Анализ эффективности управления организацией, пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 08:53, дипломная работа

Описание работы

Эффективность менеджмента - сложное и многообразное понятие, смысл которого заключается в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью (производительностью). Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги и т. д.

Содержание работы

Введение 6
1 Методологические и теоретические аспекты анализа эффективности управления организацией в современном менеджменте 9
1.1 Понятие «эффективности» в современном менеджменте 9
1.2. Анализ эффективности управления в современном менеджменте 11
1.3 Методологический инструментарий анализа эффективности управления образовательным учреждением 14
2 Анализ эффективности системы управления муниципальной средней общеобразовательной школы №4. 18
2.1 Характеристика МОУ СОШ №4 18
2.2 Анализ социально-психологического климата школы 21
2.3 Анализ системы управления МОУ СОШ №4 27
2.3.1 Анализ персонала 27
2.3.2 Анализ организационной структуры 32
2.3.3 Анализ системы мотивации труда в школе 34
2. 3.4 Анализ системы планирования в школе 36
2. 3.5 Анализ системы контроля школы 38
2.3.6 Анализ обеспеченности школы ресурсами 39
2.3.7 Анализ фонда заработной платы. 40
2.4 Анализ управленческих решений 41
2.4.1 Анализ стилей управления руководителей школы 41
2.4.2. Анализ управленческих решений 43
3. Пути совершенствования системы управления школой 44
3.1 Предложения по повышению эффективности управления школой 44
3.2 Модель улучшения социально-психологического климата в педагогическом коллективе СОШ №4 46
3.3 Социально-психологическое состояние педагога 51

Файлы: 1 файл

Анализ_эффективности_управления_организацией_МОУ_СОШ__4_г._Краснокаменска,_пути_ее_повышения_.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

 

2.3.2 Анализ организационной структуры

 

   До  принятия управленческого решения о необходимости совершенствования системы управления на основе менеджмента в школе была линейная система управления.  С разработкой и внедрением в практику механизмов внутришкольного менеджмента модель управления, приобрела дивизионный характер,  выстроена на принципах сотрудничества, участия в управлении учителей и делегирование полномочий, целевой гармонизации,

горизонтальных связей;

   Работа  школы по данной системе управления дала первые результаты:

    1. Большее количество педагогов стало принимать участие в разработке управленческих решений;
    2. Возможность создания новых должностей позволило стимулировать наиболее передовых работников коллектива;
    3. Время на разработку и принятие управленческих решений значительно сократилось, что позволило увеличить резерв трудового времени;
    4. В структуру управления органически вошёл ученический актив, что позволило по-иному организовать школьное самоуправление.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1. Дивизионная (комплексная) модель организационной структуры управления СОШ №4

 

2.3.3 Анализ системы мотивации труда в школе

     Мотивация - это процесс побуждения работника к активной деятельности по достижению целей организации с помощью стимулов. Система мотивации в данной школе существует как и в любой другой организации. Используются для стимулирования различные методы. Вообще методы делят на две группы: экономические (создание благоприятных условий труда, предоставление интересной работы, привлечение работников к принятию решений, зарплата, премии, подарки, повышение или понижение в должности) и неэкономические (благодарность, похвала, уважение). В школе используются практически все перечисленные методы, хотя чаще используются неэкономические, так как школа является некоммерческой организацией и собственных доходов не имеет. Премии, повышение зарплаты, подарки не предусмотрены финансированием. Таким образом, чаще используется моральное вознаграждение. За успехи в обучении и воспитании детей предусмотрены следующие поощрения: 

