Анализ и управление объемом производства и продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Производственная организация - это пространственно-временная структура производственных факторов, обеспечивающая их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства (средств производства и живого труда). Ориентиры для деятельности любой организации задают ее планы: план производства и продаж производимых товаров, план развития и т.д. Производственная программа - это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития организации (предприятия).

Содержание работы

Глава 1. Анализ объема производства и продаж
1.1 Цели и задачи анализа производства и продаж товаров
1.2 Порядок анализа объемов производства и продаж
Глава 2. Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ
2.1 Ассортиментная политика и планирование ассортимента
2.2 Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту выпускаемых товаров
2.3 Анализ влияния структуры и структурных сдвигов на производство товаров
Глава 3. Анализ обновления продукции и ее качества
3.1 Критерии оценки новых товаров
3.2 Анализ показателей качества товара
Глава 4. Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров
4.1 Анализ ритмичности производства
4.2 Анализ факторов увеличения объема продаж и выполнения договорных обязательств
4.3 Анализ сбыта товаров

Файлы: 1 файл

анализ и управления объем производства.docx

— 112.05 Кб (Скачать файл)

Для исследования влияния  структурных сдвигов  на экономические  показатели используются методы факторного анализа. Исходные данные для  расчетов представлены в таблице 5.7.

Таблица 5.7

Исходные  данные для анализа  структурных сдвигов

 
Вид

това-

ра

Оптовая цена

за единицу  товара

в плановых ценах, руб.

Выпуск

товаров,

шт.

Структура выпуска, % Изме-

нение струк-

туры, %

Темп

роста выпуска

Объем

производства

товаров, тыс.руб.

 
    план факт план факт     план факт  
А 10602 31807 32155 78,46 74,38 -4,08 101,09 337218 433600  
Б 50280 2266 2711 5,59 6,27 +0,68 119,64 113934 131374  
В 17086 2294 3317 5,66 7,67 +2,01 144,59 39195 51325  
Г 55729 1062 1176 2,62 2,72 +0,1 110,73 59184 73362  
Д 6315 2739 3530 6,76 8,17 +1,41 128,88 17297 22609  
Е 15765 370 341 0,91 0,79 -0,12 92,16 5833 5146  
Итого:   40538 43230 1 1   106,64 572661 717416  
                     

Метод прямого счета по всем изделиям позволяет определить влияние изменения удельного веса каждого изделия на объем выпуска товаров в плановом и текущем периодах.

Влияние структурных сдвигов  на объем выпуска  товаров определяется как разность между  условным объемом  производства товаров  при фактическом  выпуске, фактической  структуре и плановой цене (V2и условным объемом производства товаров при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене (V1):

 

,

( 5.8)

,

или

где ?Vстр- изменения объема производства товаров за счет изменения структуры;

Qф - общий объем выпуска всех товаров в текущем периоде, шт.;

Уiпл Уiф- удельный вес i-ого вида товара в общем объеме выпуска в плановом и текущем периодах соответственно;

Рiпл- цена i-ого вида товара в плановом периоде,

В таблице 5.8 представлены результаты расчета  и анализа влияния  структурных сдвигов  на объем производства.

Таблица 5.8

Расчет  и анализ влияния  структурных сдвигов  на объем производства методом прямого  счета по всем изделиям

 
Вид

товара 

Оптовая

цена за единицу  товара в плано-

вых ценах,

руб.,

Рiпл

Выпуск товаров, шт. Удельный вес  товара

в общем

выпуске

Плано-

вый

объем произ-

водства товаров, тыс.руб. QiплРiпл

Условный объем  производства товаров при фактическом  выпуске, тыс.руб. Изменение объема производства,

тыс.руб.

 
    план

Qiпл

факт

Qiф

план Уiпл факт Уiф   и плановой струк-

туре

QфУiплРiпл

и факти-

ческой струк-

туре

QфУiфРiпл

   
А 10602 31807 32155 0,7846 0,7438 337218 359601 340902 -18700  
Б 50280 2266 2711 0,0559 0,0627 113934 121504 136285 14781  
В 17086 2294 3317 0,0566 0,0767 39195 41806 56653 14846  
Г 55729 1062 1176 0,0262 0,0272 59184 63120 65529 2409  
Д 6315 2739 3530 0,0676 0,0817 17297 18455 22304 3849  
Е 15765 370 341 0,0091 0,0079 5833 6202 5384 -818  
Итого:   40538

(Qпл)

43230

(Qф)

1 1 572661

(Vпл)

610689

(V1)

627057

(V2)

16368

(?Vстр)

 
                     

Из  таблицы 5.8. следует, что разница между  условным фактическим  объемом производства при фактическом  итоговом выпуске  по плановым ценам  при плановой структуре  и при фактической  структуре существенна, и это вызвано  отличием структуры  выпуска товаров  в плановом и отчетном периодах. Данный структурный сдвиг вызывает изменение фактического условного объема производства товаров на 16368 тыс.руб.

Полученные  данные позволяют  также оценить  отклонение условного  объема производства при фактическом  выпуске, плановой цене и плановой структуре  от планового объема производства.

?V= V-Vпл , (5.9)

?V=610689 - 572662 = 38027 тыс.руб.

При учете влияния  двух факторов на объем  производства, изменения  объема производства будут выражаться следующим образом:

?V=?Vстр + ?V1(5.10)

?V16368 + 38027 = 54395 тыс.руб.

Для общего объема производства:

?V627057 - 572662 =54395 тыс.руб.

Метод прямого счета по всем изделиям и по проценту выполнения плана учитывает влияние структурного сдвига, рассчитанного с учетом отношения фактического выпуска товаров к плановому.

 

,

( 5.11)

,

где - отношение фактического выпуска к плановому, в нашем случае:

?В=43230/40538 = 1,0664.

Результаты  расчета влияния  структурных сдвигов  данным методом приведены  в таблице 5.9.

Таблица 5.9

Расчет  и анализ влияния  структурных сдвигов  на объем производства

методом прямого счета  по всем изделиям и  по проценту

 
Вид

товара 

Оптовая

цена товара

в плановом периоде,

руб.,

Рiпл

Выпуск товаров, шт. Условный объем  производства товаров при плановой цене, тыс.руб. Изменение

объема

производ-

ства

тыс.руб.

 
    план

Qiпл

Факт

Qiф

и при факти-

ческом выпуске

QiфРiпл

при плановом выпуске  и учете отношенияфактического выпуска к плановому

Qiпл?ВРпл

   
А 10602 31807 32155 340907 359633 -18726  
Б 50280 2266 2711 136309 121508 14801  
В 17086 2294 3317 56674 41801 14874  
Г 55729 1062 1176 65537 63118 2419  
Д 6315 2739 3530 22292 18447 3845  
Е 15765 370 341 5376 6221 -845  
Итого:   40538 43230

(Qф)

627096

(V2)

610728

(V1)

16368

(?Vстр)

 
               

В соответствии с таблицей 5.9, влияние структурного сдвига на объем производства, рассчитанного данным метолом, составляет, как и в случае расчета методом  прямого счета (Таблица 5.8), составляет 16368 тыс.руб.

Метод средних цен основан на определении средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и умножении разницы полученных величин на фактический выпуск товаров:

(5.12)

или :

Определение изменения средней  цены приводится в  таблице 5.10.

Таблица 5.10

Расчет  изменения средней  цены единицы товара

за  счет изменения структуры  выпуска

 
Вид

товара 

Оптовая

цена товара

в плановом

периоде,

руб.,

Рiпл

Структура выпуска  товаров, % Изменение

средней цены

за счет

структуры,

руб.

 
    план факт +,-    
А 10602 78,46 74,38 -4,08 -43,26  
Б 50280 5,59 6,27 +0,68 34,19  
В 17086 5,66 7,67 +2,01 34,34  
Г 55729 2,62 2,72 +0,1 5,57  
Д 6315 6,76 8,17 +1,41 8,90  
Е 15765 0,91 0,79 -0,12 -1,89  
Итого:         37,86  
             

Итак, за счет структурных  сдвигов в объеме выпуска товаров, средняя цена единицы  товара возросла на 37,86 руб. Изменение объема выпуска товаров  за счет структурных  сдвигов определяется как произведение изменения средней  цены на фактический  выпуск товаров в  отчетном периоде:

?Vстр = 37,86 * 43230 : 1000 = 16368 тыс.руб.

В результате использования  трех методов расчета  были получены одинаковые результаты по каждому  из них, т.е. структурные  сдвиги в выпуске  товаров увеличили  объем производства на 16368 тыс.руб.

Проведенный анализ влияния изменения структуры выпуска товаров на объем производства продукции и среднюю цену единицы продукции показывает важность обоснованности планирования структуры товаров и выполнения принятых планов.

Глава 3. Анализ обновления продукции и ее качества

3.1 Критерии оценки  новых товаров

При принятии решения  о производстве нового вида товаров, перед  организацией стоит  задача повышения  конкурентоспособности  этих товаров. Конкурентоспособность  должна тщательно  прорабатываться  на стадии планирования товаров, быть опережающей  и долговременной.

Под конкурентоспособностью понимается не только характеристика самого товара, но и упаковки, послепродажных услуг, рекламы, консультаций для клиентов, особенностей поставки, услуг по складированию и  др.

Для организаций разработана  система критериев  для оценки ситуации при разработке и  выводе на рынок новых  товаров (Таблицы 5.11 - 5.14).

Таблица 5.11

Рыночные  критерии

 
Оценка  
Выше  среднего Среднее Ниже  среднего  
1. Потребность в  товаре      
Товар будет удовлетворять потребность, которая в настоящее время  не удовлетворяется: товар в значительной степени обновлен по сравнению с  существующими видами. Товар улучшен  лишь по второстепенным характеристикам, которые, однако, имеют значение для  достаточно широкого круга потребителей. Товар мало отличается от того, что предлагает рынок, и  удовлетворяет потребность не лучше, чем ранее.  
2. Степень конкурентоспособности  товара      
Нет сильных, имеющих прочные позиции конкурентов. Уровень рекламных расходов низок  по сравнению с уровнем продаж. Низкая себестоимость нововведения. Конкуренты не располагают благоприятными возможностями для принятия быстрых  контрмер против нового товара. Конкуренты  имеют прочные позиции, но для  получения умеренных доходов  потребуются умеренные расходы. Себестоимость нововведения не слишком  высока. На рынке  доминируют несколько одинаково  сильных конкурентов. Крайне высокий  уровень рекламы и сбытовых расходов по сравнению с уровнем продаж. Стоимость разработки товара, аналогичного по качеству товарам конкурентов, является слишком высокой. Конкуренты способны принять быстрые и эффективные  меры против нового или традиционного  товара организации.  
3.Реклама      
Уникальные  свойства товара представляют хорошие возможности для проведения эффективной рекламы, стимулирования спроса и демонстрации товара. По своим  свойствам товар не превосходит  конкурирующие товары, но организация  владеет методами рекламы и стимулирования спроса лучше, чем конкуренты. Постановка  рекламной работы в организации  находится на значительно более  низком уровне, чем у основных конкурентов.  
4.Степень  стабильности рынка      
Общие экономические факторы слабо  влияют на состояние рынка или  не отражаются на нем совсем. Рынок  не подвержен сезонным колебаниям. Можно предполагать, что спрос  на товар будет иметь постоянный характер. В течение ряда лет ожидается  норма прибыли выше средней. Объем сбыта  находится в умеренной зависимости  от общеэкономических изменений  и сезонных колебаний спроса. Товар  будет пользоваться спросом достаточно долго, для того чтобы оправдать  произведенные капиталовложения и  получать некоторую прибыль в  течение ряда лет. Объем сбыта  находится в сильной зависимости  от общеэкономических изменений. Значительные сезонные колебания в объеме продаж, возможно связанные с последующим  увольнением персонала и потерей  товарных запасов. Неизвестно, удастся  ли возместить произведенные капиталовложения. Получение прибыли весьма сомнительно.  
5. Перспективы развития  рынка      
Однородный  общенациональный рынок, имеющий значительные перспективы развития с охватом  разнообразных слоев потребителей. Рынок более  или менее стабилен, можно ожидать  лишь умеренного его расширения, причем только в отдельных регионах или  среди ограниченного круга потребителей. Рынок сужается или же может сузиться. Рынок является небольшим и узко специализированным с крайне ограниченным и сокращающимся числом потребителей.  
       

Информация о работе Анализ и управление объемом производства и продаж