Анализ безопастности жизнедеятельности населения. Проблемы охраны окружающй среды в регионе на примере Минской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Полностью безопасных условий для жизни людей не существует. Окружающая среда всегда характеризуется наличием определенных опасных и вредных для здоровья человека факторов. Они окружают человека всегда и везде: на производстве и в быту, во время работы и отдыха, летом и зимой. Поэтому, в ситуации, когда возникает угроза жизни и здоровью человека, все будет зависеть от уровня теоретических знаний и практической подготовки последнего.

Файлы: 1 файл

КР (безопасность).docx

— 205.25 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Полностью безопасных условий  для жизни людей не существует. Окружающая среда всегда характеризуется  наличием определенных опасных и  вредных для здоровья человека факторов. Они окружают человека всегда и везде: на производстве и в быту, во время  работы                   и отдыха, летом и зимой. Поэтому, в ситуации, когда возникает угроза жизни и здоровью человека, все будет зависеть от уровня теоретических знаний и практической подготовки последнего.

Для достижения высокого уровня личной безопасности                                и безопасности окружающих необходимо осмысленное отношение                     и участие самого индивидуума.

Склонность к безопасности заложена в биологической природе  человека и является неотъемлемой категорией  его жизнедеятельности.      В прошлом для безопасной жизнедеятельности человеку практически хватало тех эмпирических знаний и рефлекторных навыков, которые он приобрел в течение развития жизни за тысячи лет и эволюции человеческого общества. В настоящее время, в век научно-технической революции, появилось различное множество новых факторов, влияющих            на жизнедеятельность человека. Это обусловило необходимость повышения уровня знаний людей для обеспечения безопасной жизнедеятельности последних.

Задача  безопасности  жизнедеятельности  состоит  в  обеспечении нормальных(комфортных) условий деятельности людей, их жизни, в защите человека и природной среды от воздействия вредных факторов, превышающих  нормативно-допустимые  уровни.  Поддержание оптимальных  условий  деятельности  и  отдыха  человека  создает предпосылки  для  проявления  наивысшей  работоспособности                         и продуктивности.

Обеспечение  безопасности  труда  и  отдыха  способствует сохранению жизни и здоровья людей благодаря снижению травматизма             и  заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «Человек – производственные          процессы– окружающая среда».

Основополагающая  формула  безопасности  жизнедеятельности– предупреждение  и  упреждение  потенциальной  опасности. Потенциальная  опасность  является  универсальным  свойством  в процессе взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические средства и технологии), кроме положительных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы. При этом  новый  положительный  результат,  как  правило,  соседствует  с возникновением  новой  потенциальной  опасности  или  группы опасностей.                             Все вышеизложенное обусловило актуальность темы и предопределило             её выбор.

На протяжении всего периода  существования человека повышение безопасности как одного человека, так и общества в целом всегда было одним из ведущих мотивов деятельности людей. По  мере  развития  цивилизации  влияние  различных  факторов, угрожавших  существованию  человеческих  сообществ,  приводило  качественным  изменениям,                      в  результате  которых  возрастала защищенность, как самого человека,            так и племени, рода, социума.

Целью работы является определение  направлений совершенствования  системы  обеспечения жизнедеятельности населения на территории Минской области. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

-рассмотреть понятие  обеспечения жизнедеятельности  населения;

-изучить  зарубежный  опыт по теме «анализ безопасности жизнедеятельности населения»;

-рассмотреть характеристики системы обеспечения жизнедеятельности населения;

-изучить  ситуацию  безопасности  жизнедеятельности  населения минской области;

- определить проблемы  безопасности  жизнедеятельности  населения;

-наметить направления  совершенствования системы обеспечения жизнедеятельности населения в Минской области.

Объект исследования – Минская область, предмет исследования- система обеспечения жизнедеятельности населения.