  • Почетные грамоты. «Почетная грамота» (2%), грамота «Министерства образования РФ» (5%), «Почетный работник образования Читинской области» (12%).
  • Благодарности - за различные успехи в обучении и воспитании учащихся,
  • Ценные подарки и премии. Эти виды вознаграждения используются редко из-за недостаточности финансовых средств.
  • Похвала. Это наиболее часто используемый вид поощрений в любой организации. Он также достаточно эффективен, так как вовремя полученная похвала повышает самоуважение человека, и он стремится делать свою работу на высоком уровне.
  • Уважение. Это также распространенный метод в школе, так как коллеги всегда уважительно относятся к человеку, добившемуся значительных результатов. Уважение других также стимулирует выполнять работу на прежнем и более высоком уровне.
  • Создание благоприятных условий труда. Этот метод используется реже, так как благоприятные условия труда в школе во многом зависят от финансирования учредителя и различных организаций (жилищно-коммунальное хозяйство, энергетических предприятий и др.). Учредитель неудовлетворительно финансирует школу (всего на 10%). Хотя многое зависит от энергичности директора, заместителя по хозяйственной работе, техперсонала, заведующих кабинетами и даже детей, которые помогают в ремонте школы. Благодаря их усилиям школа всегда отремонтирована к 1 сентября. Кроме того, стараниями руководителей, дежурных учителей и детей в школе постоянно поддерживается порядок, что важно для поддержания хороших условий труда, а также для воспитательного процесса. Последние два года в школе поддерживается оптимальный тепловой режим. Ранее в школе было очень холодно, что сказывалось отрицательно на результатах работы учителей и качестве знаний учащихся. из-за многочисленных больничных.
  • Предоставление работнику интересной работы через работу кружков, преподавание элективных курсов.

     Таким образом, система мотивации в Краснокаменской муниципальной средней общеобразовательной школе разнообразна, хотя и преобладают моральные методы стимулирования. Необходимо большее распространение экономических методов мотивации.  
 
 

2. 3.4 Анализ системы планирования в школе

     При планировании определяются цели и план деятельности организации, средства, необходимые для реализации этого, разрабатываются также наиболее эффективные методы достижения целей. Основываясь на прогнозах стратегических планах, обеспечивается вся будущая работа школы. В школе создаются различные виды планов на различных уровнях. Каждый учитель составляет тематическое планирование по своему предмету на год, планы уроков. Эти виды планов учитель составляет самостоятельно с учетом стандартов образовательных программ и требований к системе знаний по предмету. Планы проверяются заместителем по учебно-воспитательной работе. Классные руководители составляют планы воспитательной работы в классе. Они проверяются заместителем директора по воспитательной работе. Методические объединения составляют планы работы на каждую четверть года. В составлении этих планов участвуют все учителя кафедр. Руководитель утверждает его и сдает на проверку заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Планы составляются в соответствии с темой работы школы и спецификой образовательной области кафедры. Заместители составляют свои планы работы, которые включают проведение различных методических совещаний, семинаров, педсоветов. Эти планы утверждаются директором школы. Кроме того, в планировании работы школы участвуют творческие группы, которые создаются в конце учебного года. Эти труппы проводят диагностику работы за год, анализируют, выявляют, что получилось, а что - нет. На основе этого составляют план работы на следующий год. Затем эти планы выносятся на обсуждение на педсовете, корректируются и утверждаются. Также свои планы составляют психолог и социальный педагог, совет старшеклассников, библиотекарь. Все планы объединяются в общешкольный план. Анализ своей работы ежегодно проводят учителя, руководители кафедр, заместители директора и на основе этих анализов составляется общий анализ работы школы за год.

     Таким образом, планирование в школе включает следующие этапы: диагностика, анализ, собственно планирование (предварительное), обсуждение, корректировка, утверждение. Такая система планирования позволяет всем работникам участвовать в разработке планов работы на год. Это очень эффективно, так как учитываются различные мнения, и выбирается оптимальный вариант. А также, является методом мотивации.

     Анализ  плана «Система работы с педагогическими кадрами» показывает, что работа с кадрами охватывает различные аспекты деятельности и осуществляется различными формами.

     Анализ  раздела плана «Управление инновационными  процессами» доказывает, что школа развивается, внедряет новые технологии. При этом вся работа анализируется, вносятся корректировки, проводится диагностика учащихся по различным вопросам. Последние два года в данной школе были введены следующие инновации: предпрофильная подготовка и профильное обучение, разработка и проведение элективных курсов, ЕГЭ. Так же последние пять лет работают школьное научно-исследовательское общество учащихся. В школе существует проблема с успеваемостью. Диагностика показывает, что одна из главных причин - это большое количество учащихся, а также недостаточная мотивация учащихся к обучению, не хватает современных средств обучения. Тем не менее, школа стремится к внедрению новых технологий, стараясь идти в ногу со временем. Анализ плана «Воспитательной работы» показывает, что воспитательная работа охватывает различные аспекты жизни. Она включает различные направления работы: спортивно-оздоровительное, патриотическое, досуговое, правовое, интеллектуальное, экологическое и народные традиции. На каждой ступени проводятся различные мероприятия соответствующие возрасту учащихся. Отрицательным моментом можно назвать не очень тщательную подготовку мероприятий, необходимо этому уделять больше внимания.

