Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:50, курсовая работа
Полностью безопасных условий для жизни людей не существует. Окружающая среда всегда характеризуется наличием определенных опасных и вредных для здоровья человека факторов. Они окружают человека всегда и везде: на производстве и в быту, во время работы и отдыха, летом и зимой. Поэтому, в ситуации, когда возникает угроза жизни и здоровью человека, все будет зависеть от уровня теоретических знаний и практической подготовки последнего.
ВВЕДЕНИЕ
Полностью безопасных условий для жизни людей не существует. Окружающая среда всегда характеризуется наличием определенных опасных и вредных для здоровья человека факторов. Они окружают человека всегда и везде: на производстве и в быту, во время работы и отдыха, летом и зимой. Поэтому, в ситуации, когда возникает угроза жизни и здоровью человека, все будет зависеть от уровня теоретических знаний и практической подготовки последнего.
Для достижения высокого уровня личной безопасности и безопасности окружающих необходимо осмысленное отношение и участие самого индивидуума.
Склонность к безопасности заложена в биологической природе человека и является неотъемлемой категорией его жизнедеятельности. В прошлом для безопасной жизнедеятельности человеку практически хватало тех эмпирических знаний и рефлекторных навыков, которые он приобрел в течение развития жизни за тысячи лет и эволюции человеческого общества. В настоящее время, в век научно-технической революции, появилось различное множество новых факторов, влияющих на жизнедеятельность человека. Это обусловило необходимость повышения уровня знаний людей для обеспечения безопасной жизнедеятельности последних.
Задача безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных(комфортных) условий деятельности людей, их жизни, в защите человека и природной среды от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и продуктивности.
Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей благодаря снижению травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «Человек – производственные процессы– окружающая среда».
Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности– предупреждение и упреждение потенциальной опасности. Потенциальная опасность является универсальным свойством в процессе взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические средства и технологии), кроме положительных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы. При этом новый положительный результат, как правило, соседствует с возникновением новой потенциальной опасности или группы опасностей. Все вышеизложенное обусловило актуальность темы и предопределило её выбор.
На протяжении всего периода существования человека повышение безопасности как одного человека, так и общества в целом всегда было одним из ведущих мотивов деятельности людей. По мере развития цивилизации влияние различных факторов, угрожавших существованию человеческих сообществ, приводило качественным изменениям, в результате которых возрастала защищенность, как самого человека, так и племени, рода, социума.
Целью работы является определение направлений совершенствования системы обеспечения жизнедеятельности населения на территории Минской области. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть понятие обеспечения жизнедеятельности населения;
-изучить зарубежный опыт по теме «анализ безопасности жизнедеятельности населения»;
-рассмотреть характеристики системы обеспечения жизнедеятельности населения;
-изучить ситуацию безопасности жизнедеятельности населения минской области;
- определить проблемы безопасности жизнедеятельности населения;
-наметить направления совершенствования системы обеспечения жизнедеятельности населения в Минской области.
Объект исследования – Минская область, предмет исследования- система обеспечения жизнедеятельности населения.
Безопасность жизнедеятельности - сохранение здоровья и обеспечении безопасности человека в среде обитания. Это достигается путем выявления и идентификации опасных и вредных факторов, разработкой методов и средств защиты человека от их влияния в условиях быта и производства, методов и средств защиты людей в условиях чрезвычайных ситуаций, а также мер по ликвидации последствий таких ситуаций.
Задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности - свести к минимуму вероятность поражения или заболевания человека и создать оптимальные условия для его жизни, при которых обеспечивается наилучшее самочувствие и максимальная трудоспособность человека.
Под жизнедеятельностью человека понимают совокупность жизненных функций, проявление его физических и духовных сил. Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей средой. Окружающая среда характеризуется природными и антропогенными факторами, которые прямо или косвенно влияют на самочувствие и состояние здоровья человека.
Человек может быть в безопасности только в таком состоянии среды обитания, при котором исключено воздействие на человека опасных и вредных факторов. Опасный фактор - это фактор Среды обитания, действие которого при определенных условиях ведет к травме или к другому мгновенно резкому ухудшению состояния здоровья [9, c.51].
Травма - это нарушение анатомической целостности тканей или функциональных процессов, протекающих в организме.
Травматизм - это совокупность несчастных случаев.
Несчастный случай - это понятие, которое связывают с неумышленным действием опасного фактора. К несчастным случаям относят травмы, острые заболевания и отравления, тепловые удары, ожоги, обморожения, утопления, поражения электротоком, укусы ядовитых змей, насекомых и т. п.
Вредный фактор - это фактор среды обитания, действие которого в определенных условиях приводит к снижению трудоспособности или к заболеванию человека.
Различают острые и хронические заболевания. Острое заболевание (отравление) - это заболевание, возникшее в результате кратковременного воздействия (в условиях производства - не более одной смены) высоких концентраций химических веществ или опасных уровней физических и биологических факторов. Хроническое заболевание - это заболевание, возникшее в результате длительного влияния вышеперечисленных факторов.
