Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:34, дипломная работа

Описание работы

Основной целью дипломной работы является изучение вопросов состояния и управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии ООО «ДжиТиСи Дистрибьюшн» и выработка мер по их оптимизации в условиях конкуренции:
- сущность дебиторской и кредиторской задолженностей;
- анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
- рекомендации по оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические и методологические основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью
1.1 Сущность дебиторской и кредиторской задолженности
1.2 Методы анализа дебиторской и кредиторской задолженностью
1.3 Комплексное управление дебиторской и кредиторской задолженностью
1.4 Нормативно-правовая и информационная база, необходимая для управления дебиторской и кредиторской задолженностью
2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере ООО «ДжиТиСи Дистрибьюшн»
2.1 Характеристика предприятия ООО «ДжиТиСи Дистрибьюшн»
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
2.4 Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.
3. Рекомендации по оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности
3.1 Рекомендации по управлению дебиторской задолженностью
3.2 Совершенствование системы управления кредиторской задолженностью
3.3 Основные пути снижения кредиторской задолженности
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Управление дебиторской и кредиторской задолженостью предприятия 2 части.docx

— 166.93 Кб (Скачать файл)

- не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью;

- отсутствуют данные о  росте затрат, связанных с увеличением  размера дебиторской задолженности  и времени ее оборачиваемости;

- не проводится оценка  кредитоспособности покупателей  и эффективности коммерческого  кредитования;

- функции сбора денежных  средств, анализа дебиторской  задолженности и принятия решения  о предоставлении кредита распределены  между разными подразделениями.  При этом не существует регламентов  взаимодействия и, как следствие,  отсутствуют ответственные за каждый этап.

Для контроля  состояния  дебиторской задолженности используют классификацию по срокам возникновения. Обычно классифицируют на:

0-30 дней, 30-60 дней, 60-90 дней, 90-120 дней и свыше 120 дней. Данный  метод позволяет выявить покупателей,  которые нарушают сроки платежа,  позволяя облагать процентом  просроченные суммы. Далее сравнение  текущих классифицированных по срокам дебиторских задолженностей с периодами прошлых лет позволяют выявить величину безнадежно просроченных долгов. Важно правильно оценить реальное состояние дебиторской задолженности, для этого финансовый менеджер может использовать накопленную на предприятии статистику или прибегнуть к помощи экспертов-консультантов.

Факторинг - операция, в результате которой специализированная компания (фактор-фирма) приобретает у фирмы-поставщика дебиторскую задолженность, т.е. право  на получение платежа от покупателя продукции. Тем самым поставщик  не только получает денежные средства в оплату проданной продукции, но и освобождается от риска кредитования своего клиента, связанного с возможной  выплатой долга.

Защита страхованием. Важно  прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать  ли такую защиту, необходимо оценить  ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и  стоимость страхования. Условиями  договора страхования может быть предусмотрено внесение страховой  премии единовременно и в рассрочку  с установлением сроков уплаты и  суммы платежа.

Кредитные условия. Ключевым моментом в управлении дебиторской  задолженностью является определение  сроков кредита, оказывающее влияние  на объемы продаж. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки  кредита имеют прямое отношение  к затратам и доходу, связанным  с дебиторской задолженностью. Если сроки жесткие, у предприятия  будет меньше инвестированных средств  в дебиторскую задолженность  и потерь от безнадежных долгов, что может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей, негативной реакции покупателей. С  другой стороны, если сроки кредита  неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, рискуя увеличить долю безнадежных  долгов и больших затрат, связанными с затягиванием оплат малоэффективными покупатели.

Как правило, постоянным клиентам предприятия отпускают товар  в кредит. При этом для сокращения периода дебиторской задолженности  нередко используются методы поощрения  в виде предоставления покупателям  скидки с отпускной цены, в том  числе и с использованием формализованных  алгоритмов, учитывающих влияние  инфляции и сокращение расходов на поддержание финансирования дебиторской  задолженности.

На уровень дебиторской  задолженности влияют основные факторы: оценка и классификация покупателей  в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты; контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности; анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации. Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности. Капиталовложения в дебиторскую задолженность представляют стоимость, вложенную в эту задолженность, включая себестоимость продукции и стоимость капитала.

С целью максимизации притока  денежных средств, предприятию следует  разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими  условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные  варианты: от предоплаты или частичной  предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

 

 

1.4 Нормативно-правовая  и информационная база, необходимая  для управления дебиторской и  кредиторской задолженностью

Гражданский кодекс РФ, чч. 1 и 2.

