Анализ безопастности жизнедеятельности населения. Проблемы охраны окружающй среды в регионе на примере Минской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Полностью безопасных условий для жизни людей не существует. Окружающая среда всегда характеризуется наличием определенных опасных и вредных для здоровья человека факторов. Они окружают человека всегда и везде: на производстве и в быту, во время работы и отдыха, летом и зимой. Поэтому, в ситуации, когда возникает угроза жизни и здоровью человека, все будет зависеть от уровня теоретических знаний и практической подготовки последнего.

Файлы: 1 файл

КР (безопасность).docx

— 205.25 Кб (Скачать файл)

ослабление интеграционных структур и международных организаций, участие в которых принимает  Минская область;

деятельность специальных  служб, иных организаций и отдельных  представителей иностранных государств, направленная на причинение ущерба национальным интересам Республики Беларусь в том числе и Минской области.

В экономической сфере  основными внешними источниками  угроз национальной безопасности являются:

ухудшение условий внешней  торговли, привлечения кредитных  и инвестиционных ресурсов вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых  рынков;

принятие зарубежными  государствами протекционистских  мер, установление барьеров и дискриминационных  условий осуществления экспортно-импортных  операций;

развитие транзитных коридоров, систем транспортировки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в Минской области, целенаправленное ограничение транзитных возможностей Минской области;

дискриминация Республики Беларусь в том числе Минской области в рамках международных союзов и образований [13]. 

В научно-технологической  сфере основными внешними источниками  угроз национальной безопасности являются:

ограничение доступа белорусских  исследователей и субъектов хозяйствования к новейшим технологиям, результатам  исследований и разработок мирового уровня;

целенаправленная политика иностранных государств и компаний, стимулирующая эмиграцию высококвалифицированных  ученых и специалистов из Республики Беларусь в целом. 

В социальной сфере основными  внешними источниками угроз национальной безопасности являются:

ослабление национально-культурной идентичности белорусской диаспоры, существенное ущемление законных прав и интересов соотечественников;

расширение масштабов  трансграничной преступности, деятельность транснациональных либо зарубежных преступных организаций и группировок, связанная с посягательствами на жизнь, здоровье, свободу и социальные права белорусских граждан. 

В демографической сфере  основным внешним источником угроз  национальной безопасности является рост потока незаконных мигрантов в Беларусь, большинство из них проживают на территории Минской области или через ее территорию.  

В информационной сфере внешними источниками угроз национальной безопасности являются:

открытость и уязвимость информационного пространства Минской области (Республики Беларусь) от внешнего воздействия;

доминирование ведущих зарубежных государств в мировом информационном пространстве, монополизация ключевых сегментов информационных рынков зарубежными  информационными структурами;

информационная деятельность зарубежных государств, международных  и иных организаций, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам Республики Беларусь, целенаправленное формирование информационных поводов для ее дискредитации;

нарастание информационного  противоборства между ведущими мировыми центрами силы, подготовка и ведение  зарубежными государствами борьбы в информационном пространстве;

развитие технологий манипулирования  информацией;

препятствование распространению  национального контента Республики Беларусь за рубежом;

широкое распространение  в мировом информационном пространстве образцов массовой культуры, противоречащих общечеловеческим и национальным духовно-нравственным ценностям [13].

В военной сфере основными  внешними источниками военных угроз  являются:

стремление отдельных  государств (коалиций государств) решать имеющиеся противоречия с применением  военной силы;

распространение оружия массового  уничтожения, его компонентов и  технологий производства;

расширение (создание) в Европейском  регионе военно-политических союзов либо присвоение ими глобальных функций, усиление их ударно-наступательных возможностей, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, а также наращивание  военной инфраструктуры вблизи границ Республики Беларусь, что не может не повлиять на Минскую область;

снижение потенциала и  возможностей военно-политических союзов с участием Республики Беларусь по обеспечению коллективной безопасности.  

В экологической сфере  внешними источниками угроз национальной безопасности являются:

глобальные изменения  окружающей природной среды, связанные  с изменением климата, разрушением  озонового слоя, сокращением био разнообразия;

трансграничный перенос  загрязняющих веществ на территорию Республики Беларусь, так же на территорию Минской области воздушными и водными потоками, проникновение инвазивных видов животных и растений из сопредельных стран;

размещение вблизи границ Беларуси крупных экологически опасных  объектов, захоронение ядерных отходов  на сопредельных территориях [13].

