Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 22:25, шпаргалка
Предмет и задачи эстетики. Роль эстетической информации в архитектурном проектировании.
греч. – чувствующий. Возникло на Востоке в 18 веке. В истории э. её предмет и задачи менялись (то э.- часть философии и космогонии, то изучала проблемы поэтики, природу красоты) С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества. Немецкий философ А. Баумгартен («Эстетика» —1750—1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание.
Симулякр (от лат. simulo, «делать вид, притворяться») — «копия», не имеющая оригинала в реальности.
41.Кульминация-худ прием арх композиции.Контраст и пространственно-временные кач-ва арх формы.Выразит возможности гротеска в арх-ре.Амбивалентность-выразит прием композиционного решения арх формы
Композиция- структурирует идею проекта, позволяет найти гармоничные, правильные соотношения между частями. С помощь композиции можно выразительнее обыграть положение формы в пространстве. Величина, масса, фактура, свет и цвет. Именно в композиции воплощается художественная концепция.
У нон-классиков есть излюбленные худ приёмы: - контраст, -экспромт,- импровизация, - амбивалентность.
Амбивалентность(перевод) «оба»+ «сила»: двойственность переживания. Излюбленный приём арх. модерна. Обыгрывание столкновения противоположностей постановкой их рядом, работа на контрасте.(жёсткость-мягкость, прямые –кривые линии).
Контраст — отношение, при котором преобладает различие однородных свойств. Ряд контрастных элементов объединяется противоположностью признаков. Контраст порождается не просто разностью, несходством, а полярностью, противоположностью свойств.
Контрастность элементов пространственной формы рождает ее динамичность, ощущение движения в сторону преобладающей величины.
Обычные примеры контрастного сопоставления в архитектуре — это контрасты высоких и низких, плоских и объемных, больших и малых форм. Контрастны могут быть и такие свойства, как замкнутость и раскрытость, тяжесть и легкость. Контрасты цвета (дополнительные цвета) и фактуры (гладкое-шероховатое) дополняют сопоставление объемов.
Контраст подчеркивает свойства форм, делает их более впечатляющими; нюансы, напротив, сближают несхожее, сглаживают различия. Контрастные и нюансовые отношения создают оптические иллюзии, которые усиливают впечатление от архитектурной композиции при восприятии. Вертикальная составляющая кажется нам больше горизонтальной, даже если их размеры в натуре равны. Геометрическая фигура, вписанная в более крупную, кажется заметно меньше, чем равная ей по размеру, но соседствующая с более мелкими. Большее пространство кажется еще более обширным, если оно раскрывается сразу после маленького и затесненного.
Контрастные и отношения нередко выступают в роли элементов, определяющих масштаб архитектурной композиции.
Основа архитектурной композиции
— объемно-пространственная структура,
органическая взаимосвязь элементов здания
или ансамбля зданий. Масштаб сооружения
семиотически значим и во многом определяет
характер художественного образа, его
монументальность или интимность. Архитектура
не воспроизводит действительность изобразительно,
а носит выразительный характер. Ритм,
соотношение объемов, линий — средства
ее выразительности. Одна из современных
художественных структур — аритмия в
ритме, диссонанс в гармонии (например,
ансамбль зданий города Бразилия).
Архитектура зародилась в глубокой древности,
на высшей ступени варварства, когда в
строительстве начинают действовать законы
не только необходимости, но и красоты.
Композиция являет собой фундамент любого изобразит. творчества. Дизайн и ар-ра в известном смысле результат безграничного расширения сферы прикладного искусства и его развития на промышленной основе, результат npoникновения эстетики в технику. Дизайн делает форму продукта не только целесообразной и конструктивно логичной, но и эмоционально выразительной, эстетически осмысленной. Художник-конструктор создает продукты и орудия труда, способные «по-человечески относиться к человеку», то есть обладающие эстетической ценностью. Дизайн очеловечивает взаимоотношения между вещью и личностью, а также между людьми. Пользуясь художественно сконструированными вещами, человек эстетически наслаждается, созерцая себя в созданном им мире.
Кульминация – художественный приём архитектурной композиции. На мой взгляд его можно чётко проследить с градостроительной точки зрения ( пример. Питер или Рим: образование площадей, акценты и тд)
Контраст – главный инструмент искусства. Одним из эстетических приемов поп-арта – показ старой изношенной вещи, которая через отрицание должна утверждать новую , полноценную продукцию. эстетика поп-арта – это всегда эстетика утилитаризма, иногда нигилистическая, через отрицание утверждающая вещь как фетиш. Гиперреализм – главная тема картин делают мертвую, рукотворную, «вторую» природу городской среды: бензоколонки, автомобили , витрины жилые дома, телефонные будки… из творчества изгнано все человеческое. Гиперреализм – насильственная и искусственная деструкция образа реальности. Они показывают следа чрезмерной урбанизации. Хепенинг: художник делается мимом - мир- цепь случайных событий, личность должна субъективно ощущать полную свободу, но на деле подчиняться единому действию, быть манипулируемой.
