Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 22:25, шпаргалка
Предмет и задачи эстетики. Роль эстетической информации в архитектурном проектировании.
греч. – чувствующий. Возникло на Востоке в 18 веке. В истории э. её предмет и задачи менялись (то э.- часть философии и космогонии, то изучала проблемы поэтики, природу красоты) С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества. Немецкий философ А. Баумгартен («Эстетика» —1750—1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание.
Композиция (целостность) – центричность, обозримость, статичность, нарядность, «жизнеутверждение», комфорт, уют.
Гармония – равномерность, равнозначимость природы и культуры.
Мера – соразмерность Возрожденческому человеку. Мера- гигантский, идеализированный человек.
Ритм – от ровного, спокойного, основательного, сдержанно-величественного к «напряженной динамике».
Художественный образ - как специальная, доминирующая функция. Усиление роли, места и значения выразительных средств и приемов архитектуры. Художественный идеал – это, прежде всего, красота.
3.Барокко 17-18вв. Барокко-критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах. ЭПФ: Целостность: - сложная, порой хаотичная, напряженная.
Гармония: «нарушение» традиционной стройности и законченности формы. Гармония как трагическая, драматическая, динамичная коллизия.
Мера: новое прочтение соразмерности, с учетом об относительности физических величин. Принцип соразмерности и реальный, земной человек.
Ритм: Новое ощущение ритма. Он убыстряющийся, с неравномерными скачками, импульсами, с драматическими коллизиями. Тревожный, напряженный ритм. Чередование контрастных пространств, как театр среды.
Художественный образ архитектуры – аллегория, метафора. ХО барокко: «вызывающее противопоставление», полиморфизм, многоголосие, контрапост (по Микеланджело), «эффект полизрения». Образ искренних переживаний, интриги, «острых впечатлений». Иллюзия, обман, драматизм. (искусственная перспектива, зеркала, динамика формы, разные ракурсы восприятия)
4. Стиль рококо 1-й пол. 18 в. Возник во Франции . В архитектуре повлиял главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид.
5. Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед античными идеалами гармонии и меры, вера в мощь человеческого разума), Классицизм был также его своеобразной антитезой.
Художественный образ классицизма: образ-маскировка, образ декорация. Образ торжественности, достоинства, величия. Образ – демонстрации должного. Торжество знания, ума, рационального подхода. Разум - основной инструмент творчества. Повторение канонических композиционных схем, устойчивых типов. Творчество - игра согласно. Красота классицизма – вечный, неизменный, абсолютный идеал. Художественный образ в облике метафоры, символа, аллегории работают в классицизме.
6.Ампир, или "Стиль империи" - исторический художественный стиль, во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Ампир, несмотря на свою нормативность и регламентированность, ограничивающую свободу мышления художника, был романтичен.
7. Эклектика (свободный выбор) - соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства. В истории искусства наиболее заметное место занимает эклектизм архитектуры середины—2-й половины 19 в., чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.); Оказал значительное влияние на становление стиля "модерн".
(ЭПФ) арх-ры выбора.
Разрушение традиционной целостности. Преодоление нормативной, иерархичности композиции. Отказ от выделения центра в композиции.
Игнорирование внутренней гармонии.
Равномерный, монотонный, повторяющийся ритм – знак демократизации, символ ухода от художественного аристократизма в архитектуре.
Мера – демократическая, приближенная к реальному, «простому» человеку.
17. КС постмодерна –перехода к Новой Системе Ценностей и особенности арх. решений.
Культура XX века – культура «авангарда-модернизма-постмоде
(+18)Переход к НСЦ: Позитивные ценностные ориентиры – «Не навреди», «Уподобляйся». Новое видение Универсума. Мир как саморазвивающаяся система.. Принцип подобия, фрактали.
Подобие всех составляющих частей (природа, социум, человек, культура, искусство, архитектура) Универсума.
Коэволюция (синергетичность, соритмичность, согармоничность) Универсума, природы и социума, культуры. Сопротивление насильственным проектам человека. Художник (архитектор, дизайнер)– открытая, сложная, саморазвивающаяся система.
Искусство сиюминутно без претензий на вечность, важность, общечеловеческую значимость.
Одним
из характерных подходов
«Цитирование, симуляция(симулякр), ре-апроприация —сущность НСЦ»
Маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь
Ирония — вот следующий типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире.
Синтетичность или синкретизм — в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна — это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте
19. Леон-Баттиста Альберти об архитектуре. Соотношение «красоты» и «украшения» в архитектуре.