Комиссия по профилактике пьянства и алкоголизма в Минском  районе создаётся с целью координации  деятельности предприятий, организаций  и учреждений по вопросам профилактики пьянства и алкоголизма среди  населения и в рамках Директивы  №1.

Основными задачами комиссии являются:

    • Координация деятельности предприятий, организаций и учреждений по вопросам профилактики пьянства и алкоголизма среди населения Минского района;
    • Разработка и проведение мероприятий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма;
    • Организация информационно – массовой работы по вопросам профилактики  алкоголизма;

За 12 месяцев 2012 года на территории Минской области произошло 1244 пожара, что на 15% меньше чем за 12 месяцев 2011 (1467). Количество погибших также уменьшилось, с 263 до 193.

В Минском районе количество пожаров уменьшилось с 186 (за 11 месяцев 2011 года) до 151 (за 11 месяцев 2012 года), т.е. на 18,8%. Также в этом году уменьшилось  количество погибших на пожарах (с 30 до 20).

Следует отметить, что большинство  пожаров происходит в жилом секторе - 134 из 151. Из них: 70 – в жилых домах, 13 –дачах, 10 – банях, 3 – гаражах, 38 – прочих зданиях (хозпостройках). 19 из 20 погибших было обнаружены на пожарах в жилом секторе. 14 погибших в момент гибели находились в состоянии алкогольного опьянения, 10 – являлись неработающими гражданами до 60 лет.

Неосторожность при курении  в состоянии алкогольного опьянения  является основной причиной гибели людей. На 10 пожарах возникших по этой причине  погибло 13 человек!  [14]

Основной причиной всех возникающих  пожаров по-прежнему остается человеческий фактор. Только в том случае, когда  каждый из нас станет заботиться о  своей безопасности и о жизни  других людей, этого бедствия удастся  избежать

 

 

 

    1. Направления  совершенствования  безопасности жизнедеятельности в Минской области

 

Экологическая  безопасность,  наряду  с  политической,  военной, экономической, информационной и другими  видами безопасности, ныне рассматривается  как  один  из  важных  составных  элементов национальной безопасности. Заметим, что к другим видам безопасности, являющимся не менее важными составными элементами национальной безопасности,  следовало  бы  отнести  техногенную  и  природную безопасность.

Теория  и  практика  экологической  безопасности,  как  и национальной  безопасности  в  целом,  базируется  на  определенной совокупности положений, вытекающих из анализа триады: интересы- опасности- защита(обеспечение безопасности).

Не требуют обсуждения и некоторые другие принципы, например, суверенитет государства над  природными ресурсами, широкое участие  в международной деятельности в области экологической безопасности.

Между  тем,  с  развитием  промышленного  производства, концентрирующего  в  себе  огромные  запасы  энергии  и  опасных  для здоровья  человека  и  окружающей  среды  различного  рода  веществ  и материалов,  все  более  явно  видна  прямая  зависимость  безопасности общества  от  его  осведомленности  о  возможных  опасностях  и психологической  подготовленности  к  адекватному  реагированию  на складывающуюся аварийную обстановку.

Для обеспечения реализации рассмотренных выше принципов и положений  государственными  органами  разрабатываются соответствующие законодательные акты и механизмы их применения в практике [13].

Концепцией  национальной  безопасности  Минской области определены  приоритетные  направления  обеспечения  экологической безопасности, реализация которых позволила добиться положительных результатов. Так, при росте ВВП в1,36 и промышленной продукции в 1,6 раза, объем выбросов вредных веществ в атмосферу сократился за этот  период  на40%. Сброс  загрязненных  сточных  вод– на 60%. Площадь нарушенных земель– на37%. Состояние природной среды практически  по  всем  параметрам  сейчас  значительно  более благополучное,  чем  в  начале1990-х  годов,  за  исключением радиационной  обстановки,  существенное  улучшение  которой  в

обозримой перспективе не реально.

Результатом  экологической  деятельности  является  и положительная  динамика  качества  атмосферного  воздуха  за  период1996-2000 гг.  На  фоне  роста  объемов  промышленного  производства, энергетики и значительного увеличения парка автотранспорта– главных источников  загрязнения  атмосферы–  валовые  объемы  выбросов вредных веществ сократились за этот срок с2201 тыс. т до1312 тыс.т. Такое оздоровление воздушной среды явилось в значительной степени следствием политики энергосбережения, улучшения общей структуры парка подвижного состава за счет увеличения доли иномарок с более благоприятными  экологическими  показателями  по  выбросам  в атмосферу,  усиления  государственного  контроля  за  выбросами передвижных источников и т.п.

Таким образом, безопасность в экологической сфере сегодня– это не  только  вопрос  ценностной  ориентации  общества,  но,  в  конечном счете, задача выживания человечества, поэтому и касается она всех и каждого.  Но  для  осознания  этого  факта  необходимо  формирование экологического  мировоззрения  как  важнейшей  составляющей парадигмы  устойчивого  развития  и  донесение  ее  сути  в  доступной форме до широких слоев общественности. Проблемы  обеспечения жизнедеятельности Минской области сформулированы в Приложении А.

После Чернобыльской катастрофы здоровье населения, попавшего в  зону  радиационного  воздействия,  уделяется  особое  внимание.  В настоящее  время  в  Беларуси  функционирует  система  медицинского обеспечения, включающая диспансеризацию пострадавшего населения, их  внеочередное  обслуживание  в  медицинских  учреждениях, бесплатный  отпуск  лекарств,  специальный  рацион  питания  в  период реабилитации.  Проводится  санаторно-курортное  лечение  детей пострадавших районов, как на территории Минской, так и в зарубежных странах и их областях.

В этой связи возникает  вопрос о том, достаточно ли проводимых медицинских мероприятий по восстановлению и поддержанию здоровья граждан нашей страны, пострадавших от аварии на ЧАЭС. В данной работе рассматриваются некоторые медицинские аспекты преодоления последствий аварии, которые следует еще провести [13].

В 2012 г. расходы, связанные с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, профинансированы на сумму 1 260,9 млрд. рублей.  Из  них 162,8 млрд.  израсходовано на  санаторно-курортное лечение и оздоровление 107,6 тыс. пострадавших граждан, в том числе 99,4 тыс.  детей. 115,2  млрд.  рублей  использовано  на  организацию бесплатного питания учащихся. Закончены работы на объектах детских реабилитационно-оздоровительных  центров «Жемчужина», «Птичь», «Пралеска».

Однако  встает  вопрос  об  обеспечении  полной  радиационной безопасности  населения,  живущего  на  загрязненных  территориях  и использующего  местные  продукты  питания,  загрязненные радио нуклидами. Из-за повышенных уровней содержания цезия-137 в местных  продуктах  существует  риск  их  накопления  в  организме человека, и, прежде всего, детей, что может стать причиной ухудшения их  здоровья.  Так,  процент  продуктов  питания  с  превышением допустимых норм содержания цезия-137 в Гомельской области в периодс1993 г. по2006 г увеличился с12,7 до15,4. В этой связи необходима система независимого общественного мониторинга и контроля, которая могла дополнить существующую государственную систему, обеспечив постоянный контроль продуктов питания в любом населенном пункте, каждой семье, для отдельного человека. Такая система в Беларуси уже существует на базе отдельных мобильных лабораторий, однако их число необходимо увеличить до12-15 единиц.

Одним  из  вариантов  решения  проблемы  радиационной безопасности  населения  является  расширение  производства  и применения  разнообразных пектин содержащих  пищевых  добавок  и напитков,  которые  являются  одним  из  самых  эффективных  способов индивидуальной радиационной защиты. Так, обследование детей до и после  выезда  на  оздоровление  в  зарубежные  страны  показало,  что количество радионуклидов в их организме после использования чистых продуктов  без  применения  пектиновых  препаратов  снижается  на 20-22 %, с применением пектиновые препараты– до60-80 %. Оптимальная профилактическая  дозировка  специального  пектина  составляет  в обычных  условиях 5-8  г в сутки,  а в условиях  радиоактивного загрязнения– не менее15-16 г. Также  необходимо  развивать  систему  медико-генетических консультаций  для  лиц,  желающих  снизить  риск  появления  на  свет потомства  с  тяжелыми  генетическими  нарушениями.  Это  касается,  в

Информация о работе Анализ безопастности жизнедеятельности населения. Проблемы охраны окружающй среды в регионе на примере Минской области