Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 08:53, дипломная работа
Эффективность менеджмента - сложное и многообразное понятие, смысл которого заключается в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью (производительностью). Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги и т. д.
Введение 6
1 Методологические и теоретические аспекты анализа эффективности управления организацией в современном менеджменте 9
1.1 Понятие «эффективности» в современном менеджменте 9
1.2. Анализ эффективности управления в современном менеджменте 11
1.3 Методологический инструментарий анализа эффективности управления образовательным учреждением 14
2 Анализ эффективности системы управления муниципальной средней общеобразовательной школы №4. 18
2.1 Характеристика МОУ СОШ №4 18
2.2 Анализ социально-психологического климата школы 21
2.3 Анализ системы управления МОУ СОШ №4 27
2.3.1 Анализ персонала 27
2.3.2 Анализ организационной структуры 32
2.3.3 Анализ системы мотивации труда в школе 34
2. 3.4 Анализ системы планирования в школе 36
2. 3.5 Анализ системы контроля школы 38
2.3.6 Анализ обеспеченности школы ресурсами 39
2.3.7 Анализ фонда заработной платы. 40
2.4 Анализ управленческих решений 41
2.4.1 Анализ стилей управления руководителей школы 41
2.4.2. Анализ управленческих решений 43
3. Пути совершенствования системы управления школой 44
3.1 Предложения по повышению эффективности управления школой 44
3.2 Модель улучшения социально-психологического климата в педагогическом коллективе СОШ №4 46
3.3 Социально-психологическое состояние педагога 51
Подводя итог рассмотрению теоретических и методологических аспектов анализа эффективности управления необходимо констатировать следующие выводы.
Во-первых, эффективность функционирования и развития образовательного учреждения определяется качественными и количественными характеристиками гуманистической модели управления.
Во-вторых, выявленные принципы анализа эффективности управления должны применяться как на уровне коллектива, так и на уровне отдельного человека. То есть речь идёт об исследовании социально-психологического климата организации, который является одним из организационных условий эффективного функционирования и развития организации.
В-третьих,
применение гуманистической модели
анализа эффективности управления образовательным
учреждением логически предполагает исследование
«операционной» эффективности, которая
определяется деловыми качествами менеджеров,
а также тем, насколько рационально используется
их потенциал и кадровый потенциал всей
школы.
2.1 Характеристика МОУ СОШ №4
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» города Краснокаменска была открыта в 1974 году. Основным направлением деятельности данного учебного заведения является предоставление образовательных услуг населению второго-пятого микрорайона. Школа осуществляет свою деятельность как некоммерческое учреждение, является собственностью муниципалитета.
Полное наименование учреждения: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»
Юридический адрес: 674674, Забайкальский край, город Краснокаменск, 222
Телефон: 8-302-45-2-50-52
Учредитель: Администрация муниципального образования города Краснокаменска и Краснокаменского района.
Исходя из потребностей потребителей (заказчиков) образовательных услуг (родителей и детей) была сформулирована следующая миссия: «От успеха в школе к успеху в жизни».
Цель и задачи должны носить смысловой оттенок миссии или философии организации, то есть составлять единое концептуальное поле. Цель организации, в соответствии с миссией, определяется следующей формулировкой: создание организационно-правовых, социально-психологических и материально-технических условий для получения учащимися качественного образования. Сформулированная цель позволяет определить ключевые задачи.
Система управления средней общеобразовательной школой осуществляется через реализацию целевых программ, которые входят в комплексно-целевую программу развития школы: «Здоровье», «Воспитание творчеством», «Шаг в будущее», «Росток», программа дополнительного образования детей «Созвездие».
Сформулированные миссия, цели, задачи школы, разработанные и утверждённые на педагогических советах целевые программы, способствовали выработке следующей организационно- правовой формы, представленной на рисунке 1.
Анализ
внешней среды школы, представленной
в таблицах 3,4,5, позволяет сделать
вывод - внешняя среда, сложившаяся
инфраструктура вокруг школы как социального
института. позволяет ставить цель – достижение
достойного качества образования выпускниками
школы.
