Анализ конкурентных преимуществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы провести анализ конкурентного положения предприятия.
Достижение поставленной цели исследования осуществлялось через последовательность решения логически обусловленных и взаимосвязанных задач:
- изучить сущность конкуренции: понятие и виды
- проанализировать управление конкурентоспособностью организации;
- исследовать оценку конкурентного статуса организации
- проанализировать конкурентное положение ООО «Лабинский маслоэкстракционный завод»;
- разработать бизнес – план по запуску новой линии переработки семян подсолнечника;
- дать оценку мероприятия по одному из существующих на сегодня методов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА 6
1.1 Сущность конкуренции: понятие и виды……………………………...….6
1.2 Управление конкурентоспособностью организации………………...…12
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ООО «ЛАБИНСКИЙ МЭЗ» 18
2.1. Краткая характеристика предприятия 18
2.2 Общий анализ внутренней среды ООО «Лабинский МЭЗ»……………22
2.3 Оценка конкурентоспособности организации………………………...23
2.4 SWOT-анализ деятельности ООО «Лабинский МЭЗ»……………….30
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ООО «ЛАБИНСКИЙ МЭЗ»…………………….……………………………………………………….33
3.1 Бизнес – план по запуску новой линии переработки семян подсолнечника………………………………………………………………………………33
3.1.1 Резюме………………………………………………………….………33
3.1.2 Виды и объемы деятельности………………………………………….38
3.1.3 Оценка рынка сбыта……………………………………………………42
3.1.4 Финансовый план……………………………………………………..46
3.2 Оценка эффективности бизнес - плана и рисков его реализации……48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Файлы: 1 файл

111Анализ конкурентных преимуществ ООО -ЛАБИНСКИЙ МЭЗ-_2011 (1).doc

— 512.00 Кб (Скачать файл)

     В современном мире ценовая конкуренция  утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме.

     Дело  в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы  снижения себестоимости товара. В  целом, конкуренция в открытой форме  приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорениям. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:

     -фирмами-аутсайдерами  в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;

     -для  проникновения на рынки с новыми  товарами;

     -для  укрепления позиций в случае  внезапного обострения проблемы  сбыта.

     При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

     Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара( фирмы  выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).

     К незаконным методам неценовой конкуренции  относятся [36]:

     -промышленный  шпионаж;

     -переманивание  специалистов, владеющих производственными  секретами;

     -выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а потому обычно на 50% дешевле;

     -закупка  образцов с целью их копирования.

     Можно выделить следующие основные направления  конкурентной деятельности фирмы [36]:

     1) Конкуренция в области рынков  сырья за завоевание позиций  на ресурсных рынках с целью обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами, перспективными материалами, высококвалифицированными специалистами, современной техникой и технологией с целью обеспечения более высокой, чем у конкурентов, производительности труда.

     В качестве конкурентов предприятия  на сырьевых рынках выступают в основном фирмы-производители продуктов-аналогов, использующие в своем производстве аналогичные материальные ресурсы, технологию, трудовые ресурсы;

     2) Конкуренция в области сбыта  товаров и/или услуг на рынке;

     3) Конкуренция между покупателями  на сбытовых рынках.

     В зависимости от интенсивности конкуренции  в этой среде фирма прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность.

     В условиях насыщенного рынка конкуренция  покупателей уступает место конкуренции  продавцов. В связи с этим среди  этих трех направлений конкурентной деятельности фирмы наибольший интерес, с точки зрения маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов в области сбыта товара и/или услуги на рынке. Два оставшихся направления являются конкуренцией покупателей.

     Так как конкуренцию в маркетинге принято рассматривать в отношении потребителя, то и различные виды конкуренции соответствуют определенным этапам потребительского выбора.

     В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке  можно выделить следующие виды конкуренции [12, с.276]:

     1) желания-конкуренты.

     Этот  вид конкуренции связан с тем, что существует множество альтернативных способов вложения потребителем денежных средств;

     2) функциональная конкуренция. 

     Этот  вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами (существуют альтернативные способы удовлетворения потребности).

     Это базовый уровень изучения конкуренции  в маркетинге.

     3) межфирменная конкуренция.

     Это конкуренция альтернатив доминирующих и наиболее эффективных способов удовлетворения потребности.

     4) межтоварная конкуренция.

     Это конкуренция товаров фирмы между собой. Она конкуренцией по сути не является, а представляет из себя частный случай ассортиментного ряда, целью которого является создать имитацию потребительского выбора.

     Таким образом, можно видеть, что конкуренция  это понятие, которые охватывает множество других понятий. Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики - от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы [12, с.279]. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав “социалистическим соревнованием”. 

     1.2 Управление конкурентоспособностью  организации

     Сущность  конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств. Когда на конкурентном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на его цену [19, с.302].

     Можно обратить внимание на тот факт, что  когда продукта оказывается необычно мало, цена на него повышается. Регулируя предложение, производитель способен в собственных интересах манипулировать рынком. Однако сущность конкуренции заключается в том, что на рынке имеется такое большое количество продавцов, при котором каждый из них, обеспечивая почти мизерную долю общего объема предложения, практически не в состоянии воздействовать на предложение, а, следовательно, и на цену продукта.

     То  есть, конкуренция означает, что  каждый продавец вносит мельчайшую лепту в общий объем предложения. Индивидуальные продавцы не способны оказать заметное воздействие на общий объем предложения, поэтому продавец, выступающий в качестве индивидуального производителя, не в состоянии манипулировать ценой продукта [19, с.310]. Именно это имеют в виду, когда говорят, что индивидуальный продавец, участвующий в конкуренции "отдан на милость рынка". Поэтому очень важно любой организации управлять своей конкурентоспособностью.

     Отметим то, что рассматривая конкуренцию  необходимо показать как положительные  ее стороны, так и отрицательные.

     Положительные стороны конкуренции [19, с.311]:

  • конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
  • конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
  • конкуренция стимулирует повышение качества товара;
  • конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
  • конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
  • конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
  • конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
  • конкуренция вводит новые формы управления.

     Отрицательные стороны конкуренции:

  • при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
  • многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

     Конкурентоспособность как многоплановая экономическая  категория может рассматриваться в нескольких аспектах, между которыми существует тесная взаимосвязь - конкурентоспособность страны, конкурентоспособность товаропроизводителя и конкурентоспособность товара.

     Например [35, с.33], конкурентоспособность предприятия не является его имманентным качеством, поскольку предприятие функционирует в системе макро- и микросреды, сформировавшейся в рамках национальной экономики, следовательно, конкурентоспособность предприятия, с одной стороны зависит от конкурентоспособности национальной экономики в целом, а с другой, определяет ее. В экономической теории понятию конкурентоспособности предприятия дано множество определений, каждое из которых охватывает ту или иную его сторону, либо делает попытку его комплексной характеристики.

     Таким образом, «конкурентоспособность предприятия - комплексная сравнительная характеристика, отражающая степень преимуществ  совокупности оценочных показателей деятельности предприятия, которые определяют его успех на определенном рынке за определенный промежуток времени относительно совокупности показателей конкурентов».

     Изучение  потребителей и конкурентов, а также  условий конкуренции позволяет  предприятию определить его преимущества и недостатки перед конкурентами, выработать успешные конкурентные стратегии и поддержать конкурентные преимущества. Предприятие должно знать, в какой степени оно конкурентоспособно по отношению к другим субъектам данного рынка, так как высокая степень конкурентоспособности является гарантом получения высоких экономических показателей в рыночных условиях, и иметь стратегической целью достижения такого ее уровня, который помог бы ему выживать в условиях жесткой конкурентной борьбы. В настоящее время проблема конкурентоспособности как никогда актуальна для национальной экономики и для ее хозяйствующих первичных образований – предприятий [35, с.35]. В первую очередь это диктуется требованиями экономической безопасности самих предприятий и страны в целом, для поддержания которой на должном уровне необходима их высокая конкурентоспособность.

     Представляется  очевидным тот факт, что хозяйственный  комплекс России функционирует в сложной экономической ситуации. Ухудшение технического и технологического состояний производства, кризис платежей, пассивная инвестиционная и инновационная деятельность, утрата традиционных рынков сбыта, медленная структурная перестройка - все это приводит к простаиванию большого количества предприятий. В связи с этим, экономика страны характеризуется стагнацией промышленного производства, низким потребительским спросом, высоким уровнем убыточности предприятий, перешедшим за 40% и в конечном итоге, низкой конкурентоспособностью промышленной системы страны в целом и предприятий в частности.

     О низкой конкурентоспособности отечественных  предприятий свидетельствуют, в частности следующие факты. За последние годы в России значительно сократилось количество созданных образцов новых типов машин, оборудования и аппаратов (по сравнению с 1990 г. на 30%), среди которых лишь около 2% имеют технический уровень, превышающий мировой.

     В большинстве случаев отечественная  продукция оказывается неконкурентоспособной вследствие отсутствия сертификатов качества или же использования таких систем оценки качества товаров, которые не отвечают общепринятым в мире. Как показывает мировая рыночная практика, отсутствие сертификата ведет либо к существенному снижению цены на продукцию, либо вообще к отказу от контракта, более того, отсутствие сертификата на соответствие системы качества требованиям Международной организации по стандартизации исключает участие предприятия в тендерах на получение выгодных заказов от иностранных партнеров.

     Таким образом, низкое качество продукции - одна из ключевых и нерешенных проблем, формирующая, соответственно, невысокий уровень конкурентоспособности предприятий и страны [35, с.37].

     Другой  способ повысить конкурентоспособность  предприятия заключается в его конкурентных преимуществах, которые условно можно разделить на две категории [21, с.146]:

     1) «превосходство в умении» и  2) «превосходство в ресурсах». 

     Первая категория обусловлена эффективностью работы маркетологов и сбытовиков и включает в себя: ноу-хау в исследованиях и проектировании; умелое использование возможностей маркетинга; умение организовать стимулирование сбыта; инициативность всех звеньев производственно-сбытовой деятельности и др.

       Вторую категорию преимуществ  определяют: доступ к сырью, энергии, комплектующим; финансы, кадровый состав и его квалификация; производственные возможности, требующие небольших затрат; наличие развитой системы научно-технического, производственного, коммерческого сотрудничества и др.

     Особая  роль в системе управления предприятием на принципах маркетинговой ориентации должна принадлежать стратегическому маркетингу, являющемуся согласно стандартам ISO серии 9000 первой стадией жизненного цикла объекта и первой общей функцией управления. Его основное предназначение, как инструмента прогнозирования будущих параметров сложных систем - это разработка нормативов конкурентоспособности предприятия и продукции на основе исследования потребностей, товаров и конкурентов [21, с.147].

Информация о работе Анализ конкурентных преимуществ