Альберти был не только крупнейшим архитектором середины 15 века, но и первым энциклопедистом-теоретиком в итальянском искусстве, перу которого принадлежит ряд выдающихся научных трактатов, посвященных искусству (трактаты о живописи, скульптуре и архитектуре, включая его знаменитый труд «Десять книг о зодчестве»)
Л.-Баттиста считал, что цель искусства – правдивое изображение природы, бога и высшего, прекраснейшего его творения - человека. «Природа, то есть бог, вложила в человека элемент божественный и небесный, несравненно более прекрасный, чем что-либо смертное…». «Для любого человека свойственно восхищение прекрасным. У каждого чел. есть свои способности. Не важно, какими способностями ты наделен, главное – уметь правильно распорядиться ими. Чтобы была возможность реализовать свои способности, нужна определенная арх-ра, идеальный город. Красота – строгая соразмерная гармония всех частей, объединенные тем, чему они принадлежат. Украшение – вторичная сфера красоты, дополнение к ней». Интерес к красоте связан с чел., она не может сущ. сама по себе. «Безобразное – ошибка природы».
Только в искусстве являет себя истинная красота мира «божественная идея красоты» .
Красота в архитектуре не сводится к украшению фасада, к архитектурной декорации. Более того, истинная природа прекрасного в архитектуре раскрывается в борьбе против поверхностного украшательства.
Восприятие архитектуры строится на упорядоченной, ритмической повторяемости пространственных элементов. Архитектурный ритм имеет в своей основе зрительную иллюзию «скрытого движения» и придает внутреннее динамическое напряжение архитектурной форме. Точно найденное соотношение элементов между собой и с целым создает эффект масштабной соразмерности и гармонической уравновешенности.
Эти средства архитектурной выразительности позволяют внести контрастные различия в организацию архитектурного пространства. Целенаправленно программируя смену разнообразных пространственных ощущений, архитектор выстраивает драматургию сквозного пространственного действия. Там, где это удается, архитектура по силе эмоционального воздействия уподобляется музыке — своего рода «музыке пространства», напрямую обращенной к внутреннему духовному миру человека.
В этом — секрет красоты, без которой архитектура не может выйти за рамки обычного строительства.
20. Эстетика «Серебряного века» в России (конец XIX – начало XX века) и архитектура модерна.
Особое место в иск-ве модерна занимал символизм. В кач. самост. худ. течения символизм получил разв. преимущ. в лит-ре XXв. В России этот период получил назв. «Сер. века».
Эстетика Сер. века в России ставила искренность в тв-ве на первое место. В России происходил рационально духовн. подъем. Возникли традиции передвижников, академизм. В то же время формируются авангардизм, супрематизм. В арх-ре «Серебряного века» классицизм доживает последние дни и наступает модерн. Модерн – элемент театральности, желание играть формами. В модерне мы видим поэтику символизма, декор. ритм, индивид-сть творца. Модерн проповедует идею всеобщего единства всех искусств. Рождается дизайн.
Для Сер века характерна личная заинтересов-сть автора в своем творении. Архитекторы задумывали и воплощали свои проекты целостно, вплоть до дверной ручки. Для Сер. века характерна театральность и игра. Артистизм наблюдался и в творч-ве, и в жизни. В модерне можно увидеть элементы театральности, желание играть формами. В иск-ве модерна декорация начала отделяться от конструкции и становиться самоцелью. Отсюда – безудержная прихотливость орнамента, нарушающая тектонику вещи. В эпоху Сер века ценилась природа, сохранение красоты природного материала. В модерне – широкое использов. нетуральн. материалов, стилизация природных мотивов. В модерне мы видим индивидуальность творца.
Центральн. категорией эстетики Сер века и модерна был символ. Символ был ср-вом постижения и воспроизв-я в иск-ве той целостности бытия, сущности жизни, кот. считалась недоступной научному познанию. Его содержание всегда многозначно, допускает разл. трактовки. Его постижение не может быть достигнуто интеллектуальным усилием, а требует напряжения творч. интуиции. Модерн стремился к созданию «нов. стиля жизни» - худ. синтеза окр. среды, простр-ва и времени, в кот. живет чел. Была выдвинута «идея всеобщего единства всех иск-в», кот. нашла отражение в модерне, ведь для него характерно стремление к синтезу с др. видами иск-в, и прежде всего с изобразит. и декоративно-прикладными.
«Красота – есть ощутительная форма добра и истины»,- формула эстетики Соловьева, «солидарность частей, целостность явлений, гармония духовного и вещественного».
В красоте надо различать общую идеальн. сущность и эстетическую форму. Сущность красоты – уйти от реальности. Природа предшествует иск-ву. Созидание абсолютной красоты.
Флоренский: «Худ. тв-во – состояние чел. души. Произведение иск-ва – это живой организм. Цель иск-ва – преобразование действит-сти, особая организация пространства».
Бердяев: «Чел. должен быть свободен. Свобода от внешнего насилия. Культура – высшая человеч. Ценность, особый тип самовыражения личности. Сверхкультура – почва для гениальности. Гениальность и талант отличаются качественно. Талант – свойство, присущ. Художнику, послушание в рамках художества. Гениальность – выходит за рамки, это – кач-во чел-ка».