. Существуют большой главный зал и уже вокруг него сосредоточены небольшие кельи. Также можно отметить трехчастность внутреннего пространства, где основной ритм (членение) создается за счет колоннады которая отделяет зал от боковых проходов, которые используются во время религиозных процессий.

       А каков  – этот ритм: спокойный и уравновешенный  или динамичный? И почему? функция  задаёт определённый ритм, способствующий  созданию определённого настроения?

       РИТМ+МЕТР= статичная и динамичная композиция.

Эстетические принципы формообразования – это профессионально – грамотная работа архитектора с композицией (целостность), гармония, мера (работа с масштабом) и ритм.

Композиция не бывает одной и той же во все времена, так же как и гармония, мера, ритм. Таким образом по архитектуре можно определить, реконструировать ценности того времени, когда она была создана.

Важное средство приведения элементов архитектурных форм к единству - ритм (соразмерность, стройность), с помощью которого достигается необходимая соразмерность и выразительность произведения архитектуры. Ритм создается равномерным повторением форм, объёмов и интервалов (элементы орнамента, колонны в храмах, окна в современных жилых домах и т. п.). Частным проявлением ритмической закономерности в архитектуре является модуль - величина, принимаемая для выражения кратных соотношений размеров частей здания или сооружения с целью их координации, придания зданию, сооружению или их частям соизмеримости.

Ритм служит средством построения композиции не только поверхностей, объёмов, но и архитектурных ансамблей, так как является основной, канвой для развёртывания в пространстве ритмических тематических композиций.

. Ритм- это последовательное  чередование различных соизмеримых  элементов в произведениях искусства. Ритм является одним из критериев эстетики. Вне ритма нет искусства. Ритм организует архитектуру, может настроить человека на определенное эмоциональное состояние. Ритм- поэтическая суть профессионального создания композиции, это генерирующий вид архитектурного творчества. Для современных архитекторов основным в творчестве является ритм, а для античных мера

 

 

8.ЭПФ,конструктивные и функциональные приемы арх тв-ва и их художественно-выразительные возможности в арх-ре.

 

Гармония,ритм,мера,композиция

Эстетические принципы формообразования – это профессионально – грамотная работа архитектора с композицией (целостность), гармония, мера (работа с масштабом) и ритм.

Целостность – некоторые особые свойства или стороны предмета, системы, благодаря которым они предстают как организованные структуры, а не просто как "нагромождение".

Принцип эстетической целостности означает  способность соотносить любую деталь, элемент с целым и выражать это целое в любой детали и в любом элементе.

Гармония - осуществляет связь между всеми элементами произведения – примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое.

Мера - условная единица, принимаемая для координации размеров частей здания или комплекса. В архитектуре разных народов в зависимости от особенностей строительной техники и композиции зданий за М. принимались разные величины.

Ритм - важное средство приведения элементов архитектурных форм к единству, с помощью которого достигается необходимая соразмерность и выразительность произведения архитектуры. Ритм создается равномерным повторением форм и интервалов. Частным проявлением ритмической закономерности в архитектуре является модуль.

Нередко конструктивные и функциональные приёмы архитектурного творчества используются, как художественно-выразительные детали в архитектуре. Например, в зданиях стиля хай-тек или авангарда часто конструктивные элементы выносятся напоказ, а иногда на них ещё и специально акцентируют внимание. Одним из самых ярких примеров является, национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже, Построенный по новаторскому проекту Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. Оригинальная идея архитекторов была в расположении всех технических конструкций (арматурные соединения, все трубопроводы, лифты и эскалаторы) снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади в 40 тыс. м². Арматурные соединения выкрашены белым цветом, вентиляционные трубы — синим, водопроводные — зелёным, электроподводка — жёлтым, а эскалаторы и лифты — красным.

 

Произведение искусства несет в себе индивидуальную неповторимость его творца. Человек не должен бояться своей индивидуальности, его неповторимость – главное достоинство как творца. Эстетические принципы формообразования впервые были систематизированы, осознаны в античной культуре. Греки считали, что эст.принцп. формообразования являются и принципами формообразования природы, космоса, человека, т.е. они являются универсальными, фундаментальными. Планка творческих задач должна быть поставлена высоко. Критерии эстетического являются принципами формообразования: целостность ,гармония, мера (масштабное соотношение элементов композиции и соотношение самого объекта со средой), ритм.

Эти принципы формообразования одновременно являются принципами выразительности.

Конструктивные и функциональные приёмы: Иногда говорят, что тектоника - это пластически разработанная, художественно осмысленная конструкция. Однако в этом случае мы имеем дело уже с собственно архитектурой. Ведь действительно, Египет, Греция, Рим демонстрируют нам различные художественные образы одной и той же стоечно-балочной тектонической системы. Ее пластическое осмысление продолжается и сегодня. Отличие же тектоники от конструкции состоит в том, что конструкция представляет собой инженерное содержание понятия, в то время как тектоника обозначает для архитектора более общий смысл работы конструкции.

Разновидности провинциализма в архитектурном творчестве часто выражаются в немасштабности композиционного или конструктивного приема, в попытках в малом подражать большому, в дешевом дорогому, в технической отсталости внешне современной формы. Все это попытки с негодными средствами. Итак, конструкция остается нераздельной частью мистического синтеза, именуемого формообразованием в архитектуре.