Налоговый кодекс РФ, чч.1 и 2.

Закон РФ «О бухгалтерском  учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Министерства финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г.).

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации»). [3]

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Приказ Министерства финансов РФ № 94н от 31 октября 2000 г.).

Методические указания о  порядке формирования показателей  бухгалтерской отчетности организации (Приказ Министерства финансов РФ № 60н от 28 июня 2000 г.).

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Министерства РФ № 49 от 13 июня 1995 г.).

«О порядке отражения  в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями  за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» (Письмо Минфина  РФ № 142 от 31 октября 1994 г.).

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ дебиторской  и кредиторской задолженности на примере ООО «ДжиТиСи  Дистрибьюшн»

2.1. Характеристика  предприятия ООО «ДжиТиСи  Дистрибьюшн»

Полное официальное название предприятия - Общество с ограниченной ответственностью «ДжиТиСи Дистрибьюшн» (JTC Distribution) было создано 25.01.2011. ООО «ДжиТиСи Дистрибьюшн» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Местонахождение предприятия: 125122, г. Москва, ул. Генерала Белобородова, д.18 пом.2

Собственниками предприятия  являются его учредители, доля каждого  в уставном капитале составляет по 24,5, 24,5 и 51 %.

Уставный капитал ООО  «ДжиТиСи Дистрибьюшн» составляет 4081632,65 рублей.

Высшим органом Общества является Общее собрание участников Общества. Каждый участник Общества имеет  на Общем собрании участников Общества число голосов, пропорциональное его  доле в уставном капитале Общества, за исключением случаев, предусмотренных  Федеральным законом  « Об Обществах  с ограниченной ответственностью»

Часть чистой прибыли, подлежащей распределению между участниками, распределяется пропорционально их вкладам в уставный капитал общества. Все права и обязанности учредителей  отражены в уставе предприятия.

Учредители на своих собраниях  осуществляют управление предприятием в части принятия кардинальных решений, касающихся вопросов имущественного характера, распределения прибыли, изменения  в уставных документах, назначения директора и т.п. Директор избирается общим собранием участников общества сроком на три года. Директор может быть выбран также не из числа участников Общества.

Целью предприятия является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов  коллектива и собственников предприятия. Согласно уставу, ООО «ДжиТиСи Дистрибьюшн», Общество осуществляет следующие виды деятельности:

оптовая торговля продуктами питания;

оптовая торговля прочими непродовольственными потребительскими    товарами;

экспорт и импорт;

иная внешнеэкономическая деятельность.

Структура управления ООО  «ДжиТиСи Дистрибьюшн» сформирована согласно штатного расписания. Специалисты имеют  должностные инструкции, согласно которым  распределяются их обязанности. В данный момент штат сотрудников фирмы составляет 11 человек. Организационная структура ООО «ДжиТиСи Дистрибьюшн»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Организационная  структура  ООО «ДжиТиСи Дистрибьюшн»

 

Высший управленческий уровень  – генеральный директор.

Второй уровень – заместитель генерального директора «по экономике и финансам». При этом главный бухгалтер и его отдел согласно схемам организационной структуры подчиняются непосредственно директору.

  • Генеральный директор - управление фирмой, контроль за деятельностью и взаимодействием структурных подразделений, ведение переговоров с крупными поставщиками и клиентами;
  • Коммерческий директор - ведение переговоров, сбыт продукции, контроль и анализ финансового состояния фирмы;

Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией предприятия, возглавляемой  главным бухгалтером. Подчиненность главного бухгалтера и его отдела непосредственно генеральному директору объясняется правом главного бухгалтера распоряжаться денежными средствами на расчетном счете исходя из требования второй подписи на платежных документах. Сохраняется и персональная ответственность главного бухгалтера за использование денежных средств.

  • Бухгалтерия - ведение бухгалтерского учета и отчетности;
  • Менеджер по работе с ключевыми клиентами - изучение конъюнктуры рынка, разработка плана реализации продукции, разработка плана ценовой стратегии, подготовка и заключение договоров;
  • Менеджер по закупке – поиск новых клиентов, заключение договоров, контроль просроченных платежей.
  • Торговый представитель – поддержание и сопровождение существующей клиентской базы, поиск новых клиентов, заключение договоров, сбор заказов, работа с дебиторской задолженностью, проведение акций и маркетинговых мероприятий.
  • Руководитель отдела логистики – руководство транспортной системой компании и складской логистикой.
  • Менеджер по логистике – составление маршрутов, наём машин.
  • Оператор – выполнение заказов в базе 1С, первичная документация, участие в инвентаризациях.
  • Заведующий складом – организация и контроль работы транспортно-складской службы; организация работ по приему, хранению, обработке и отпуску товарно-материальных ценностей, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских площадей и облегчения поиска необходимых материалов; обеспечение надлежащих условий хранения ТМЦ; контроль погрузо-разгрузочных работ; контроль подготовки маршрутных листов. Проведение инвентаризаций, отчетность.

