Шпаргалка по «Эстетике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 22:25, шпаргалка

Описание работы

Предмет и задачи эстетики. Роль эстетической информации в архитектурном проектировании.

греч. – чувствующий. Возникло на Востоке в 18 веке. В истории э. её предмет и задачи менялись (то э.- часть философии и космогонии, то изучала проблемы поэтики, природу красоты) С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества. Немецкий философ А. Баумгартен («Эстетика» —1750—1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание.

Файлы: 1 файл

1эстетка_otv.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

 

Формотворчество

Архитектурная форма - искомое творческого процесса, формотворчество - его содержание.

Все, что воспринимается на поверхности как сделанное для красоты, в каждом случае наполнено определенным историческим смыслом, получившим свое совершенное художественное выражение. Именно это - главное в архитектурном творчестве. Там, где присутствует только содержание, там, где оно художественно не осмыслено,- там, собственно, и нет архитектуры. Есть постройка, есть сооружение, способное выполнять свою функцию - служить жилищем, заводом, стадионом, чем угодно еще, но не быть архитектурой.

Но архитектура, архитектурная композиция, архитектурное творчество - это всегда формотворчество, всегда в каком-то смысле культ формы, и в том числе в положительном содержании этого понятия. Культ формы непременно обнаруживается в прошлом, настоящем и в будущем того, что мы называем зодчеством.

Во множестве произведений архитектуры мы можем заметить превалирующее значение в композиции какого-либо формообразующего фактора. И тем не менее сам по себе примат одного из них не обязательно влечет за собой отрицательные творческие явления. Вполне закономерно, что в разных задачах эти факторы взаимодействуют по-разному. В каждом конкретном случае определяется главное и подчиненное. В конечной архитектурной форме обнаруживается определенная зависимость формообразующих предпосылок. Впрочем, не всегда эта зависимость складывается закономерно. Бывает, что архитектор, увлекшись идеей, приносит содержание в жертву форме. Бывает так, что назначение здания не уживается с надуманной символической формой. Случается, что колоннады и скульптуры загораживают окна жилых помещений. И тогда возникает форма ради формы, красота только для красоты, без оправданной логической основы.

Нарочитое формотворчество обнаруживает себя и в том случае, когда архитектор желает непременно выглядеть новатором и создает претенциозные формы, лишенные логической основы и технического смысла.

Эстетическое отношение – это духовная связь субъекта с объектом, основанная на незаинтересованном стремлении к последнему и сопровождаемая чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним.Эстетические объекты возникают в процессе общественно-исторической практики: первоначально стихийно, а затем в соответствии со складывающимися эстетическими чувствами, потребностями, представлениями, в целом эстетическим сознанием людей. Руководствуясь им, человек формирует «вещество» природы по законам эстетической деятельности. Кроме того, один и тот же эстетический объект может оказаться и ценным и антиценным в одном и том же отношении, но в разное время. То, что эстетический объект обладает относительной эстетической значимостью, свидетельствует и полярный характер основных эстетических категорий (прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического).

 

11. «Художественное» - как выразительность, уникальность, «новизна». »Художественное» - носитель ценностной информации о времени,творце,архитектуре.

 

Художественное есть частная форма эстетики.

Древние греки считали,что художественное создается по законам хаоса и из хаоса. Нарисованная древними философами картина, быть может, совершенно неадекватна процессу рождения мироздания, но она полно соответствует непредсказуемому, случайному, самопроизвольному процессу рождения художественной реальности. Сознание  художника параллельно существуют первоэлементы (атомы) сознания: впечатления бытия, самопроизвольные фантазии, рожденные внутренними потребностями личности, ее комплексами, ее индивидуально-социальными особенностями. Однажды (непредсказуемо когда), «не спросясь ни у кого», эти первоэлементы сознания соединяются в смутный образ героя или смутный образ обстоятельств (жизненной ситуации). И дальше пошло: герой начинает действовать, обстоятельства «заселяются» взаимодействующими персонажами. Это и есть стадия хаоса, ибо рождается художественное. Освоение художником действительности связанно с  созданием худ. Образа, уникальность в том, как эмоции прореагируют на действительность.

Художественный образ, архитектурный объект – отражение современности, определенной системы ценностей данного периода развития человечества. Это отражается не только в строительных материалах, конструктивных приемах, назначении здания, но и в духе времени в целом. Например, сейчас жизнь, особенно в городах, ускоряется, требуются совершенно новые подходы к проектированию, нежели сто лет назад. Развитие интернета, транспорта, коммуникации – все откладывает отпечаток на образ современного здания и среды в целом. Но, вместе с тем, архитектор, как автор, не может абстрагироваться от собственной личности, он – творец, и его вкус, опыт в большой степени влияют на конечный результат

 

Билет № 12 «Художественное» - носитель ценностной информации о времени, творце, архитектуре.