Материал также входит в этот синтез - и тот, что дан архитектору самой природой, и тот, что преподнесен ему научно-технической революцией. Естественные материалы, веками употребляемые в дело, казалось бы, уже раскрыли все заложенные в них качества. Но пытливый ум зодчего вновь и вновь открывает в них неисчерпаемые конструктивные и декоративные возможности.

Пример: Шухов. Покрытие Гума

 

9.  Эстетические категории («прекрасное», «безобразное», «возвышенное».

«низменное», «трагическое», «комическое» и др.)Особенности их работы в  архитектуре и дизайне.категории эстетики

 

Свойства произв-ний и сопутствующие им чувства эмоциональн. подъема описывались через понятие прекрасного, явившиеся центральными в эстетич. науке. Все прочие эстетич. понятия (возвыш., трагич., комич., героич. и т.п.)  обретали свой смысл только через соотнесенность с категорией прекрасного.

ПРЕКРАСНОЕ: В ср. века господств. концепция божеств. происхожд. красоты.

В противовес этому гуманисты эпохи Возр. утв. красоту самой природы и радость ее воспр-тия.

Французские просветители XVIII в. расширяют сферу красоты и возвращают ее всей действительности. Для них Прекр. — естеств. св-во самой природы, так же как вес, цвет, объем и т.д. Кант трактовал Прекр. как объект незаинтересованного отношения. Красота для Гегеля — сфера искусства. Он принципиально не анализирует красоту природы.

Красота объективна, т.к. зависит не от воспр-я того или иного индивида, а от реальн. ценности предмета для человечества. Прекрасное – сфера свободы человека.

ВОЗВЫШЕННОЕ: Беск-сть и вечность мира, мощные внутр. силы природы и человека, безгранич. перспективы в освоении природы, в ее очеловечении — все это отраж. возвыш. как категорию эст. Воспринимая возвыш. явления в природе и общ-ве, мы испытыв. восторг, к кот. может примешиваться и эстетич.-отрицат. эмоция, и даже чувство страха. В завис-сти от акцента на тот или иной момент восприятия (восторг — страх) различают две разновидности возвыш.: возвеличивающее мощь человека и подавляющее его.

ТРАГИЧЕСКОЕ: раскрывает 1. гибель или тяжкие страдания личности. 2. невосполнимость для людей ее утраты. 3. бессмертные общественно-ценностные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности и ее продолжение в жизни чел-ва. 4. ваявляет активность трагического хар-ра по отнош. к обст-вам. 5. философски осмысляет состояние мира.

КОМИЧЕСКОЕ: сущность – противоречие. Комизм – рез-т контраста разлада противост-я: безобразного к прекрасному, ничтож. к возвыш., нелепого к рассудит., ложного – истинному и т.д. Смех – всегда радостн. испуг, радостн. разочар-ю кот. прямо противопол. восторгу и восхищ. Единств. вид иск-ва, кот не может отразить комич. – арх-ра. Комич. в иск-ве всегда включ. в сеюя высокоразв. критич. начало; смех – эмоционально-насыщ. форма критики.

БЕЗОБРАЗНОЕ: безобразн. и прекрасн. – противоположн-и, тесно связ-е друг с другом. Даже явл-я, отвратит. в жизни, будучи изображ. в худ. произв., доставляют эстетич. удовольствие. В основе этого лежит радость узнавания действит-сти.

НИЗМЕННОЕ: - крайняя степень безобразн., чрезв. негативн. ценность. Это отрицат. силы, кот. таят в себе угрозу для людей, т.к. они еще не полн-тью подчинены их воле (как пример – низменный хар-р войны, тирания).

Гегель называл гармоническим то искусство, в котором форма соответствует содержанию, комическим – то, в котором формы больше, чем содержания (величественная форма прикрывает ничтожное содержание), а возвышенным – то, в котором содержания больше, чем формы (высокодуховный минимализм).

 

10. Сущность и специфика «эстетического». «Эстетическое» в архитектуре и дизайне: принципы формотворчества и критерии оценки.

 

Сфера эстетического освоения мира гораздо шире собственно искусства. Она охватывает и труд, и быт, и культуру. Эстетическая деятельность исторически предваряет художественную, последняя вырастает из первой. В художественной деятельности достигают своего идеального выражения и закрепляются высшие достижения эстетической деятельности. Художественная деятельность обратно влияет на эстетическую, поднимая ее за собой. По утверждению Гадамера, «великие художественные достижения самыми разными путями нисходят в потребительский мир и участвуют в эстетизации среды.

Арх. – не только место обитания чел., но и способ воздействия на него. Арх. должна вызывать у чел. опред. эмоции; если чел. испытывает эмоции, значит в архитектуре заложена духовность. Сарай, будку и т.д. можно назвать сооружениями, но не арх. В понятие арх. вкладывается уникальность, неповторимость объекта, его выразительность. Арх. и дизайн – это искусство. Если чел. живет не в типовом доме, а в доме с уникальн. дизайном, он будет ощущать свою индивид-сть. Если бы арх. не была иск-вом, то не было бы такого многообр-я образов, арх. объектов, не происходила бы смена стилей. Смена стилей в арх. показывает, что чел. всегда стремился к новизне, и арх. для него всегда была и есть иск-вом. Арх. не должна быть незаметной, она должна завлекать зрителя.

Информация о работе Шпаргалка по «Эстетике»