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД  БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

    1. Понятие безопасности  жизнедеятельности населения

 

Безопасность жизнедеятельности - сохранение здоровья и обеспечении безопасности человека в среде обитания. Это достигается путем выявления и идентификации опасных и вредных факторов, разработкой методов и средств защиты человека от их влияния в условиях быта и производства, методов и средств защиты людей в условиях чрезвычайных ситуаций, а также мер по ликвидации последствий таких ситуаций.

Задачи обеспечения  безопасности жизнедеятельности - свести к минимуму вероятность поражения или заболевания человека и создать оптимальные условия для его жизни, при которых обеспечивается наилучшее самочувствие и максимальная трудоспособность человека.

Под жизнедеятельностью человека понимают совокупность жизненных функций, проявление его физических и духовных сил. Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей средой. Окружающая среда характеризуется природными и антропогенными факторами, которые прямо или косвенно влияют на самочувствие и состояние здоровья человека.

Человек может быть в безопасности только в таком состоянии среды обитания, при котором исключено воздействие на человека опасных и вредных факторов. Опасный фактор - это фактор Среды обитания, действие которого при определенных условиях ведет к травме или к другому мгновенно резкому ухудшению состояния здоровья [9, c.51].

Травма - это нарушение анатомической целостности тканей или функциональных процессов, протекающих в организме.

Травматизм - это совокупность несчастных случаев.

Несчастный случай - это понятие, которое связывают с неумышленным действием опасного фактора. К несчастным случаям относят травмы, острые заболевания и отравления, тепловые удары, ожоги, обморожения, утопления, поражения электротоком, укусы ядовитых змей, насекомых и т. п.

Вредный фактор - это фактор среды обитания, действие которого в определенных условиях приводит к снижению трудоспособности или к заболеванию человека.

Различают острые и хронические  заболевания. Острое заболевание (отравление) - это заболевание, возникшее в результате кратковременного воздействия (в условиях производства - не более одной смены) высоких концентраций химических веществ или опасных уровней физических и биологических факторов. Хроническое заболевание - это заболевание, возникшее в результате длительного влияния вышеперечисленных факторов.

Профессиональное заболевание - это заболевание, возникшее в результате влияния вредных факторов в производственных условиях. Перечень возможных профессиональных заболеваний утверждает Министерство здравоохранения.

Опасная ситуация - это ситуация с большой вероятностью возникновения несчастных случаев или аварий. Авария - это внезапное нарушение нормального состояния объекта (сооружений, оборудования горных выработок, транспортных средств) или составляющих компонентов среды обитания, в результате которого возникает угроза жизни и здоровью людей или произошла остановка или вывод из строя объекта [9, c.52].

Аварии на предприятиях делятся  на две категории:

I категория - аварии, в результате которых или погибло 5 и более человек, или возникла угроза жизни и здоровью трудящихся предприятия или населения, находящегося вблизи объекта, или произошла остановка или выведено из строя предприятие на сутки и более;

II категория - аварии, в результате которых или погибло до 5 человек, или возникла угроза жизни и здоровью трудящихся цеха, участка, или произошла остановка или выведено из строя предприятие, участок на смену и более.

Катастрофа - это крупная авария с трагическими последствиями. Стихийное бедствие - природное явление, вызывающее пагубные последствия.

Согласно существующей классификации  опасные и вредные факторы  по природе воздействия на человека подразделяются на 4 группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

К физическим факторам относят: движущиеся машины и механизмы, части оборудования; разрушающиеся конструкции, обрушающиеся горные породы; размещение рабочих мест на высоте; повышенная запыленность и загазованность воздуха; повышенный уровень шума, вибрации, инфразвука, ультразвука, ионизирующего излучения, инфракрасной и ультрафиолетовой радиации; повышенная или пониженная температура воздуха, материалов, поверхностей; барометрическое давление, влажность, ионизация, скорость движения воздуха; недостаточное освещение, повышенная яркость источника света, пульсация светового потока.

