Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 19:55, лекция
Основными задачами анализа прибыли являются:
оценка уровня и динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);
изучение структуры прибыли по видам финансовых результатов;
определение влияния различных факторов на сумму прибыли и уровень рентабельности;
изучение распределения и использования прибыли предприятия;
анализ относительных показателей прибыльности (анализ порога рентабельности);
определение возможных резервов увеличения прибыли и рентабельности, а также путей их мобилизации.
Тема 7: «Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия»
1. Задачи анализа
прибыли и источники
Основными задачами анализа прибыли являются:
Основные источники информации для анализа:
2. Анализ прибыли до налогообложения
Совокупный финансовый результат деятельности предприятия (балансовая прибыль) складывается из следующих групп финансовых результатов:
финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг);
прочих доходов и расходов.
Поэтому анализ прибыли следует начинать с оценки динамики и выполнения плана как по балансовой прибыли в целом, так и по ее составным частям.
Поскольку главную часть балансовой прибыли составляет прибыль от основной деятельности, то ее подвергают особому анализу.
Изменение прибыли от реализации товарной продукции предприятия зависит от многих факторов. Но мы ограничимся лишь наиболее существенными из них (и наиболее упрощенной схемой анализа). Источником информации для такого анализа может служить ф. 2 и данные бухгалтерского учета.
Анализ прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
Показатели |
Пред. год |
Исходя из цен и затрат пред.года на факт.реал.пр. |
Отчет.год |
1. Выручка от реализации продукции (без налогов) |
100 |
120 |
150 |
2. Затраты на производство реализованной продукции |
80 |
110 |
105 |
3. Результат от реализации (прибыль «+», убыток «-») |
20 |
10 |
45 |
Средняя колонка может быть получена расчетным путем
В нашем примере прибыль от реализации по сравнению с прошлым годом увеличилась на 25 тыс. руб. (45 - 20). Определим:
1) влияние изменений отпускных
цен на продукцию = выручка от
реализации в действующих ценах
- реализация продукции
2) влияние изменения объема
реализации = базисная (прошлогодняя) прибыль
х темп прироста объема
темп роста = 120 \ 100 х 100% = 120%
3) влияние изменения
4) влияние сдвигов в
структуре реализованной
Далее анализируют состав, динамику прочих доходов и расходов.
Особого внимания требуют прочие финансовые результаты.
Прочие финансовые результаты как правило не планируются, кроме налоговых платежей, т.к. они обычно связаны либо с воздействием каких-либо внешних объективных факторов (стихийные бедствия, конъюнктура рынка, банкротство партнера, внешнеполитическая ситуация и т.п.), либо с недостатками и нарушениями в работе предприятий. Здесь особо стоят лишь такие финансовые результаты, как доходы полученные от долевого участия в других предприятиях, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, доходы от сдачи имущества в аренду и от подобных операций, результаты которых определяются обоснованностью принимаемых решений, умением работать на рынке и тому подобными вещами, которые можно определить как "мастерство бизнесмена".
При анализе определяют удельный вес статей в сумме балансовой прибыли, изучается влияние на выполнение плана по финансовым результатам. Анализируют данные о прочих финансовых результатах в динамике, в сравнении с другими предприятиями.
Особое внимание следует обращать на причины образования прочих убытков.
3. Анализ рентабельности
Для характеристики эффективности работы предприятия большое значение имеют показатели рентабельности. В практике экономического анализа обычно применяют три группы показателей рентабельности:
рентабельность продукции;
рентабельность предприятия;
рентабельность капитала (инвестиций).
Рентабельность продукции исчисляется для всей реализованной продукции, произведенной товарной продукции или для отдельных изделий. Уровень рентабельности может быть определен в двух вариантах: как отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к выручке от реализации (без налогов) или к себестоимости этой продукции. Сравнительный анализ подобных показателей позволяет оценивать эффективность производственной деятельности, выбрать наиболее выгодные направления деловой активности, рационально изменять структуру ассортимента, определять наиболее привлекательные объекты для инвестирования.
Разумеется в ходе анализа необходимо выделять влияние факторов, определивших изменения рентабельности.
Но хозяйственная деятельность не сводиться к выпуску продукции и реализации продукции, поэтому для обобщающей оценки эффективности использования вложенных в предприятие средств важное значение имеют показатели рентабельности предприятия:
отношение балансовой прибыли к средней стоимости всех активов баланса. Для оценки эффективности работы предприятия в условиях реально действующей системы налогообложения в указанных расчетах вместо балансовой прибыли следует использовать показатель чистой прибыли (за вычетом налогов и других обязательных платежей).
В обобщенном виде показатель рентабельности предприятия может быть представлен в виде формулы:
Р = П\ Ф.,
где П - прибыль;
Ф - активы (фонды) предприятия.
Рентабельность капитала анализируют по следующему показателю:
Чистая прибыль (стр140 - стр150 ф.2)
Рентабельность СК = ______________________________
среднегодовая величина
Чем выше уровень этого показателя и чем стабильней тенденция его роста, тем более привлекательно для инвестирования данное предприятие.
При анализе представляет также интерес сопоставление уровня рентабельности собственного капитала с темпами инфляции и действующей ставкой процента по депозитным вкладам в банк.
Рентабельность собственного капитала может быть представлена и в виде широко известной в международной практике формулы Дюпона:
Рентабельность прибыль реализации баланса
собственного = ________ * ___________ * __________
капитала объем активы капитал и
= рентабельность фондоотдача или "финансовый
продукции * К оборачиваемости * леверидж"
всех активов баланса
«Финансовый леверидж» - возможности предприятия приобретать имущество при ограниченных размерах собственного капитала за счет заемных и привлеченных средств.
Используя такую формулу в ходе анализа можно определить воздействие на рентабельность собственного капитала изменений каждого из указанных показателей.
Подсчетом резервов увеличения прибыли и рентабельности завершают анализ финансовых результатов. Определение таких резервов должно основываться на предварительно проведенном анализе не только прибыли но и производственной программы, использования ресурсов и себестоимости продукции, поскольку резервы роста прибыли во многом зависят от роста объемов производства и рентабельности продукции, снижения себестоимости продукции, недопущения убытков и т.п.
Тема 8: «Анализ финансового состояния предприятия»
1. Задачи анализа и источники информации.
Основными задачами анализа финансового состояния являются:
Внешний анализ финансового состояния опирается в основном на официальную финансовую отчетность, которая включает в себя:
бухгалтерский баланс (форма № 1);
отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
отчет о движении капитала (форма № 3);
отчет о движении денежных средств (форма № 4);
приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
отчет о целевом
использовании полученных
пояснительная записка;
итоговая часть аудиторского заключения (для предприятий с обязательными аудиторскими проверками).
Разумеется, при проведении углубленного внутреннего анализа кроме отчетности надо использовать и другие источники информации:
Но главным источником информации для анализа финансового состояния является все же отчетность, и в первую очередь - бухгалтерский баланс.
2. Общая оценка
финансового состояния
Обычно оценку финансового состояния предприятия начинают с общей характеристики средств предприятия и источников их образования, показываемых в бухгалтерском балансе. При этом проводят так называемый вертикальный и горизонтальный анализ.
Вертикальный анализ предполагает изучение соотношения разделов и статей баланса, т. е. их структуры. А горизонтальный анализ направлен на сопоставление аналогичных показателей баланса, числящихся на различные даты, т. е. изучение изменений этих показателей в динамике, или на сравнительный анализ в сопоставлении с данными других предприятий.
При анализе структуры актива баланса выделяют мобильные оборотные активы, отражаемые по разделу 2 актива и внеоборотные «иммобилизованные» средства, показываемые в 1 разделе баланса. Оборотные активы наиболее активно участвуют в хозяйственных процессах и в конце своего оборота приносят предприятию выручку от реализации и прибыль. Поэтому повышение удельного веса оборотных активов (особенно их самой мобильной части - денежных средств) с финансовой точки зрения положительно характеризует сдвиги в структуре средств и определяет тенденцию к ускорению их оборачиваемости.
Информация о работе Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия