Шпаргалка по «Эстетике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 22:25, шпаргалка

Описание работы

Предмет и задачи эстетики. Роль эстетической информации в архитектурном проектировании.

греч. – чувствующий. Возникло на Востоке в 18 веке. В истории э. её предмет и задачи менялись (то э.- часть философии и космогонии, то изучала проблемы поэтики, природу красоты) С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества. Немецкий философ А. Баумгартен («Эстетика» —1750—1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание.

Файлы: 1 файл

1эстетка_otv.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

Композиция (целостность) – центричность,  обозримость, статичность, нарядность, «жизнеутверждение», комфорт, уют.

Гармония – равномерность, равнозначимость природы и культуры.

Мера – соразмерность  Возрожденческому человеку. Мера- гигантский, идеализированный человек.

Ритм – от ровного, спокойного, основательного, сдержанно-величественного к «напряженной динамике».

Художественный образ - как специальная, доминирующая функция. Усиление роли, места и значения выразительных средств и приемов архитектуры. Художественный идеал – это, прежде всего, красота.

 

3.Барокко 17-18вв. Барокко-критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах. ЭПФ:  Целостность: - сложная, порой хаотичная, напряженная.

Гармония: «нарушение» традиционной стройности и законченности формы. Гармония как трагическая, драматическая, динамичная коллизия.

 Мера: новое прочтение соразмерности, с учетом об относительности физических величин. Принцип соразмерности и реальный, земной  человек.

Ритм: Новое ощущение ритма. Он убыстряющийся, с неравномерными скачками, импульсами, с драматическими коллизиями. Тревожный, напряженный ритм. Чередование контрастных пространств, как театр среды.

Художественный образ архитектуры – аллегория, метафора. ХО барокко: «вызывающее противопоставление», полиморфизм, многоголосие, контрапост (по Микеланджело),  «эффект полизрения». Образ искренних переживаний, интриги, «острых впечатлений». Иллюзия, обман, драматизм. (искусственная перспектива, зеркала, динамика формы, разные ракурсы восприятия)   

4. Стиль рококо 1-й пол. 18 в. Возник во Франции . В архитектуре повлиял главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид.

5. Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед античными идеалами гармонии и меры, вера в мощь человеческого разума), Классицизм был также его своеобразной антитезой.

Художественный образ классицизма: образ-маскировка, образ декорация. Образ  торжественности, достоинства, величия. Образ – демонстрации должного. Торжество знания, ума, рационального подхода. Разум - основной инструмент творчества. Повторение канонических композиционных схем, устойчивых типов. Творчество - игра согласно. Красота классицизма  – вечный, неизменный, абсолютный идеал. Художественный образ в облике метафоры, символа, аллегории работают в классицизме.

6.Ампир, или "Стиль империи" - исторический художественный стиль, во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Ампир, несмотря на свою нормативность и регламентированность, ограничивающую свободу мышления художника, был романтичен. 

7. Эклектика (свободный выбор) - соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства. В истории искусства наиболее заметное место занимает эклектизм архитектуры середины—2-й половины 19 в., чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.); Оказал значительное влияние на становление стиля "модерн".

 (ЭПФ) арх-ры выбора.

Разрушение традиционной целостности. Преодоление нормативной, иерархичности композиции. Отказ от выделения центра в композиции. 

Игнорирование внутренней гармонии.

Равномерный, монотонный, повторяющийся  ритм – знак демократизации, символ ухода от художественного  аристократизма в архитектуре.

Мера – демократическая, приближенная к реальному, «простому» человеку.

 

17. КС постмодерна –перехода к Новой Системе Ценностей и особенности арх. решений.