Химические факторы классифицируются в зависимости от характера и силы воздействия на организм человека. Проникновение химических веществ в организм происходит через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожный покров и слизистые оболочки [1, c.118].

Биологические факторы включают патогенные (болезнетворные) микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, растения, животные) и продукты их жизнедеятельности.

Психофизиологические факторы делятся на :

-  физические перегрузки (статические, динамические);

- нервно-психические перегрузки (умственные, эмоциональные перегрузки, перегрузка анализаторов, монотонность работы).

Приведенная классификация  не является исчерпывающей.

При несчастных случаях, авариях, стихийных бедствиях одновременно могут действовать несколько  опасных и вредных факторов.

Рассматривая человека как  субъект деятельности, особенное  значение следует придать его  безопасности в процессе труда. Человек  с помощью орудий труда воздействует на предмет труда с целью получения  потребительской ценности. Орудием труда может быть инструмент, панель управления, машина и т. п. Предметом труда может быть материал, средства отображения информации, персонал, который обучают, и т. п.

Труд делят на физический и умственный. Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы, а умственный труд связан с центральной нервной системой [1, c.119].

Физический труд в зависимости  от его тяжести делят на легкий, средней тяжести и тяжелый. Деление производят исходя из общих затрат организмом человека энергии на выполнение той или иной работы.

Легкий труд (категория I) характеризуется затратами энергии до 174 Вт. К этой категории относятся работы, которые выполняются сидя, стоя или связаны с периодической ходьбой и незначительными физическими нагрузками.

Труд средней тяжести (категория II) характеризуется затратами энергии в пределах 175-290 Вт. Сюда относятся работы, связанные с постоянной ходьбой и перемещением грузов до 10 кг.

Труд считается тяжелым (категория III), если затраты энергии более 290 Вт. Такой труд требует значительных физических нагрузок (ряд профессий в угольной и горнорудной промышленности, на металлургических предприятиях).

В зависимости от орудий труда, которые используются, труд делят  на 4 группы:

1)  ручной;

2)  с использованием инструментов;

3)  механизированный (с использованием машин);

4)  автоматизированный.

Каждая группа требует  определенных психофизиологических качеств  и уровня профессиональных знаний. При использовании машин психическая  нагрузка достигает максимума. Кроме  этого на условия труда оказывают  влияние опасные и вредные  факторы производственной среды  и ряд факторов трудового процесса (рабочая поза, сменность, напряженность  труда).

В зависимости от показателей  и совокупности факторов, влияющих на здоровье и трудоспособность человека, установлено  три класса условий  и характера труда:

I класс - оптимальные условия и характер труда, при которых исключено негативное влияние на здоровье трудящихся опасных и вредных факторов;

II класс - допустимые условия и характер труда, при которых уровень опасных и вредных факторов не превышает установленных гигиенических нормативов, а возможные функциональные изменения в организме восстанавливаются во время регламентированного отдыха и не оказывают негативного влияния в настоящем и будущем времени на состояние здоровья трудящихся и их потомства;

III класс - вредные и опасные условия труда, характеризующиеся различными уровнями превышения гигиенических нормативов опасных и вредных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, и вызывающие функциональные изменения в организме, приводящие к устойчивому снижению трудоспособности или нарушению здоровья трудящихся [1, c.122].

Для последнего класса законодательством  установлены льготы и компенсации (бесплатная газ-вода, питание, спецодежда, повышенная оплата труда, дополнительный отпуск, пенсионные льготы).

Кроме гигиенической оценки труда существует официальный перечень работ с повышенной опасностью, для  выполнения которых необходимо специальное  обучение и ежегодная проверка знаний трудящихся по вопросам охраны труда (подземные, электросварочные, паяльные работы, работы с взрывчатыми веществами и др.).

Информация о работе Анализ безопастности жизнедеятельности населения. Проблемы охраны окружающй среды в регионе на примере Минской области