Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:46, дипломная работа
Целью данной работы является применение теории и практики для анализа и диагностики результатов операционной деятельности предприятия.
Задачи данной работы:
1) рассмотреть теоретические вопросы анализа и диагностики, основные понятия, цели и принципы в условиях антикризисного управления предприятия;
2) изучить методику анализа и диагностики в оценке эффективности операционной деятельности предприятия;
3) провести анализ операционной деятельности предприятия.
ВведениЕ……………………………………………………………………...3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ
В ОЦЕНКе ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В АНТИКРИЗИСТНОМ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ…………….....5
1.1. Анализ и диагностика, основные понятия, цели и принципы…………...5
1.2. Законодательно-нормативная база анализа и диагностики…………….16
1.3.Особенности анализа и диагностики в антикризисном управлении
предприятием…………………………………………………………………...22
Выводы………………………………………………………………………….28
2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ В ОЦЕНКЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………....30
2.1. Характеристика объекта исследования…………………………………..30
2.2. Традиционные методы анализа и диагностики………………………….46
2.3. Методы анализа и диагностики в оценке эффективности операционной
деятельности……………………………………………………………………56
Выводы………………………………………………………………………….65
3. АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере
МУП «Ивгортеплоэнерго»)…………………………………………………....67
3.1. Анализ и диагностика на основе традиционных методов
МУП «Ивгортеплоэнерго»…………………………………………………….67
3.2. Анализ и диагностика в оценке эффективности операционной
деятельности……………………………………………………………………77
Выводы………………………………………………………………………….82
4. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА………………….....85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………95
Библиографический список……………………………………….....99
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..102
В практике существует несколько основных видов анализа, главными из которых являются: инвестиционный, финансовый и операционный анализ.
Финансовый анализ в системе управления финансами предприятия
в наиболее общем виде представляет собой
способ накопления, трансформации и использования
информации финансового характера, имеющий целью:
- оценить текущее и перспективное имущественное
и финансовое состояние предприятия;
- оценить возможные и целесообразные
темпы развития предприятия с позиции их финансового
- выявить доступные источники средств
и оценить возможность и целесообразность их
- спрогнозировать положение предприятия
на рынке капитала.
В процессе управления прибылью предприятия главная роль отводиться формированию прибыли по операционной деятельности.
Операционная деятельность – это основной вид деятельности предприятия, с целью осуществления которой оно создано.
Характер операционной
деятельности предприятия определяется, прежде всего, спецификой
отрасли экономики, к которой оно принадлежит.
Основу операционной деятельности большинства
предприятий составляет производственно
– коммерческая или торговая деятельность,
которая дополняется осуществляемой ими
инвестиционной и финансовой деятельностью.
Вместе с тем, инвестиционная деятельность
является основной для инвестиционных
компаний, инвестиционных фондов и других
инвестиционных институтов, а финансовая
деятельность является основной для банков
и других финансовых институтов. Но характер
деятельности таких финансово-инвестиционных
институтов в силу ее специфики требует
особого рассмотрения.
Операционная
деятельность предприятия характеризуется
следующими основными особенностями,
определяющими характер формирования
прибыли:
1. Она является
главным компонентом всей хозяйственной
деятельности предприятия, основной целью
2. Операционная
деятельность носит приоритетный характер
по отношению к инвестиционной, финансовой
и другим видам деятельности.
Поэтому развитие любых иных видов деятельности
не должно вступать в противоречие с развитием
операционной деятельности, а только поддерживать
ее. Соответственно и прибыль от инвестиционной,
финансовой и других видов деятельности
не должна формироваться в ущерб формированию прибыли от
3. Интенсивность
развития операционной деятельности является
основным параметром оценки отдельных
стадий жизненного цикла предприятия.
Соответственно возможности формирования
операционной прибыли на разных стадиях
жизненного цикла предприятия определяют
цели и задачи не только политики управления
прибылью, но и направленность общей стратегии развития
4. Хозяйственные
операции, входящие в состав операционной
деятельности предприятия,
5. Операционная
деятельность предприятия ориентирована
в основном на товарный рынок, в то время
как финансовая и инвестиционная его деятельность
осуществляются преимущественно на финансовом
рынке. При этом операционная деятельность
связана с различными видами и сегментами
товарного рынка, определяемыми спецификой
используемого сырья и материалов, составом
используемого оборудования, характером
готовой продукции. Соответственно и условия
формирования операционной прибыли в
значительной степени связаны с состоянием
конъюнктуры соответствующих видов и
6. Осуществление
операционной деятельности связано с
капиталом, уже инвестированным в нее,
в то время как предстоящее инвестирование
капитала является предметом инвестиционной
и финансовой деятельности предприятия.