2. 3.5 Анализ системы контроля школы

     Контроль - это процесс, способствующий достижению целей школы. В школе осуществляются различные виды контроля: индивидуальный, тематический, контрольно-обобщающий, фронтальный, проверка документации (тетради, журналы, дневники, личные дела), контроль с целью оказания методической помощи, а также предварительный, текущий и заключительный. Контролируются педагогический процесс, бюджетная деятельность, хозяйственная деятельность, воспитательная работа, успеваемость. Объектами контроля являются:

  1. Учащиеся. Контролируют количественный, возрастной состав, результаты учебной деятельности, поступление выпускников в учебные заведения, уровень обученности, состояние здоровья, уровень адаптации и т.д.
  2. Учителя. Контролируется уровень методических затруднений, количественные и качественные показатели состава учителей и т.д.;
  3. Родители. Контролируется уровень образования, социальный состав семей, отношением родителей к школе и т.д.;
  4. Материально-техническая база. Контролируется обеспеченность учебниками, методическая и техническая обеспеченность кабинетов и т.д контроля. План контрольно-обобщающего контроля предусматривает проведение контрольных работ и срезов по различным предметам в разных классах по определенной теме. Предусмотрены сроки каждой контрольной работы или среза. Так же приведены темы контрольно-обобщающего контроля для различных классов. При таком виде контроля смотрят на результаты деятельности всего класса. Кроме того уточняется, что именно контролируется при проверке дневников, тетрадей и журналов в течении учебного года. Так же указывается должность проверяющего.

     Таким образом, в школе существуют различные  виды контроля, которые выявляют положительные  и отрицательные результаты работы школы, которые учитываются при  планировании работы на следующий год. К недостаткам контроля можно отнести в какой-то мере его формальность и обезличенность, т.к. в результате видны общие недостатки, но невидно пробелов в знаниях отдельного ученика, трудно выявить темы, которые вызывают затруднение у некоторых учеников.

2.3.6 Анализ обеспеченности школы ресурсами

     К видам ресурсов, используемым в данной школе, можно отнести материальные, информационные, финансовые и технические ресурсы. Обеспеченность этими видами ресурсов различна. Обеспеченность материальными ресурсами (мебель и т.д.) удовлетворительна. Много старой мебели, но она постоянно ремонтируется.

     Обеспеченность  финансовыми ресурсами неоднородна. Федеральное финансирование 100%, а  местное - всего на 10%.

     Обеспеченность  техническими ресурсами (аппаратура, технические  средства обучения и т.п.) - на 20%.

     Обеспеченность  информационными ресурсами (методическая литература, Интернет) - 60-70%.

. Анализ  инвентаризационной описи выявляет  наличие устаревших материальных  средств, которые необходимо заменить. Видно, что материальных средств  недостаточно, особенно новейшей  техники.

     Обеспеченность информационными ресурсами недостаточна. В школе не хватает учебной и методической литературы, наглядных пособий. Так же компьютерный класс не обеспечивает потребностей школы в полной мере. Имеется очень мало электронных обучающих пособий, хотя есть выход в Интернет, но пропускная способность линии не дает возможность найти нужную информацию в учебное время.  
 
 
 

2.3.7  Анализ фонда заработной  платы.

     ??

     Таблица 2.11 – Анализ заработной платы 

показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отношение

2009 г. к 2007 году, %

Постоянные  работники, чел.        
Сезонные

Временные

Работники, чел.

       
Служащие, чел.        
Общий фонд з.п.,

руб.

       
Средняя з.п.,

одного  работника, руб.

       

Информация о работе Анализ эффективности управления организацией, пути ее повышения