Анализ финансовой устойчивости коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 13:16, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является анализ управления финансовым состоянием банка. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. дана характеристика теоретических основ анализа финансового состояния банка и особенностей управления им;
2. раскрыты функции и механизм финансового анализа банка;
3. рассмотрены системы и методы анализа финансового состояния банка;
4. разработаны предложения по повышению эффективности финансовой деятельности коммерческого банка.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические аспекты финансового анализа коммерческого банка
1.1 Понятие и роль оценки финансовой устойчивости в коммерческом банке
1.2 ВИДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
1.3 Требования Центрального Банка в финансовом анализе коммерческого банка
2. Методы анализа финансовой устойчивости в коммерческих банках
2.1 Методы анализа финансовой устойчивости в коммерческих банках
2.2 Принципы анализа финансовой устойчивости
2.3 Тенденции современного анализа финансовой устойчивости в коммерческих банках
3. Анализ финансовой устойчивости ОАО «УРАЛЬСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ» и направления его совершенствования
3.1 Экономическая характеристика банка
3.2 Проведение финансового анализа банка
3.3 Направления совершенствования финансового состояния банка
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

диплом .doc

— 515.00 Кб (Скачать файл)

     Представленные  в указанных материалах подходы  позволяют оценить финансовое положение  потенциального заемщика путем анализа  его финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности и эффективности деятельности. Оценка финансового положения производится на основе анализа абсолютных и относительных показателей, осуществляемого по следующим направлениям:

     1) анализ финансовой устойчивости – коэффициента финансовой независимости; коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами;

     2) анализ платежеспособности –  коэффициент покрытия; степень платежеспособности;

     3) анализ деловой активности и  эффективности деятельности – коэффициент оборачиваемости оборотных средств; коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности; рентабельность продаж; рентабельность собственного капитала.

     Анализ  финансовых коэффициентов обычно добавляется  анализом денежного потока – сопоставлением притока и оттока средств у заемщика за период времени, соответствующий сроку кредита. Элементами денежного потока являются денежные суммы, образующие доходы и расходы компании, а также характеризующие структуру ее активов и пассивов. Разница между притоком и оттоком средств определяет общую величину денежного потока. Если при анализе последнего за ряд лет показал рост положительного значения этой разницы, то можно говорить о финансовой устойчивости и кредитоспособности компании. Колебание величины разницы позволяет говорить об изменчивости финансового положения компании, а ее кредитоспособность следует отнести к более низкому классу.

     В целом данные анализа коэффициентов  и денежного потока позволяют  дать обобщенную качественную оценку кредитоспособности заемщика, которая оформляется в виде установления класса или рейтинга кредитоспособности.

     В самом общем виде можно представить  следующую классификацию заемщиков, отражающую их дифференциацию по уровню кредитоспособности:

     – первый класс – заемщики с устойчивым финансовым положением. Они получают кредиты на самых льготных условиях;

     – второй класс – заемщики с достаточно стабильным положением. Они могут получить кредиты на общих условиях по повышенной ставке процента;

     – третий класс – заемщики с неустойчивым финансовым положением. Их кредитование имеет высокий риск. Кредиты предоставляются с учетом премии за риск;

     – четвертый класс – заемщики не могут быть признаны кредитоспособными, им кредиты не предоставляются.

     Приведенная классификация, а также, ее многочисленные модификации, использующие более сложные методы определения класса или рейтинга заемщиков, в настоящее время широко применяются в банковской практике.

     Подводя итог сказанному, хотелось бы еще раз  подчеркнуть, что все приведенные  методики носят формализированный характер, так что при оценке возможности кредитоспособности заемщика огромную роль играет профессионализм служащих банка. Кредитный инспектор как сотрудник, несущий непосредственную ответственность за работу с конкретным заемщиком, должен быть уверен в том, что клиент сознает моральную ответственность за полное и своевременное погашение кредита. Кредитный инспектор должен удостовериться в том, что клиент точно указал, на что будут использоваться полученные средства, а также оценить, насколько указанная цель согласуется с кредитной политикой банка и существует ли у заемщика искреннее желание выплатить кредит. Опытные кредитные инспектора советуют более молодым коллегам не жалеть времени и лично посетить каждого заемщика, поскольку в беседах зачастую можно оценить характер и искренность заемщика, – это напрямую определяет степень вероятности погашения кредита. На основе подобных фактов делается вывод о наличии или отсутствии у клиента навыков управления денежными средствами.

     Основными направлениями политики продажи банковских продуктов и услуг будут:

     1. Обеспечение потребностей массовой  клиентуры в сбережении, накоплении  и заимствовании средств, проведении  расчетов, ведении бизнеса. Предоставление  стандартного набора конкурентоспособных  продуктов и услуг, предназначенных для различных региональных, отраслевых и социальных групп клиентов.

     Повышение эффективности продаж массовых услуг  и продуктов предполагает:

     – стандартизацию и унификацию предлагаемых продуктов, включая комплекс организационных, информационных, финансовых и юридических процедур, объединенных единой технологией обслуживания клиента, в целях снижения трудозатрат и повышения качества обслуживания;

     – управление продуктовым рядом, включая выделение перечня базовых услуг и продуктов универсального банка и замещение неэффективных продуктов и услуг, не пользующихся устойчивым спросом;

     – проведение стандартной тарифной политики массовых продаж банковских продуктов и услуг.

     2. Создание системы индивидуального  обслуживания клиентов, включающей  полный спектр банковских продуктов и услуг, отвечающих международным стандартам.

     Данный  подход предполагает:

     – предложение клиенту специально разработанных индивидуальных схем и технологий, обеспечивающих развитие и оптимизацию бизнеса клиента, страхование его рисков;

     – закрепление за клиентом персональных менеджеров, обладающих необходимым уровнем полномочий, предоставление клиентам технологических и информационных возможностей Банка, широкого спектра консультационных услуг;

     – проведение гибкой тарифной политики индивидуального обслуживания.

     Каждое  из предложенных направлений предполагает высокое качество продуктов и  услуг, их постоянный мониторинг, повышение  уровня сервиса за счет оптимизации  банковских процедур и роста культуры обслуживания, системную разработку новых банковских продуктов и услуг для максимального удовлетворения потребностей клиента.

     Банк  будет стремиться интегрировать  отдельные банковские операции и  предлагать комплексные решения  своим клиентам, позволяющие учитывать  весь спектр индивидуальных потребностей. Стимулирование комплексных продаж пакетов банковских продуктов позволит увеличить объемы комиссионных доходов Банка за счет роста продаж. Снижение стоимости комплексного продукта для клиента по сравнению с розничной ценой на отдельные продукты и услуги будет способствовать интеграции клиента в более тесное многопрофильное сотрудничество с Банком. Эволюция системы продаж будет осуществляться посредством постоянного расширения стандартных пакетов банковских продуктов и услуг массового потребления за счет тиражирования новых продуктов и технологий, разработанных в рамках индивидуального обслуживания, наращивания предложения комплексных пакетов продуктов и услуг.

     Главной задачей Банка в области кредитования является увеличение качественного  и высокодоходного кредитного портфеля на основе минимизации и диверсификации кредитных рисков. Банк продолжит кредитование всех основных групп клиентов: населения, корпоративных клиентов, федеральных структур и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, кредитно-финансовых организаций.

     Многообразие  клиентской базы предопределит сложную  структуру кредитного портфеля Банка  и окажет влияние, прежде всего, на продуктовый  ряд. Нацеленность на комплексность  обслуживания повлечет за собой создание самого широкого спектра услуг, банковских продуктов и инструментов для всех целевых групп потребителей.

     Банк  будет проводить процентную политику, основанную на экономической эффективности  кредитных операций и поддержании  необходимого уровня процентной маржи, учете рыночной конъюнктуры.

     За  счет повышения гибкости условий  кредитования, расширения продуктового ряда, учета индивидуальных потребностей клиента повысится конкурентоспособность  кредитных продуктов Банка. Будет  обеспечена доступность кредитов для  максимального числа платежеспособных заемщиков при эффективной рекламной поддержке. При предоставлении кредита особое внимание будет уделяться консультированию и оказанию дополнительных услуг клиентам Банка.

     По  мере стабилизации экономической ситуации в стране и роста платежеспособного спроса населения планируется увеличить долю кредитов физическим лицам в кредитном портфеле Банка за счет наращивания объемов предоставляемых кредитов и услуг, позволяющих удовлетворить возрастающие потребности населения.

     Рост  кредитного портфеля может и далее происходить за счет увеличения объемов потребительского кредитования на неотложные нужды, а также кредитования на покупку, строительство и реконструкцию жилья. Получит дальнейшее развитие овердрафтное кредитование по карточным счетам клиентов.

     Продвижение новых продуктов и банковских услуг будет осуществляться с  учетом потребностей различных возрастных и социальных групп населения  в кредитах: на образовательные цели; на потребительские цели для молодых  семей; на покупку потребительских товаров и неотложные нужды под заклад золотых слитков и монет из драгоценных металлов; на покупку жилья на финансируемых Банком объектах жилищного строительства; на различные цели работникам финансово-устойчивых предприятий и организаций под корпоративные гарантии.

     Кредитование  является одним из ключевых направлений  деятельности банков, определяющих их судьбу; искусство кредитования – это соблюдение определенных, проверенных практикой правил.

     Программы потребительского кредитования должны играть важную роль в управлении банком и банковскими услугами. Причина этого заключается не только в том, что потребительские кредиты принадлежат к числу самых выгодных видов кредитования, но и в том, что по мере роста своего образовательного ценза клиенты все чаще прибегают к кредитованию для повышения уровня жизни и согласования планов своих расходов с ожидаемым доходом.

     Потребительское кредитование в будущем станет процессом, в большей степени ориентированным  на интересы потребителей, что позволит частным лицам получать более быстрый доступ к кредиту при одновременном сохранении достаточного контроля со стороны банка над заимствованиями клиента.

     В развитых странах кредитование потребителей и выдача ипотечных кредитов относятся к разряду наиболее популярных финансовых услуг, предоставляемых банками. Данные виды кредитов помогают банку диверсифицировать свою клиентскую базу, привлечь депозиты и найти источники доходов, дополняющие и компенсирующие риск по кредитам и депозитам предпринимательских фирм. Многие банки уделяют все большее внимание потребительскому и ипотечному кредитованию с целью избежать или ослабить воздействие экономических циклов, приводящих к периодическому снижению объемов традиционного банковского кредитования предпринимательской деятельности.

     Вместе с тем потребительское и ипотечное кредитование имеет и существенные недостатки. Процент невозвращенных кредитов подобного рода обычно выше, чем по другим видам банковских кредитов. Ключевыми факторами, обусловливающими предоставление качественных потребительских кредитов, выступают порядочность и чувство ответственности заемщика. Банк может оценить их с помощью анализа кредитной истории заемщика, но в нашей стране такого рода информация имеется на очень незначительное число клиентов банка. 

 

      Заключение

 

     Финансовый анализ – метод познания финансового механизма коммерческого банка, процессов формирования и использования финансовых ресурсов для его оперативной и инвестиционной деятельности – является частью общего исследования бизнес-процессов компании и приобрел на сегодня очень важное и вполне самостоятельное значение.

     Современная концепция и содержание финансового  анализа требует учета следующих  факторов:

     1) целевой направленности анализа;

     2) формы собственности и организационно-правовой  формы предприятия;

     3) отношений с системой налогообложения;

     4) стратегии финансово-хозяйственного  развития;

     5) специфических особенностей, корпоративной  или отраслевой принадлежности;

     6) наличие материальной и информационной  базы, квалифицированных кадров  для проведения аналитических исследований.

     Конечная  цель проведения анализа состоит  в выявлении у банка проблем  на возможно более ранних стадиях  их формирования. Результаты анализа  должны использоваться при определении  режима надзора, включая принятие решения  о целесообразности проведения инспекционных проверок банков и определении их тематики, а также характера применяемых к банкам мер надзорного реагирования.

Информация о работе Анализ финансовой устойчивости коммерческого банка