Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:50, курсовая работа
Полностью безопасных условий для жизни людей не существует. Окружающая среда всегда характеризуется наличием определенных опасных и вредных для здоровья человека факторов. Они окружают человека всегда и везде: на производстве и в быту, во время работы и отдыха, летом и зимой. Поэтому, в ситуации, когда возникает угроза жизни и здоровью человека, все будет зависеть от уровня теоретических знаний и практической подготовки последнего.
Риск - это количественная величина возможности определенных событий приносить вред человеку. Понятие риска применяют как к стохастическим, так и к детерминированным (нестохастическим) эффектам.
К стохастическим эффектам
относят те, вероятность возникновения
которых существует при любом
количестве случаев влияния опасного
или вредного фактора, и увеличивается
при увеличении числа случаев, тогда
как относительная тяжесть
Риск может быть:
- сознательным и несознательным;
- добровольный и принудительный;
- значительным и незначительным;
- оправданным и неоправданным;
- контролированный и
Понятие риска широко используется при установлении гранично-допустимых величин, необходимости внедрения и использования коллективных и индивидуальных средств защиты от влияния вредных или опасных факторов, требований безопасности к машинам, механизмам, оборудованию, ограничений, связанных с состоянием здоровья людей, состоянием окружающей среды.
В мире накоплен значительный опыт строительства систем защиты населения от ЧС природного, техногенного и военного характера. Как показывает анализ, в промышленно развитых странах мира (США, Германии, Франции, Великобритании, Японии и других) деления систем внутренних и внешних опасностей и угроз у них нет. Их национальные системы имеют задачи мирного и военного времени. Функционирование этих систем обеспечивается хорошо отработанным и развернутым (по вертикали и горизонтали) соответствующим внутригосударственным законодательством, позволяющим осуществлять подготовку органов власти и управления, объектов экономики, сил и средств, населения всех категорий к действиям в различных условиях обстановки, привлекать людские, финансовые и материальные ресурсы. При этом оно отражает: во-первых, определенное своеобразие и специфику форм правления и государственного устройства, уровня социально-экономического развития этих стран, особенностей их географического положения, а также путей и способов достижения своей национальной безопасности; во-вторых, идентичность по структуре и содержанию, обусловленную корпоративностью взглядов членов военно-политических и экономических сообществ и союзов [2, c.90].
Однако, если говорить о зарубежном опыте, наиболее ценной для нас является не организация реагирования на ЧС или, иными словами, система их ликвидации, а система предупреждения каких бы то ни было бедствий. Эффективность этой системы можно видеть на примере стран Европейского Союза, когда своевременное принятие ряда организационно-управленческих и организационно-технических решений позволило в кратчайшие сроки изменить идеологию работы в данной сфере, направить усилия Союза на предотвращение возникновения аварий в промышленности и снизить их число почти в 10 раз.
Одновременно эти решения были подкреплены системой экономических механизмов, которые, исходя из экономической выгоды и целесообразности в условиях “рыночной экономики”, сочетая в себе элементы принуждения (наложения жестких санкций на предприятия и должностных лиц за невыполнение тех или иных норм и требований безопасности), стимулирования и страхования, позволяют обеспечить выполнение возложенных задач и организовать эффективное решение вопросов предупреждения ЧС [2, c.94].
Развитию и совершенствованию экономических механизмов, обеспечивающих реализацию задач в сфере защиты населения от ЧС, правительствами зарубежных странах придается особое значение из-за относительно высоких нормативов цены человеческой жизни (более 300 тыс. долл.), которые, по мнению западных специалистов, подлежат пересмотру для более ответственного отношения предприятий и должностных лиц к проблемам промышленной (техногенной) безопасности. Другим фактором, оказывающим существенное влияние на этот процесс, является то, что относительно небольшие единовременные вложения в превентивные меры могут значительно снизить людские потери и материальный ущерб. По данным Всемирной метеорологической организации (ВМО), затраты на проведение мероприятий по предупреждению ЧС и повышению готовности соответствующих сил и средств будут до 15 раз меньше получаемого при этом эффекта от снижения ущерба. Эти расчеты подтверждаются практикой. По оценкам американских специалистов, 1 доллар затрат на возведение сейсмостойких зданий и укрепление непрочных сооружений в Калифорнии после произошедшего там в 1989 г. землетрясения дал более 6 долларов экономии. По подсчетам наших специалистов, 1 рубль затрат на подобные мероприятия в СССР сберегал от 10 до 15 рублей. Наконец следует учесть, что в случае возникновения ЧС основная тяжесть по их ликвидации ложится на экономику и население самих пострадавших стран. Международная помощь может лишь частично компенсировать материальные, социальные и иные потери. Ее объем довольно невелик по сравнению с общей суммой понесенных потерь и редко составляет более 10% от всего ущерба, а в большинстве случаев этот показатель значительно меньше. Так, в 1991 г. вся материальная помощь, оказанная ООН и другими международными организациями, фирмами и частными лицами при ликвидации ЧС, составила всего лишь 6,5% от общего объема ущерба.
Задача безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных(комфортных) условий деятельности людей, их жизни, в защите человека и природной среды от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и продуктивности.
Защищенности человека напрямую связана с безопасностью техники и сложных технических систем. Рассматривая условия защищенности человека, следует сказать, что она определяется отсутствием: производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, приводящих к заболеванию человека, в том числе и профессиональному, и снижающих его работоспособность, а, кроме того влияющих на качество полезного труда [3, c.214].
Таким образом, цель БЖД можно обозначить следующими направлениями:
Малая вероятность возможности нарушения регламента эксплуатации техники и ведения технологических процессов.
Предупреждение травматизма в любом его виде.
Сохранение здоровья людей.
Поддержание высокой работоспособности в процессе трудовой деятельности при высоком качестве выполняемых работ.
Сохранение природной среды от антропогенного воздействия.
Готовность населения к стихийным бедствиям и другим воздействующим проявлениям природной среды.
Умение человека противостоять стихийным и антропогенным бедствиям и ЧС.
Правильные действия персонала, обслуживающего сложные технические системы, в кризисной или экстремальной обстановке.
Для достижения некоторых перечисленных целей БЖД выдвигаются как научные, так и практические задачи.
К группе научных задач относятся получение новых принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов, либо теоретического описания ТП, математического описания явлений и т.п., помогающих решать практические задачи, в том числе и приборного обеспечения мониторинга состояния среды обитания [3, c.215].
К группе практических задач относятся разработки конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий, при условии сохранения его здоровья и работоспособности с высоким качеством результатов трудовой деятельности.
Таким образом, задача БЖД сводится к определению принципов, методов и средств, обеспечивающих наибольшую безопасность, как человека, так и природы при различных альтернативных вариантах, допускаемых общественной формацией на современном этапе развития общества.
Выбор принципов, методов и средств зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности(риска), стоимости и других критериев, в том числе социальных и политических.
Основными задачами защиты населения и территорий при ЧС являются:
• защита от чрезвычайных ситуаций осуществляется в отношении всего населения, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны;
• подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти;
• при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;
• мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями с Конституцией, законами и другими нормативными правовыми актами;
• основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;
• планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, а также особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
• объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
• ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация; при недостаточности этих сил и средств привлекаются силы и средства органов исполнительной власти, а также при необходимости силы и средства других субъектов [3, c.216].
Большое внимание в настоящее время уделяется экономическому обеспечению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций(ЧС) как основному элементу обеспечения безопасности населения, объектов экономики и территорий в очагах поражения. Под экономическими механизмами, способствующими решению задач в области защиты промышленных объектов, населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, понимается установление общих норм и правил обеспечения экономических стимулов или регуляторов, позволяющих достигнуть рациональный уровень риска возникновения ЧС, а также организации эффективных действий по их ликвидации и преодолению последствий.
Основные критерии построения этих механизмов − развитие системы защиты объектов экономики, населения и территорий до необходимого уровня, минимизация затрат на проведение мероприятий в данной сфере, создание условий для ускоренного научно-технического прогресса в области предотвращения ЧС и эффективной ликвидации их последствий. В основу функционирования экономических механизмов положены следующие принципы:
снижение риска возникновения ЧС и уменьшение их последствий, базирующихся на экономических оценках;
функционирование каждого уровня системы безопасности от ЧС при условии частичной самоокупаемости и самофинансирования;
возложение материальной ответственности за нанесенный ущерб или риск возникновения ЧС на соответствующие предприятия и организации;
экономическое стимулирование мероприятий, направленных на снижение этого риска.
Основными элементами экономических механизмов следует считать уровни и фонды безопасности, экономическую ответственность, регулирование безопасности, систему стимулирования [3, c.217].
Уровни безопасности − текущие(краткосрочные) и целевые уровни, характеризующие современные научные представления о максимально возможном снижении риска чрезвычайных ситуаций по социально-экономическим, экосистемным, природным и техническим критериям. Недопустимо нарушать текущие уровни безопасности, что должно быть социально гарантировано наравне с гарантией минимума и стандартов социальной защиты. Это достигается государственной системой стандартов и норм, надзором, экспертизой и лицензированием.
Фонды безопасности формируются на предприятиях, на которых возможны чрезвычайные ситуации, а также при органах самоуправления и исполнительной власти.
В условиях экономики рыночного типа ответственность за ущерб, причиненный техногенными чрезвычайными ситуациями, лежит на промышленном объекте, являющемся ее источником. Но, как правило, ущерб намного превосходит финансовые возможности объекта по его возмещению. В этих условиях одним из важнейших источников возмещения финансовых и материальных затрат по ликвидации чрезвычайных ситуаций и возмещению причиненного вреда должна играть система страхования, которая обеспечит создание специальных страховых фондов. Обязательная форма страхования исключает выборочность отдельных объектов экономики, присущую добровольной форме. Тем самым создается возможность за счет максимального охвата объектов страхования принять минимальные тарифные ставки, добиться высокой финансовой устойчивости страховых операций.