Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 08:53, дипломная работа
Эффективность менеджмента - сложное и многообразное понятие, смысл которого заключается в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью (производительностью). Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги и т. д.
Введение 6
1 Методологические и теоретические аспекты анализа эффективности управления организацией в современном менеджменте 9
1.1 Понятие «эффективности» в современном менеджменте 9
1.2. Анализ эффективности управления в современном менеджменте 11
1.3 Методологический инструментарий анализа эффективности управления образовательным учреждением 14
2 Анализ эффективности системы управления муниципальной средней общеобразовательной школы №4. 18
2.1 Характеристика МОУ СОШ №4 18
2.2 Анализ социально-психологического климата школы 21
2.3 Анализ системы управления МОУ СОШ №4 27
2.3.1 Анализ персонала 27
2.3.2 Анализ организационной структуры 32
2.3.3 Анализ системы мотивации труда в школе 34
2. 3.4 Анализ системы планирования в школе 36
2. 3.5 Анализ системы контроля школы 38
2.3.6 Анализ обеспеченности школы ресурсами 39
2.3.7 Анализ фонда заработной платы. 40
2.4 Анализ управленческих решений 41
2.4.1 Анализ стилей управления руководителей школы 41
2.4.2. Анализ управленческих решений 43
3. Пути совершенствования системы управления школой 44
3.1 Предложения по повышению эффективности управления школой 44
3.2 Модель улучшения социально-психологического климата в педагогическом коллективе СОШ №4 46
3.3 Социально-психологическое состояние педагога 51
До принятия управленческого решения о необходимости совершенствования системы управления на основе менеджмента в школе была линейная система управления. С разработкой и внедрением в практику механизмов внутришкольного менеджмента модель управления, приобрела дивизионный характер, выстроена на принципах сотрудничества, участия в управлении учителей и делегирование полномочий, целевой гармонизации,
горизонтальных связей;
Работа школы по данной системе управления дала первые результаты:
Рисунок 1. Дивизионная (комплексная) модель организационной структуры управления СОШ №4
Мотивация - это процесс побуждения работника к активной деятельности по достижению целей организации с помощью стимулов. Система мотивации в данной школе существует как и в любой другой организации. Используются для стимулирования различные методы. Вообще методы делят на две группы: экономические (создание благоприятных условий труда, предоставление интересной работы, привлечение работников к принятию решений, зарплата, премии, подарки, повышение или понижение в должности) и неэкономические (благодарность, похвала, уважение). В школе используются практически все перечисленные методы, хотя чаще используются неэкономические, так как школа является некоммерческой организацией и собственных доходов не имеет. Премии, повышение зарплаты, подарки не предусмотрены финансированием. Таким образом, чаще используется моральное вознаграждение. За успехи в обучении и воспитании детей предусмотрены следующие поощрения:
Таким
образом, система мотивации в Краснокаменской
муниципальной средней общеобразовательной
школе разнообразна, хотя и преобладают
моральные методы стимулирования. Необходимо
большее распространение экономических
методов мотивации.
При планировании определяются цели и план деятельности организации, средства, необходимые для реализации этого, разрабатываются также наиболее эффективные методы достижения целей. Основываясь на прогнозах стратегических планах, обеспечивается вся будущая работа школы. В школе создаются различные виды планов на различных уровнях. Каждый учитель составляет тематическое планирование по своему предмету на год, планы уроков. Эти виды планов учитель составляет самостоятельно с учетом стандартов образовательных программ и требований к системе знаний по предмету. Планы проверяются заместителем по учебно-воспитательной работе. Классные руководители составляют планы воспитательной работы в классе. Они проверяются заместителем директора по воспитательной работе. Методические объединения составляют планы работы на каждую четверть года. В составлении этих планов участвуют все учителя кафедр. Руководитель утверждает его и сдает на проверку заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Планы составляются в соответствии с темой работы школы и спецификой образовательной области кафедры. Заместители составляют свои планы работы, которые включают проведение различных методических совещаний, семинаров, педсоветов. Эти планы утверждаются директором школы. Кроме того, в планировании работы школы участвуют творческие группы, которые создаются в конце учебного года. Эти труппы проводят диагностику работы за год, анализируют, выявляют, что получилось, а что - нет. На основе этого составляют план работы на следующий год. Затем эти планы выносятся на обсуждение на педсовете, корректируются и утверждаются. Также свои планы составляют психолог и социальный педагог, совет старшеклассников, библиотекарь. Все планы объединяются в общешкольный план. Анализ своей работы ежегодно проводят учителя, руководители кафедр, заместители директора и на основе этих анализов составляется общий анализ работы школы за год.
Таким образом, планирование в школе включает следующие этапы: диагностика, анализ, собственно планирование (предварительное), обсуждение, корректировка, утверждение. Такая система планирования позволяет всем работникам участвовать в разработке планов работы на год. Это очень эффективно, так как учитываются различные мнения, и выбирается оптимальный вариант. А также, является методом мотивации.
Анализ плана «Система работы с педагогическими кадрами» показывает, что работа с кадрами охватывает различные аспекты деятельности и осуществляется различными формами.
Анализ раздела плана «Управление инновационными процессами» доказывает, что школа развивается, внедряет новые технологии. При этом вся работа анализируется, вносятся корректировки, проводится диагностика учащихся по различным вопросам. Последние два года в данной школе были введены следующие инновации: предпрофильная подготовка и профильное обучение, разработка и проведение элективных курсов, ЕГЭ. Так же последние пять лет работают школьное научно-исследовательское общество учащихся. В школе существует проблема с успеваемостью. Диагностика показывает, что одна из главных причин - это большое количество учащихся, а также недостаточная мотивация учащихся к обучению, не хватает современных средств обучения. Тем не менее, школа стремится к внедрению новых технологий, стараясь идти в ногу со временем. Анализ плана «Воспитательной работы» показывает, что воспитательная работа охватывает различные аспекты жизни. Она включает различные направления работы: спортивно-оздоровительное, патриотическое, досуговое, правовое, интеллектуальное, экологическое и народные традиции. На каждой ступени проводятся различные мероприятия соответствующие возрасту учащихся. Отрицательным моментом можно назвать не очень тщательную подготовку мероприятий, необходимо этому уделять больше внимания.
Контроль - это процесс, способствующий достижению целей школы. В школе осуществляются различные виды контроля: индивидуальный, тематический, контрольно-обобщающий, фронтальный, проверка документации (тетради, журналы, дневники, личные дела), контроль с целью оказания методической помощи, а также предварительный, текущий и заключительный. Контролируются педагогический процесс, бюджетная деятельность, хозяйственная деятельность, воспитательная работа, успеваемость. Объектами контроля являются:
Таким образом, в школе существуют различные виды контроля, которые выявляют положительные и отрицательные результаты работы школы, которые учитываются при планировании работы на следующий год. К недостаткам контроля можно отнести в какой-то мере его формальность и обезличенность, т.к. в результате видны общие недостатки, но невидно пробелов в знаниях отдельного ученика, трудно выявить темы, которые вызывают затруднение у некоторых учеников.
К видам ресурсов, используемым в данной школе, можно отнести материальные, информационные, финансовые и технические ресурсы. Обеспеченность этими видами ресурсов различна. Обеспеченность материальными ресурсами (мебель и т.д.) удовлетворительна. Много старой мебели, но она постоянно ремонтируется.
Обеспеченность
финансовыми ресурсами
Обеспеченность техническими ресурсами (аппаратура, технические средства обучения и т.п.) - на 20%.
Обеспеченность информационными ресурсами (методическая литература, Интернет) - 60-70%.
. Анализ
инвентаризационной описи
Обеспеченность
информационными ресурсами недостаточна.
В школе не хватает учебной и методической
литературы, наглядных пособий. Так же
компьютерный класс не обеспечивает потребностей
школы в полной мере. Имеется очень мало
электронных обучающих пособий, хотя есть
выход в Интернет, но пропускная способность
линии не дает возможность найти нужную
информацию в учебное время.
??
Таблица
2.11 – Анализ заработной платы
показатели | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Отношение
2009 г. к 2007 году, % |
Постоянные работники, чел. | ||||
Сезонные
Временные Работники, чел. |
||||
Служащие, чел. | ||||
Общий
фонд з.п.,
руб. |
||||
Средняя
з.п.,
одного работника, руб. |
Информация о работе Анализ эффективности управления организацией, пути ее повышения