 

Художественное есть частная форма эстетики,  квинтэссенция эстетических отношений сосредоточена в сфере искусства, где эстетическое функционирует в виде художественного, художественности, художественной формы.

Художественный образ – ценностная  информация о Культурной Среде, об архитекторе, дизайнере,  о самой архитектуре и дизайнерском продукте. Художественный образ – ядро, сердцевина, аттрактор системы «архитектура», «дизайн». Художественный метод – система приемов и  средств ценностно-выразительной информации – художественного образа.

Художественный образ формируется под влиянием культурной среды, субъекта творчества и ЭПФ(вспоминаем схемку!)

Х.О. в архитектуре это информация, которая должна быть донесена до получателя в самых разных вариантах, при этом эта информация должна быть ценностной, выразительно-привлекательной, уникальной, привносящей элемент новизны, полезной(отображать функциональное назначение объекта).

1) Каждый архитектор «отвечает»  той культурной среде (времени), в которой родился. История арх. форм –это самые разные оттенки эмоциональной выразительности. Например, готика-это выражение трудного пути человека к Богу, его трепет и преклонение перед Богом. Через Х.О. мы можем определить принадлежность арх-ры к той или иной системе ценностей, стилю. Модерн имеет свои узнаваемые характерные черты ( подражание природе, криволинейные формы..и т.д.)

2) Сама архитектура влияет на выразительность Х. О., накопив за всю свою историю множество решений. В зависимости от культурного контекста используются разные форматы арх-выразительности: символ, аллегория, метафора, аллюзия, симулякр. Средневековье-это пример символической формы арх-ры (намек о сокральном). Классицизм, барокко-это использование аллегорической и метафорической арх-ры. Выразительность и информативность арх. формы достигается за счет: проявления конструкции, выбора материала, расположения объекта в среде, использованием  ЭПФ, проявлением функционального назначения, использование таких композиционных средств, как амбивалентность или кульминация…и т.д.

3) Субъект творчества формируется под влиянием культурной среды, но в худ. образе отражена и информация о конкретной создателе (его уникальность в рамках его культурной среды). Гауди узнаваем сразу и ни с кем его не перепутать. У каждого автора- своя манера творчества.

 

 

Билет № 13 Взаимодействие «эстетического» и «художественного» в архитектуре и дизайне.

 

 Архитектурное творчество – особенный  процесс, состоящий из научного, технико-технологического (конструктивного) и эстетико-художественного компонентов. Эстетический компонент творчества - профессионализм, мастерство, виртуозное владение принципами формообразования. Художественная часть – придание эстетическим принципам формообразования индивидуальности, новизны, неповторимости, «своего, единственного, уникального и неповторимого лица».

     Художественная  – работа над выразительным, художественным  образом. Художественный     язык выражает информацию об окружающем мире, а также о самом авторе.Эти термины с одной точки зрения синонимы, с другой – они параллельны. Вторая точка зрения неправомерна, так как эстетическая деятельность нередко перерастает в художественную. Эстетика – деятельность по законам красоты вне искусства, а художественность – деятельность в искусстве. Эстетическая деятельность шире художественной, а последнее есть частный случай первой. Также существует обратная точка зрения. Есть частный случай первой – поскольку красоту человек создает не только в искусстве. И наоборот – поскольку художественное творчество выходит за рамки одного только творчества по законам красоты. Художественная деятельность создает не только прекрасное, но и возвышенное и трагическое и комическое. В ар-ре и дизайне творец выступает как субъект синтезирующий в той или иной степени обе эти категории.

Архитектурное творчество –это особая форма постижения действительности (Кендзо Танге), в нем присутствует и рациональное,  и чувственное, и интуитивное. Эстетико-художественное творчество в архитектурном и дизайнерском проектировании: использование эстетико-худ. принципов формообразования, осознанная работа по выбору, использованию, применению, контролю, управлению и оценки творческого процесса.

Архитектурное творчество бифункционально ( практическая функция - польза, прочность, и эстетическую - красота).