 

Культура XX века –  культура «авангарда-модернизма-постмодернизма». Новизна- аттрактор самообразования системы «постмодернизм». «Банкротство» европейской системы ценностей. Формируется новый человек.(уход от собсвенного Я) Коренной слом традиционных, классических нравственных ориентиров. «Человек умер»

  1. Плюрализм идей и учений.
  2. НТР и «технократические» и «технофобические» концепции в сфере философии, этики, эстетики и художественного творчества.
  3. Эстетические идеи архитектуры XX века. Утверждение дизайна. Немецкий дизайн («Баухауз», «Веркбунд») и его эстетические идеи. Эстетические воззрения В. Гропиуса. Эстетические проблемы архитектурного функционализма (Конструктивисты  и их идеи о «смычке» искусства с производством товаров утилитарного употребления. ) Эстетика Ле Корбюзье. Проблема формы и функции в архитектуре. Эстетика и принципы органической архитектуры.  Основные направления и стили в развитии архитектуры ХХ века. Архитектурная бионика, её эстетические аспекты. Эстетические задачи архитектуры «хай-тек». 
  4. Ирония к миру, ирония к себе. «Открытость» художника в мир. Творческий разум, «играющий смыслами»
  5. Творчество  - случайно, сиюминутно. Творческий прием – коллаж, клиповость. Творчество как арт-действия, «экшен».
  6. ЭПФ  в постмодерне. Принципиальная невозможность целостности. Ритм – жесткий, агрессивный. Господство диссонансов, дисгармонии.

 

(+18)Переход к НСЦ: Позитивные ценностные ориентиры – «Не навреди», «Уподобляйся». Новое видение Универсума. Мир как саморазвивающаяся система.. Принцип подобия, фрактали.

Подобие всех составляющих частей (природа, социум,  человек, культура, искусство, архитектура) Универсума.

Коэволюция (синергетичность, соритмичность, согармоничность) Универсума, природы и социума, культуры. Сопротивление насильственным проектам человека. Художник (архитектор, дизайнер)– открытая, сложная, саморазвивающаяся система.

Искусство сиюминутно без  претензий на вечность, важность, общечеловеческую значимость.

 

       Одним  из характерных подходов постмодерна  явл. отказ от формальной красоты, интернационального стиля.  Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства.  По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания.(уподобляйся) При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. Др. представители постмодернизма в арх. стремились к созданию более человечной окр. среды. Главным средством достижения большей выразительности у них стало использ. стилистических элементов прошлого, вызывающих богатые ассоциации. Новая городская галерея в Штуттгарте отличается грандиозностью масштабов, как это и подобает дворцу (искусств).

 «Цитирование, симуляция(симулякр), ре-апроприация —сущность НСЦ»

Маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь

Ирония — вот следующий типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире.

Синтетичность или синкретизм — в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна — это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте

 

 

19. Леон-Баттиста  Альберти об архитектуре. Соотношение  «красоты» и «украшения» в  архитектуре.

Альберти был не только крупнейшим архитектором середины 15 века, но и первым энциклопедистом-теоретиком в итальянском искусстве, перу которого принадлежит ряд выдающихся научных трактатов, посвященных искусству (трактаты о живописи, скульптуре и архитектуре, включая его знаменитый труд «Десять книг о зодчестве»)

Л.-Баттиста  считал, что цель искусства – правдивое изображение  природы, бога и высшего, прекраснейшего его творения  - человека. «Природа, то есть бог, вложила  в человека элемент божественный и небесный, несравненно более прекрасный, чем что-либо смертное…». «Для любого человека свойственно восхищение прекрасным. У каждого чел. есть свои способности. Не важно, какими способностями ты наделен, главное – уметь правильно распорядиться ими. Чтобы была возможность реализовать свои способности, нужна определенная арх-ра, идеальный город. Красота – строгая соразмерная гармония всех частей, объединенные тем, чему они принадлежат. Украшение – вторичная сфера красоты, дополнение к ней». Интерес к красоте связан с чел., она не может сущ. сама по себе. «Безобразное – ошибка природы».

Только в искусстве являет себя истинная красота мира «божественная идея красоты» .

Красота в архитектуре не сводится к украшению фасада, к архитектурной декорации. Более того, истинная природа прекрасного в архитектуре раскрывается в борьбе против поверхностного украшательства.

Восприятие архитектуры строится на упорядоченной, ритмической повторяемости пространственных элементов. Архитектурный ритм имеет в своей основе зрительную иллюзию «скрытого движения» и придает внутреннее динамическое напряжение архитектурной форме. Точно найденное соотношение элементов между собой и с целым создает эффект масштабной соразмерности и гармонической уравновешенности.

Эти средства архитектурной выразительности позволяют внести контрастные различия в организацию архитектурного пространства. Целенаправленно программируя смену разнообразных пространственных ощущений, архитектор выстраивает драматургию сквозного пространственного действия. Там, где это удается, архитектура по силе эмоционального воздействия уподобляется музыке — своего рода «музыке пространства», напрямую обращенной к внутреннему духовному миру человека.

В этом — секрет красоты, без которой архитектура не может выйти за рамки обычного строительства.

 

20. Эстетика «Серебряного  века» в России (конец XIX – начало XX века) и архитектура модерна.

Особое место в иск-ве модерна занимал символизм. В кач. самост. худ. течения символизм получил разв. преимущ. в лит-ре XXв. В России этот период получил назв. «Сер. века».

Эстетика Сер. века в России ставила искренность в тв-ве на первое место.  В России происходил рационально духовн. подъем. Возникли традиции передвижников, академизм. В то же время формируются авангардизм, супрематизм. В арх-ре «Серебряного века» классицизм доживает последние дни и наступает модерн. Модерн – элемент театральности, желание играть формами. В модерне мы видим поэтику символизма, декор. ритм, индивид-сть творца. Модерн проповедует идею всеобщего единства всех искусств. Рождается дизайн.

Для Сер века характерна личная заинтересов-сть автора в своем творении. Архитекторы задумывали и воплощали свои проекты целостно, вплоть до дверной ручки. Для Сер. века характерна театральность и игра. Артистизм наблюдался и в творч-ве, и в жизни. В модерне можно увидеть элементы театральности, желание играть формами. В иск-ве модерна декорация начала отделяться от конструкции и становиться самоцелью. Отсюда – безудержная прихотливость орнамента, нарушающая тектонику вещи. В эпоху Сер века ценилась природа, сохранение красоты природного материала. В модерне – широкое использов. нетуральн. материалов, стилизация природных мотивов. В модерне мы видим индивидуальность творца.

Центральн. категорией эстетики Сер века и модерна был символ. Символ был ср-вом постижения и воспроизв-я в иск-ве той целостности бытия, сущности жизни, кот. считалась недоступной научному познанию. Его содержание всегда многозначно, допускает разл. трактовки. Его постижение не может быть достигнуто интеллектуальным усилием, а требует напряжения творч. интуиции. Модерн стремился к созданию «нов. стиля жизни» - худ. синтеза окр. среды, простр-ва и времени, в кот. живет чел. Была выдвинута «идея всеобщего единства всех иск-в», кот. нашла отражение в модерне, ведь для него характерно стремление к синтезу с др. видами иск-в, и прежде всего с изобразит. и декоративно-прикладными.

«Красота – есть ощутительная форма добра и истины»,- формула эстетики Соловьева, «солидарность частей, целостность явлений, гармония духовного и вещественного».

В красоте надо различать общую идеальн. сущность и эстетическую форму. Сущность красоты – уйти от реальности. Природа предшествует иск-ву. Созидание абсолютной красоты.

Флоренский: «Худ. тв-во – состояние чел. души. Произведение иск-ва – это живой организм. Цель иск-ва – преобразование действит-сти, особая организация пространства».

Бердяев: «Чел. должен быть свободен. Свобода от внешнего насилия. Культура – высшая человеч. Ценность, особый тип самовыражения личности. Сверхкультура – почва для гениальности. Гениальность и талант отличаются качественно. Талант – свойство, присущ. Художнику, послушание в рамках художества. Гениальность – выходит за рамки, это – кач-во чел-ка».

Информация о работе Шпаргалка по «Эстетике»