Постмодерн представляет собой решительное отрицание основного русла развития арх. 20в. Одним из характерных подходов постмодерна явл. отказ от формальной красоты, интернационального стиля. Пример: центр Помпиду в Париже. В арх. зрителю видна внутр. механика здания, но от него скрыт основной конструктивный принцип. У самого интерьера нет фиксированных стен, так что, в зав-сти от потребности, можно переставить любые временные перегородки. Некоторое оживление вносит броская раскраска здания, но причемкаждый цвет настроен на опр. функцию. Этот откровенный утилитаризм отражает современные популистские настроения в арх-ре Франции. Др. представители постмодернизма в арх. стремились к созданию более человечной окр. среды. Главным средством достижения большей выразительности у них стало использ. стилистических элементов прошлого, вызывающих богатые ассоциации. Новая городская галерея в Штуттгарте отличается грандиозностью масштабов, как это и подобает дворцу (искусств), но вместо монолитного куба центра Помпиду, арх. Стерлинг применил более разнообразные формы в пределах более сложных пространственных отношений.
Гротеск:
нарочитое преувеличение.
Возвышению гротеска способствуют особые формальные приемы деконструктивистской архитектуры: перенесение прототипа в другой контекст, многослойные наложения различных формальных тем и структур, смещение смысловых акцентов с ядра на периферию, демонтаж, инверсии, искажения. Эйзенман-архитектор создает неопределенные гротескные объекты, требующие от их обитателей мобилизации энергии и внимания. Сформированное им в Векснер-центре пространство неопределенности, нестабильности метафорически отражает постоянный дрейф деконструктивистского сознания между целостностью «сферы» и разорванностью «лабиринта». Для создания гротескового образа здесь использованы два прототипа – гомогенная модернистская «решетка», воплощенная в абстрактной композиции «галереи», и иерархическая структура средневекового замка. Ни одному из них не позволено доминировать.
Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающих художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям.
Наука об архитектурной композиции изучает общие закономерности построения формы в архитектуре и средства достижения единства формы и содержания.
Архитекторы призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания: с одной стороны - удобство и пользу (функциональная задача), с другой - прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача), с третьей - красоту форм (эстетическая задача).
В конце концов оказывается, что архитектуру невозможно отделить от ее образа даже средствами всемогущей философии, и именно потому что некогда философия приняла на себя образ архитектуры и стремилась достичь ее подобия. Так возникает фундаментальная амбивалентность философии относительно архитектуры, без которой философия не может работать. С одной стороны философия претендует на то, чтобы объяснять архитектуру и историю архитектуры как любое другое явление, с другой стороны оказывается, что философия свои рассуждения о различных явлениях строит в дискурсе архитектуры, полагая ее как некую идеальную конструкцию
42. Синтезирующие возможности архитектуры и дизайна. Эстетические принципы синтеза и формы их проявления в архитектуре и дизайне.
Инженерия прекрасного – синтез эстетичного и прекрасного. Дизайн несет в себе синтез практично – утилитарного и прекрасного, художественного. Обе этих стези имеют двоякую природу и созданы служить двум направлениям – практике и красоте. С одно стороны ар-ра должна отвечать законам физики и удобства, с другой внешней красоте, быть музыкой в камне. Дизайн – практичность для обитания, создание среды, с- другой стороны – созерцания сочетающегося вокруг, гармоничного. Тем самым они несут бифункцию – красоты и практичности.
Искусство – высшая форма эстетического освоения. Художественное творчество, его специфика и сущность, эстетическое богатство искусства, общечеловеческое значение его шедевров, эстетическое отношение искусства к действительности составляют второе проблемное поле эстетики искусства. Искусство — это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть эстетическое содержание, художественная концепция мира и личности. Между двумя формами эстетической деятельности — собственно художественной и практической — существует граница, но она подвижна и преодолима. На этой границе со стороны искусства — архитектура, прикладное и декоративное искусство, а со стороны практического и индустриального освоения мира — дизайн. Многообразие форм освоения мира не сводится к искусству. Предмет эстетики и ее проблемное поле шире искусства.
Синтез в искусстве - соединение разных видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие синтеза подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов.
Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, создавая архитектурно-художественный синтез, в котором живопись и скульптура, выполняя собственные задачи, также расширяют и истолковывают архитектурный образ. В этом пространственно-пластическом синтезе обычно участвуют декоративно-прикладное искусство (средствами которого создаётся предметная среда, окружающая человека), а также нередко произведения станкового искусства.
Различным может быть соотношение между участвующими в синтезе искусствами. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура подчиняет себе скульптуру и живопись); всеобщее значение может приобрести качество, присущее одному из искусств (например, "архитектоничность" пластических искусств в классицизме, "пластичность" в древнегреческом искусстве, "живописность" в барокко). Как в отдельные исторические эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (во многих сооружениях 20 в.).
В культуре поздней готики и особенно Возрождения, с усилением светских начал искусства и всё большей индивидуализацией творчества, происходит распад универсальности средневекового синтеза и складываются новые нормы синтеза, основанные на осознании самостоятельной роли каждого из искусств. В творчестве великих мастеров С. и. (Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Л. Бернии) в 16—17 вв. были с особой полнотой разработаны общие принципы соединения искусств в едином ансамбле. В живописи, создающей иллюзорное пространство, и в скульптуре, существующей в архитектурном пространстве, изобразительная форма, не утрачивая своего реального содержания и относительно независимого бытия, приобретает определенные черты условности, связанные с монументальным и декоративным назначением произведения.
В условиях буржуазного общества разрушаются многие формы синтеза искусств., прежде всего, архитектурно-художественный синтез. Но интерес к проблемам синтеза получает новый смысл, будучи связан с представлениями о проникновении в жизнь художественного начала, о гармоническом развитии человека, а в социалистических учениях — и с представлениями о совершенном обществе. Стиль "модерн" на рубеже 19—20 вв. предпринял попытки практического возрождения синтеза в быту на основе архитектуры.