Процесс эстетико-художественного проектирования:

- чувство

- вкус

- суждение (мудрый может  судить об избирательности своего  вкуса)

- концепция (настолько опытный  человек, что у него формируется свое видение архитектуры – высший пилотаж)

Мастерство – это проявление творчества на уровне сознания,  высокий уровень профессионализма, техники, ремесла. Творческие задачи мастерства: умение видеть новое в жизни и органично выражать новое профессиональными средствами; умение соотносить в процессе творчества традицию и новаторство, найти свою меру гармонии и целостности между новым и традиционным. Традиция и новаторство - две стороны творческого процесса. ( дать примеры применения традиции  и новаторства в арх-ре)

Мастерство архитектора  - свободное, (на подсознании, автоматически) владение эстетическими  принципами формообразования и художественно-выразительными средствами.

Архитектурное проектирование –это синтез социально-экономического, художественного и научно-технического методов.

Дизайн – визуальный язык, особый язык формы, дающий идеям зрительное выражение. Инструменты – свето-тень, пропорция, оптич. иллюзия, цвет… Дизайн ныне главная, наиболее развитая и теоретически осмысленная сфера деятельности человека по законам красоты вне искусства. Он охватывает область проектирования, производства и бытия вещей, изготовляемых промышленностью, с учетом их пользы, удобства и красоты «Дизайн — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделий, но главным образом структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделия в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя». Дизайн — предметный мир, создаваемый человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функциональ­ности. Это новый, промышленный вид эстетической деятельности, Дизайн порожден потребностями массового производства и потребления.

 

 

 

 

 

 

Билет № 14 Эстетические принципы формообразования и художественная выразительность архитектуры Древнего мира (Д В Ц). Сакральный смысл арх-ры ДВЦ(древневосточной системы ценностей).

 

 В ДВЦ-основной постулат- это «космос +природа».

Культурная среда: Д В Ц – это период очень долгого существования человеческой культуры. Она очень медленно менялась. Д В Ц обеспечивала успешную деятельность древних зодчих  и вообще людей. ((Культура Древнего Египта, Междуречья, Др. Китая, Др.Рима).

Её черты,её ценности:

1) Иерархичность. На вершине Д В Ц государство. Это была высшая ценность. Государство защищает от невзгод, упорядочивает жизнь.

2) Порядок (стремление к образцовому типу поведения)

3) Иерархия .Человек должен занимать своё место в контексте природы: младшие подчиняются старшим. Все архитектурные произведения органично вписаны в природу, т.к. её воспринимали как учителя. Знания компенсировали восприимчивостью в отношении к окружающему миру.

4)Традиции . Эти люди не были открыты к новизне, открытиям. Они не могли ценить настоящее, они ценили прошлое – наследие. У них было убеждение,что знания они получают в наследство от предков – богов, поэтому они смотрят в прошлое.

5) Ритуал. (Культ Бога/религии). Любовь к канонам. Ритуальность упорядочивает всю жизнь.

6) Деятельность – это  прежде всего служение. Выполнение нравстевенного долга прежде всего перед природой и старшими.

7) Знания прошлого. (культ предков)

8) Почитание природы. Природа – старшая, глубоко почитаемая  «родственница» человека. Природа – учитель и учебник для человека. Интуитивно-ценностная установка – «не навреди» и «уподобляйся».

9) Мистика/миф (у человека нет осознание истории)

10) Человек стремится к согласованности с космосом. Цели художественного творчества понимание гармонии. Творец  должен забыть о себе он должен раствориться в материале и идее.

11) Нет индивидуальности в сознании человека.

12) Знания носят утилитарный  характер ( не «почему?», а «как  сделать?»)Знания не носили чисто профессионального характера. Они не воспринимали свою деятельность, как творческую, а как ритуальную. Не было восприятия себя как личности, они не осознавали себя самодостаточными.

14) Замкнутость объектов- возникло из ощущения враждебности окружающего пространства, ещё неизведанного. Отсюда замкнутые формы круга и квадрата, которые смогут защитить от внешного мира.

 Выбор Места для строительства и архитектуры в ДВЦ. Место – сакральная точка освоенного пространства. Выбор материала для архитектурной деятельности. Материал – носитель  образа вечности, надежности, прочности, стабильности.

Субъект творчества: Творец (арх-р)стремится к гармонии, забыть о себе и слиться с окружающим миром, природой, космосом. Арх-ра связана с божественным, в такой системе ценностей, человек не воспринимает себя  как личность. Все субъекты первооткрыватели( они непосредственно смотрели на мир, не знали о своем предназначении, имели повышенную восприимчивость к миру). Архитектор в ДВЦ –это скорее резонатор, нежели творец (он отражает в творчестве мир, природу, космос)

Информация о работе Шпаргалка по «Эстетике»