Профессиональное заболевание - это заболевание, возникшее в результате влияния вредных факторов в производственных условиях. Перечень возможных профессиональных заболеваний утверждает Министерство здравоохранения.
Опасная ситуация - это ситуация с большой вероятностью возникновения несчастных случаев или аварий. Авария - это внезапное нарушение нормального состояния объекта (сооружений, оборудования горных выработок, транспортных средств) или составляющих компонентов среды обитания, в результате которого возникает угроза жизни и здоровью людей или произошла остановка или вывод из строя объекта [9, c.52].
Аварии на предприятиях делятся на две категории:
I категория - аварии, в результате которых или погибло 5 и более человек, или возникла угроза жизни и здоровью трудящихся предприятия или населения, находящегося вблизи объекта, или произошла остановка или выведено из строя предприятие на сутки и более;
II категория - аварии, в результате которых или погибло до 5 человек, или возникла угроза жизни и здоровью трудящихся цеха, участка, или произошла остановка или выведено из строя предприятие, участок на смену и более.
Катастрофа - это крупная авария с трагическими последствиями. Стихийное бедствие - природное явление, вызывающее пагубные последствия.
Согласно существующей классификации
опасные и вредные факторы
по природе воздействия на человека
подразделяются на 4 группы: физические,
химические, биологические и
К физическим факторам относят: движущиеся машины и механизмы, части оборудования; разрушающиеся конструкции, обрушающиеся горные породы; размещение рабочих мест на высоте; повышенная запыленность и загазованность воздуха; повышенный уровень шума, вибрации, инфразвука, ультразвука, ионизирующего излучения, инфракрасной и ультрафиолетовой радиации; повышенная или пониженная температура воздуха, материалов, поверхностей; барометрическое давление, влажность, ионизация, скорость движения воздуха; недостаточное освещение, повышенная яркость источника света, пульсация светового потока.
Химические факторы классифицируются в зависимости от характера и силы воздействия на организм человека. Проникновение химических веществ в организм происходит через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожный покров и слизистые оболочки [1, c.118].
Биологические факторы включают патогенные (болезнетворные) микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, растения, животные) и продукты их жизнедеятельности.
Психофизиологические факторы делятся на :
- физические перегрузки (статические, динамические);
- нервно-психические перегрузки (умственные, эмоциональные перегрузки, перегрузка анализаторов, монотонность работы).
Приведенная классификация не является исчерпывающей.
При несчастных случаях, авариях,
стихийных бедствиях
Рассматривая человека как
субъект деятельности, особенное
значение следует придать его
безопасности в процессе труда. Человек
с помощью орудий труда воздействует
на предмет труда с целью
Труд делят на физический и умственный. Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы, а умственный труд связан с центральной нервной системой [1, c.119].
Физический труд в зависимости от его тяжести делят на легкий, средней тяжести и тяжелый. Деление производят исходя из общих затрат организмом человека энергии на выполнение той или иной работы.
Легкий труд (категория I) характеризуется затратами энергии до 174 Вт. К этой категории относятся работы, которые выполняются сидя, стоя или связаны с периодической ходьбой и незначительными физическими нагрузками.
Труд средней тяжести (категория II) характеризуется затратами энергии в пределах 175-290 Вт. Сюда относятся работы, связанные с постоянной ходьбой и перемещением грузов до 10 кг.
Труд считается тяжелым (категория III), если затраты энергии более 290 Вт. Такой труд требует значительных физических нагрузок (ряд профессий в угольной и горнорудной промышленности, на металлургических предприятиях).
В зависимости от орудий труда, которые используются, труд делят на 4 группы:
1) ручной;
2) с использованием инструментов;
3) механизированный (с использованием машин);
4) автоматизированный.
Каждая группа требует
определенных психофизиологических качеств
и уровня профессиональных знаний.
При использовании машин
В зависимости от показателей и совокупности факторов, влияющих на здоровье и трудоспособность человека, установлено три класса условий и характера труда:
I класс - оптимальные условия и характер труда, при которых исключено негативное влияние на здоровье трудящихся опасных и вредных факторов;
II класс - допустимые условия и характер труда, при которых уровень опасных и вредных факторов не превышает установленных гигиенических нормативов, а возможные функциональные изменения в организме восстанавливаются во время регламентированного отдыха и не оказывают негативного влияния в настоящем и будущем времени на состояние здоровья трудящихся и их потомства;
III класс - вредные и опасные условия труда, характеризующиеся различными уровнями превышения гигиенических нормативов опасных и вредных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, и вызывающие функциональные изменения в организме, приводящие к устойчивому снижению трудоспособности или нарушению здоровья трудящихся [1, c.122].
Для последнего класса законодательством установлены льготы и компенсации (бесплатная газ-вода, питание, спецодежда, повышенная оплата труда, дополнительный отпуск, пенсионные льготы).
Кроме гигиенической оценки труда существует официальный перечень работ с повышенной опасностью, для выполнения которых необходимо специальное обучение и ежегодная проверка знаний трудящихся по вопросам охраны труда (подземные, электросварочные, паяльные работы, работы с взрывчатыми веществами и др.).