Таблица 2.1 Анализ положения образовательного учреждения относительно образовательного рынка города Краснокаменска
Положение ОУ относительно транспортных магистралей (легко ли добираться?) | К СОШ № 4 можно проехать по транспортной магистрали города № 1 в двух противоположных направлениях (с восточной стороны маршрутом автобуса № 7, а с южной стороны города маршрутным автобусом № 6), что значительно облегчает подвоз учащихся практически со всех микрорайонов города |
Положение ОУ относительно социокультурных и спортивных объектов | Рядом со школой расположен ДК «Даурия», в которой работают хореографические студии, с/з «Бриз», техническая библиотека, межрайонная библиотека 2-5-го микрорайонов, стадион «Аргунь». |
Положение ОУ по отношению к конкурентам | СОШ №4 единственная школа города, которая обслуживает два микрорайона (2 и 5) |
Количество образовательных учреждений (в том числе дошкольных) в микрорайоне школы | В микрорайоне
школы имеется центр |
Потенциальные
потребители образовательных |
Учащиеся и родители второго, пятого микрорайонов. |
Таблица 2.2 Анализ инфраструктуры школы
Связь
школы с учебно- |
ДЮЦ, художественная школа, спортивные школы, клуб юного техника «Натиск», хореографические ансамбли и студии |
Связь
школы с культурно-просветительскими
учреждениями |
Центральные и межрайонные библиотеки города, секции научно-практической направленности от ДЮЦ |
Связь школы с медицинскими, социальными учреждениями | ЦПСД, ОБ № 4, МСЧ – 107, служба занятости населения |
Связь школы с административными учреждениями | Комитет по делам молодёжи города и района |
Связь школы с ВУЗами и учреждениями проф.образования. | ПУ № 34, ПУ № 11, Ангарский техникум школа малого бизнеса, медколледж, педколледж. |
Таблица 2.3 Административные факторы муниципалитета
Нормативно-правовое обеспечение процесса | ФЗ, нормативно-правовые акты органов областной и местной исполнительной власти, нормативно-правовые акты КУО области и города |
Методическая, информационная и административная поддержка | КУО города и области |
Наличие
свободы в определении |
Налоговые органы, КУО области и города |
Наличие у образовательного учреждения конкурентов в борьбе за привлечение внебюджетных средств | СОШ № 7, СОШ № 9 – гимназия |
Наличие специализированных фондов поддержки образования. | Нет |
На протяжении трёх лет в средней общеобразовательной школе № 4 г. Краснокамеска Забайкальского края наблюдаются негативные тенденции, свидетельствующие о снижении мотивации педагогов. Основными показателями такой тенденции являются следующие данные.
Показателен
анализ статистических данных, определяющих
конкурентоспособность и
Таблица 2.4 Результаты анкеты «Психологический климат в коллективе»
Вопросы | + ответ | - ответ |
1 | 2 | 3 |
Если бы вам представилась возможность перейти работать в другой коллектив? | 22/49% | 23/51% |
Оцените доброжелательность взаимоотношений в пед. коллективе? | 9/16% |
36/84% |
На
сколько администрация |
20/44% | 25/56% |
Как вы оцениваете готовность коллег оказать помощь друг другу? | 3/7% | 42/93% |
Оцените настроение в коллективе? | 12/27% | 33/73% |
Оцените культурную и интеллектуальную атмосферу в коллективе? | 3/7% |
42/93% |
В какой мере администрация прислушивается к вашим замечаниям и предложениям касающимся работы в школе? | 18/40% | 27/60% |
Уровень проведения культурно массовых мероприятий и совместного отдыха? | 9/20% | 36/80% |
Оцените доброжелательность коллектива к работе? | 6/13% | 39/87% |
Оцените отношение коллектива к работе? | 3/7% |
42/93% |
Оцените организованность и порядок работы в школе? | ½% | 44/98% |
Оцените творческую активность в коллективе? | 2/4% | 43/96% |
Оцените уровень своих взаимоотношений с руководством? | 11/24% | 34/76% |
Оцените согласованность единство действий в коллективе? | 13/29% |
32/71% |
Продолжение таблицы 2.4.
1 | 2 | 3 |
Оцените отношение учащихся к учебе в нашей школе? | ½% |
44/98% |
Оцените дисциплинированность в коллективе? | ½% |
44/98% |
Оцените уровень рациональности и использования сил и времени педагогов по работе в коллективе? | 20/47% | 24/53% |
Оцените учебно-материальную базу школы? | 24/53% | 21/47% |
Оцените наличие «показухи» формализма в работе школы? | 31/69% |
14/31% |
Оцените
удовлетворенность своей |
35/78% |
10/22% |
Данные свидетельствуют о явно неблагоприятном психологическом микроклимате среди педагогов.
В таблице 2.5. представлен один из показателей качества деятельности педагогического коллектива – поступление выпускников в учебные заведение. Снижение их количества свидетельствует о низком качестве предоставляемых образовательных услуг.
Таблица 2.5 Поступление выпускников в учебные заведения
Год | Общее кол-во выпускников |
Поступили в ВУЗы | Поступили в Сузы | Общий % поступления | ||
Кол-во | % | Кол-во | % | |||
2006-2007 | 73 |
57 | 85 | 6 | 9 | 100 |
2007-2008 | 74 | 55 | 74,3 | 19 | 25,7 | 100 |
2008-2009 | 84 | 43 | 51 | 35 | 41,7 | 92,7 |
Информация о работе Анализ эффективности управления организацией, пути ее повышения