Инвестированный в операционную деятельность
капитал принимает форму операционных
активов предприятия. От состава этих
активов, их сбалансированности, скорости
обращения и других характеристик в значительной
мере зависит способность предприятия
генерировать операционную прибыль. Поэтому
один из важных факторов успешного формирования
операционной прибыли является
7. В процессе
операционной деятельности потребляется
значительный объем живого труда, в отличие
от инвестиционной и финансовой деятельности,
где затраты этого труда несущественны. Соответственно
и способность предприятия генерировать
операционную прибыль в значительной
степени зависит от достаточности используемых
трудовых ресурсов, профессионального
и квалификационного состава персонала
и т. п. Использование живого труда в значительной
мере предопределяет специфику операционных
затрат, связанных со стимулированием
персонала, обеспечением надлежащих условий
труда, формированием особых видов налоговых
платежей предприятия и т.п., что отражается
и на условиях формирования операционной его
8. Операционной
деятельности присущи, наряду с общими,
и специфические виды рисков, объединяемые
понятием операционный риск.
Поэтому уровень операционной прибыли,
получаемый предприятием при различных
альтернативных вариантах хозяйствования,
должен в первую очередь соотноситься
с уровнем операционного риска.
Рассмотренные особенности формирования
операционной прибыли связанные со спецификой
осуществления операционной деятельности
предприятия, требуют всестороннего учета
в процессе управления ею.
Операционная деятельность предприятия
состоит из ряда последовательно осуществляемых
этапов, характер которых определяется
отраслевыми особенностями. Рассматривая
особенность осуществления операционной
деятельности предприятий основных отраслей
деятельности, следует выявить их роль
в формировании операционной прибыли.
Как на предприятиях промышленности, так
и на предприятиях торговли первые два
этапа осуществления операционной деятельности
связаны исключительно с формированием
затрат. Это предопределяет и формирование
конкретных типов центров ответственности
предприятия в процессе осуществления
операционной деятельности:
- на базе структурных
подразделений, осуществляющих
- на базе структурных
подразделений, осуществляющих заключительный
этап операционной деятельности, должны
формироваться в основном центры дохода
(хотя отдельные из таких подразделений,
например, отдел рекламы или отдел изучения
спроса, могут служить базой формирования центров затрат)
- на базе структурных
подразделений, осуществляющих все три
этапа операционной деятельности, должны
формироваться центры прибыли.
В процессе всех трех этапов операционной
деятельности предприятие расходует различные
виды ресурсов.
Эти ресурсы принято
подразделять на следующие четыре группы:
1) материальные ресурсы;
2) нематериальные ресурсы;
3) трудовые ресурсы;
4) финансовые ресурсы.
Хотя все
виды ресурсов принимают участие в различных
видах операционной деятельности – снабженческой,
производственной и сбытовой, пропорции
и объемы их использования в разрезе каждого
из видов существенно изменяются. Это предопределяет
особую структуру затрат каждого типа
центров ответственности, формируемых
1.2. Законодательно-нормативная база анализа и диагностики
Начало законодательно-нормативной базе в условиях рыночной экономики положено «Методическими рекомендациями по реформе предприятий» № 118 от 01.10.1997.
Методические рекомендации включают следующие разделы:
I. Типовая (примерная) программа реформы предприятия;
II. Методические рекомендации по разработке снабженческо-сбытовой политики предприятия;
III. Методические рекомендации по разработке ценовой политики предприятия;
IV. Методические рекомендации
по разработке финансовой
V. Методические рекомендации по разработке инвестиционной политики предприятия;
VI. Методические рекомендации по разработке кадровой политики предприятия.
Целью реформы предприятия является обеспечение успешной работы предприятия в условиях рыночной экономики. Эта цель может быть достигнута путем реструктуризации предприятия, заключающейся в осуществлении комплекса мероприятий по приведению условий функционирования предприятия в соответствие с выработанной стратегией его развития: улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово - экономических результатов деятельности.