 

 

 

2.2 Анализ финансового  состояния предприятия

На примере анализируемого предприятия оценим его финансовое состояние с помощью горизонтального  и вертикального анализа на основе баланса.

Горизонтальный анализ означает:

 сопоставление статей  баланса и исчисляемых по ним  показателей на начало и конец  одного или нескольких отчетных  периодов;

исчисление абсолютных отклонений по статьям, разделам и итогам баланса;

исчисление относительных  отклонений по статьям, разделам и итогам баланса. В обычных условиях увеличение итогов баланса оценивают положительно, а уменьшение — отрицательно.

После оценки динамики изменение  баланса целесообразно установить соответствие динамики баланса с  динамикой объема производства и  реализации продукции, а также прибыли  предприятия, причем при этом применяется  следующее правило:

Более быстрый темп роста  объема производства, реализации продукции  и прибыли по сравнению с темпом роста суммы баланса указывает  на улучшение использования средств.

Для установления темпов роста  объема производства, реализации продукции  и прибыли используют данные предприятия  о производстве продукции и отчет  о финансовых результатах. Целесообразно  исчислять такую динамику за ряд  лет и сравнивать с аналогичными показателями других предприятий.

Помимо выяснения направленности изменения всего баланса, следует  выяснить характер изменения отдельных  его статей и разделов, причем положительно оценивается увеличение в активе баланса денежных средств, ценных бумаг, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, основных средств, капитальных  вложений, нематериальных активов и  производственных запасов, а в пассиве  баланса — итога первого раздела.

Как правило, отрицательной  оценки заслуживает резкий рост дебиторской  и кредиторской задолженности в  активе и в пассиве баланса. Во всех случаях отрицательно оценивают  наличие и увеличение по статьям  «Непокрытые убытки» и «Резервы сомнительных долгов».

 

 

 

 

 

 

Табл. 1 Горизонтальный анализ ООО «ДжиТиСи Дистрибьюшн» за 2011-2012 г.г.

       

 

Наименование показателя

Код

На 31 декабря 2011 г.

На 30 сентября 2012 г.

Отклонения, %

АКТИВ

       

 

78

 

100

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ  АКТИВЫ

   

-

 

Нематериальные активы

1110

 

Результаты исследований и разработок

1120

-

   

Основные средства

1130

-

152

100

Доходные вложения в материальные 
ценности

1140

-

-

 

Финансовые вложения

1150

-

-

 

Отложенные налоговые  активы

1160

-

-

 

Прочие внеоборотные активы

1170

-

-

 

Итого по разделу I

1190

-

231

100

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

       

8417

24,51

Запасы

1210

6760

Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям

1220

864

 

2111

144,33

Дебиторская задолженность

1230

4896

8456

72,71

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

1240

-

-

-

Денежные средства и денежные эквиваленты

1250

364

591

62,36

 

в том числе:

       

-

-

 

переводы в пути

 

170

Прочие оборотные активы

1260

1460

2757

88,83

Итого по разделу II

1290

14344

22332

55,69

БАЛАНС

1600

14344

22563

 

ПАССИВ

     

3923

0,59

III. КАПИТАЛ И  РЕЗЕРВЫ

     

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

1310

3900

Собственные акции, выкупленные  у акционеров

1320

-

-

-

Переоценка внеоборотных активов

1340

-

-

-

Добавочный капитал (без  переоценки)

1350

-

-

-

Резервный капитал

1360

-

-

-

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

1370

6

6

0

Итого по разделу III

1300

3906

3929

0.59

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ  ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

     

-

-

Заемные средства

1410

-

Отложенные налоговые  обязательства

1420

-

-

-

Оценочные обязательства

1430

-

-

-

Прочие обязательства

1450

-

-

-

Итого по разделу IV

1400

-

-

-

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ  ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства

1510

   

3949

57,21

2512

Кредиторская задолженность

1520

7194

14373

99,8

Доходы будущих периодов

1530

732

313

-57,24

Оценочные обязательства

1540

-

-

-

Прочие обязательства

1550

-

-

-

Итого по разделу V

1500

10438

18634

78,52

БАЛАНС

1700

14344

22563

 

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности