Анализ изменения спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что ключевыми элементами рыночной экономики являются цены и ценообразование, ценовая политика предприятия, и понимание механизма образования этих явлений является приоритетным направлением в современной экономической науке. Целью курсовой работы является углубление представлений о рыночном механизме ценообразования и характеристике различных рыночных структур, сформировавшихся и формирующихся в функционирующей экономике России. Современная экономическая теория подразделяет экономику на две основные области: микро экономику и макроэкономику.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Анализ изменений спроса и предложение……………………………….…..5
2. Анализ эластичности спроса по показателю общей выручки……………..16
3. Анализ рыночного положения чисто конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах……………………………………..20
4. Анализ рыночного положения и максимизации прибыли монополистом в обычных условиях и ценовой дискриминации………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30
Уравнение спроса: P=80-2,0Q
Уравнение предложения: P=24+2,0Q
TFC: 35
Количество фирм: 842
Число ценовых групп: 7

Файлы: 1 файл

диана.docx

— 155.92 Кб (Скачать файл)

Общий эффект, определяющий решение потребителя при изменении  цены одного из товаров потребительской  корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода и эффект замещения  впервые исследовали Дж.Хикс и Е.Слуцкий, которые по-разному оценивали их величину в общем эффекте. По Хиксу реальный доход можно считать неизменным, если при новом соотношении цен потребитель располагает доходом, который обеспечивает достижение прежнего уровня общей полезности. В трактовке Слуцкого неизменность реального дохода означает возможность при новом соотношении цен приобрести набор благ, соответствующий рациональному выбору при старом соотношении цен.

 

 

1.5. Проанализируем, используя графическую модель равновесия, как повлияет  спрос или предложение на равновесную цену и равновесное количество на конкурентном рынке:

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

эффект повышения цены и эффект снижения количества




 

 

 

 

 

 

эффект снижения цены и  количества

 

 

 

 

 



 

 

 

 

эффект повышения кол-ва и эффект снижения цены


 


 

 


                                               P

                                                               

                                               P1

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

Q1    Q2   

 


 

 

 

 

 

эффект понижения цены в результате увеличения предложения  и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштаб первого  эффекта больше масштаба второго, то цена снизится. Равновесное количество однозначно увеличится.

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

эффект повышения цены и эффект повышения количества продукта




 

 

 


 

 

 

 

 

                                                                Q2 Q1                                                           Q1 Q2


 

 

 

 

 

 

 

В этом примере совмещаются  два эффекта снижения цены, которые  дают большее снижение цены, чем  при действии одного из эффектов. Направление  изменения количества продукта зависит  от относительных параметров изменения  предложения и спроса (если предложение  больше спроса, то равновесное количество увеличивается).

 

 

 

 

 

 


 

 



 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Наблюдаются два эффекта  повышения цены. Если уменьшение предложения  больше, чем увеличение спроса, равновесное  количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально.

 


 


 

 

 

                                                   P

                                                                      P1

                                                                     P2



 

 

 

 

 


 

Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная  цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Равновесное  количество продукта однозначно уменьшается.

• увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товара;

• уменьшение спроса приводит к падению как равновесной цены, так и равновесного количества товара;

• рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;

• сокращение предложения  ведет к увеличению равновесной  цены и уменьшению равновесного количества товара.

Таким образом, на рынке спрос  и предложение не всегда уравновешены, но рынок тяготеет к равновесию. В рыночной экономике действуют законы спроса и предложения, согласно которым любое изменение спроса и предложения автоматически включает стихийный механизм поиска равновесных цен, т.е. равновесия производства и потребления, что и создает сбалансированность экономики.

 

 

 

2. Анализ эластичности  спроса по показателю общей  выручки

 

Цель раздела: приобрести навыки расчета показателя дуговой эластичности, сформулировать тест на эластичность.

Задачи раздела: выявить взаимосвязь эластичности спроса и общей выручки и проанализировать ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Таблица 1

Цена

Количество

Спрашиваемой

Продукции

Количество

Предлагаемой

продукции

Валовая выручка

Коэффициент

эластичности

Спроса

Коэффициент

Эластичности предложения

Р

1

Qd

2

Qs

3

TR

4

Ed

5

Es

6

78

1

27

78

25,6

1,4

76

2

26

152

15

1,47

74

3

25

222

10,4

1,48

72

4

24

288

7,8

1,51

70

5

23

350

6,2

1,53

68

6

22

408

5,1

1,55

66

7

21

462

4,3

1,58

64

8

20

512

3,7

1,61

62

9

19

558

3,2

1,64

60

10

18

600

2,8

1,68

58

11

17

638

2,4

1,72

56

12

16

672

2,2

1,77

54

13

15

702

1,9

1,82

52

14

14

728

1,7

1,8

50

15

13

750

1,5

1,96

48

15

12

720

1,4

2,04

46

16

11

736

1,2

2,1

44

17

10

748

1,1

2,2

42

18

9

756

1,05

2,4

40

19

8

760

0,9

2,6

38

20

7

760

0,8

2,8

36

21

6

756

0,7

3,1

34

22

5

748

0,702

3,6

32

23

4

736

0,6

4,4

30

24

3

720

0,5

5,8

28

25

2

700

0,509

9

26

26

1

676

0,4

25

24

27

0

648

0,403

-23

22

28

-1

616

0,3

-7

20

29

-2

580

0,31

-3,8

18

30

-3

540

0,2

-2,4


 

2.2 Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под

влиянием экономических  и социальных факторов, связанных  с изменением цен; спрос

может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение

уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

    

Ценовая эластичность

Согласно закону спроса, потребители  при снижении цены будут приобретать

большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на

изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию  ценовой эластичности для определения

чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным. Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.

 

       Оценка эластичности по показателю общей выручки

1. Эластичный спрос (Ed>1). Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к

увеличению общей выручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки. Если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

2. Неэластичный  спрос (Ed<1). Если спрос неэластичен, уменьшение цены

приведет  к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается

недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы

продукции, и в результате общая выручка  уменьшается. Обратное утверждение  тоже верно.

Если спрос  неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

Единичная эластичность (Ed=1). Увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной.

Факторы ценовой эластичности спроса

1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта

предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность

спроса на продукт зависит  от того,  насколько узко определены границы этого

продукта.

2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше места занимает товар в

бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса

на него.

3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы

необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши  обычно

эластичен.

4.Фактор времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее время

для принятия решений. Это  зависит от привычек потребителя , долговечности продукта.

2.3 Валовой доход достиг своего максимального значения 760 на дуге 40-38, эластичность на этой дуге равна 2.

2.4ДУГОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ - примерная (ориентировочная) степень  реакции спроса или предложения  на изменения цены, дохода и  других факторов.

Где Р0 - начальная цена;

Q0 - начальный объем спроса;

P1 - новая цена;

Q1 - новый объем спроса.

Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность, или  эластичность в середине хорды, соединяющей  две точки. В действительности применяются  средние для дуги значения цены и  объема спроса или предложения. Дуговая  эластичность спроса используется в  случаях с относительно большими изменениями цен, доходов и других факторов.

Коэффициент дуговой эластичности, по утверждению Р. Пиндайка и Д. Рубинфельда, всегда лежит где-то (но не всегда посередине) между двумя показателями точечной эластичности для низкой и высокой цен.

Итак, при незначительных изменениях рассматриваемых величин, как правило, используется формула  точечной эластичности, а при больших (например, свыше 5% от начальных величин) используется формула дуговой эластичности.

2.5 Так как, цена и валовой доход изменяется в противоположную сторону то спрос эластичен, а если же в одном направлении то не эластичен.

  1. Цена растет, а спрос эластичен – валовой доход снижается;
  2. Цена растет, а предложение эластично– ответа нет
  3. Цена падает, а  спрос неэластичен, следовательно, валовой доход тоже уменьшается;
  4. Цена растет, а спрос неэластичен, значит, валовой доход увеличивается;
  5. Цена падает, а спрос характеризуется единичной эластичностью – в данном случае валовой доход максимален;
  6. Цена падает, а спрос эластичен, это означает, что валовой доход будет расти;
  7. Цена растет, предложение неэластично, ответа нет

 

 

    

3. АНАЛИЗ РЫНОЧНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЧИСТО  КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ В

КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ

Цель раздела: уяснить основные характеристики рыночного положения фирм ценополучателей /"прайс - тейкеров"/, выявить основные стратегии чистоконкурентных фирм в краткосрочном периоде и условия равновесия в долгосрочном периоде.

Задачи раздела: проанализировать результаты деятельности фирм на чистоконкурентном рынке в зависимости от различного уровня цены и издержек производства, смоделировать процесс установления рыночной цены и спрогнозировать ее влияние на размеры отрасли.

 

Кол-во

Единиц

Прод.

Общие

Постоян -

ные

издержки

Общие

Переменные

издержки

Общие

Валовые издержки

Средние

Постоян -

ные

издержки

Средние

Перемен -

ные

издержки

Средние

Общие

издержки

Предельные

Издержки

Q

TFC

TVC

TC

AFC

AVC

АТС

МС

1

2

3

4

5

6

7

8

1

35

65

100

35

65

100

65

2

35

125

160

17.5

62.5

80

60

3

35

180

215

11.6

60

71,6

55

4

35

230

265

8.75

57.5

66,25

50

5

35

275

310

7

55

62

45

6

35

315

350

5.8

52.5

58,3

40

7

35

350

385

5

50

55

35

8

35

380

415

4.3

47.5

51,875

30

9

35

405

440

3.8

45

48,8

25

10

35

435

470

3.5

43,5

47

30

11

35

470

505

3.1

42,72

45,9

35

12

35

510

545

2.9

42,5

45,4

40

13

35

555

590

2.6

42,69

45,3

45

14

35

610

645

2.5

43,57

46,07

55

15

35

675

710

2.3

45

47,3

65

16

35

750

785

2.1

46,875

49,06

75

17

35

835

870

2.05

49,11

51,1

85

18

35

930

965

1.9

51,6

53,6

95

19

35

1035

1070

1.8

54,47

56,3

105

20

35

1150

1185

1.75

57,5

59,25

115

21

35

1275

1310

1.6

60,71

62,3

125

22

35

1410

1445

1.5

64,09

65,6

135

23

35

1555

1590

1.5

67,6

69,1

145

24

35

1710

1745

1.45

71,25

72,7

155

25

35

1875

1910

1.4

75

76,4

165

26

35

2050

2085

1.3

78,84

80,1

175

27

35

2235

2270

1.2

82,7

84,07

185

28

35

2430

2465

1.25

86,78

88,03

195

29

35

2635

2670

1.2

90,86

92,06

205

30

35

2850

2885

1.1

95

96,1

215

Информация о работе Анализ изменения спроса и предложения