Задачами реформы предприятия являются:
защита прав участников (учредителей);
четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);
обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
создание системы хозяйственно - договорной деятельности, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств предприятия;
достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;
создание эффективного механизма управления предприятием;
использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.
совершенствование и усиление эффективности выполнения всего круга функций по снабжению и сбыту путем перехода предприятия к общепринятым в мировой практике принципам экономических отношений в условиях рыночной экономики. Рекомендации предусматривают ориентацию предприятия на выявление и укрепление его положения на рынке, на последовательное выполнение функций управления процессом предпринимательской деятельности и всемерное использование современных методов хозяйствования и средств управления.
Методические рекомендации по разработке ценовой политики предприятия предусматривают ориентацию предприятия на выявление и укрепление его положения на рынке, на последовательное выполнение функций управления процессом коммерческой деятельности и всемерное использование современных методов хозяйствования и средств управления; повысить профессиональный уровень работников структурных подразделений предприятия, связанных с вопросами управления ценами на производимую им продукцию;
Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия предназначены для практического использования директорами, руководителями финансово экономических служб, главными бухгалтерами предприятий, осуществляющими коммерческую деятельность или занятыми в сфере производства продукции (работ, услуг), и не учитывает специфики деятельности банков, инвестиционных фондов и других финансовых институтов.
Реальная дифференциация предприятий по видам и масштабам деятельности, организационно-правовым формам, условиям функционирования порождает огромное разнообразие организационных структур управления ими. При этом блок финансово-экономических и учетно-отчетных работ на предприятии может выполнять как небольшой отдел, так и сложный комплекс структурных подразделений, включающий управления, отделы, бюро, группы и т.п. Все возможные формы организации управления сегодня не могут быть строго формализованы, однако, совокупность основных управленческих функций, осуществляемых аппаратом управления, остается неизменной при всем разнообразии организационных решений.
Целью разработки финансовой
политики предприятия является
построение эффективной системы управления
финансами, направленной
Указанные цели индивидуальны
для каждого хозяйствующего
Однако все эти аспекты деятельности предприятия, отраженные в финансовом, налоговом и управленческом типах учета, поддаются управлению с помощью методов, наработанных мировой практикой, совокупность которых и составляет систему управления финансами [1].
На предприятии для целей бухгалтерского и налогового учета используется положения по учетной политики.
Бухгалтерский учет на предприятии
осуществляется бухгалтерией -
структурным подразделением МП «Ивгортеплоэнерго»,
возглавляемым главным бухгалтером.
Организация бухгалтерского учета на предприятии включает:
а) Приказ Минфина РФ «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» № 34н от 29 июля 1998 г.;
б) бухгалтерский учет способом двойной записи с применением рабочего плана счетов, утвержденного приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000 г.;
в) регистры бухгалтерского учета составлять ежемесячно и подписывать лицами, в обязанности которых входит составление регистров в соответствии с их должностными инструкциями. Указанные лица несут ответственность за правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета;
г) формирование бухгалтерской отчетности осуществляется согласно Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ-4/99 № 43н от 06 июля 1999 г.;
д) начисление заработной платы и премий согласно Положению об оплате труда, утвержденным коллективным договором. Изменения по учету труда и заработной платы могут вноситься в соответствии с изменениями ставки первого разряда согласно отраслевому тарифному соглашению и вводятся в действие по соглашению сторон при условии финансовых возможностей предприятия;
е) списание просроченной дебиторской и кредиторской задолженности в соответствии с действующим законодательством и на основании распоряжения директора.
Учет объектов основных средств, используемых на предприятии, ведется согласно ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России № 26н от 30.03.2001г.
Для определения рыночной
стоимости объектов основных средств,
полученных через городской комитет по
управлению имуществом в качестве бесхозных, руководствуются
Учет затрат ведется по подразделениям. Затраты, включаемые в себестоимость, делятся на прямые, собираемые по дебету:
- счета 20 «Основное производство» с субсчетами: 20.1 «Основное производство СЭК» и 20.2 «Основное производство Тепловые сети»;
- счета 26.0 - «Общехозяйственные расходы».
Затраты на ремонт основных средств включаются в себестоимость отчетного периода, в котором были произведены ремонтные работы (п. 27 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. 5,7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Учет расходов будущих периодов - сч. 97: